Препроцессоры позволяют разработчикам расширить возможности CSS. Например, они добавляют селекторы наследования, вложенные правила, примеси и многие другие.
Одна из важных задач препроцессоров — упростить и ускорить процесс разработки и поддержку стилей в проекте. В обзоре рассмотрим наиболее популярные препроцессоры в 2024 году и расскажем, как выбрать подходящий.
Препроцессор Sass
Sass (Syntactically Awesome Style Sheets) — один из первых CSS-препроцессоров, создан в 2007 году и имеет большое сообщество разработчиков. На github.com у Sass 3500 звёзд, еженедельно препроцессор скачивает более одиннадцати миллионов разработчиков:
Sass расширяет возможности CSS, добавляя вложенные правила, использование ссылки на родительский селектор, вложенные свойства, шаблонные селекторы.
Sass позволяет вкладывать правила CSS друг в друга. Благодаря этому, родительские селекторы не повторяются и CSS-файлы со множеством вложенных селекторов становятся понятнее:
Среди CSS-свойств существует разные пространства имён, например, font
. Чтобы каждый раз не вводить пространство имён при указании свойства, с помощью Sass можно указать пространство один раз, и затем добавлять нужные свойства:
Кроме того, Sass предоставляет возможность использовать операторы и функции, что весьма упрощает написание и поддержку CSS.
Это самостоятельный препроцессор, который не требует установки дополнительных инструментов. Его можно использовать с любым проектом, который применяет CSS, и компилировать с помощью инструмента Sass CLI или плагинов для сборки.
Препроцессор имеет два отдельных синтаксиса — Sass и SCSS.
Sass (Syntactically Awesome Style Sheets) — упрощённый синтаксис CSS, считается устаревшим. Он использует отступы вместо фигурных скобок, они указывают на вложение селекторов. Новые строки заменяют точки с запятой для разделения свойств:
@mixin button-base()
@include typography(button)
@include ripple-surface
@include ripple-radius-bounded
display: inline-flex
position: relative
height: $button-height
border: none
vertical-align: middle
&:hover
cursor: pointer
&:disabled
color: $mdc-button-disabled-ink-color
cursor: default
pointer-events: none
SCSS (Sassy CSS) — основан на стандартном для CSS синтаксисе.
@mixin button-base() {
@include typography(button);
@include ripple-surface;
@include ripple-radius-bounded;
display: inline-flex;
position: relative;
height: $button-height;
border: none;
vertical-align: middle;
&:hover { cursor: pointer; }
&:disabled {
color: $mdc-button-disabled-ink-color;
cursor: default;
pointer-events: none;
}
}
Сегодня SCSS является более используемой версией, но и у синтаксиса Sass остаются свои приверженцы. SCSS — стабильный и широко поддерживаемый препроцессор, часто используется в проектах, для него создают множество плагинов и расширений для улучшения функциональности.
Препроцессор LESS
LESS — это тоже распространённый препроцессор, у него 16 900 звёзд на github.com и около 5 миллионов скачиваний в неделю на npmjs.com.
LESS был выпущен в 2009 году, поддерживает переменные, вложенные правила и миксины. Но он имеет менее сложный синтаксис, чем Sass, что делает его простым для изучения и использования.
Подобно Sass, LESS является самостоятельным препроцессором, его код компилируется в обычный CSS. Для компиляции используют LESS CLI или плагины, интегрированные в систему сборки проекта.
Препроцессор имеет схожие с Sass базовые функции. Но LESS обладает дополнительными возможностями — в нём можно поднимать переменные, извлекать определённые компоненты из цвета, например, оттенок, насыщенность, яркость и контрастность.
В коде одно и то же свойство может повторяться множество раз. Переменные облегчают поддержку кода, предоставляя возможность управлять свойствами из одного места. Любая переменная в LESS инициализируется как директива, с использованием символа @
в начале.
Переменные можно использовать, например, в именах селекторов или свойств, URL-адресах и операторах @import
.
// Variables
@my-selector: banner;
// Usage
.@{my-selector} {
font-weight: bold;
line-height: 40px;
margin: 0 auto;
}
С помощью LESS этот пример компилируется в CSS:
.banner {
font-weight: bold;
line-height: 40px;
margin: 0 auto;
}
LESS используют множество разработчиков, он имеет широкий набор функций, быстрый и эффективный в использовании.
Препроцессор Stylus
Stylus — CSS-препроцессор, написанный на Node.js, создан в 2010 году. Использует синтаксис, похожий на Python.
font-size = 14px
font-stack = "Lucida Grande", Arial, sans-serif
body
font font-size font-stack
//Компилируется в CSS:
body {
font: 14px "Lucida Grande", Arial, sans-serif;
}
Он добавляет множество функций — переменные, вложенные правила, миксины и наследование стилей. Stylus также имеет мощный набор своих функций, в том числе операторы, условные выражения и циклы.
У Stylus не такая обширная база пользователей, как у LESS и Sass. У него 11 100 звёзд на github.com и больше 3 миллионов скачиваний в неделю.
Stylus удобен для работы и имеет свои преимущества. Его отличает гибкость — работая в нём, можно не использовать двоеточия, точки с запятой и запятые. Например, так будет выглядеть задание свойств сразу для нескольких селекторов:
textarea, input
border 1px solid #eee
Также не нужны фигурные скобки для определения блоков, вместо них используются отступы. Для переменных, как и в Sass, применяется знак $.
$font-size = 14px
body {
font: $font-size sans-serif;
}
Эти особенности позволяют разработчику сокращать время написания и создавать чистый код. Но в такой гибкости есть недостаток — при работе над крупным проектом код становится сложным для восприятия, так как отсутствуют чёткие разделители и идентификаторы.
Инструмент PostCSS
PostCSS — это инструмент, который позволяет преобразовывать CSS с помощью плагинов. Его выпустили в 2013 году, и сейчас он существует в 7 версии. Он не добавляет новый синтаксис, как Sass или LESS, но предоставляет возможность модифицировать CSS с помощью JavaScript-плагинов.
У PostCSS множество плагинов, позволяющих выполнить широкий спектр задач, таких как оптимизация CSS-кода и многие другие. Благодаря этому, PostCSS позволяет гибко настраивать процесс компиляции CSS, используя только те плагины, которые нужны для конкретного проекта.
PostCSS также интегрируется с различными сборщиками проектов, например, с Webpack или Gulp, и позволяет автоматически запускать компиляцию CSS при изменении исходного кода, что делает его гибким и удобным в использовании.
Какой препроцессор выбрать
Выбор препроцессора основывается на конкретных требованиях проекта, личных предпочтениях и опыте разработчика, а также на возможностях интеграции с другими инструментами и CMS.
Если вы новичок, то лучше начать с простых препроцессоров, таких как Sass или LESS. Эти препроцессоры имеют более простой синтаксис, чем чистый CSS, большое сообщество, которое может помочь со сложными вопросами. Если вы опытный разработчик, то PostCSS — хороший выбор, так как он предоставляет более широкие возможности настройки и оптимизации.
? Новичкам — Sass или LESS, опытным — PostCSS
Если вы работаете над большим проектом, то отлично подойдут Sass или LESS. Они имеют более структурированный синтаксис, который облегчит управление большим объёмом кода. Если вы заняты маленьким проектом, то PostCSS позволяет использовать только необходимые плагины, что может сделать процесс компиляции более быстрым и эффективным.
? Для большого проекта — Sass или LESS, для маленького — PostCSS
Если вам нужно оптимизировать CSS-код, то PostCSS может быть лучшим выбором, так как он предоставляет множество плагинов для оптимизации CSS.
? Для оптимизации кода — PostCSS
Некоторые разработчики выбирают более традиционные препроцессоры Sass или LESS, в то время как другие предпочитают гибкий инструмент PostCSS. Выбор препроцессора основывается на опыте и личных предпочтениях разработчика.
? Если нужен более гибкий инструмент — PostCSS
Важно учитывать, что не все препроцессоры поддерживаются инструментами сборки проектов и CMS. Например, если вы работаете с WordPress, то удобнее использовать препроцессоры, которые легко интегрируются с этой CMS — Sass или LESS.
? Если работаете с WordPress — Sass или LESS
При работе в команде выбор препроцессора может зависеть от предпочтений и опыта других разработчиков. Лучше всего обсудить этот вопрос с командой и выбрать препроцессор, который будет удобен для всех участников проекта.
? При работе в команде — выбор согласуется со всеми
Также следует учитывать, что некоторые препроцессоры могут иметь большой объём кода, что может сказаться на производительности и скорости загрузки сайта. В таких случаях используют оптимизирующие плагины или инструменты, которые помогают уменьшить размер CSS-кода.