Для того чтобы сделать хороший курс для опытных специалистов, нужно придумать действительно полезную тему, собрать по ней правильный востребованный на рынке материал и представить его в удобном формате.

В этой статье мы расскажем о том, как мы выбираем темы курсов для опытных разработчиков, почему курсы работают именно так и как мы понимаем, что материал выходит грамотным.

Как выбирается тема?

Подход к выбору темы должен быть максимально рыночный — мы должны понять, что действительно важно на рынке. Но стоит ли при этом идти к разработчикам? Забегая вперёд, ответим: нет, так как мнение разработчиков о том, чему стоит учиться, очень часто расходится с мнением рынка. Это показало исследование, которое мы проводили.

Нужно опираться на мнение действующих компаний, нуждающихся в определённых навыках для разработчиков. Это самый верный путь, ведь, выбирая такие навыки, мы предоставляем разработчикам возможность обучаться тому, что позволит им повысить свой грейд в рамках компании или рынка в целом.

Именно поэтому, проводя исследование, мы в первую очередь опирались на мнение компаний и тимлидов, которые вместе помогли нам выделить самые необходимые навыки на текущий момент.

В нашем исследовании участвовало больше 150 начинающих тимлидов и больше тысячи резюме опытных разработчиков, а результатом стала карта компетенций, разбитых по грейдам.

Несмотря на то, что мы с ней не закончили (она будет постоянно развиваться и расширяться), мы смогли выделить первые двадцать самых востребованных навыков и начать разработку курсов по этим темам.

После выбора темы необходимо сделать курс, который максимально раскроет конкретный навык. Есть несколько обязательных этапов производства.

Исследования темы

Сначала по выбранной теме проводится анализ рынка. Мы понимаем, насколько важен навык, какие типовые задачи решаются с его помощью, смотрим, как этому навыку уже учат другие компании и какая вообще информация есть по нему в интернете.

На этом этапе мы разрабатываем документ, который называем фактурой курса. В неё также попадает необходимый минимум для начала обучения, описание навыка и проблематика, которую он решает. Но самое важное — это набор реальных типовых задач, с которыми поможет наш курс.

Фактура — основопологающий документ, который закрывает большой пласт информации по тому, что мы делаем для каждого навыка.

Выбор команды авторов и доработка фактуры

Дальше мы находим авторов, одного или нескольких, практикующих специалистов, которые разбираются в данной теме. Мы верим, что рассказывать про навык можно только тогда, когда вы имеете с ним дело каждый день.

Задача команды авторов, в первую очередь, доработать фактуру. Добавить туда необходимы разделы, типовые задачи, расписать программу и решить, что будет включать в себя курс, а что из него стоит убрать.

На выходе мы получаем полностью готовый документ, который можно показывать рынку.

Ревью фактуры курса рынком

У нас нет задачи делать авторские курсы. То есть курсы, которые основаны на мнении и опыте одного человека. Несмотря на то, что мы доверяем автору, наша цель сделать так, чтобы курс максимально развивал навык и закрывал потребность на рынке. Для этого мы обращаемся к другим разработчикам, которые имеют экспертизу в навыке, и даём им фактуру на ревью.

Их задача — убедиться на этапе прототипа, что мы ничего не забыли и нигде не наврали. Они дают рекомендации, которые мы либо включаем в курс, либо оставляем, при условии, что эти корректировки не оказывают существенного влияния на содержание программы.

Разработка курса по фактуре

Это самый понятный этап разработки. Мы делаем так, чтобы всё, что указано в фактуре, оказалось в курсе. В процессе работы авторы пишут теоретический материал, готовят эталонные реализации, пишут демо, задания и их разбор. В составе курсов также есть тесты по пройденным разделам, так как закрепление материала в выбранной нами методике необходимо.

Команда проекта помогает авторам с методической точки зрения и оценивает полноту контента. Задача авторов — передать знания и опыт о конкретном навыке, а задача команды — помочь им сделать это максимально комфортно для конечного разработчика, который будет этот курс проходить.

Ревью курса рынком

После окончания работы над курсом мы повторяем ревью, которое было на этапе фактуры, только в этот раз внешние авторы оценивают курс целиком. Все матераилы, демки, тесты. Они должны убедиться в раскрытии темы, проверить наличие фактических ошибок, предложить добавление или удаление лишнего.

После ревью авторы и ревьюеры берут паузу на дискуссию, чтобы найти истину и оставить только то, что действительно нужно. По результатам общения вносятся необходимые правки, и на этом этапе мы считаем, что с логической точки зрения курс готов. Остаётся его причесать.

Редактура и корректура

При выборе авторов мы ориентируемся на его опыт и способность этот опыт передать, но мы не оцениваем навыки написания текстов. Однако для конечного разработчика важно не только получение опыта, но и понятное восприятие текстов.

Поэтому редактурой текстов занимаются мастера слова, которые, не меняя сути и логики повествования, делают материал удобнее для чтения и восприятия.

На выходе с этого этапа нам остаётся только оставить подсказки в интерфейсе, и курс готов к выпуску.

Тестирование фокус-группой

Недавно мы решили попробовать внедрить новый этап в тестировании качества курса. На нём мы открываем доступ к курсу определённому количеству людей и проверяем на них результаты курса. Эта группа будет получать курс по сниженной цене, но при этом должна будет дать развёрнутый фидбек, который мы разработаем и при необходимости внедрим в курс.

Этот этап позволит избежать проблем на этапе релиза курса для широкой аудитории и упросит его поддержку на этапе, когда много людей начнут проходить программу.


Разработка курса, который бы удовлетворял требования рынка и был удобен в прохождении для разработчиков — сложный процесс, в котором задействована большая команда.

Чтобы получить курс, который будет давать необходимые в работе знания, важно не только выбрать правильно тему, но и получить полноценный фидбек от разработчиков и дать действительно востребованные навыки, которые будут сразу полезны и применимы на рынке.

Мы исследовали 1000 вакансий для фронтендеров. Разработчикам с опытом готовы платить от 150 тыс.