Зачем нужны анимации в вебе и как их создавать
- 1 апреля 2022
Анимация — это переход элемента от одного состояния к другому. Пользователям нравится, когда на сайте что-то вращается, появляются новые элементы или происходит что-то неожиданное. Если на сайте много таких «вау-эффектов», он может стать вирусным или получить какую-нибудь премию, например, Awwwards.
Анимации делают работу с сайтом удобной и приятной. Например, когда пользователь совершает действие, ему можно показать какие-то изменения на странице, как здесь:

Анимированные страницы сглаживают переход между разными состояниями элементов интерфейса и создают эффект непрерывности происходящего. А необычный предварительный загрузчик увлекает посетителя на время загрузки страницы и снижает показатель отказов.
Способы создания анимаций
Чаще всего дизайнер отрисовывает анимацию в специальной программе, например, After Effects, и присылает верстальщику видео, по которому нужно повторить анимацию. А вот как реализовать эту идею — решать разработчику. Он может использовать три вида анимаций:
- CSS-анимации,
- SVG-анимации,
- JavaScript-анимации.
CSS-анимации
Это самый простой способ анимировать объекты на странице. Он позволяет вращать, растягивать, уменьшать и увеличивать объект, перемещать его или выполнять другие действия.
CSS-анимации создают с помощью группы свойств animation
. Они задают длительность анимации, количество повторений, зацикленность, стороны движения и другие характеристики:
animation-name
— имя анимации, можно задавать несколько имён через запятую;animation-direction
— направление анимации;animation-fill-mode
— состояние элемента до и после анимации;animation-play-state
— управление состоянием: запуск или приостановка анимации;animation-timing-function
— определяет, как происходит анимация в течение длительности каждого цикла;animation-delay
— задержка начала выполнения анимации;animation-iteration-count
— количество повторов анимации;animation-duration
— длительность.
С помощью CSS можно создавать покадровые анимации — когда картинка, на которой нарисован объект в разных состояниях, превращается в движение. Для таких анимаций нужно иметь уже готовую раскадровку или склеить её самостоятельно из нескольких изображений.


CSS-анимация может быть объёмной. Для создания 3D-изображения используют свойство transform-style
со значением preserve-3d
. С его помощью можно вращать объект и изменять его в трёх плоскостях:
See the Pen 3d cube by liza (@sealeye) on CodePen.
Посмотреть на CodePen.
Создавать CSS-анимации можно и с помощью свойстваtransition.
Но оно работает только при загрузке страницы, добавлении классов или изменении состояния, к примеру, hover
.
See the Pen Pure css moon with stars (interactive) by liza (@sealeye) on CodePen.
Посмотреть на CodePen. Луна тоже нарисована на чистом CSS.
CSS-анимации можно запускать при загрузке страницы или при определённом действии, но для этого иногда нужен JavaScript. Например, чтобы при открытии меню на мобильном кнопка бургера превращалась в крестик, нужно добавить ей соответствующий класс с помощью JS и для этого класса прописать изменения CSS-свойств.
See the Pen Menu burger + animation by Benjamin Simier (@benjaminsimier) on CodePen.
Автор — Бенджамин Симье, посмотреть на CodePen.
С помощью CSS можно анимировать векторную графику — SVG. Например, заставить контур постепенно появляться или добавить индикатор загрузки:
See the Pen Animated — SVG Loader by Steven Roberts (@matchboxhero) on CodePen.
Индикатор загрузки, автор — Стивен Робертс. Посмотреть на CodePen.
SVG-анимации
Внутри SVG есть отдельный способ анимаций — SMIL. Это спецификация для анимаций, действующая только внутри векторной графики. В ней определяется набор новых тегов и их атрибутов, которые обеспечивают работу с частями SVG.
SMIL применяют, когда CSS-анимации не справляются и не могут анимировать содержимое SVG. Например, его используют, когда нужно трансформировать форму фигуры, изменив координаты для линии или саму форму:
See the Pen SMIL + CSS Animated Morphing & Color Changing SVG Blob by Nikki Pantony (@nikkipantony) on CodePen.
Автор: Никки Пантони, посмотреть на CodePen.
Или когда нужно заставить элемент двигаться по заданному пути:
See the Pen Learning SVG animation by Fabio (@FabioG) on CodePen.
Автор: Фабио, посмотреть на CodePen.
А такая анимация похожа на покадровую в CSS, но это всё ещё SMIL:
See the Pen Full SVG Animation (first Test) by CRL (@CyrilLevallois) on CodePen.
Автор: CRL, посмотреть на CodePen.
JavaScript-анимации
Третий способ создания анимаций — с помощью JavaScript. Его используют, когда другие способы не подходят. Например, с помощью JS можно создать популярный параллакс-эффект — когда при прокрутке окна браузера элементы фона на переднем и заднем плане двигаются с разной скоростью. Это даёт ощущение трёхмерного пространства.
See the Pen Parallax & Animation Sandbox by Jeremy Caris (@jeremycaris) on CodePen.
Автор — Джереми Кэрис, посмотреть на CodePen.
Самые сложные анимации создают с помощью JavaScript, WebGL и специальных библиотек, которые упрощают написание кода к анимациям: Three.js, TweenMax или GSAP.
JavaScript-анимация сайта flipaclip.com
Сайты с JavaScript-анимацией загружаются долго, могут работать медленно, но вызывают «вау-эффект».
⭐ Научитесь создавать качественные анимации: работать с векторной графикой, добавлять маски и фильтры, анимировать слайдеры, кнопки и другие элементы сайта.
Как создать простую анимацию
Самый простой способ познакомиться с анимациями — изучить свойства animation
. В этом поможет документация MDN, переведённая на русский язык.
Попробуем вместе сделать простую анимацию — прыгающий мячик.
Сначала создадим HTML-разметку. Добавим два элемента. Первый —ball
, сам мяч. Второй — ball-bg
, элемент для фона, создаём его внутри ball. Делаем два разных элемента, потому что мячик будет скакать, а внутри него станет вращаться фон.
<div class="ball">
<div class="ball-bg"></div>
</div>
Добавляем базовую CSS-стилизацию для элементов: размеры, скругление углов, фон футбольного мяча.
.ball {
font-size: .9px;
width: 60em;
height: 60em;
border-radius: 50%;
position: relative;
}
.ball-bg {
width: 100%;
height: 100%;
background: url(http://guthriesports.files.wordpress.com/2010/03/soccer_ball_6.jpg) no-repeat center;
}
Создаём первую анимацию с помощью директивы @keyframes
. Называем её rotating-ball
, так как она отвечает за вращение мяча. Внутри анимации добавляем две точки: от какого (0%) и до какого (100%) состояния должен вращаться мяч. Это будет 0 и 180 градусов соответственно. Градусы в CSS прописываем с помощью deg
— 180deg
.
Чтобы применить анимацию к элементу, задаём свойство animate
элементу ball-bg
. Чтобы проще было с ним разбираться, будем пользоваться отдельными свойствами внутри animate.
Задаём:
- имя анимации, которое указали в
@keyframes (rotating-ball)
; - длительность анимации —
animation-duration
— за сколько она проходит от точки 0% до 100%. - количество повторений —
animation-iteration-count,
сделаем анимацию бесконечной — infinite; - как будет развиваться анимация между ключевыми кадрами —
animation-timing-function
, сделаем равнымlinear
.
@keyframes rotating-ball {
0% {transform: rotate(0deg);}
100% {transform: rotate(180deg);}
}
.ball {
animation-name: rotating-ball;
animation-duration: 1s;
animation-iteration-count: infinite;
animation-timing-function: linear;
}
Теперь усложним анимацию: сделаем так, чтобы мяч прыгал. Для этого используем свойство transform
и его значения:
translate
— для перемещения горизонтально и вертикально;scale
— чтобы имитировать эффект сжатия и растягивания мяча, когда он ударяется об пол;rotate
— придать дополнительное вращение при ударах.
У этой анимации будет больше ключевых кадров, потому что мы постараемся максимально подробно описать поведение мяча. Начнём с первого и последнего кадра. Потом добавим кадры, когда мяч должен ударяться об пол. Можно помочь себе и нарисовать с помощью CSS линию, чтобы видеть, обо что ударился мяч. При ударе об пол используем scale
, чтобы сжать мяч. Так как на следующих шагах scale
не будет, мяч вернётся к исходным размерам.
@keyframes bouncing-ball {
0% {transform: translate(0, 0);}
12% {transform: translate(235em, 250em) rotate(-20deg) scaleY(1.2);}
15% {transform: translate(280em, 410em) rotate(-15deg) scale(0.8, 1.6);}
18% {transform: translate(295em, 490em) scale(1.5, 0.6);}
21% {transform: translate(310em, 370em) rotate(7deg) scaleY(1.3);}
45% {transform: translate(545em, 415em) rotate(-10deg) scale(0.9, 1.3);}
48% {transform: translate(560em, 490em) scale(1.3, 0.8);}
51% {transform: translate(565em, 400em) rotate(8deg) scale(0.9, 1.3);}
69% {transform: translate(710em, 420em) rotate(-11deg) scale(0.9, 1.3);}
72% {transform: translate(725em, 490em) scale(1.3, 0.8);}
75% {transform: translate(732em, 440em) rotate(10deg) scale(0.9, 1.3);}
90% {transform: translate(800em, 490em) scale(1.2, 0.9);}
100% {top: 490em;left: 820em;transform: none;}
}
Теперь применим анимацию к элементу ball
. Длительность анимации делаем больше секунды.
.ball {
animation-name: bouncing-ball;
animation-timing-function: linear;
animation-duration: 5s;
animation-iteration-count: infinite;
}
Добавим промежуточные пункты, чтобы анимация смотрелась более правдоподобно. Получаем результат:
See the Pen bouncing ball translate by liza (@sealeye) on CodePen.
Посмотреть на CodePen.
Как оптимизировать анимации на сайте?
Чем больше анимаций на сайте, тем больше информации приходится обрабатывать браузеру. И чем сложнее анимации, тем медленнее отрисовывается страница. Поэтому важно выбирать правильные способы анимирования и не усложнять их. Например, если нужно просто вращать элемент вокруг своей оси, то лучше использовать animate
и transform
, а не подключать JS-библиотеку.
Свойство transform
универсально для большинства ситуаций, и когда мы его используем, браузеру легче заново отрисовать изменения на странице. К примеру, если нужно переместить объект, то стоит использовать transform: translate
, а не абсолютное позиционирование и координаты left
и right
.
Таких тонкостей у анимаций много. Нужно их обязательно соблюдать, чтобы не превратить сайт в медленно работающего «монстра», от которого «убегают» пользователи.
Итоги
Анимации помогают удивить пользователя и подсказать, как работать с вашим сайтом. Они также выделяют вас среди конкурентов: анимированные сайты легче запоминаются, на них хочется возвращаться вновь. При этом технические возможности для реализации любых анимаций сейчас на пике, потому что устройства стали производительнее и появилось множество специальных библиотек.
Однако анимации могут и отталкивать посетителей, если они замедляют загрузку страниц. Поэтому важно оптимизировать их и выбирать правильные способы анимирования.
Материалы по теме
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Лигатуры в CSS: как сделать текст аккуратнее
Если вы когда-нибудь присматривались к сочетаниям букв вроде «fi» или «fl» в хороших шрифтах, то, возможно, замечали,
что они выглядят чуть иначе, чем при простом наборе. Буквы как будто «срастаются» в один знак, чтобы хвостики и точки
не мешали друг другу. Это и есть лигатуры — особые глифы, которые шрифтовые дизайнеры создают для улучшения читаемости
и эстетики текста. В вебе ими управляет свойство font-variant-ligatures
.
Лигатуры пришли к нам из полиграфии: ещё в эпоху ручного набора наборщики заменяли конфликтующие буквы на слитные формы, чтобы набор выглядел аккуратнее. Сегодня это реализуется средствами OpenType, а браузеры, если шрифт поддерживает лигатуры, могут автоматически подставлять нужный глиф вместо пары букв.
Для фронтенд-разработчика важно знать, что лигатуры меняют только вид текста, но не его содержимое в DOM. Поиск, копирование, скрин-ридеры — всё продолжает работать корректно, ведь под капотом там по-прежнему две буквы, а не одна.

CSS-селекторы. Шпаргалка для новичков
Селекторы — это шаблоны, которые используются для привязки стилевых свойств к элементам в документе. Вы можете задать стиль для всех элементов или сократить выбор с помощью определённого селектора.
- 8 августа 2025

CSS-градиенты в oklch
Градиент — это плавный переход между двумя или более цветами, создаваемый с помощью функций
linear-gradient()
или radial-gradient()
. Его используют в вебе для фонов, кнопок,
рамок, декоративных элементов и даже в интерактивных эффектах при наведении.
Классические градиенты в CSS описываются в sRGB — привычном цветовом пространстве браузеров. Но у sRGB есть ограничения: некоторые переходы выглядят тусклыми или неравномерными, особенно если использовать яркие и сложные оттенки.
Чтобы добиться более естественного восприятия цвета, в CSS можно использовать современные цветовые модели, например oklch
.
Эта модель разработана с учётом особенностей человеческого зрения: яркость, насыщенность и оттенок регулируются отдельно, а сами переходы кажутся глазу равномерными.
- 8 августа 2025

CSS :has() — проверка наличия потомков или соседних элементов
Представьте селектор, который выбирает элемент не по его собственным классам, а по тому, что происходит внутри него или рядом с ним.
Так работает псевдокласс :has()
: он позволяет применить стили к родителю (или соседу), если в нужном контексте нашёлся подходящий элемент.
В результате — меньше вспомогательных классов, меньше JavaScript для «протаскивания» состояний наверх, и чище разметка.
- 6 августа 2025

Функция image() в CSS: цветовые плашки, вырезки из спрайтов и bidi-изображения
Функция image()
из модуля CSS Images Level 4 — это «умная» альтернатива url()
, которая умеет больше: задавать
направленность изображения (для языков слева-направо и справа-налево), вырезать фрагмент по медиасегменту #xywh
и даже
рисовать однотонную плашку как самостоятельный слой изображения. Звучит как швейцарский нож для бэкграундов — и так и есть.
Но есть важная оговорка: на сегодня поддержка в браузерах минимальна, поэтому ниже мы покажем, как писать код «по-новому»
и какие фолбэки использовать уже сейчас.
- 5 августа 2025

Всё самое важное о псевдоклассе :default
Псевдокласс :default
— это способ стилизации элемента формы, выбранного по умолчанию. Он особенно полезен при работе с группами радиокнопок, чекбоксов или выпадающих списков, где важно визуально выделить стартовый (предустановленный) вариант. Такой подход делает интерфейс понятнее и помогает пользователю быстрее ориентироваться в выборе.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2022-07-15
- 4 августа 2025

Как работает единица измерения em в CSS
Единица em
используется в CSS для задания относительных размеров, которые зависят от шрифта родительского или текущего элемента. Это делает верстку гибкой и адаптивной: если пользователь увеличит базовый размер текста, элементы тоже изменятся.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29
- 30 июля 2025

Как найти пустые элементы в CSS
Псевдокласс :empty
помогает находить пустые HTML-элементы, чтобы применять к ним стили или скрывать их. Это удобно для автоматической очистки интерфейса и улучшения UX без дополнительных классов или JavaScript.
- 29 июля 2025

Как работает ::first-line — оформление первой строки текста в CSS
Псевдоэлемент ::first-line
позволяет задать особое оформление только для первой строки текста внутри элемента. Это полезно, когда нужно визуально выделить начало абзаца — например, сделать первую строку жирной, изменить цвет или стиль шрифта. Такой приём часто используют в типографике и веб-дизайне, чтобы направить внимание читателя.
Этот псевдоэлемент находится в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29
Как использовать: first-line
🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
Псевдоэлемент добавляется к селектору через ::
, и внутри блока задаются стили, которые применятся только к первой строке, как она отображается в браузере:
p::first-line {
font-weight: bold;
color: red;
}
Этот стиль сделает только первую строку текста в каждом абзаце <p>
красной и жирной. Важно: то, где заканчивается строка, зависит от ширины контейнера и размера шрифта, а не от переносов в HTML.
Какие свойства работают
Псевдоэлемент ::first-line
не поддерживает любые стили. Он ограничен только теми, что могут визуально применяться к строке текста:
Поддерживаются:
color
font
и его производные (font-size
,font-weight
,font-style
,font-variant
)letter-spacing
,word-spacing
line-height
text-decoration
text-transform
vertical-align
background
margin-left
иmargin-right
padding-left
иpadding-right
border-left
иborder-right
Не поддерживаются:
display
,position
,transform
,width
,height
и другие «структурные» свойства.
Это сделано, чтобы не нарушать верстку и избежать проблем с потоком документа.
Пример с цитатой
<blockquote>
Когда вы начнёте, главное — не останавливаться.
</blockquote>
blockquote::first-line {
text-transform: uppercase;
letter-spacing: 2px;
}
Здесь первая строка цитаты будет написана ПРОПИСНЫМИ буквами с увеличенным расстоянием между символами. Это создаёт акцент и улучшает читаемость начала мысли.
Советы по использованию
- Используйте
::first-line
для декоративных акцентов: начало статьи, цитаты, описание карточки. - Старайтесь не задавать свойства, которые не поддерживаются — они просто игнорируются.
- Не используйте псевдоэлемент для логических операций — он только визуальный.
- Не забывайте про адаптивность: на разных экранах «первая строка» может меняться.
Поддержка
Псевдоэлемент ::first-line
поддерживается во всех современных браузерах, включая Chrome, Firefox, Safari, Edge. Работает на блоковых и строчно-блочных элементах (display: block
, inline-block
, inline
).
Заключение
::first-line
— это простой и эффективный инструмент, который помогает сделать текст живым и выразительным. Он особенно полезен для визуального оформления абзацев, заголовков, описаний, не вмешиваясь в HTML-структуру. Даже пара свойств может кардинально изменить восприятие контента.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 27 июля 2025

CSS-счётчики: как работает свойство counter-set
counter-set
— это новое CSS-свойство, с помощью которого можно явно установить значение счётчика в нужный момент. Оно похоже на counter-reset
, но отличается тем, что не сбрасывает счётчик, а просто присваивает ему конкретное значение. Это даёт больше контроля над нумерацией, особенно когда нужно продолжить счёт или задать его вручную в разных частях документа.
CSS-счётчики — это способ автоматически нумеровать элементы, например заголовки, пункты списка, шаги в инструкции. Их можно комбинировать с псевдоэлементами и свойством content
, чтобы вставлять числа прямо в текст.
- 25 июля 2025