Найти несколько DOM-элементов и получить к ним доступ из JavaScript можно разными способами: querySelectorAllgetElementsByTagNamechildren и так далее. В итоге в каждом случае будет возвращена коллекция — сущность, которая похожа на массив объектов, но при этом им не является, на самом деле это набор DOM-элементов. Стоит учесть, что фактически разные методы возвращают разные коллекции:

  • HTMLCollection — коллекция непосредственно HTML-элементов.
  • NodeList — коллекция узлов, более абстрактное понятие. Например, в DOM-дереве есть не только узлы-элементы, но также текстовые узлы, узлы-комментарии и другие, поэтому NodeList может содержать другие типы узлов.

При работе с DOM-элементами тип коллекции значительной роли не играет, поэтому для удобства будем рассматривать их как одну сущность — коллекцию.

Во время работы с коллекциями можно столкнуться с поведением, которое покажется странным, если не знать один нюанс — они бывают живыми (динамическими) и неживыми (статическими). То есть либо реагируют на любое изменение DOM, либо нет. Вид коллекции зависит от способа, с помощью которого она получена. Рассмотрим на примере.

Разница между живыми и неживыми коллекциями

Допустим, в разметке есть список книг:

<ul class="books">
    <li class="book book--one"></li>
    <li class="book book--two"></li>
    <li class="book book--three"></li>
</ul>

Для взаимодействия с книгами получим с помощью JavaScript список всех нужных элементов. Чтобы в дальнейшем увидеть разницу между видами коллекций, используем разные способы поиска элементов — свойство children и метод querySelectorAll:

let booksList = document.querySelector(`.books`);
let liveBooks = booksList.children;

// Выведем все дочерние элементы списка .books
console.log(liveBooks);
let notLiveBooks = document.querySelectorAll(`.book`);

// Выведем коллекцию, содержащую все элементы с классом book
console.log(notLiveBooks);

Пока никакой разницы не видно. В обоих случаях console.log выведет одни и те же элементы. Но что, если попробовать удалить из DOM одну из книг?

let booksList = document.querySelector(`.books`);
let liveBooks = booksList.children;

// Удалим первую книгу
liveBooks[0].remove();
// Получим 2
console.log(liveBooks.length);
// Получим элемент book--two, который теперь стал первым в коллекции
console.log(liveBooks[0]);
let notLiveBooks = document.querySelectorAll(`.book`);

// Удалим первую книгу
notLiveBooks[0].remove();
// Получим 3
console.log(notLiveBooks.length);
// Получим ссылку на удалённый элемент book--one
console.log(notLiveBooks[0]);

В первом случае информация о количестве элементов внутри коллекции автоматически обновилась после удаления одного элемента из DOM — эта коллекция живая. Во втором случае в переменной notLiveBooks хранится первоначальное состояние коллекции, которое было актуально на момент вызова метода querySelectorAll. Эта коллекция неживая, она ничего не знает об изменении DOM. При этом доступна ссылка на удалённый элемент book--one, которого фактически больше нет в DOM.

Другие способы получить коллекцию

Кроме children и querySelectorAll есть другие способы поиска DOM-элементов:

  • getElementsByTagName(tag) — находит все элементы с заданным тегом,
  • getElementsByClassName(className) — находит все элементы с заданным классом,
  • getElementsByName(name) — находит все элементы с заданным атрибутом name.

Все эти методы возвращают живые коллекции. Они используются реже, потому что в большинстве случаев удобнее применять querySelectorAll, но могут встречаться в старом коде.

Как использовать

Для решения большинства задач можно ограничиться неживыми коллекциями. Но если нужно сохранить ссылку на реальное состояние DOM — понадобится живая коллекция. Это удобно в тех случаях, когда программе нужно постоянно манипулировать списком элементов, которые могут регулярно удаляться и добавляться. Хороший пример — задачи в таск-трекере. С помощью живой коллекции можно хранить именно те задачи, которые фактически существуют в данный момент времени.

Структура и некоторые свойства коллекции имеют много общего с массивом. Например, у неё тоже есть свойство length, и элементы коллекции можно перебирать в цикле for...of, потому что это перечисляемая сущность. Но, как упоминалось ранее, коллекции не во всём похожи на обычные массивы. С коллекциями не работают такие методы массивов, как pushsplice и другие. Для их использования нужно преобразовать коллекцию в массив — например, с помощью метода Array.from:

let booksList = document.querySelector(`.books`);
let books = booksList.children;

// Выведет обычный массив с элементами из коллекции books
console.log(Array.from(books));

При этом нужно помнить — массив статичен, поэтому при таком преобразовании теряются преимущества живых коллекций.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023