Вообще-то, анимация на сайте — это хорошо. Даже в 2002 году на сайте башкирской федерации настольного тенниса уже была анимированная бегущая строка — смотрите сами:

Шутки шутками, но маленькие приятные анимации делают сайт живее и помогают показать всякое, а какие-нибудь рекламные страницы без анимации вообще представить тяжело. Вам сейчас точно такая пришла в голову: вы мотаете вверх-вниз, а что-то крутится, вертится и схлопывается с красивым фоном. Вот это как раз оно.

Но иногда анимация делает только хуже. Смотрите, когда это происходит.

Дисклеймер: ради этой статьи нам пришлось отключить адблок. Не повторяйте этого дома.

🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

С анимациями сайт медленно грузится

Ну логично же, да?

Первое, что приходит на ум — анимации по-настоящему тяжёлые. Например, какой-нибудь видеофон — это просто много-много склеенных друг с другом фотографий. Такое не может весить мало (вспомните свой айфончик, в котором постоянно кончается место из-за снятых сториз). С CSS-анимациями или SVG-анимациями всё получше, но тем не менее — если для загрузки одной небольшой анимашки вам нужна целая огромная библиотека, подумайте дважды.

❌ Плохой пример: использование анимированных прелоадеров или экранов загрузки с тяжёлыми анимациями. Или если весь ваш сайт — сплошная анимация. Лучше так не делать, кроме случаев, когда вы какое-нибудь креативное агентство, а ваш сайт номинируется на iF Design Awards. Лучше…

✔️ найдите или запрограммируйте лёгкие прелоадеры, которые не замедляют загрузку страницы, а пользователь с ними всё равно понимает, что происходит.

Анимация мешает смотреть и читать

Работаете, никого не трогаете, а тут ррраз — выплыла реклама лучших ботинок в вашем городе, да ещё и с видео и летающими курицами. Здесь хоть анимируй, хоть не анимируй, пользователь не доберётся до контента и уйдёт.

❌ Плохо: на сайте есть анимация всплывающих окон, рекламных баннеров или фоновых видео, которые привлекают внимание пользователя, отвлекая его от основного контента сайта.

✔️ Хорошо: умеренная анимация отдельных важных элементов, например, кнопок call-to-action (CTA), которые привлекают внимание, но не отвлекают пользователя от основного контента.

Анимация всё усложняет

Если всё просто без причины трясётся, мельтешит и переезжает с одного места на другое, то и пользователю ничего не мешает уйти с сайта просто так. Крестик на вкладке-то не двигается :)

❌ Плохо: анимация кнопок, меню или других интерактивных элементов, которая мешает понять, что происходит на экране или какой элемент активен в данный момент.

✔️ Хорошо: использование плавных анимаций для интерактивных элементов, таких как кнопки или меню, которые делают интерфейс проще и понятнее.

Излишняя анимация

❌ Плохо: использование слишком много анимаций, не связанных с тем, что написано на странице. Это может привести к перегрузке визуальной информации и усложнить восприятие контента. Вот смотрите:

✔️ Хорошо: использование анимации только там, где это улучшает UX и помогает пользователю. Например, плавные переходы между разделами сайта или акцентирование ключевых элементов.

Анимация вызывает дискомфорт

❌ Плохо: анимация с быстрыми или резкими движениями, которые могут вызывать у пользователей головокружение, укачивание или дискомфорт. Помните, была история про серию «Покемонов», которую запретили из-за риска эпилепсии? Мы не будем её показывать, но поверьте на слово.

Вызывать дискомфорт могут разные анимации. Чаще всего они характеризуются быстрыми, резкими движениями или мигающими элементами. Это может быть, например, фоновое видео или анимация на сайте с быстрыми, резкими сменами кадров или мигающими объектами. Это может вызвать головокружение, укачивание или дискомфорт у пользователей, особенно у тех, кто подвержен проблемам со зрением, мигрени или эпилепсии.

Чтобы не делать такие анимации, соблюдайте правила:

✔️ Хорошо:

  • Используйте плавные, медленные анимации без переходов.
  • Избегайте мигающих или быстро движущихся элементов, которые могут вызвать дискомфорт.
  • Разрешите отключать анимацию или предоставьте альтернативный способ представления информации.

Анимация мешает доступности сайта

Доступность — это важно. Сайты (да и любые цифровые сервисы) должны быть доступны всем пользователям, и мы можем этому или помочь, или помешать с неподходящими анимациями.

❌ Плохо: использование анимации для обозначения важных элементов, но без альтернативного способа их восприятия для пользователей с ограниченными возможностями, например, для людей с нарушениями зрения.

Допустим, на сайте есть важная кнопка call-to-action (CTA), которая анимирована для привлечения внимания пользователей. Если у неё нет описания или контрастного цвета, некоторым пользователям (например, с нарушениями зрения) будет тяжеловато понять, что там вообще происходит. Поэтому нужны альтернативы:

  1. Использование контрастных цветов для обозначения важных элементов, чтобы пользователи с нарушениями зрения могли легко их различать.
  2. Добавление текстовых описаний или подписей к анимированным элементам, чтобы читалки экрана могли корректно их обработать и передать информацию пользователям с нарушениями зрения.
  3. Обеспечение возможности отключения анимаций или предоставление альтернативного способа представления информации для пользователей, которым анимация может вызывать дискомфорт или проблемы с восприятием.

✔️ Хорошо: использование анимации для обозначения важных элементов с альтернативными способами их восприятия для пользователей с ограниченными возможностями, например, сопровождение анимации аудио- или текстовым описанием.


Да что там говорить. Знайте меру — в том числе и в анимациях — и тогда всё будет хорошо.

🐈

Материалы по теме