Грамотно подобранный метод конспектирования может помочь учиться более продуктивно, поэтому мы решили разобрать самые интересные из них и поделиться опытом наших пользователей, которые вели конспекты во время обучения на курсах Академии.

Давайте разберёмся, чем полезен конспект:

  • Помогает сформировать собственную базу знаний по теме, к которой в будущем можно обращаться при необходимости.
  • Значительно увеличивает вероятность запоминания информации.
  • Заставляет мозг выйти из фазы пассивного поглощения информации и начать активно обрабатывать её. В процессе конспектирования происходит анализ, структурирование и осмысление материала.

Стоит учесть, что эти преимущества актуальны, если использовать эффективную методику конспектирования. При традиционном линейном переписывании материала пользы от конспекта будет гораздо меньше.

Методы ведения конспектов

Существует довольно много разных методов. Мы разберём основные, подтвердившие свою эффективность.

Метод Корнелла

Главная идея этого метода — разделить страницу на три части: две колонки и отдельную секцию внизу.

  1. Узкая колонка слева. В неё записывают основные концепции, термины и ключевые понятия. И ещё здесь могут быть вопросы, которые возникают по ходу конспектирования.
  2. Основная колонка. Она предназначена для обычного конспекта, который подробно раскрывает концепции и термины из первой колонки.
  3. Секция внизу. По-английски она ёмко называется summary, самый близкий аналог на русском — краткое изложение или основные тезисы. В этой секции должны быть кратко описаны важные концепты, о которых идёт речь в материале. В идеале — своими словами.

Такой метод позволяет чётко структурировать информацию и с лёгкостью находить её в конспекте, ориентируясь по ключевым словам в левой колонке.

Схематический метод

При использовании этого метода вся структура записей должна представлять собой один большой список с несколькими уровнями вложенности. Элементы верхнего уровня списка — это основные темы. Дальше происходит разветвление от каждой темы на подтемы. А каждая подтема может содержать основные тезисы. В итоге получается большой маркированный список. Уровней вложенности может быть и больше, но список не должен получиться слишком уж монструозным, иначе тогда в нём может быть тяжело ориентироваться.

Плюс этого метода — анализ материала ещё на стадии конспектирования, ведь для создания такой структуры нужно сразу выделять основные темы и разбивать материал на тезисы.

Метод интеллект-карт

Полезный метод, который подходит не только для конспектирования, но и для брейн-шторминга, планирования и так далее. Он заключается в визуальном представлении информации в виде древовидной схемы. Корневой элемент такой схемы — основная сущность (ключевая идея, задача, термин), а от неё отходят ветви со связанными элементами (понятиями, тезисами по теме, идеями, способами решения). Создатель интеллект-карт написал книгу о том, как и где можно применять этот метод.

В конспектах интеллект-карты позволяют проследить связи между элементами, представить сложные концепции в простой лаконичной форме и улучшить запоминание информации благодаря визуализации и наглядности.

Метод предложений

Этот метод похож на обычное конспектирование строка за строкой. Важное отличие — каждое новое предложение записывается с новой строки и нумеруется. Такая система позволяет устанавливать связи между разными частями конспекта несмотря на линейность. Для этого достаточно сделать пометку с указанием, к какому по номеру предложению относится текущая мысль.

Плюсы метода — привычность и лёгкость перехода к нему. Тем не менее, этот метод в большинстве случаев уступает другим по эффективности.

Метод течения

Пожалуй, самый свободный в нашем списке — flow method, метод течения или потока. Его суть в том, чтобы уделять минимум времени конспектированию непосредственно самого материала, концентрируясь только на основных моментах. При этом следует активно обдумывать материал и записывать свои комментарии и идеи, которые возникают в ходе изучения. Их можно записывать в любой удобной форме вперемешку с основными тезисами. Результат может представлять собой схему, разрозненные тезисы, подобие интеллект-карты или всё сразу. Создатель метода написал подробный гайд, в котором он рассказывает о самом методе и о том, как начать использовать его в своих записях.

Главная цель этого метода — выучить и понять материал сразу, а не записать его, чтобы выучить в будущем. Это значительно отличает его от всех остальных. Стоит учесть, что метод течения ввиду своих особенностей подходит не во всех случаях. Например, его не стоит выбирать, если цель конспектирования — собрать базу знаний. В конспектах точно не будет подробного разбора каждой темы.

Способов ведения конспектов гораздо больше, и продолжают появляться новые. Даже метод течения, который уже набрал популярность, появился сравнительно недавно. Так происходит в том числе потому, что многие опытным путём стремятся прийти к оптимальному для себя методу. Мы предлагаем вам сделать то же самое — выбрать подходящий для ваших целей метод и при необходимости модифицировать его или создать свой собственный с нуля. Если он будет работать для вас — почему бы и нет.

Полезные советы вне конкретных методов

  • При конспектировании можно использовать легко считываемую цветовую схему — например, выделять цветами разные сущности: понятия, определения, примеры. Это позволит мозгу быстрее определять тип информации и проще ориентироваться в конспектах, когда нужно что-то найти.
  • В конспектах можно использовать сокращения, но лучше делать это системно — то есть иметь чёткую легенду, в которой указано, что обозначает каждое конкретное сокращение или условное обозначение. В таком случае вы сможете обращаться конспекту в будущем без постоянного умственного напряжения в попытке вспомнить, что же всё это значит.
  • Начинать записывать информацию стоит после прочтения целиком главы или, как минимум, подтемы. Это поможет взглянуть на картину в целом и отразить в конспекте только действительно важную информацию. Особенно актуально для абсолютно новой информации. При работе с ней часто кажется, что всё очень важно и непременно должно быть отражено в конспекте, но в большинстве случаев это не так. Нужно научиться выделять главное даже в незнакомой информации, это полезно для её усвоения.

Где вести конспекты

Это довольно противоречивый вопрос. Часть людей пишет конспекты от руки, а другие — печатают. У всех есть сложившиеся предпочтения, но мы попробуем подойти к этому вопросу рационально и рассмотреть плюсы и минусы каждого способа.

  • Печатать гораздо быстрее, чем писать от руки. Напечатать за то же время можно примерно в два раза больше информации. Исходя из этого, электронная версия конспекта может быть информативнее, плюс создать её можно быстрее.
  • При работе с ноутбуком гораздо проще отвлечься от основной задачи — конспектирования, ведь там кроме приложения для заметок — целая вселенная. При этом мозгу требуется время, чтобы снова сфокусироваться на конспекте после отвлечения.
  • Согласно исследованию Принстонского университета конспекты, написанные от руки, гораздо эффективнее в контексте обучения и запоминания информации. В рамках этого исследования студентов разделили на две группы. Одна конспектировала лекции от руки, другая — на ноутбуках. Через некоторое время студенты написали тест по материалам лекции и те, кто писал от руки, в среднем набрали в два раза больше баллов, чем другая группа. Одна из причин такого эффекта — временное ограничение. Так как конспектирование от руки занимает больше времени и просто физически есть возможность записать лишь часть информации, при ведении такого конспекта приходится мысленно структурировать и анализировать материал ещё до его записи. И это значительно улучшает запоминание. Вероятнее всего, наиболее актуальны результаты этого исследования именно для обучения в формате лекций, когда время ограничено. Если временных ограничений нет и в любой момент можно вернуться к материалу, то даже при наборе текста на компьютере можно анализировать информацию и выделять главное. Здесь как раз помогут эффективные методы конспектирования, потому что обычное переписывание не принесёт нужного результата. В итоге такой подход позволит минимизировать разницу по сравнению с рукописными конспектами.

Как и с методами конспектирования здесь выбор за вами. Для разных целей могут лучше подойти разные способы. Например, если цель конспектирования — создать базу знаний, вести конспекты в электронной форме скорее всего будет удобнее. А если вы слушаете лекции и хотите сразу запомнить значительную часть информации, стоит выбрать конспект от руки.

Что касается инструмента, в котором удобно вести электронные конспекты, сейчас существует близкое к бесконечности количество приложений для заметок с подходящей функциональностью. Одни из самых качественных и удобных на наш взгляд — NotionEvernoteBearMicrosoft OneNoteUlyssesRoam Research. Последнее, кстати, благодаря своему способу организации записей отлично подойдёт для ведения конспектов схематическим методом — в нём вся структура реализована через маркированные списки.

Опыт пользователей Академии

Нам было интересно узнать у наших пользователей, как они подходят к процессу обучения на тренажёрах и профессиональных курсах, пользуются ли какими-то специальными методами конспектирования или придумывают свои. Делимся их ответами.

Во время интенсива записывала ключевые понятия и план лекции. Делала это скорее для более глубокого усвоения материала, чем для того, чтобы пользоваться в дальнейшем.
По мере прохождения тренажёров отдельно вела конспекты по разным темам — например, HTML, CSS, JavaScript. При конспектировании использовала листы для блочной тетради, и таким образом у меня были три разные стопки, в которые я могла добавлять листы. Их я нумеровала и складывала в папку. В самом конспекте записывала, например, конкретные теги, и для чего они служат. Или CSS-свойства и варианты их значений. Когда приступила к работе в компании, такие конспекты очень пригодились.
— Александра Пантелеева

Я человек-бумажка. Если не записала, значит ничего не было. При помощи конспекта легче запоминать информацию, хотя время на прохождение тренажёров сразу увеличивается. Особой системы подготовки конспектов у меня нет, при прохождении курсов делала следующим образом:
— Заголовок задания переносила в блокнот, его выделяла цветом — например жёлтым хайлайтером.
— После названия — краткий тезис из того, что было сказано в задании.Ещё я обязательно выписывала связанные с темой теги и примеры. Теги отмечала хайлайтером другого цвета — например, синим. Примеры не подкрашивала, благодаря своей структуре они и так выделялись.
Из-за того, что я писала всё в бумажном блокноте и о сортировке не подумала заранее, искать нужную тему не всегда было легко. Помогало только выделение текста цветами.
— Елена Абилова

Конспект по тренажёрам я начала вести, когда поняла, что информации действительно очень много, и часть её просто успевает вылететь у меня из головы к моменту прохождения испытаний. Постоянно возвращаться и перечитывать, чтобы найти какую-то мелочь, было неудобно, и я стала записывать. Так запоминается гораздо лучше. В итоге сейчас я сначала прохожу тему без конспекта, а вторым заходом её конспектирую. И вот на этом этапе получаю не только умение сделать по образцу, но и более глубокое понимание.
Никакой особой структуры конспекта у меня нет. Просто так выходит — записав, я запоминаю быстрее, поэтому в конспекте у меня мешанина тем, что не мешает мне в нём ориентироваться. Иногда кажется, что мне в принципе не сам конспект нужен, а факт записи своей рукой. С профессиональными курсами примерно та же картина, но тут конспекты менее подробные.
— Александра Ковальчук

Первым делом, когда начинаешь проходить тренажёры и планируешь вести конспекты, необходимо продумать, как ты будешь это делать. Когда ты проходишь курсы, тебе никто не скажет: «Это пиши, а это не пиши!».
Я делал это так — записывал название курса, и каждый пункт в курсе был отдельным вопросом. Не нужно писать всё, что написано в теории. Вы выбираете информацию, которая вам интересна, и которую вы считаете очень важной. Первые несколько глав будете писать почти всё подряд, но позже вы научитесь отличать зерно истины от кучи текста. Кроме того, если вы новичок, обязательно пишите примеры. Потом легче понять, что вы написали.
Я на курсах Академии исписал тетрадь на 96 листов, при этом прошёл 75% тренажёров. Главное во время написания конспекта не забывать, что вы пишете его для себя. Например, я выделял цветом ключевые фразы и новые неизвестные мне раньше теги. Это позже помогало мне найти необходимую информацию. Ещё одно — я разделил тетрадь на две части. С одной стороны писал про языки программирования — JavaScript, PHP, с другой стороны — CSS, HTML. Это помогло систематизировать информацию немного лучше.
— Эдуард Рыбалка

Когда пару лет назад узнала об Академии, прошла все существовавшие на тот момент курсы и всё законспектировала! Никакой особенной методики или инструментов не применяла — тетрадь в клеточку и цветные ручки, чтобы «подсвечивать» заголовки и кусочки кода.
Возле заголовка раздела удобно оказалось приписывать адрес на страницу курса (не весь, а последнюю часть, цифру), а на первой странице тетради писать содержание — список всех заголовков. Некоторые курсы перепроходила и дополняла конспект комментариями на темы, которые сначала не до конца поняла или упустила.
В итоге эта тетрадка надолго стала мои личным MDN: все базовые, необходимые именно для моего уровня знания под рукой и, так как конспект составляла сама, их удобно искать. В какой-то момент я, конечно, почти перестала обращаться к этим материалам, и осознание этого само по себе стало приятным знаком того, что материал наконец-то улёгся в голове. Впрочем, всё ещё я нет-нет да и возьму с полки эту тетрадку, чтобы вспомнить какое-нибудь особо заковыристо называющееся и нечасто используемое свойство для оформления текста. При этом сейчас я уже делаю не первый проект в «Лиге А.». Думаю, скоро придёт пора отправить мои конспекты на покой, но перед этим я ещё раз прочту их от корки до корки, чтобы убедиться, что в моих базовых знаниях нет пробелов. Может, и окажется, что некоторые уроки стоит пройти заново.
— Дарья