Type predicates в TypeScript на примере
- 18 октября 2022
Добрый вечер. Объясните, пожалуйста, подробнее про type predicates в TS. В каких случаях их можно использовать. Например, когда к одному обработчику можно применить
union type
и в нем задать, напримерTouchEvent | MouseEvent
. Для чего использоватьin
в type predicates? Спасибо.
Отвечает Игорь Антонов, автор курсов по JavaScript в Академии.
В JavaScript и TypeScript есть конструкции для проверки типа. Достаточно вспомнить ООП и оператор instanceof
. Начнём немного издалека и посмотрим на такой код:
class Dog {}
class Cat {}
const keks = new Cat();
const buddy = new Dog();
function isCat(something) {
if (something instanceof Cat) {
return true;
}
return false;
}
Функция умеет отличать котов от собак, в ней объявлено два класса и функция isCat
. Если аргументом передать keks
, функция вернёт true
. Для аргумента buddy
результатом станет false
. Проверка внутри функции реализована с помощью оператора instanceof
.
Теперь вернёмся к TypeScript и взглянем на такой код:
type Dog = {
isBig: boolean; name: string;
}
type Cat = {
lives: number; name: string;
}
type Animal = Dog | Cat;
function getAnimal(): Animal {
return { isBig: true, name: "spike" };
}
Мы описали два типа (Dog
и Cat
), воспользовались типом объединения и вывели Animal
. Ещё мы определи функцию getAnimal
. Она позволяет получить объект для описания животного. Судя по форме объекта — это Dog
.
💫 Узнайте больше о теории типов, научитесь на практике использовать аннотацию типов и обобщённое программирование на профессиональном курсе по TypeScript.
Пример
Давайте напишем код, который выведет в консоль значение поля lives
для котов, и значение поля isBig
для собак.
Сначала напишем функцию isCat
. Чтобы в Animal
отделить кошек от собак, проверим наличие того или иного поля. Если у есть поле lives
. то значит это кот. Отразим это в функции. Она должна возвращать значение типа boolean
.
Теоретически такая функция может выглядеть так:
function isCat(animal: Animal): boolean {
return (animal as Cat).lives !== undefined;
}
Одна, когда начнём ей пользоваться, получим ошибки, так как в animal
могут быть и коты, и собаки. Попробуем добавить предикат. Установим его в качестве типа для возвращаемого значения функции:
function isCat(animal: Animal): animal is Cat {
return (animal as Cat).lives !== undefined;
}
animal is Cat
— это предикат. Сигнатура строится из имени параметра функции animal
и оператора is
. Теперь попробуем воспользоваться этой функцией:
const animal = getAnimal();
if (isCat(animal)) {
console.log(animal.lives);
} else {
console.log(animal.isBig);
}
Если isCat
вернёт true, то перед нами кот, соответственно, у него есть свойство lives
. Попробуйте скопировать код в песочницу, а затем удалить имя свойства lives
на строке, где происходит вывод в консоль. Поставьте точку и посмотрите список доступных полей. Вы увидите только lives
и name
. Это справедливо только для ветки if
, так как TypeScript понимает, что если условие истинно, значит перед нами кот.
Попробуйте сделать то же самое внутри ветки else
. В этот раз будут доступны только поля, которые есть у Dog
. В контексте TS всё, что мы провернули, называется Type Guard.
Теперь по поводу in
. Оператор тоже пригодится для сужения типа. Например, можно написать функцию isCat
с его помощью:
function isCat(animal: Animal): animal is Cat {
return 'lives' in animal;
}
Если в animal
есть поле animal
, значит это кот. Здесь, конечно, стоит добавить дополнительную проверку на undefined
, но это уже детали.
Ещё немного о JavaScript
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Генерация QR-кодов на JS в 4 шага. Node.js + qrcode
Сегодня сделаем простой REST API на Node.js и Express, который будет генерировать QR-коды для любой ссылки. Если у вас ещё не установлены Node.js
и npm
, установите их с официального сайта.
- 22 ноября 2023

ChatGPT не справляется
Притворитесь нейросетью и решите 101 задачку по JavaScript как можно быстрее.
- 2 ноября 2023

Знакомство с JavaScript
Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.
Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:
Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>
:
<script>
alert("Привет, мир!");
</script>
Внешний JavaScript: подключение внешнего .js
файла к HTML-документу:
<script src="script.js"></script>
- 1 ноября 2023

Событие onclick в JS на примерах
Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick
. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick
, как его использовать и приведем примеры применения.
Событие onclick
— это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.
- 30 октября 2023

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция
Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.
Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody()
, которая применяет свойство transform
с значением rotate(180deg)
к элементу <body>
. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body>
будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)
function rotateBody() {
document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}
<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>
Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:
let isRotated = false;
function rotateBody() {
if (isRotated) {
document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
document.body.style.direction = "ltr";
} else {
document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
document.body.style.direction = "rtl";
}
isRotated = !isRotated;
}
Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.
- 25 октября 2023

Как узнать геолокацию: Geolocation API
Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.
Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition()
, но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.
- 16 октября 2023

Что такое localStorage и как им пользоваться
localStorage
— это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.
До localStorage
разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.
- 12 октября 2023

Случайное число из диапазона
Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min
до max
. Вот сниппет, который поможет:
function getRandomInRange(min, max) {
return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
- Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число
0.54
. - (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне.
10 - 0 + 1 = 11
. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10). - Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений:
0.54 * 11 = 5.94
. - Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так,
Math.floor(5.94) = 5
. - ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало
min
. Но в нашем примере, так какmin = 0
, это не изменит результат. Пример:5 + 0 = 5
. - Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.
Чтобы протестировать, запустите:
console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
- 7 сентября 2023

В чём разница между var и let
Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var
и let
, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.
var
и let
— это просто два способа объявить переменную. Вот так:
var x = 10;
let y = 20;
Переменная, объявленная через var
, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.
function myFunction() {
var z = 30;
console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError
Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i
осталась в этой функции. Если вы используете var
, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.
Переменные, объявленные с помощью let
доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.
if (true) {
let a = 40;
console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError
В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}
. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.
if (true) {
let blockScoped = "Я виден только здесь";
console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}
// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError
Если переменная j
объявлена в цикле с let
, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.
- 30 августа 2023

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript
Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.
Это можно описать с помощью оператора if
.
let weather = "sunny";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
}
А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.
Этот сценарий можно описать с помощью if-else
.
let weather = "rainy";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
console.log("Возьму зонт");
}
Условный оператор if-else if-else
Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:
И всё это очень легко описывается кодом:
let weather = "sunny";
let time = "morning";
if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
console.log("Еду на машине");
}
Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.
🐈
- 30 августа 2023