- index.html
- style.css
HTML
<!DOCTYPE html>
<html lang="ru">
<head>
<meta charset="utf-8">
<title>Сайт начинающего верстальщика</title>
<link rel="stylesheet" href="style.css">
</head>
<body>
<header>
<p>Блог</p>
<nav>
<a href="index.html">На главную</a>
</nav>
</header>
<main>
<article>
<h1>День тринадцатый. Нашёл статью</h1>
<p>Решил, что полезно будет.</p>
<h2>Зачем нужны заголовки?</h2>
<!-- Добавьте идентификатор content этому заголовку -->
<h3>Оглавление</h3>
<ul>
<li>
<!-- Добавьте адрес #intro этой ссылке -->
<a>Введение</a>
</li>
<li><a>Заголовки и неявные секции</a></li>
<li><a>Тег section</a></li>
<li><a>Уровни заголовков</a></li>
<li><a>Не всё так просто</a></li>
</ul>
<article>
<!-- Добавьте идентификатор intro этому заголовку -->
<h3>Введение</h3>
<p>Когда много лет назад придумали HTML, мир был совсем другим. Авторы спецификации вдохновлялись текстовыми документами, где в одном потоке подряд шли абзацы, списки, таблицы, картинки и конечно заголовки. Прямо как в ваших рефератах и курсовых: самый большой заголовок — название, заголовки поменьше — части или главы.</p>
<h3>Заголовки и неявные секции</h3>
<p>В HTML с тех пор шесть уровней заголовков: от h1 до h6. Они озаглавливают всё, что за ними следует и образуют, так называемые, неявные секции. Такие логические части страницы. Неявные они потому, что закрываются только когда появляется следующий заголовок.</p>
<pre><code><h1>Еда</h1>
<h2>Фрукты</h2>
<p>Классные</p>
<h3>Яблоки</h3>
<p>Вообще</p></code></pre>
<p>Из-за такой системы неявных секций, спецификация настойчиво рекомендует не использовать элементы h* для подписей под заголовками. Это обычный параграф, а заголовок должен обозначать отдельную часть содержимого. В спецификации есть глава с примерами разметки сложных элементов: подписи, крошки, диалоги — почитайте.</p>
<h3>Тег section</h3>
<p>Но секции лучше задавать явно с помощью элемента section. Эти два фрагмента идентичны с точки зрения семантики, но этот гораздо понятнее, хоть и многословнее.</p>
<pre><code><h1>Еда</h1>
<section>
<h2>Фрукты</h2>
<p>Классные</p>
<section>
<h3>Яблоки</h3>
<p>Вообще</p>
</section>
</section></code></pre>
<h3>Уровни заголовков</h3>
<p>Ладно! Раз у нас есть явные секции, то по вложенности легко определить отношение частей. Так может браузеры сами догадаются какого уровня заголовки нужны? А то считать: h1, h2, аш… сбился. Так было бы удобнее менять части кода местами. Такая же идея пришла в голову авторам HTML5 и они описали в спецификации алгоритм аутлайна. Он разрешает использовать на странице только h1, а важность обозначать вложенностью структурных элементов вроде article и section.</p>
<pre><code><h1>Еда</h1>
<section>
<h1>Фрукты</h1>
<section>
<h1>Яблоки</h1>
</section>
</section></code></pre>
<p>Разработчикам идея очень понравилась, многие даже бросились её внедрять. Но вот беда: алгоритм аутлайна до сих не внедрил ни один браузер, читалка или поисковик. На таких страницах все заголовки кричат, что они №1 и самые важные. Но если важно всё, то уже ничего не важно.</p>
<p>Не надо так делать, об этом теперь пишет сама спецификация. За уровнем заголовков нужно следить самим. На самом деле, это не так сложно: на типичной странице вряд ли наберётся структурных частей больше, чем на 3 уровня. Так что не ленитесь.</p>
<h3>Не всё так просто</h3>
<p>Нет, погоди. Я ставлю класс на div и все сразу видят — это самый большой заголовок, ставлю другой класс — заголовок становится меньше, видно же. Зачем тогда эта ерунда с расчётом уровней, если есть CSS?</p>
<pre><code><div class="big-black">
Фрукты бесплатно
</div>
<div class="small-grey">
Только за деньги
</div></code></pre>
<p>Вы конечно правы, стили создают визуальную модель важности: крупный чёрный текст важнее, меленький серенький вообще не важен. Но только если вы смотрите на такую страницу.</p>
<p>Есть две важные группы пользователей, которые читают вашу страницу по тегам разметки. Они не смотрят насколько крупный и чёрный ваш div — чтобы найти на странице самое важное, они ищут h1. Это читалки и роботы. С роботами всё понятно: это поисковики, которым нужно помогать понимать ваши страницы.</p>
<p>Читалками или скринридерами пользуются люди, которые плохо или совсем не видят ваши интерфейсы, или не могут управлять браузером привычным образом. VoiceOver, NVDA, JAWS читают содержимое вслух и ориентируются только по значимым тегам. Элементы div и span не значат ни-че-го, какие бы классы и стили вы не накрутили. Такой сайт — как газета без заголовков, просто месиво текста.</p>
<p>Да какая газета! Очнись, 2017 на дворе, я изоморфное одностраничное приложение делаю, а не стенгазету. У меня тут стейты компонентов — нафига семантика там, где нет текста? Очень хороший вопрос.</p>
<p>Все читалки идут по странице тег за тегом, от первого к последнему. И читают подряд всё, что внутри. Крайне неэффективно: каждая страница начинается с шапки и пока её пройдёшь, забудешь за чем шёл. Поэтому у читалок есть специальные режимы, показывающие только важные части страницы. Структурные элементы header, nav, main и другие, все ссылки, все заголовки.</p>
<p>Если вывести все заголовки и прочитать их, можно составить ментальную, а не визуальную модель страницы. А потом взять и сразу перейти к нужной секции, выбрав её заголовок. Меню, поиск, каталог, настройки, логин — все эти части вашего приложения можно озаглавить, чтобы упростить доступ к ним.</p>
<pre><code>— Инстаграм
— Лента
— Закат
— Латте
— Настройки
— Профиль</code></pre>
<p>Но бывает, что в дизайне нет заголовков для важных частей. Дизайнер рисует, ему всё ясно: меню с котлетой, поиск с полем и так далее. Но это не должно мешать вам делать доступные интерфейсы. Расставьте нужные заголовки, а потом доступно их спрячьте. Как? Только не display: none, его читалки игнорируют. Есть такой паттерн visually hidden, подробнее в описании к видео.</p>
<p>Думайте не только о том, как выглядит ваша вёрстка, но и о том, насколько логично организована разметка. Не забывайте о заголовках: пусть стили показывают, а заголовки рассказывают о ваших страницах или приложениях.</p>
<p>
<!-- Добавьте адрес #content этой ссылке -->
<a>К оглавлению</a>
</p>
</article>
</article>
<aside>
Тут могла быть ваша реклама
</aside>
</main>
<footer>
Подвал сайта
</footer>
</body>
</html>
CSS
body {
padding: 0 30px;
font-size: 14px;
line-height: 22px;
font-family: "Georgia", serif;
color: #222222;
}
h1 {
font-size: 20px;
line-height: normal;
}
aside {
margin: 20px 0;
color: #c4c4c4;
}
a[href] {
color: #0099ef;
text-decoration-line: underline;
}
article {
width: 400px;
}
h2 {
font-size: 18px;
}
Вы перешли на другую страницу
ЗадачиВыполнено
0
- Добавьте ссылке с текстом
Введение
в оглавлении адрес#intro
. - Добавьте заголовку
Введение
в статье атрибутid
со значениемintro
. - Щёлкните по ссылке
Введение
. - Добавьте ссылке с текстом
К оглавлению
в конце статьи адрес#content
. - Добавьте заголовку
Оглавление
в начале статьи атрибутid
со значениемcontent
. - Щёлкните по ссылке
К оглавлению
.