В чём разница между резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой? — спрашивают наши зрители Екатерина и Константин — как правильно их применять? Давайте разберёмся в отличиях подходов и попробуем сформулировать один общий вместо трёх.

Когда мобильного веба не было даже в самых смелых фантазиях, весь интернет был на десктопных компьютерах с небольшими экранами. Оптимизирован для разрешения 1024 на 768 и браузера Internet Explorer 5! — гордо писали тогда на сайтах. Но прошло время, экраны подросли и пришлось к этому как-то подстраиваться. Сначала это были просто резиновые таблицы: колонки по 25%, содержимое 50%, а в отдельной строке colspan=3 и распорка для минимальной ширины. Надеюсь, вы не поняли о чём я сечас говорил.

Резиновая вёрстка

Резиновая вёрстка — это когда вы задаёте всему макету и отдельным его частям не фиксированную ширину, а эластичную — в процентах. За исключением минимальной и максимальной ширины. Высоту в вебе в принципе не принято задавать — обычно она подстраивается под содержимое. Фикс или резина? — спрашивали верстальщики 2000-х про макет и втайне надеялись на второе, поинтереснее. Сейчас сложно представить, но когда-то это было прорывной идеей, которая усложнила вёрстку, но сделала первый шаг в правильном пути.

Таблицы для раскладки ушли, а резиновая вёрстка осталась. Если у вас эластичные флоаты, флексы... да хоть гриды! — это всё равно резиновая вёрстка. Но если ширина внешнего контейнера зафиксирована — это уже фикс, сколько бы ни было резины внутри. Чуть более универсальный фикс, но всё равно. В общем, главное чтобы сайт двигался так или иначе вместе с окном, а не торчал кирпичом где-то в центре или с краю.

Когда расширился круг устройств с интернетом и появились первые мобильные браузеры — встала задача как-то подстраиваться под них. Простая резина здесь уже не справлялась — нужно было переписывать стили. Одной из первых, в 2006 году появилась техника адаптивной раскладки Марка ван ден Доббельстина. В статье на A List Apart Марк предложил добавлять классы при загрузке или ресайзе окна и на каждый диапазон вешать стили. До первой реализации медиавыражений в Safari оставалось два года.

Адаптивная вёрстка

Когда в начале десятых годов появилось для чего адаптировать и чем адаптировать — мобильные браузеры и медиавыражения — вышли книги, давшие названия подходам: «Адаптивный веб-дизайн» Аарона Густавсона и «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркота. Подходы Аарона и Итана продолжали идеи Марка, но с более современными технологиями и несколько отличались направлением мысли.

«Адаптивный веб-дизайн» Аарона предлагал гибко адаптировать сайты к возможностям устройств и браузеров. Важной частью этой философии был ненавязчивый JavaScript с прогрессивным улучшением — и всё это поверх семантической разметки. Хотя Аарон писал не совсем об этом, сегодня принято считать, что главное в адаптивной вёрстке — привязка к конкретным разрешениям и устройствам. Стили переключаются от одного брейкпоинта к другому, то есть у вас есть фиксированные макеты для iPad и iPhone, а то, что между ними вас не волнует.

Отзывчивая вёрстка

«Отзывчивый веб-дизайн» Итана ставил во главу три вещи: резиновый макет, гибкие картинки и медиавыражения. Все размеры и отступы Итан предлагал указывать в процентах с сумасшедшими дробями для точности. Отличительной чертой подхода стало плавное изменение сайта, с ориентацией не на конкретные устройства, а на содержимое. То есть ваш резиновый макет хорошо выглядит не только на iPhone и iPad, но и в любой точке между ними.

Чуть позже Итан сформулировал ещё один важный принцип в книге «Сначала мобильные». Если до тех пор отправной точкой для адаптации вёрстки служила десктопная версия, то он предложил перевернуть схему и начинать с мобильной версии, а потом её улучшать. Почему так? Потому, что усложнять простое проще, чем упрощать сложное. Вдуматесь! А ещё потому, что нет соблазна просто спрятать сложно адаптируемое и обделить мобильных пользователей.

Ну как, стало понятно?

Вот адаптивная, вот отзывчивая... М-м, нет, не очень. Из-за путаницы между техникой адаптивной раскладки и философией адаптивного веб-дизайна, из-за того, что все эти подходы прекрасно сочетаются и уже не проследить чёткую границу между ними — из-за всего этого, я плюнул на терминологическую чистоту и стал называть всё это адаптивным дизайном или адаптивной вёрсткой. Это понятие всегда было достаточно широким, чтобы вместить все остальные способы.

Да и принцип дискретной адаптации от размеров устройств и без резины имел смысл лет 10 назад. При сегодняшнем разнообразии устройств полагаться на конкретные размеры и жёстко переключаться между ними — значит однажды очень больно промахнуться. Притом, никто вам не мешает при полностью резиновой вёрстке дописывать адаптацию под нужные разрешения.

Ну и как теперь верстать?

Просто! Сначала делаете мобильный резиновый макет, который хорошо вписывается в небольшие устройства. А когда размеры экрана или окна начинают расти — начинаете использовать появившееся пространство для улучшения интерфейса. Появляется боковая колонка, вторая, растут размеры картинок и подгружаются новые разрешения и так далее. То есть медиавыражения меняют стили не когда вы дошли до экрана самого модного телефона, а когда это нужно для содержимого сайта и удобства пользователя. Мы именно так и учим делать на интенсиве по продвинутой вёрстке.

Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки и другое. Сегодня мы сделали первый шаг и разобрались с подходами: он оказывается всего один. Про остальное ещё поговорим!



«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Псевдоклассы валидации форм: делаем интерфейсы понятнее

Псевдоклассы валидации форм: делаем интерфейсы понятнее

Когда вы создаёте веб-форму, важно, чтобы пользователь сразу понимал, правильно ли он заполнил поля. Здесь на помощь приходят псевдоклассы :valid и :invalid. Эти инструменты, доступные в браузерах с 2018 года (согласно Baseline, статус «Widely Available»), позволяют стилизовать элементы формы в зависимости от того, проходят ли они валидацию. Представьте: пользователь вводит email, а поле подсвечивается зелёным, если всё верно, или красным, если что-то пошло не так. Это не только удобно, но и делает интерфейс интуитивно понятным даже для новичков.

Кроме того, существуют псевдоклассы :required и :optional. Они помогают визуально выделить обязательные и необязательные поля. Например, можно добавить звёздочку или изменить цвет границы для обязательных полей, чтобы пользователь сразу знал, что их нужно заполнить.

Читать дальше
CSS
  • 15 августа 2025
Как сделать первую букву абзаца большой — буквица через ::first-letter

Как сделать первую букву абзаца большой — буквица через ::first-letter

Если сегодня мы воспринимаем веб как что-то само собой разумеющееся, то в начале 90-х годов страницы выглядели очень аскетично: просто текст, иногда ссылки, никаких визуальных изысков. Когда появился CSS, разработчики впервые получили возможность влиять на то, как отображается текст. Одной из первых «красивых» фич стал псевдоэлемент ::first-letter, появившийся ещё в спецификации CSS1 в 1996 году.

Идея была проста: дать возможность стилизовать первую букву абзаца или блока текста. В печатных книгах и журналах такой приём назывался «буквица» и использовался сотни лет, чтобы вовлечь читателя в текст. Авторы CSS вдохновились именно этим приёмом, чтобы приблизить веб к традиционной типографике.

Читать дальше
CSS
  • 12 августа 2025
Лигатуры в CSS: как сделать текст аккуратнее

Лигатуры в CSS: как сделать текст аккуратнее

Если вы когда-нибудь присматривались к сочетаниям букв вроде «fi» или «fl» в хороших шрифтах, то, возможно, замечали, что они выглядят чуть иначе, чем при простом наборе. Буквы как будто «срастаются» в один знак, чтобы хвостики и точки не мешали друг другу. Это и есть лигатуры — особые глифы, которые шрифтовые дизайнеры создают для улучшения читаемости и эстетики текста. В вебе ими управляет свойство font-variant-ligatures.

Лигатуры пришли к нам из полиграфии: ещё в эпоху ручного набора наборщики заменяли конфликтующие буквы на слитные формы, чтобы набор выглядел аккуратнее. Сегодня это реализуется средствами OpenType, а браузеры, если шрифт поддерживает лигатуры, могут автоматически подставлять нужный глиф вместо пары букв.

Для фронтенд-разработчика важно знать, что лигатуры меняют только вид текста, но не его содержимое в DOM. Поиск, копирование, скрин-ридеры — всё продолжает работать корректно, ведь под капотом там по-прежнему две буквы, а не одна.

Читать дальше
CSS, Это база
  • 9 августа 2025
CSS-селекторы. Шпаргалка для новичков

CSS-селекторы. Шпаргалка для новичков

Селекторы — это шаблоны, которые используются для привязки стилевых свойств к элементам в документе. Вы можете задать стиль для всех элементов или сократить выбор с помощью определённого селектора.

Читать дальше
CSS
  • 8 августа 2025
CSS-градиенты в oklch

CSS-градиенты в oklch

Градиент — это плавный переход между двумя или более цветами, создаваемый с помощью функций linear-gradient() или radial-gradient(). Его используют в вебе для фонов, кнопок, рамок, декоративных элементов и даже в интерактивных эффектах при наведении.

Классические градиенты в CSS описываются в sRGB — привычном цветовом пространстве браузеров. Но у sRGB есть ограничения: некоторые переходы выглядят тусклыми или неравномерными, особенно если использовать яркие и сложные оттенки.

Чтобы добиться более естественного восприятия цвета, в CSS можно использовать современные цветовые модели, например oklch. Эта модель разработана с учётом особенностей человеческого зрения: яркость, насыщенность и оттенок регулируются отдельно, а сами переходы кажутся глазу равномерными.

Читать дальше
CSS
  • 8 августа 2025
CSS :has() — проверка наличия потомков или соседних элементов

CSS :has() — проверка наличия потомков или соседних элементов

Представьте селектор, который выбирает элемент не по его собственным классам, а по тому, что происходит внутри него или рядом с ним. Так работает псевдокласс :has(): он позволяет применить стили к родителю (или соседу), если в нужном контексте нашёлся подходящий элемент. В результате — меньше вспомогательных классов, меньше JavaScript для «протаскивания» состояний наверх, и чище разметка.

Читать дальше
CSS
  • 6 августа 2025
Функция image() в CSS: цветовые плашки, вырезки из спрайтов и bidi-изображения

Функция image() в CSS: цветовые плашки, вырезки из спрайтов и bidi-изображения

Функция image() из модуля CSS Images Level 4 — это «умная» альтернатива url(), которая умеет больше: задавать направленность изображения (для языков слева-направо и справа-налево), вырезать фрагмент по медиасегменту #xywh и даже рисовать однотонную плашку как самостоятельный слой изображения. Звучит как швейцарский нож для бэкграундов — и так и есть. Но есть важная оговорка: на сегодня поддержка в браузерах минимальна, поэтому ниже мы покажем, как писать код «по-новому» и какие фолбэки использовать уже сейчас.

Читать дальше
CSS
  • 5 августа 2025
Всё самое важное о псевдоклассе :default

Всё самое важное о псевдоклассе :default

Псевдокласс :default — это способ стилизации элемента формы, выбранного по умолчанию. Он особенно полезен при работе с группами радиокнопок, чекбоксов или выпадающих списков, где важно визуально выделить стартовый (предустановленный) вариант. Такой подход делает интерфейс понятнее и помогает пользователю быстрее ориентироваться в выборе.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2022-07-15

Читать дальше
CSS
  • 4 августа 2025
Как работает единица измерения em в CSS

Как работает единица измерения em в CSS

Единица em используется в CSS для задания относительных размеров, которые зависят от шрифта родительского или текущего элемента. Это делает верстку гибкой и адаптивной: если пользователь увеличит базовый размер текста, элементы тоже изменятся.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29

Читать дальше
CSS
  • 30 июля 2025
Как найти пустые элементы в CSS

Как найти пустые элементы в CSS

Псевдокласс :empty помогает находить пустые HTML-элементы, чтобы применять к ним стили или скрывать их. Это удобно для автоматической очистки интерфейса и улучшения UX без дополнительных классов или JavaScript.

Читать дальше
CSS
  • 29 июля 2025