Объекты в PHP — это просто ещё один тип данных. Объект позволяет хранить в переменной набор из свойств и их значений, а также встроенные функции. Это делает объекты похожими по своей структуре на ассоциативные массивы. Но отличие от массивов всё-таки есть, и при этом достаточно важное — объекты могут иметь внутреннее состояние.

Особенности объектов и их отличия от массивов

Давайте разберёмся, что такое PHP-объект. Как сказано выше, объекты похожи на массивы, но со своими особенностями. Объекты могут содержать отдельные значения, каждое под своим ключом. Эти значения называются свойствами объекта.

Также объекты могут иметь внутри себя функции — их называют методами объекта. Методы могут обращаться к любым свойствам объекта, читать и записывать туда данные.

Значение свойства объекта может быть любого типа: число, строка, массив, другой объект. Но, в отличие от массива, объекты не позволяют добавлять в себя новые значения. То есть объект всегда имеет конечное число своих свойств и методов. Менять значения существующих свойств можно, а удалять и заменять их — нельзя. Что в корне отличается от поведения массива, ведь там добавлять и удалять значения можно в любое время.

Но самая большая особенность объектов — это то, как они создаются. Если массив создаётся либо пустым, либо сразу с набором значений, то объекты устроены иначе. Дело в том, что объекты не существуют сами по себе. Чтобы создать новый объект, вам придётся вначале создать его описание — класс. Он описывает то, из чего состоит объект. Мы разберёмся с классами чуть позже.

Анатомия объекта

Как же устроен объект изнутри? Его содержимое можно поделить на две группы: свойства и методы. Свойства могут быть двух видов: публичные и скрытые. К публичным свойствам можно обращаться за пределами объекта, точно так же, как вы обращаетесь к элементам массива по ключам. Скрытые свойства не имеют аналогов в массиве. Они доступны для чтения и изменения только внутри самого объекта — и это могут делать его методы.

Вторая группа — это методы объекта.

Набор методов также называется поведением объекта. Как и свойства, методы бывают публичными и скрытыми. Публичные методы объекта можно вызывать из внешнего кода, а скрытые только из самого объекта. Методы способны обращаться к свойствам объекта также просто, как если бы это были их внутренние переменные или аргументы.

Классы

Класс — это шаблон, по которому создаются объекты.

Невозможно создать объект «на лету», как это происходит с массивами. Объект создаётся только на основе своего описания — класса. Этим реализация объектов в PHP отличается от JavaScript. В JS объектам не нужны классы, они могут быть созданы и модифицированы когда и как угодно.

Класс как чертёж

Зачем нужны классы, и почему объекты не могут существовать без них?

Аналогия очень простая: класс — это чертёж, максимально подробное описание изделия. Сам по себе класс не является чем-то физическим и осязаемым, его не используют непосредственно в коде. Класс является схемой, структурой, на основе которой создают объект.

Жизненный цикл объекта

✅ Любая работа с объектами в PHP состоит из следующих этапов.

  • Начинаем с создания класса. В нём фиксируем, из каких свойств и методов будет состоять каждый его экземпляр, задаём начальные значения для каждого свойства. Имея класс, возможно создать его экземпляр — объект.

  • Классы в PHP принято сохранять в отдельных файлах, поэтому вначале подключаем этот сценарий там, где он необходим. Затем вызываем процедуру создания нового объекта на основе этого класса.

  • Чтобы использовать объект в дальнейшем, его следует назначить переменной. Далее будем работать с объектом через переменную: вызывать методы и обращаться к свойствам.

Пример создания объекта на основе класса

Описание класса:

class WeatherEntry
{

    private $date;
    private $comment = "";
    private $temperature = 0;

    private $isRainy = false;

    public function __construct($date, string $comment, int $temperature)
    {
        $this->date = $date;
        $this->comment = $comment;
        $this->temperature = $temperature;
    }

    public function isCold()
    {
        return $this->temperature < 0;
    }

    public function setRainStatus($rain_status)
    {
        $this->isRainy = $rain_status;
    }

    public function getDayDescription()
    {
        $dt = strtotime($this->date);
        $delta = time() - $dt;
        $days = ceil($delta / 86400);

        $res = "Это было $days дней назад. В тот день было";

        if ($this->isCold()) {
            $res .= "холодно. ";
        }
        else {
            $res .= "довольно тепло.";
        }

        if ($this->isRainy) {
            $res .= "Семенил дождь.";
        }
        else {
            $res .= "На небе не было ни облачка.";
        }

        return $res;
    }
}

Создание объекта на основе класса:

$firstSeptember = new WeatherEntry("2018-09-01", "День знаний", 14);
$firstSeptember->setRainStatus(false);

print($firstSeptember->getDayDescription());

Разбор примера

Начнём с целей создания данного класса. Его задача — хранить в объекте данные о погоде за конкретный день, а также предоставлять сводку за этот день в текстовом виде.

В классе определено четыре скрытых свойства. Это значит, что к ним не будет доступа за пределами объекта. Читать и записывать эти свойства могут только внутренние методы объекта. Сами свойства хранят температурные параметры (температуру, осадки), дату и дополнительный комментарий к записи. Некоторым свойствам задано значение по умолчанию.

Далее идёт перечисление методов. И начинается всё с метода, у которого особое имя и значение — __construct.

Что такое конструктор объекта

Методы объекта вызываются из внешнего кода, при явном обращении к ним с указанием имени. Но если назвать один метод __construct, то он будет вызываться автоматически в момент создания объекта на основе класса.

Конструкторы объектов используются для инициализации каких-либо значений и в выполнении других подготовительных операций. В нашем примере конструктор устанавливает содержимое скрытых свойств.

Обращение к свойствам и методам объекта

Посмотрим, как внутри метода происходит обращение к свойствам.

Во-первых, для этого используется специальная переменная this, которая всегда присутствует внутри объекта и ссылается на него самого.

Во-вторых, для обращения к методам и свойствам объекта нужен специальный синтаксис: «стрелочка». Такая стрелочка отделяет имя свойства или метода от имени объекта. Это аналог квадратных скобок при работе с массивами.

Метод с именем isCold() нужен, чтобы узнать, было ли холодно в тот день, основываясь на показаниях температуры в градусах.

Метод setRainStatus() устанавливает логическое значение, которое показывает статус осадков в день наблюдения.

Метод getDayDescription() формирует текстовое описание погоды на заданную дату.

Создание объекта на основе класса

Написав класс, мы выполнили большую часть работы. Теперь создадим новый объект на основе класса и посмотрим, как с ним работать.

Новый объект создаётся с помощью ключевого слова new, после которого идёт имя его класса. В круглых скобках передаём все аргументы в метод __construct, если он был написан. Класс не обязан содержать этот метод, и если его нет, то круглые скобки необязательны.

В коде передаём в конструктор почти все параметры погодных наблюдений. Затем для созданного объекта вызываются его методы: первый устанавливает значения осадков, а второй возвращает текстовое описание погоды.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Как работает протокол HTTP

Как работает протокол HTTP

HTTP был разработан в 1990-х годах для создания первого интерактивного текстового веб-браузера. За эти годы протокол менялся и совершенствовался, становился более гибким и постепенно превратился в современный интернет. В статье рассмотрим принцип работы протокола и что важно знать о нём разработчику.

Читать дальше
  • 8 февраля 2023
Массивы в PHP

Массивы в PHP

Массив — это ещё один тип данных, вроде числа или строки. Главное отличие массива от остальных типов данных заключается в его способности хранить в переменной больше одного значения. В предыдущих примерах имя переменной всегда ассоциировалось только с одним значением:

  • $name = "Иннокентий"
  • $age = 42

А если мы хотим узнать не только пол, имя и возраст пользователя, но и, допустим, любимые сериалы? Очень непросто назвать один самый любимый сериал, а вот вспомнить несколько — намного легче. Сохранение в переменную-массив нескольких значений выглядит так:

 $fav_shows = ["game of thrones", "american horror story", "walking dead"];

В этом примере мы сохранили в переменной $fav_shows сразу три значения. Но сохранить эти данные — это только половина дела. Как с ними потом работать? Уже знакомый вам способ вывода переменной на экран не будет работать с массивами:

<?php
print("Мои любимые сериалы: " . $fav_shows);

Так увидеть список любимых сериалов не получится. Дело в том, что массив — это не обычная переменная. Массив хранит не простые типы, вроде текста или чисел (их ещё называют «скалярными типами»), а более сложную структуру данных, поэтому здесь нужен особый подход.

Внутри массива у каждого значения есть адрес, по которому к нему можно обратиться. Такой адрес называется индексом. Индекс — это просто порядковый номер значения внутри массива. Индексация начинается с нуля, так что первый элемент получает индекс — 0, второй — 1, и так далее.

Чтобы получить определенный элемент массива, необходимо знать его индекс (ключ). Напечатаем названия всех сериалов из массива через запятую:

<?php
print("Мои любимые сериалы: " . $fav_shows[0] . ", " . $fav_shows[1] . ", " . $fav_shows[2]);?>

Теперь можно дать определение массива: Массив — это совокупность множества элементов вида «ключ: значение».

Массивы позволяют перезаписывать существующие значения и добавлять новые. Добавить новое значение в массив можно так:

$fav_shows[] = "the big bang theory";

Новый элемент автоматически получит индекс равный максимальному индексу из существующих + 1. «Теория большого взрыва» сохранится в массиве под индексом 3.

Если нам перестал нравиться один из сериалов, так как новый сезон оказался очень плох или появился новый фаворит, значения в массиве можно заменить. Чтобы вычеркнуть старое значение и заменить его новым, нужно присвоить новое значение любому из существующих в массиве индексов:

$fav_shows[4] = "fargo";

Для полного удаления (без замены на другое) значения по его индексу существует функция unset:

unset($fav_shows[4]);
Читать дальше
  • 10 ноября 2022
Синтаксис PHP

Синтаксис PHP

Разберёмся, из чего состоит любой язык программирования.

У каждого языка есть правила и конструкции, следуя которым мы выражаем мысли и делаем их понятными для другого человека. В программировании всё точно так же. Но вместо человеческого языка мы используем язык программирования PHP, а в роли нашего собеседника выступает PHP-интерпретатор. Поэтому, чтобы выразить свою мысль, мы должны сделать её понятной для интерпретатора.

Читать дальше
  • 27 октября 2022
Массивы $_POST и $_GET в PHP. Обработка форм

Массивы $_POST и $_GET в PHP. Обработка форм

Формы — это часть языка HTML. Формы нужны для передачи данных от клиента на сервер. Чаще всего формы используются для регистрации пользователей, заполнения анкет, оформления заказа в интернет магазине, и так далее.

Через формы можно отправлять как простую текстовую информацию, так и файлы.

Большую часть времени программирования на PHP вы будете так или иначе работать с формами и данными из них.

HTML описывает то, из каких элементов состоит форма, и как она выглядит. Но без принимающей стороны, то есть сервера, который принимает эти данные и обрабатывает их нужным образом, создавать формы нет никакого смысла.

PHP содержит множество средств для работы с формами. Это позволяет очень просто решать типичные задачи, которые часто возникают в веб-программировании:

  • Регистрация и аутентификация пользователя;
  • Отправка комментариев на форумах и социальных сетях;
  • Оформление заказов.

Практически любой современный сайт содержит как минимум несколько разных HTML-форм.

Читать дальше
  • 20 октября 2022
Учебник по PHP

Учебник по PHP

  1. Знакомство с языком
  2. Шаблонизация и подключение файлов
  3. Протокол HTTP и формы
  4. Идентификация пользователя на сайте
  5. Базы данных
  6. Объекты и использование библиотек
  • 10 сентября 2022
Протокол HTTP и работа с заголовками

Протокол HTTP и работа с заголовками

Весь современный веб построен на модели взаимодействия клиента и сервера. Как она работает:

  • браузер пользователя (клиент) отправляет на сервер запрос с адресом сайта (URL);
  • сервер получает запрос и отдаёт клиенту запрошенный контент.

Для реализации процесса используется универсальный протокол HTTP.

Читать дальше
  • 10 сентября 2022
Защита от SQL-инъекций

Защита от SQL-инъекций

Внедрение SQL-кода (SQL инъекция) — один из распространённых способов взлома сайтов, работающих с базами данных. Способ основан на внедрении в запрос произвольного SQL-кода. Внедрение SQL позволяет хакеру выполнить произвольный запрос к базе данных (прочитать содержимое любых таблиц, удалить, изменить или добавить данные).

Атака этого типа возможна, когда недостаточно фильтруются входные данные при использовании в SQL-запросах.

Читать дальше
  • 10 сентября 2022
Циклы в PHP. Краткое руководство

Циклы в PHP. Краткое руководство

Цикл — это конструкция языка, которая выполняет блок кода больше одного раза.

Мы привыкли, что сценарии выполняются линейно: сверху вниз, строчка за строчкой. Но что делать, если надо повторить какую-нибудь инструкцию несколько раз? Например, как вывести на экран натуральные числа от 1 до 9?

Есть очевидный способ:

<?php
print(1);
print(2);
print(3);
// и так далее...

Но он заставляет писать много кода. И что если требуется вывести последовательность из миллиона чисел? Ещё бывают ситуации, когда заранее неизвестно сколько раз нужно выполнить определённую инструкцию.

Использование циклов значительно упрощает и укорачивает код. Циклы незаменимы в ситуациях, когда заранее неизвестно сколько раз должен выполниться блок кода. Такое число зависит от множества условий и вычисляется в момент выполнения сценария.

Так выглядит цикл в PHP:

<?php
while (<условие цикла>) {
<тело цикла>
}
Читать дальше
  • 10 сентября 2022