Проверка типов интерфейса — одна из ключевых возможностей TypeScript. Она помогает убедиться, что объект или класс содержат необходимый набор свойств и методов, указанных в интерфейсе. Благодаря проверке типов вы можете писать более надёжный код, ведь часть ошибок будет найдена ещё на этапе компиляции.
В чём разница между интерфейсами и типами
Проверка типов объектов
Тип интерфейса проверяется с помощью оператора двоеточия :
. Чтобы проверить тип объекта на соответствие определённому интерфейсу, нужно выполнить следующие шаги.
Определить интерфейс, описывающий структуру объекта. Указать свойства и их типы. Например, ниже мы создаём интерфейс Person
, который имеет свойства name
(строка), age
(число) и email
(строка):
interface Person {
name: string;
age: number;
email: string;
}
Создать объект, который соответствует интерфейсу. Объект должен содержать все указанные в интерфейсе свойства и иметь соответствующие типы данных:
const person: Person = {
name: "Иван Иванов",
age: 30,
email: "ivan@example.com"
};
Проверить тип объекта, передав его в функцию или присвоив переменной с объявленным типом интерфейса. Если объект не соответствует интерфейсу, TypeScript выдаст ошибку компиляции.
function greetPerson(person: Person) {
console.log(`Привет, ${person.name}!`);
}
greetPerson(person); // Вывод: Привет, Иван Иванов!
В этом примере мы объявляем функцию greetPerson
. Она принимает аргумент типа Person
(интерфейс) и выводит приветствие с именем человека. В нашем случае всё работает как нужно, поэтому мы видим в консоли Привет, Иван Иванов!
. Но если бы в поле age
были данные типа string
, проверка бы не прошла. Мы бы получили ошибку.
💡 Узнайте больше о теории типов, научитесь на практике использовать аннотацию типов и обобщённое программирование на профессиональном курсе по TypeScript.
Проверка типов классов
В этом случае TypeScript проверяет, что классы соответствуют ожидаемой структуре и типам данных, определённым в интерфейсе. Посмотрим пример:
interface Animal {
name: string;
age: number;
makeSound(): void;
}
class Dog implements Animal {
name: string;
age: number;
constructor(name: string, age: number) {
this.name = name;
this.age = age;
}
makeSound() {
console.log("Гав!");
}
}
class Cat implements Animal {
name: string;
age: number;
constructor(name: string, age: number) {
this.name = name;
this.age = age;
}
makeSound() {
console.log("Мяу!");
}
}
const dog: Animal = new Dog("Шарик", 5);
const cat: Animal = new Cat("Кексик", 3);
dog.makeSound(); // Вывод: Гав!
cat.makeSound(); // Вывод: Мяу!
У нас есть интерфейс Animal
, который определяет свойства name
(строка), age
(число) и метод makeSound
. Мы создаём два класса — Dog
и Cat
— которые реализуют интерфейс Animal
. Каждый класс имеет свою реализацию метода makeSound
: собака лает — Гав!
, а кошка мяукает — Мяу!
. Далее мы создаём экземпляры классов Dog
и Cat
, присваивая им тип Animal
. Это возможно, так как классы Dog
и Cat
соответствуют интерфейсу Animal
и у них есть все необходимые свойства и методы.
После этого мы вызываем метод makeSound
на объектах dog
и cat
и видим в консоли звуки для каждого животного.
Проверка типов функций
Интерфейсы также используются для проверки типов аргументов и возвращаемых значений функций. Здесь всё как с объектами или классами:
interface Calculator {
add(a: number, b: number): number;
}
const myCalculator: Calculator = {
add(a, b) {
return a + b;
}
};
const result = myCalculator.add(5, 3); // result = 8
console.log(result); // Вывод: 8
В этом примере мы создаём интерфейс Calculator
. Он определяет функцию add
с двумя аргументами типа number
и возвращаемым значением — тоже типа number
. Далее мы создаём объект myCalculator
, который реализует интерфейс Calculator
и определяет функцию add
. Затем мы вызываем функцию add
с аргументами 5
и 3
и получаем результат — 8
.
В чём польза проверки типов
Создаёт правильный рабочий процесс. Разработчикам приходится заранее определять типы данных и интерфейсы, чтобы явно указать ожидаемую структуру и поведение кода. То есть сначала продумывается интерфейс и лишь затем пишется сам код. Это делает взаимодействие между компонентами программы более чётким и понятным.
Делает код надёжным. Некоторые ошибки можно найти и исправить на ранней стадии разработки, ещё до запуска программы.
Облегчает поддержку и масштабирование кода. Поскольку типы данных и требования к структуре объектов явно определены в интерфейсах, другим разработчикам удобно взаимодействовать с определёнными объектами.
Улучшает производительность. TypeScript может использовать информацию о типах для предварительной оптимизации кода. Как результат, программа будет работать быстрее.