Пока офисные работники перестраиваются на удаленный формат работы, учителям тоже пришлось тяжко: в краткие сроки перевести обучение в дистанционный формат, сохранив при этом своих учеников. Со всех сторон на учителей посыпались всевозможные предложения от платформ, сервисов и ресурсов по дистанционному обучению, что только усложнило процесс перехода. Ученикам и родителям, впрочем, тоже пришлось приспособиться к новым условиям учебы.

Мы спросили учителей, которые пользуются нашей платформой, как они осуществили переход в онлайн, и попросили поделиться своими идеями.

Определите единый инструмент, который знаком большинству

Самое важное, что можно сделать в условиях быстрой смены декораций — это воспользоваться тем инструментом, который уже знаком учителям и детям. Вдумчивый анализ платформ — отличная идея, но сейчас не лучшее время для этого. Во время карантина все средства хороши, и если у вас уже есть чатики со всеми учениками в BK или WhatsApp, не стремитесь перевести их всех в новую крутую платформу, созданную именно для этого. Лучше сосредоточьтесь на процессах и задачах, которые нужно наладить в первую очередь.

Я сама уже довольно давно работаю с платформой Moodle и поэтому, когда встал вопрос о переходе на дистанционное обучение, я предложила её своим коллегам. Явным преимуществом послужило и то, что дети с 7 по 11 класс уже зарегистрированы на этой площадке и имеют доступ к ней. К тому же, мы адаптировали под неё курс «Космическая вёрстка» от HTML Academy. Сейчас, когда педагогу со всех сторон предлагают использовать всевозможные сервисы, я считаю, важно определиться с чем-то одним для всей школы. Пусть это будет не идеальный инструмент, но зато и учителя, и ученики будут в одном общем контексте. Это важно, так как нам пришлось перестроиться довольно быстро и у нас не было времени.

Техническое сопровождение дистанционки отнимает очень много времени, ведь нужно обеспечить бесперебойный доступ для наших 46 учителей и 860 учащихся! Зато сейчас у нас уже более 95 курсов на платформе и все 34 класса активно занимаются по обучающим материалам различных платформ, учителя осваивают новые инструменты.

Для нашей школы хорошей находкой для личного общения с учащимися стал Дискорд — голосовой чат (да и детям он тоже знаком), а домашки выдаем через гугл-таблицу. Мы все приспособились к новой реальности и готовы поддержать и наших учеников, и их родителей.

Елена Владимировна Ямкина, заместитель директора по ИКТ МБОУ «СШ № 37», г. Ульяновск

Применяйте разные форматы заданий

Обучение онлайн — не значит обучение только посредством компьютера. Восстановить привычную школьную рутину дома в любом случае не получится, поэтому не стоит ограничивать себя только видеоконференциями и регулярными звонками. Можно мыслить шире и задействовать все ресурсы, задавая задания не только по учебной программе.

Помимо уроков, которые мы практически все перевели в дистанционный формат, мы постарались сохранить и внеурочную деятельность, и преподносим её в формате, привычном для аудитории соцсетей. Каждое утро мы публикуем ролики с зарядкой от наших учителей, учителя дополнительного образования проводят мастер-классы по творчеству и музыкальные паузы. Можно сказать, мы практически оцифровали всю школу, так как у нас даже психолог выпускает полезные ролики про борьбу с прокрастинацией и тревожностью. Для широкой публики мы проводим прямые эфиры с интересными людьми, например, с организатором пространства (что крайне актуально для режима самоизоляции!).

Мы запустили ряд челленджей вроде #планкачелледж или акцию «Посади лук», чтобы дать ученикам возможность интересно проводить время дома, а не сидеть всё время за компьютером. Все — и ученики, и родители — активно включились в процесс и постоянно отмечают наш профиль в инстаграме со своими новыми достижениями. Кстати, нашими материалами пользуются и коллеги из других школ, чему мы рады. Как оказалось, дистанционка помогла нам ещё больше сплотить образовательное сообщество.

Светлана Владимировна Зайкина, первый заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЧОУ СОШ «Поколение», г. Волгоград

Не работайте всё время

При переходе на дистанционное обучение рабочий день у учителей существенно удлинился и превратился в нескончаемую череду подготовки к урокам, проверок домашнего задания и общения с детьми, родителями и администрации. Работа дома и ощущение необходимости всегда быть на связи выматывают и истощают, поэтому старайтесь установить периоды тишины и заранее предупреждайте учеников о сроках проверки.

Регламентируйте и формат, в котором должна сдаваться работа — потому что чтение работ с нечётких фотографий существенно замедлит проверку. Испробуйте проверенные механики массовых онлайн-курсов вроде перекрестной проверки учениками (peer-to-peer assessment) — на войне все средства хороши. Учитывая, что часть коммуникации в онлайн-формате теряется, пишите комментарии к оценкам, чтобы избежать долгих объяснений с учениками и родителями.

И, конечно же, отключите все оповещения во внерабочее время на ваших устройствах. Вот прямо сейчас.

Автоматизируйте всё, что можно

Большинство онлайн-платформ сейчас предоставляют возможности мгновенного оценивания работ учеников, что существенно может сэкономить время преподавателю. Многие крупные компании и проекты представили свои подборки полезных ресурсов для учителей, например:

По нашему опросу, в лидеры уверенно вышли сервисы видеоконференций Zoom и Discord, которые позволяют записывать уроки (удобно для тех, кто не успел подключиться онлайн), приложения для тестов Kahoot и Quizziz, где оценка ученикам выставляется автоматически и всевозможные интерактивные доски для демонстраций и совместного редактирования вроде Idroo или Padlet.

В нашем личном кабинете учителя тоже есть автоматические проверки и выгрузка статистики.

Я преподаю информатику у студентов ИТ-специальностей. Для них, в моём подходе, общеобразовательный курс информатики является во многом «введением в специальность». И это не просто знакомство с технологиями, но и первый опыт практической деятельности. HTML Academy — удачное решение, позволяющее прокачивать оба навыка: с одной стороны, ребята изучают технологии сайтостроительства, с другой — делают это в современной форме самостоятельного онлайн-обучения.

Сейчас в дистанционном формате обучения я стараюсь использовать доступные мне инструменты — для своих студентов создал внутренний сервер, на который они будут выкладывать свои работы и подготовил набор заданий — макеты сайтов для тренировок. Благодаря обратной связи через емайл-рассылки я знаю, кто на каком этапе.

HTML Academy предоставляет достаточно простое средство мониторинга прогресса обучаемых — я регулярно сохраняю текущие результаты в формате, который легко обрабатывать в электронных таблицах, и раз в неделю в журнале появляется очередная оценка, как отражение скорости продвижения к намеченной цели.

Максим Грохульский, преподаватель Уральского политехнического колледжа, г. Екатеринбург

Объединяйте классы и группы

У всех учеников разные возможности для занятий дома, что необходимо учитывать при планировании дистанционного обучения. У кого-то низкая скорость интернета или нет возможности подключить видеосвязь. Поэтому многие школы практикуют асинхронный формат, предоставляя ученикам возможность выполнять задания в своем темпе. К тому же, один и тот же набор заданий подойдет нескольким классам в параллели, а по некоторым предметам классы вообще можно объединить.

В нашей школе предусмотрены два формата: синхронный (когда ребята занимаются по расписанию, приближенному к реальному, вместе с учителем — преимущественно по видеосвязи) и асинхронный (для ребят, у которых нет возможности следовать за учителями онлайн, в силу отсутствия интернета, возраста или других особых образовательных потребностей).

Каждый учитель публикует задания и комментарии по урокам для ребят, причём для «асинхронников» задание публикуется заранее крупными блоками, чтобы они сами могли спланировать свою неделю. Для «синхронников» — к урокам появляются комментарии: код конференции в Zoom, конкретные задания, срок их выполнения. Возможен и «смешанный» режим работы.

Учителя не ограничены в выборе сервисов для проведения занятий: это может быть любой сервис, использование которого педагог считает целесообразным.

Дмитрий Серженко, учитель информатики и физики ГБОУ № 509, г. Санкт‑Петербург

Образовательная среда сейчас — это поле для бесконечного количества экспериментов и открытий, поэтому не бойтесь рисковать и воплощать на ваших уроках все смелые идеи, которым на традиционном уроке не нашлось бы места.

Попробуйте наши интерактивные курсы

И расскажите о них ученикам. Знакомство с HTML, CSS и JavaScript — бесплатно.

Регистрация

Нажатие на кнопку — согласие на обработку персональных данных