Заголовки используются для организации и структурирования содержимого на сайте. В HTML существует шесть уровней заголовков, обозначаемых тегами от <h1>
до <h6>
. Каждый уровень заголовка имеет свой семантический вес, где <h1>
имеет наибольший вес, а <h6>
— наименьший.
Часто кажется, что заголовок — это простой и понятный тег. Но это впечатление обманчиво, потому что не всегда крупный и выделенный текст на макете является заголовком.
При вёрстке сайта важно соблюдать семантику, чтобы все теги использовались корректно и ресурс работал без ошибок. Если напутать уровни заголовков, то структура страницы будет не семантичной, а скринридеры неправильно прочтут сайт.
В статье разберёмся, как верно определять заголовки по макету, какие из них лучше делать скрытыми и почему.
Как выделять заголовки на макете
Чтобы легко выделять заголовки, важно понимать их функцию. Заголовок не просто привлекает внимание, он резюмирует — сжато передаёт смысл блока, в котором расположен. Если после прочтения выделенной фразы вам абсолютно понятно, о чём данный блок — это заголовок.
Если же крупный текст не отражает сути блока, а просто привлекает внимание, то он размечается как обычный абзац. А в разметку лучше добавить подходящий по смыслу дополнительный заголовок, который будет структурировать страницу. Чтобы свёрстанный сайт визуально соответствовал макету, такие дополнительные «невидимые» заголовки скрываются с помощью специального класса visually-hidden
в CSS.
.visually-hidden {
position: absolute;
width: 1px;
height: 1px;
margin: -1px;
border: 0;
padding: 0;
white-space: nowrap;
clip-path: inset(100%);
clip: rect(0 0 0 0);
overflow: hidden;
}
Например, на сайте есть блок с описанием преимуществ компании. Мы видим выделенную фразу и автоматически думаем, что её нужно разметить как заголовок. Но на самом деле эта фраза больше относится к содержанию блока. Чтобы структурировать страницу, рекомендуется сделать невидимый заголовок <h2>
, который будет передавать суть блока.
<h2 class= "visually-hidden">Преимущества магазина Глейси</h2>
Немного практики
Теперь рассмотрим макет и потренируемся выделять заголовки.
Самый крупный текст на странице — «Нежный пломбир с клубничным джемом». Было бы ошибкой разметить его как <h1>
, потому что этот заголовок относится к одному из слайдеров. У следующей фотографии с продуктом будет другой заголовок.
На роль заголовка первого уровня для всего документа больше подойдёт текст: «Магазин натурального мороженого Глейси». Этого текста нет на странице, но его важно добавить в скрытом виде. Для блока со слайдером можно сделать общий невидимый заголовок <h2>
«Виды пломбира на заказ».
Дальше идёт блок с выделенным текстом: «Заказывайте мороженое и получайте подарки!». Этот раздел посвящён акциям и актуальным предложениям, поэтому можно объединить всё невидимым заголовком второго уровня: «Акции на продукты и предложения». Внутри блока расположены сами предложения, которые имеют свои заголовки <h3>
.
Ниже расположен блок с полным ассортиментом мороженого. Здесь также есть крупный текст, но он больше похож на призыв к действию, чем на сжатое содержание раздела. Поэтому здесь также лучше добавить невидимый заголовок <h2>
, например, «Ассортимент мороженого».
В итоге у нас получится примерно такая структура:
<main>
<h1>Магазин натурального мороженного Глейси</h1>
<section class="order">
<h2>Виды пломбира на заказ</h2>
…
</section>
<section class="stock">
<h2>Акции на продукты и предложения</h2>
…
</section>
<section class="assortment">
<h2>Ассортимент мороженого</h2>
…
</section>
</main>
Почему важно правильно размечать заголовки
Верная семантическая разметка и последовательность заголовков важны для правильной индексации сайта, поисковых роботов и правильной работы сервисов и дополнительных интегрированных технологий. У валидатора W3C даже есть отдельный критерий по структуре заголовков.
Чтобы проверить последовательность заголовков, нужно добавить сайт для проверки в строку адреса и поставить галочку рядом с настройкой outline
.
⭐ Заголовки играют важную роль в оптимизации поисковых систем. Правильное использование заголовков может помочь поисковым системам понять, о чём именно страница, а также улучшить её видимость в результатах поиска.
Некоторые пользователи могут читать страницу в режиме «статьи», с упрощённым дизайном. В этом случае страница станет чёрно-белой и все заголовки примут размер, соответствующий их уровню.
Часть пользователей взаимодействует с ресурсами при помощи вспомогательных технологий. Скринридеры используют заголовки для организации информации на странице и помогают пользователям ориентироваться. Правильно структурированные заголовки позволяют пользователям с плохим зрением или слепотой легко перемещаться по содержанию, пропуская ненужные сведения и переходя к интересующим разделам.