Эта статья о том, как отличить хорошего наставника от плохого. Подсказка: хороший наставник помогает студенту с проблемой, но не даёт готовое решение.

Проверка ожиданий

Наверняка вы уже представляете, кто такие наставники и зачем они нужны. Это хорошо и правильно, но такие представления часто не совпадают с реальностью. Попробуем объяснить, зачем на самом деле нужен наставник и как с ним работать, чтобы это было полезно всем участникам.

Наставник — не преподаватель

Может показаться, что наставник будет вашим преподавателем. На самом деле нет. Наставник отвечает на конкретные вопросы, проверяет код студентов и делится опытом решения тех или иных сложностей. Он не должен учить — этим занимаются преподаватели.

Что делать: принять, что наставник — это не источник информации. Наставник проверяет ваше решение и говорит, что в нём хорошо, а что нет. Это мудрый мастер Лао, который одним словом направляет в нужную сторону.

Наставник — не личный менеджер

Но он знает, над чем работают его студенты и какое домашнее задание сейчас делают.

Пинать студентов, чтобы они что-то делали, — не задача наставника. То есть вопрос тайм-менеджмента лежит на плечах каждого студента, а задача наставника — проверить, что всё идёт по плану.

Что делать: если тяжело без микроконтроля, настройте уведомления в календаре каждый час, работайте «помидорками» или используйте другие техники, которые помогут продуктивно работать и не лениться.

☝ Метод помидора — это работа короткими промежутками. Например, 25 минут работаете, потом 5 минут отдыхаете — и так по кругу.

Наставник — не машина для проверки заданий

Наставник не просто проверяет код, как это делают автотесты. Он ещё и прививает навыки, которые делают просто кодера хорошим разработчиком.

Что делать: не рассматривать наставника только как проверяющего. Он ещё помогает понять разные аспекты разработки и делает обучение проще.

Наставник не сделает всю работу за ученика

Я не для того платил за курс. Хочу, чтобы наставник делал всю работу за меня.

После обучения придётся расти дальше, и там уже никто не будет вести за руку. И если на этапе обучения привыкнуть к тому, что всё делает кто-то другой, то в будущем будет сложно.

Что делать: учиться делать и учиться учиться.

Замечания по коду — не придирки, а повышение уровня

Зачем он снова придирается к мелочам?! Это не так важно, чтобы тратить на это время.

Нужно воспринимать наставника как заказчика проекта — если его замечания не соответствуют ТЗ или критериям, можно их не исправлять. Остальные замечания обычно направлены на то, чтобы студенты стали лучше как разработчики.

Что делать: относиться к комментариям спокойнее. Это не придирки, это внимание к деталям, которое повышает насмотренность студентов и поможет в будущем, когда появятся аналогичные задачи.

Признаки хорошего наставника

Если список выше не вызвал у вас шок (или наоборот вызвал) — посмотрите на примерах, как отличить хорошего наставника от плохого.

Если нужно найти ответ на вопрос

Очевидный (но плохой) способ, которым может помочь наставник, если у вас появился вопрос, а решение найти не получается — дать готовый код и ничего не объяснить. Здесь тоже проявляется профессионализм наставника и его готовность помочь в решении проблемы, а не решать её за студента.

Плохой: даст студенту готовое решение.

Хороший: объяснит, как найти решение. Если нужно — научит пользоваться Гуглом, правильно составлять вопросы и смотреть на StackOverflow.

Если решение не работает

Ну да, так бывает. Что-то могло измениться в веб-разработке, браузерах, или проблема где-то на стыке технологий.

Плохой: «нет, решение работает, продолжай пилить».

Хороший: пробует сам и понимает, что решение не работает. Потом ищет, что случилось, и объясняет студентам.

Если всё получается не сразу

Такое тоже случается — менять сферу деятельности сложно, а на это ещё часто накладывается недостаток времени, навыков или усидчивости. Если студенты окончили университет десять лет назад, им приходится потратить время, чтобы вспомнить, как учиться.

Плохой: «Это не твоё, заканчивай».

Хороший: пытается разобраться, в чём боль, и сделать обучение комфортнее и понятнее.

Гибкий подход

Многие школьные учителя ко всем ученикам относятся одинаково — проверяют домашки, опрашивают на уроках и оставляют на дополнительные занятия. Но всё меняется — все люди разные, и к ним нужны разные подходы. Лучше всего обучение проходит, когда наставник даёт информацию, учитывая сильные стороны своих подопечных.

Студенты могут попросить что-то убрать, что-то добавить, уточнить — и если есть взаимная подстройка, то это хорошо.

Плохой: использует один план для всех своих студентов.

Хороший: адаптирует план для каждой группы или даже для отдельного студента, если это личный наставник.

Раскладывание по полочкам

Ничего не получается. Непонятно, как всё делать.

Иногда нужно разложить всё по полочкам — разбить всё на подзадачи и делать по одной за раз. Наставник расскажет студентам, как это сделать, покажет инструменты и поможет систематизировать обучение.

Плохой: молчит и не отзывается.

Хороший: проверяет успехи студентов. Показывает хорошие решения и поддерживает, когда всё идёт не так.

Как выбрать наставника

Наставники могут работать с группами студентов или один на один. У каждого подхода есть свои плюсы.

При работе в группах наставник проводит консультации сразу с несколькими студентами. На этих встречах он отвечает на все вопросы и проводит код-ревью.

Групповые консультации проводятся регулярно, по расписанию: прошли тему — созвонились и всё разобрали. Во время таких встреч студенты видят сразу несколько подходов к решению задачи, учатся на ошибках других и обмениваются опытом. Персональные консультации здесь тоже есть, но их меньше и они используются в основном для подготовки к защите проекта.

Личный наставник работает только с вами и по тому графику, который удобен вам обоим. Вы можете написать ему вопрос в личные сообщения или назначить консультацию, когда она вам понадобится. А ещё наставник без привязки к консультации проводит более детальное код-ревью, но всего одного решения — вашего.

Как выбрать: смотрите на формат, который больше нравится. Хочется индивидуального подхода — вам подойдёт личный наставник. Хочется больше практики и разобрать другие решения — выбирайте наставника, который работает с группой.

Материалы по теме