Рассуждают Алёна Сиприкова, веб-разработчица в Ozon, и Сергей Зубов, фронтенд-разработчик в компании, которая занимается интеграцией своего продукта в чужие бизнесы. А мы пересказываем. Полную версию слушайте в восьмом выпуске подкаста «Да как так-то»:

Про карьерный рост

Алёна. Внутри крупной компании есть конкретные ступеньки — стажёр, джун и так далее. И раз в полгода-год проходит проверка на соответствие новому уровню знаний и зарплаты. Проходишь — переходишь на следующий этап, нет — прокачиваешься дальше.

Джун, мидл, сеньор — в чём разница?

В веб-студии нет определенных карьерных ступенек, там «как договоришься». Можно проработать определенный период времени, понять, что инфляция там съела кусочек зарплаты и попросить больше денег. Если заплатят — продвинулся по карьерной лестнице, не заплатят — всегда есть другие компании.

Хотя безусловно, нужно уметь себя продавать что в большой компании, что в маленькой.

Сергей. В маленькой компании джун может сразу спросить: «Ребята, а как мне развиваться? Что мне делать, чтобы стать лучше? Что вам нужно как бизнесу?». Это можно спросить здесь и сейчас у своего непосредственного начальника, который заинтересован в большем количестве продаж, большем количестве денег и так далее. А в некоторых больших компаниях вообще нет понятия грейдов. И тогда не очень понятно, как развиваться дальше.

Про объем работы

Алёна. В маленькой студии нужно было делать всё — и я попробовала и бэкенд, и вёрстку, и фреймворки. Почти не было ревью — как сделал, так на прод и залил. Мне понравился этот опыт, хотя не хватало менторства и наставничества, поэтому я и пошла в крупную компанию.

Что должны уметь верстальщик, фронтендер и бэкендер.

Здесь дают четкие и понятные задачи, и я понимаю, для чего работаю и за что отвечаю. Вся разница в масштабе ответственности. Если на небольшом сайте что-то сломается на полдня или даже на день, бизнес может и не заметить. А когда у вас многомиллионная аудитория, то даже съехавшая галочка — повод для паники.

Сергей. В маленькой компании можно прокачаться в разном и интересном. Понимаешь, как ставить задачи, делать какие-то необычные для больших компаний вещи. И, даже если эти знания только по верхам, но тем не менее ты понимаешь, как работают разные технологии, а не только одна конкретная.

Я застал тот период веб-разработки, когда никто не знал, как правильно делать. В большой компании помогут разобраться, что лучше, а что хуже для конкретной задачи. Обычно есть специалист, у которого больше опыта, и который ревьюит твой код.

Зачем программисту нужен наставник?

Что делать, если хочешь освоить новую технологию?

Алёна. Внутри большой компании есть команды, которые внимательно следят за тем, что происходит в мире снаружи, и именно они у себя пробуют новые технологии. Приходит кто-то и говорит: «Я тут попробовал на выходных классную штуку, ребята. Давайте потестируем у нас».

Фронтенд, бэкенд, реакт, фулстек — чем отличаются программисты?

Сергей. Есть проблема, что кто-то где-то специально что-то анализирует и продаёт это бизнесу. Хорошо, когда ты можешь сесть, пощупать технологию и сразу сделать что-то. А потом сказать: «Я тут научился на выходных, что-то сделал, давайте мы теперь будем делать так». И ты с удовольствием приносишь это в маленькую компанию. Тогда даже не надо это продавать, все и так понимают, что это хорошо.

Про переработки

Алёна. В маленьких компаниях часто наваливаются задачи, которые нужны вчера. И вот ты сидишь, до ночи верстаешь лендинг, и без ревью сразу заливаешь через какой-нибудь Битрикс на сайт. И уже потом, если что-то поломается, точно так же быстро исправляешь.

В большой компании «вчера» может длиться несколько дней. Там не гонятся за скоростью, потому что важно качество. Лучше сделать задачу не за день, а за два, но качественно и без залатываний на ходу. Можно спокойно спать по ночам и доделывать всё чуть позже.

Сергей. В небольших компаниях может быть дико длинный рабочий день. Потому что тимлид говорит: «Завтра запуск, нужно срочно сверстать одностраничник на 40 экранов». И ты садишься и делаешь его до четырёх утра. Это не круто, потому что так легко выгореть или что-то ещё похуже.

Про общение с руководством

Алёна. IT-компании стараются всеми способами снизить разницу между сотрудниками разных уровней и быть ближе ко всем. Есть интересные практики: случайный кофе, all hands meeting.

Сергей. Когда я работал в Reg.ru, я абсолютно нормально общался с директором Алексеем Королюком. Он открыт полностью, можно задать любой очень значимый для тебя вопрос, проблем нет. Такое, конечно же, есть и в маленьких компаниях.

Где веселее работать

Алёна. Весело и там, и там. Чаще всего ты всё равно отдыхаешь со своей командой, которая может состоять от 3 до 15 человек. И в больших компаниях все собираются только на общих корпоративах — дне рождения компании или на Новый год. В маленьких студиях, всё то же самое, только другой масштаб.

Сергей. Ощущение от работы сильно зависит от конкретных людей в команде.

15 правил работы на удалёнке

Что выбрать в начале карьеры

Сергей. Если вы готовы попробовать много разных технологий и ощутить ответственность за свои действия (и иногда катастрофические последствия ошибок), выбирайте маленькую компанию. Если хотите стабильности, предсказуемого роста и предсказуемых технологий, то выбирайте большую компанию.

Алёна. Для первой работы я, безусловно, выбрала бы стажировку в большой компании.

Путь в любую компанию начинается с хороших знаний

Мы научим делать идеальную вёрстку и писать правильный код, а дальше выбор за вами.

Регистрация

Нажатие на кнопку — согласие на обработку персональных данных