До 2020 года обучение в вузах было преимущественно офлайн, а онлайн-формат по разным причинам был менее распространён. Тогда сложно было представить, что онлайн-обучение может заменять живые лекции, легко встраиваться в семестр и давать крепкую базу знаний.

Пандемия всё кардинально изменила — университетам нужно было срочно перестраивать обучение на онлайн-формат, переводить учебные программы и готовить для этого учителей. Вузы столкнулись с большой нехваткой инструментов и специалистов, которые нужны для дистанционного обучения. Мы предположили, что наши интерактивные тренажёры помогут в обучении студентов, ведь они содержат теорию и практику и отлично заменяют обычные занятия.

Пилотный проект с УрФУ

Пилотным проектом стало сотрудничество с УрФУ по обучению около тысячи студентов ИРИТ-РТФ на наших тренажёрах по вёрстке. Опыт получился успешным, поэтому мы решили развиваться дальше в этом направлении.

Что нужно было сделать. Поток студентов ИРИТ-РТФ — это около 400 студентов — нужно было обучить базовым технологиям вёрстки, чтобы дальше они могли изучать более сложные дисциплины. Сделать это желательно с наименьшими затратами ресурсов, чтобы уменьшить учебную нагрузку на преподавателя и объем его рабочей рутины.

Что мы сделали. Мы предоставили ИРИТ-РТФ УРФУ наши тренажёры по HTML и CSS, которые обучают основам вёрстки. Студенты учились по ним весь семестр. Тренажёры отлично встроились в обучение и помогли повысить его качество. Кроме того, преподавателям легко было завести результаты студентов в ведомости, благодаря бесшовной интеграции нашей системы прогресса с системами университета.

Подробнее об этом проекте мы рассказывали в статье «Как студенты УрФУ целый семестр учились в HTML Academy».

Вузовская программа обучения

После успешного первого этапа сотрудничества с ИРИТ-РТФ УРФУ перед нами была поставлена более амбициозная задача — создать автоматизированные учебные курсы на основе трёнажёров. Одним из основных требований было сочетание проектной работы и возможности обучать много студентов за счёт встроенной подсистемы автопроверок студенческих решений.

Мы начали работать над созданием курса, собирать теорию, дополнительные материалы, формировать программу так, чтобы она логично распределялась по семестру. В сентябре 2022 года выпустили наш дебютный курс для вузов — «Основы веб-технологий».

Курс «Основы веб-технологий» — это полноценная программа обучения. Студенты могут учиться без активного участия преподавателя в течение семестра, работать над своим проектом, проходить теорию и тренажёры.

При этом мы создали специально для учебных заведений систему встроенных ведомостей — прогресс каждого студента отслеживается, показывается в процессе курса в интерфейсе преподавателя или выгружается в отдельный csv-файл.

В конце семестра по нашей ведомости удобно ставить оценки и сдавать отчёт.

С Академией мы сотрудничаем уже четвёртый год, начинали с тренажёров. Потом выстроили более системную работу: сейчас мы реализуем совместную траекторию по веб-разработке, и студенты уже со второго курса могут углублённо изучать фронтенд.
Тренажёрный курс «Основы веб-технологий» опробовали в этом семестре на большом потоке студентов, всё прошло довольно слаженно, хоть курс и новый. Кураторы и организаторы были всегда на связи и с нами, и со студентами, и оперативно решали все возникающие вопросы. Прогресс выгружается в Excel, что позволяет быстро переносить их в нашу БРС. Благодаря этому курсу, мы экономим время и ресурсы, а главное — уверены в той базе по вёрстке, которую студенты получают от Академии. — Денис Борисович Шадрин, старший преподаватель ИРИТ-РТФ, УрФУ

Форматы обучения

После запуска курса «Основы веб-технологий» мы стали сотрудничать с другими вузами и придумали ещё и другие форматы обучения. Так появились курсы по HTML и CSS, JavaScript, React, Node.js, PHP для вузов.

У каждого университета свои запросы и потребности, и мы можем подстроить программу обучения под конкретный запрос. Расскажем на примерах, как мы это делали.

Автоматизированные курсы

Если студентов нужно обучить базовым технологиям вёрстки, но важно сделать это без привлечения больших затрат ресурсов и времени преподавателей, то курс «Основы веб-технологий» идеально решает задачу. Для проведения курса не требуется преподаватель, студенты полностью самостоятельно осваивают теорию и проходят тренажёры. Мы предоставляем учебный чат с куратором, который обеспечивает техническую поддержку.

✅ Что входит в программу:

  • Материалы курса «Основы веб-технологий».
  • Учебный чат с куратором.
  • Система экспорта прогресса. Все результаты обучения студентов фиксируются и предоставляются преподавателю в виде ведомости.

✅ Для 550 студентов второго курса из ИРИТ мы провели массовый автоматизированный курс «Основы веб-технологий». Студентам был доступен учебный чат с куратором. Аттестация реализована на основе процента прохождения курса.

Спасибо организаторам за удобную структуру модулей, отличную подачу материалов и интересные тренажёры! Курс составлен очень продуманно, нет ощущения, будто тебя кидают в море информации, в котором нужно самому разобраться. Мне понравился подход в подаче теоретического материала в тренажёрах — наглядно и интересно. Читаешь теорию и сразу закрепляешь в задании. Я окончила курс с полезными и новыми знаниями, спасибо большое за это! — Юлия Харламкова, студент ИРИТ УрФУ

Наверное, самый большой, разжёванный и интересный курс в УРФУ за всё время! Никакой воды и трудных моментов, разбирается всё до мелочей. Очень порадовала тема 8 раздела, где объясняли принцип «Схлопывания» отступов, далеко не везде говорят о такой фундаментальной вещи. — Данила Ермаков, студент ИРИТ УрФУ

Профессиональные курсы

В случае обучения более сложным технологиям задача уже другая — студентов важно учить с преподавателем, который будет проводить лекции и давать обратную связь по учебным проектам.

В этом случае мы формируем программу курса, предоставляем все материалы и личный доступ преподавателя. Он сам может вести занятия, проверять задания и следить за прогрессом студентов.

✅ Что входит в программу:

  • Все материалы курса — записанные лекции и практические задания.
  • Сопровождение куратора. Он отвечает на вопросы по организации учебного процесса, также к нему можно обращаться в случае технических проблем при работе с платформой.
  • Система экспорта прогресса. В конце семестра преподавателю удобно выгрузить ведомости по успеваемости студентов и поставить зачёт.
  • При необходимости — сопровождение наставника. Студенты могут задавать вопросы по программе курса и инструментам, проектам и заданиям.

✅ Тамбовский государственный университет в течение года использует программы двух курсов по вёрстке. Студенты изучают профессиональную вёрстку сайтов на HTML и CSS, адаптивную вёрстку и автоматизацию по материалам наших курсов под руководством преподавателей Алексея Самохвалова и Елены Старцевой.

Программа содержит большое количество практических заданий и примеров, а также интерактивные тренажёры, дающие возможность на практике освоить основы вёрстки. Обязательным условием успешного прохождения курса является защита проекта, что даёт возможность студентам соприкоснуться с настоящей работой. — Алексей Самохвалов, заведующий кафедрой математического моделирования и информационных технологий ТГУ

Курс даёт замечательную возможность освоить профессию верстальщика. Обучение имеет практическую направленность, подача материала — понятная и доступная. — Анастасия Сенина, студентка направления «Прикладная информатика» ТГУ

Полное сопровождение

Если у вуза не хватает преподавателей по нужной дисциплине или он хочет ввести что-то новое, то стоит выбрать учебные программы с полной поддержкой. Это значит, что весь семестр студенты учатся на нашем курсе, посещают лекции с наставником, делают домашние задания, также могут обращаться за технической поддержкой к куратору. То есть наш курс полностью закрывает одну дисциплину на семестр, вместе с теорией и практикой.

Для вузов мы настраиваем систему контроля, чтобы преподаватели или деканы факультетов могли в любой момент посмотреть на обучение студентов и их прогресс.

🎓 Что входит в программу:

  • Полноценная дисциплина, которая оформлена в виде курса, длительностью в семестр. При обучении студенты проходят теорию, выполняют практические задания и создают свой личный учебный проект.
  • Теоретические видеолекции по теме курса.
  • Тренажёры — практические задания, которые помогают закреплять теорию.
  • Еженедельные созвоны с наставником, на которых проводится ревью кода. Опытный разработчик смотрит проекты студентов, отмечает, что нужно исправить, объясняет, как принято писать код в IT-индустрии.
  • Электронные ведомости, в которых фиксируется прогресс студентов.

👉 Институт ИРИТ-РТФ УрФУ. Здесь мы выстраиваем специализацию по веб-разработке на протяжении трёх семестров. В осеннем семестре 2022 года 550 студентов-второкурсников изучали основы вёрстки на тренажёрном курсе, а 100 из них — базовый JavaScript на профессиональном курсе. Теперь большая часть из них — 90 студентов — приступили к изучению архитектуры клиентских приложений. На 3 курсе они смогут освоить популярную библиотеку React.

При прохождении курсов студенты привыкают к нашей платформе и хорошо ориентируются в учебном процессе, у них выстраивается настоящая специализация по веб-разработке. Обучение по актуальным программам и код-ревью от опытных наставников повышает их конкурентоспособность на рынке.

Что говорят студенты УрФУ о курсе

Увлекательный курс, его интересно проходить. Информация структурирована и изложена в игровой манере, что легко интерпретировать и применять на практике.

Увлекательный курс, его интересно проходить. Информация структурирована и изложена в игровой манере, что легко интерпретировать и применять на практике. — Илья Коноплицкий, студент ИРИТ УрФУ

Курс очень интересный, а главное, полезный, особенно если твоя будущая специальность инженер-программист. — Дмитрий Шабалин, студент ИРИТ УрФУ

Профессиональные курсы по JavaScript тоже пользуются спросом среди студентов, запись закрывается довольно быстро. Нам важно, что материалы курсов актуальные, постоянно обновляются и соответствуют современным требованиям IT-сферы, а наставники — практикующие разработчики, это даёт ценную обратную связь студентам и полезные инсайты с реальной работы. К тому же Академия собирает обратную связь по каждому из потоков и учитывает наши пожелания в каждом новом семестре. — Денис Борисович Шадрин, старший преподаватель ИРИТ-РТФ, УрФУ

В начале семестра не ожидала от курса ничего особенного и интересного, однако он превзошёл все ожидания. Приятный интерфейс платформы, много интересных тренажёров, чтобы точно закрепить пройденное по теме. Отдельное спасибо невероятной команде курса, наставникам и организаторам! Очень приятно было иметь ведомость с текущими баллами и быть в курсе, какой итоговый балл намечается на конец семестра. Спасибо, что были на связи и отвечали на все интересующие вопросы! — Медведева Юлия, студентка ИРИТ УрФУ

👉 Фундаментальная информатика и информационные технологии УрФУ. Многие студенты-третьекурсники уже работают по специальности, в том числе в сфере веб-разработки — фронтендерами или бэкендерами. Потребовалось освежить знания студентов по сложным профильным темам. Мы предложили этому направлению наши курсы по React.js и Node.js и подобрали опытных наставников.

Получилось интересное взаимодействие: студенты по-новому посмотрели на используемые инструменты и потренировались на учебных проектах, что пригодилось им в их текущей работе, а наставники попробовали себя в роли преподавателей в студенческих группах.

👉 Высшая школы интеллектуальных систем и суперкомпьютерных технологий СПбПУ им. Петра Великого. Три группы студентов прошли курс по основам JavaScript. Пилот прошёл успешно, но для третьекурсников курс оказался прост в освоении. Учли обратную связь от студентов и обсудили с вузом программу. Решили во втором семестре адаптировать курсы по JavaScript первого и второго уровня для студентов второго курса и провести их за семестр.

Изучать JS по курсу было очень приятно и удобно. Больше всего мне понравился учебный проект, который позволял закреплять все пройденные материалы и видеть практическую реализацию технологий. — Семён Буглаев, студент СПбПУ

Мне очень понравился курс. Моя работа напрямую связана с веб-разработкой, открыла для себя этот мир благодаря курсу. Кураторы и наставник приятные ребята, поработала бы с ними ещё однозначно. — София Бельская, студент СПбПУ

Очень интересный получился курс, занимал много времени, но хорошо затягивал в решение задач. Я стала больше понимать, что представляет собой бэкенд, попрактиковалась в работе с mongodb и связующими инструментами, применила любимый JavaScript (TypeScript) в непривычной для себя среде. Курс очень понравился, я даже задумалась начать развиваться в сторону фуллстек-разработки на JS. — Дарья Вихлянцева, студентка ФИИТ, Frontend-разработчик в компании Embedika

Особенности сотрудничества

В HTML Academy есть возможность реализовать разные форматы обучения. Мы можем предоставить только доступ к платформе с материалами, а можем предоставить полное сопровождение с нужным количеством наставников, которые будут помогать студентам.

У нас нет жёстких рамок по форматам обучения, мы всегда готовы выслушать потребности вуза и реализовать нужную программу.

Для комфортного обучения у нас есть ряд инструментов.

Цифровой след

Мы обеспечиваем сбор цифрового следа студентов и предоставляем всю информацию вузам. В цифровой след попадает информация обо всей активности студентов на платформе: дата начала и окончания выполнения задания, тип задания, результат, процент освоения курса. Этой информации обычно достаточно для аттестации студентов по курсу.

Учебные ведомости

В течение всего обучения ведётся учёт прогресса студента. Преподаватели вуза могут следить за успехами студентов и их посещаемостью. В конце семестра есть возможность выгрузить ведомость с подробной информацией о работе студентов.

Бесшовная авторизация с нашей платформой

Используя стандарт LTI, который доступен в большинстве популярных систем управления обучением (LMS), мы можем настроить бесшовную авторизацию с нашей платформой. Благодаря этому, студенты вуза могут получать доступ к курсам на нашей платформе, используя свои аккаунты в вузе.

✅ Сейчас активно сотрудничаем со следующими вузами:

  • Уральский федеральный университет,
  • Казанский федеральный университет,
  • Тольяттинский государственный университет,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет,
  • Самарский государственный университет,
  • Тамбовский государственный университет,
  • Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова,
  • Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова.

Если вы тоже готовы дать студентам сильные практические навыки веб-программирования, мы с радостью поможем вам. Напишите нам на uni@htmlacademy.ru и мы обсудим возможные варианты интеграции наших программ в ваш учебный процесс.