Айтишников готовят во многих вузах и на разных онлайн-курсах. Но несмотря на это уральским компаниям не хватает программистов, а кандидатам на работу — нужных знаний. Поэтому IT-компании сами стали читать некоторые курсы в Уральском Федеральном университете имени первого Президента России Б. Н. Ельцина. Теперь студенты получают навыки, которые точно востребованы. А компании уверены, что выпускники УрФУ знают именно то, что сейчас актуально.
Из запросов работодателей стало понятно, что систему обучения программистов в УрФУ надо менять. Сейчас эта система очень гибкая: она включает разные форматы курсов, предполагает обучение на площадках онлайн-образования, разгружает преподавателей и даёт студентам большую свободу выбора. И что самое важное — исходит из потребностей рынка. Партнёры постоянно рассказывают, чего они ждут от выпускников, а университет учит этому своих студентов.
Особенно хорошо в новую систему вписываются онлайн-дисциплины. Поэтому в этом году второкурсники изучали веб-технологии на тренажёрах HTML Academy. Студенты проходили тренажёры удалённо, сразу отрабатывали теорию на практике. Причём такой формат изучения предмета впервые сделали обязательным.
О том, как проходило обучение на тренажёрах, чем полезен такой формат и как новая система обучения УрФУ меняет IT-сферу региона, поговорили со старшим преподавателем кафедры интеллектуальных информационных технологий Денисом Шадриным и студентами вуза.
Денис Борисович, почему Уральский Федеральный университет начал так серьёзно перестраивать систему обучения программистов?
Мы решили, что хороших специалистов можно готовить гораздо эффективнее. Ещё несколько лет назад к нам стали приходить сами работодатели. Им не хватало кадров, кандидаты не имели всех нужных навыков. Поэтому работодатели предлагали самим вести в УрФУ профильные дисциплины. Там студенты могли бы получить знания, с которыми их точно взяли бы на работу в местные компании. Например, нужны хорошие тестировщики — работодатель сам читает курс по тестированию. Выпускники потом точно знают, что после курса их знания по тестированию в этой компании пригодятся. А компания будет спокойна, что кандидат пришёл с нужными навыками.
Обычно наши партнёры работают с третьекурсниками, у которых уже есть хорошие базовые знания. Компании читают профильные дисциплины, рассказывают о себе, берут студентов на летние стажировки и устраивают выпускников на работу. Так, например, наш давний партнёр IT-компания Naumen преподаёт сразу несколько курсов — по тестированию ПО, языкам программирования Java и Scala и аналитике данных. Ещё мы сотрудничаем с Яндексом, «Альфа-Банком» и СКБ Контур.
Да, у нас есть предметы, которые преподают сотрудники крупных компаний. Например, СКБ Контур — разработчик онлайн-сервисов для бухгалтерии и бизнеса. Кстати, прямо сейчас я прохожу у них стажировку. Вообще, попасть на стажировку можно даже после первого курса. Главное — хорошо сделать тестовое задание
— Александр Зверев, информатика и вычислительная техника, 3 курс
Так вот раньше такое взаимодействие было точечным. Мы просто встраивали эти курсы в старый учебный план. А два года назад в Институте радиоэлектроники и информационных технологий — РТФ (ИРИТ-РТФ) решили полностью всё перестроить. Благодаря поддержке инициативы директора института Обабкова Ильи Николаевича на уровне ректора университета мы внедрили индивидуальные образовательные траектории (ИОТ). Для них с нуля написали учебные планы, стандарты, рабочие программы, дисциплины. Суть была в том, чтобы сделать систему обучения гибкой. Мы хотели расширить партнёрские связи, попробовать новые форматы обучения. И чтобы все обновления легко встраивались в общую картину. А главное — мы хотели готовить квалифицированных востребованных специалистов, которых так не хватает в регионе. То есть перестроились под потребности рынка.
ИОТ — это оригинальная идея УрФУ?
Мы не первые, кто их придумал и внедрил. Они уже и раньше работали в других вузах. В некотором смысле мы их адаптировали для наших образовательных направлений и запустили в рамках пилотного проекта. В частности, изучали опыт российских (ТюмГУ) и зарубежных университетов по индивидуализации обучения.
Сейчас ИОТ работает на всех направлениях ИРИТ-РТФ. Я активно участвую в трёх из них: информатика и вычислительная техника, прикладная информатика, программная инженерия.
А до эксперимента студенты занимались на каких-то площадках онлайн-образования?
Да, мы исходили из того, что количество студентов с каждым годом увеличивается, и нам стало не хватать хороших преподавателей. А преподавателям неинтересно читать из года в год то же самое в одном формате. К тому же хотелось давать студентам больше практики, чтобы они могли писать код и тут же его проверять. В таком ключе встречи с преподавателями нужны как консультации для разбора непонятных моментов.
Но всё это было тоже несистемно. И в рамках эксперимента с траекториями мы решили работать с онлайн-площадками более тесно. А тут как раз грянула пандемия. Необходимость увеличилась в разы. Мы стали подключать новые площадки, чтобы давать те курсы, которые раньше читались традиционно.
А студенты могут как-то выбирать формат обучения? Вдруг для кого-то эффективнее заниматься с преподавателем, который подскажет или даст волшебный пинок.
Раньше все студенты учились традиционным образом: ходили на занятия с преподавателями в университет. У них была некоторая свобода выбора, например, на первом курсе студенты проходили один из общеобразовательных предметов (математика, физика, английский язык). Сейчас же на траекториях есть ещё больше возможностей.
Нашему потоку повезло. Сейчас у нас есть возможность выбора предметов. Знаю, что раньше такого не было. А мы можем выбрать дисциплины именно для тех направлений, на которые мы нацелены. К тому же нам не нужно заполнять отчёты, которые требуют в других институтах
— Александр Зверев, информатика и вычислительная техника, 3 курс
Там можно выбрать и желаемый формат проведения некоторых курсов. Первый вариант — традиционный, с преподавателем, который читает лекции, проводит практику и может использовать материалы онлайн-курсов как дополнение. Второй вариант — прохождение онлайн-курса на образовательной платформе без преподавателя. То есть часть студентов учится первым способом, часть — вторым. Это сделано для того, чтобы студенты могли учиться так, как им удобно. Кроме того, это снижает преподавательскую нагрузку.
С одной стороны, преподаватель с хорошим знанием предмета может подсказать много лайфхаков и фишек. К тому же с ним можно что-то обсудить, задать вопросы и попросить разжевать непонятную тему. С другой стороны, удобнее заниматься, когда сам решаешь, в какое время заниматься, сколько и как
— Кирилл Маркин, информатика и вычислительная техника, 3 курс
Но теперь мы пошли дальше и впервые организовали обучение только по второму пути, без возможности выбора. В весеннем семестре студенты второго курса изучали веб-технологии онлайн, на тренажёрах HTML Асademy. Этот предмет нужен всем айтишникам, поэтому мы запустили его в общем виде для всех. Студенты сами занимались на платформе, а мы уже оттуда выгружали результаты обучения.
Мне больше нравится смешанный формат, когда есть и преподаватель, и онлайн-платформа. Но так как этот курс достаточно прост для нашей специальности, то онлайн хорошо зашёл.
— Алёна Шевлякова, программная инженерия, 3 курс
Студентам надо было пройти определённое количество тренажёров?
Тренажёров много (их 1375 — прим.), поэтому мы взяли пока не все части. Давали студентам темы HTML, CSS, JavaScript, PHP, за исключением заданий из продвинутого уровня — то есть старт, начальный уровень, средний уровень.
По материалу всё было понятно. Понравилось, что тренажёры написаны с юмором, поэтому читать было интересно
— Алёна Шевлякова, программная инженерия, 3 курс
Студентам нужно было пройти 1136 заданий — за это они получали оценки. Итоговая оценка за экзамен равнялась пропорциональному количеству пройдённых тренажёров.
Мне показалась избыточной теория. Но это на мой вкус. Просто, как программист, я уже привык читать только функции и их описание, и мне этого хватает. А текст мне кажется уже лишним. Хотя для тех, кому скучна документация, такой вариант как раз интересен.
— Александр Зверев, информатика и вычислительная техника, 3 курс
А если студентам было что-то непонятно по материалу или возникали технические трудности, они могли обратиться за помощью к преподавателям?
Такого даже и не случалось. Технических сложностей на платформе у студентов не возникало, да и по обучению всё было понятно.
А как преподаватель контролировал студентов?
В тренажёрах есть личный кабинет учителя, куда преподаватель приглашает своих студентов, то есть отправляет им ссылку для подключения. Сначала открывается одна небольшая часть тренажёров. Как только студент её выполняет, преподаватель выдаёт доступ к полному набору заданий.
Прогресс студентов тоже можно отслеживать в личном кабинете. Там есть наглядные прогресс-бары и подробная статистика по каждому.
Но университет должен выставлять оценки в своей внутренней системе, поэтому мы просто экспортировали ведомости из личного кабинета в CSV. Это было очень удобно — огромный плюс платформы Академии.
На некоторых других онлайн-платформах, с которыми мы работаем, такой лёгкости не было. Нам пришлось долго приспосабливаться к их форматам, поэтому выгружать оценки было непросто.
Как УрФУ выбирал платформу для курса «Веб-технологии»?
Мы посоветовались с преподавателями, которые обычно читали этот курс. Проконсультировались с компаниями-партнёрами, спрашивали, чего они ждут от выпускников. Ещё интересовались у студентов, какие они знают образовательные площадки. И от всех мы слышали про HTML Academy. Поэтому сразу вышли на эту компанию.
Студентам понравился курс?
Они получили ровно то, что хотели: освоить курс онлайн в удобное время, без технических проблем. Правда не обошлось и без студенческих хитростей.
Никаких особых проблем не возникло, курс просто замечательный. Даже лучше, чем традиционное обучение, которое ориентировано, в основном, на теорию. Поэтому потом часто непонятно, что же происходит на практике. Кроме того, обычная программа иногда даёт устаревшую информацию, которая используется очень редко. А в новом курсе все материалы актуальные, к тому же всё сразу можно делать руками.
Курс ещё хорош тем, что в нём нет автодополнения, как в редакторах кода. То есть все команды мы писали вручную, поэтому они хорошо запоминались и теперь их легко применять на практике.
— Александр Зверев, информатика и вычислительная техника, 3 курс
Есть какое-то количество замотивированных студентов, которые с удовольствием занимаются и всё выполняют. Но всегда есть и те, кому курс неинтересен. А если это онлайн-курс, то и нет преподавателя, который бы их торопил. Эти студенты откладывают занятия, а потом поздно спохватываются. Разом пройти все тренажёры нереально, вот и пришлось им искать лазейки. Например, кто-то даже попытался написать скрипты для автоматического прохождения заданий. Мы не знаем, кто конкретно это сделал, но некоторые студенты в конце курса стали подозрительно быстро проходить тренажёры. Об этом мы, конечно, сообщили HTML Асademy.
Как только мы узнали, что студенты пытаются жульничать, мы сразу попытались сделать всё, чтобы это не повторилось. По умолчанию у всех пользователей в интерфейсе тренажёров есть кнопка «Показать ответ». Если у студента трудности с выполнением задания, эта кнопка помогает не терять время и мотивацию и наглядно показывает верное решение. Однако если студенты ею злоупотребляют — как в случае со скриптом — теперь преподаватель в личном кабинете может отключить её показ у студентов.
— Екатерина Турапина, HTML Academy
Некоторые студенты попытались написать скрипт для автоматического прохождения заданий
То есть можно сказать, что всё прошло хорошо?
Есть несколько критериев, по которым мы определяем, успешный ли получился курс.
Порядок прохождения курсов. Студенты занимались онлайн, в удобное время, на платформе, где не было никаких технических проблем. Сами тренажёры сделаны таким образом, что их можно проходить самостоятельно и получать исчерпывающую информацию.
Отзывы студентов. В целом, они положительные. Кто-то уже начинал самостоятельно проходить тренажёры до обучения на курсе. Этим студентам было интересно получить доступ к тем частям тренажёров, на которые у них не было подписки.
Технические накладки (от выгрузки результатов до сбоев в работе самой платформы). Здесь проблем не было ни у преподавателей, ни у студентов.
По всем пунктам у нас не возникло вопросов. Это был положительный опыт. Поэтому мы собираемся работать с HTML Academy и уже подписали договор о долгосрочном сотрудничестве.
Онлайн-обучение стало очень популярным. Этот формат теперь используют даже федеральные университеты. Он легко вписывается в современные вузовские системы обучения. Студенты могут проходить онлайн-курс в удобное время и из любой точки. Это делает обучение интереснее и разнообразнее, а ещё снимает нагрузку с преподавателей.
Именно поэтому УрФУ выбрал для обучения веб-технологиям тренажёры HTML Academy. Их рекомендуют сами работодатели, которые ждут от выпускников вуза хорошего уровня знаний. На тренажёрах студенты сразу делают своими руками то, что изучают в теории. Они особенно уместны на потоковых курсах. Преподавателям остаётся просто выдавать доступы, следить за прогрессом студентов в личном кабинете и выгружать оценки. Кстати, простая выгрузка оценок и отсутствие технических сложностей — важный критерий, по которому нужно выбирать площадку онлайн-обучения.
Конечно, даже самый удобный и интересный формат не спасёт от желания некоторых студентов схитрить. Списывать будут стараться всегда, но в онлайне это легче пресечь. Достаточно продумать механики, которые сделают обучение максимально прозрачным. И никакие скрипты не помогут сжульничать.