На прошлой неделе посчастливилось поучаствовать в очень серьёзном мероприятии: «Заседании межведомственной рабочей группы по развитию электронного обучения, дистанционных образовательных средств». Вот новость на сайте ИТМО.

Если вкратце описать событие, то это было многочасовое заседание по вопросам электронного обучения. Уровень участников: ректоры, проректоры, директора, депутаты и даже зам. министра. Участники приехали со всей России.

Я не только слушал, но и делал небольшой доклад об HTML Academy. Демонстрировал вживую механизм работы академии, статистику, топ участников и так далее. Конечно, в основном обсуждали законодательство и более глобальные вопросы электронного обучения, такие как создание всероссийских информационных систем, создание консорциумов вузов и так далее.

И знаете, не всё так плохо у нас с вузами. Вот несколько интересных моментов.

Первое

Вузы действительно заинтересованы в использовании онлайнового обучения и создании качественных курсов. Но, как обычно, есть препятствия в законодательстве. Например, одно из требований к вузу состоит в том, чтобы на каждого студента приходилось сколько-то квадратных метров площади (и неважно, что этот студент учится в онлайне). Представьте себе, какого размера должен быть вуз, у которого всего-то 500 тысяч слушателей онлайн-курсов. Радует, эти проблемы на законодательном уровне решаются достаточно быстро. Это устаревшее требование уже убрали.

Или ещё одна проблема. Преподаватель начал использовать отличный ресурс для обучения студентов, например, HTML Academy. Его эффективность повысилась в 10 раз, теперь он тратит на работу со студентами не 10 пар, а всего 1 пару и выдаёт тот же результат. Вопрос: а что с ним делать? Как рассчитывать и платить зарплату, может ему заняться исследованиями? Тоже непростой вопрос, который решать надо и на уровне нормативов.

Второе

Многие вузы знают о передовых западных MOOC, о той же курсере. И хотели бы её использовать. Все понимают, что очень круто применять очень качественные курсы для подготовки студентов на некоторых дисциплинах учебной программы. Но тут уже проблемы начинаются со стороны курсеры. Она не хочет отдавать результаты обучения студентов (то есть оценки) вузам. И если полгода назад курсера обещала апи, то теперь вообще всё заглохло.

Третье. И самое интересное

Как я уже говорил, вузы понимают не только необходимость самостоятельно создавать классные онлайновые курсы, но и использовать у себя онлайновые курсы других вузов и компаний. И более того, в этом направлении уже делаются серьёзные шаги. Например, на следующий год запланирована большая работа по подготовке рекомендаций по созданию систем обмена результатами обучения между вузами и другими образовательными ресурсами.

Представьте, как это будет круто. Учитесь вы, например, в Архангельске в САФУ. У САФУ слабое IT-направление, но сильное арктическое направление. И ничего страшного, САФУ включает в учебный процесс HTML Academy и вы проходите курсы у нас, а оценки автоматически попадают в университет. Всё. Слабые места закрыты.

Ну а что же HTML Academy? Мы не курсера и готовы к сотрудничеству с вузами. Более того, мы уже запускаем пилотный проект по интеграции с образовательной платформой ИТМО, который будет идти в ближайшие полгода.

Так что, скорее всего, первым вузом, студенты которого будут официально обучаться в HTML Academy, будет ИТМО. А абитуриенты ИТМО, прошедшие курсы HTML Academy, смогут немного облегчить себе учебную нагрузку на первом курсе, так как их результаты автоматически зачтутся. Ну как вам перспектива?