Самые популярные редакторы кода — Visual Studio Code, Sublime Text, Atom и WebStorm. Они ускоряют разработку и помогают быстро находить ошибки, работать с Git и получать удовольствие от процесса.

У каждого редактора есть обязательные функции, без которых сложно представить работу с кодом. Давайте поговорим о них.

Подсветка синтаксиса

Выделение однотипных конструкций отдельным цветом помогает быстрее визуально найти нужный участок кода. Это делает код более читаемым и понятным для разработчика.

Разные элементы кода подсвечиваются разными цветами
Разные элементы кода подсвечиваются разными цветами

Автоматические отступы

При написании кода не хочется самому после переноса строки отбивать нужную вложенность. К счастью, этот процесс зачастую автоматизирован. При переносе строки программа автоматически выставит уровень вложенности.

Файл, в котором корректно выставлена вложенность, легко читается, также это даёт программе возможность скрывать блоки кода. Например, чтобы лучше видеть границы участка и случайно не затронуть соседние, можно удобно сгруппировать блоки кода и оставить видимым только тот, который нужен.

Скрытый список, который не мешает работе
Скрытый список, который не мешает работе
Развёрнутый список
Развёрнутый список

Автодополнение

Во время разработки часто приходится искать справочную информацию. Благодаря автодополнению можно не тратить на это время. Программа на ходу анализирует написанный код и предлагает варианты продолжения.

Также можно быстро получить справочную информацию по нужной конструкции, узнать о количестве аргументов, которые принимает в себя функция и многое другое.

Справочная информация о теге article
Справочная информация о теге article

Разделение рабочей области

Рабочую область редактора можно разделить на две и более зоны. Например, удобно разделить файл разметки и стилей, для того чтобы не тратить время на переключение между проектами и папками.

Разделение рабочей области на две зоны
Разделение рабочей области на две зоны

Мини-карта

Для удобной навигации в документе используют миникарту. Обычно она находится в правой колонке и отображает структуру файла. При нажатии на миникарту отобразится нужная часть документа.

Мини-карта справа
Мини-карта справа

Внешний вид

Для тех, кто любит настраивать инструмент под себя, в настройках есть множество регулировок: изменение размера шрифта, цветовые схемы, правила переноса текста и многое другое. Это поможет сделать процесс разработки ещё комфортнее.

Выбор цветовой схемы в VS Code
Выбор цветовой схемы в VS Code

Проекты

Для того чтобы каждый раз не искать в системе расположение рабочей папки, можно сохранить эту информацию в редакторе, создав проект. При работе это удобно тем, что позволяет оперативно переключаться между ними.

Плагины

Помимо выполнения основной функции — предоставления комфортных условий для написания кода — редакторы могут включать в себя функциональность сторонних приложений. Это делает из простой программы интегрированную среду разработки. В базовую версию у разных редакторов входит разное количество таких приложений.

Обогатить функциональность можно через добавление плагинов.

Поиск нужных плагинов
Поиск нужных плагинов

Система контроля версий

Работать с системой контроля версий для разработчика — обычное дело. Часто все команды прописываются и выполняются через консоль. Для ускорения процесса разработки часть рутинных операций, такие как push, pull, commit и другие выполняют через редактор.

Помимо этого, программа может подсказать, в каких местах были произведены изменения, и как поменялся код по сравнению с предыдущей версией.

Также в удобной форме можно посмотреть: историю коммитов, кто, когда и как изменял файлы и многое другое.

Каждый коммит можно посмотреть и узнать, что в проекте было изменено
Каждый коммит можно посмотреть и узнать, что в проекте было изменено

К примеру, через VS Code или WebStorm можно сделать commit изменений, выполнить push в удалённый репозиторий и после создать pull request в сервисе GitHub. И все эти действия делаются в рамках редактора.

Возможности редактора при работе с Git
Возможности редактора при работе с Git

Emmet

Во многие редакторы по умолчанию встроен плагин emmet. С его помощью можно из короткой строки развернуть большой кусок кода.

Используя подобную технику можно в разы ускорить написание разметки.

Консоль

В процессе разработки часто приходится использовать консоль, чтобы установить какую-то зависимость, запустить локальный сервер или для других действий. Во многих редакторах в базовую версию добавлена консоль и её можно открывать внутри программы.

Консоль в редакторе кода
Консоль в редакторе кода

Дебаггер

Ещё один удобный инструмент — встроенный дебаггер, позволяющий отлаживать код. Можно выставлять точки останова и искать, в каком месте программы происходит неожиданное поведение.

Отладчик
Отладчик

Единый стиль написания кода в команде

При работе над проектом в команде важно использовать единый стиль написания кода. Иначе будет путаница и тяжелее будет понимать, что писал до тебя другой разработчик. Это проблему помогают решить различные инструменты:

  • Через editorconfig можно прописать часть настроек для редактора. Например, выбрать, с помощью чего производить отступы — табы или пробелы, указать тип окончания строк и прочее;
  • Через плагин eslint редактор на лету может проверять JavaScript код на соответствие заданным правилам. В случае ошибки редактор укажет на место, где была допущена ошибка, и расскажет, какое правило нарушено.
Единый стиль кода
Единый стиль кода

Библиотека плагинов

Часть из вышеперечисленного по умолчанию встроена в редакторы, остальное нужно добавлять, устанавливая плагины. У всех программ, которые рассматриваются в этой статье, есть возможность интегрировать плагины непосредственно в среду разработки.

Горячие клавиши

Практически для всех действий в редакторах есть горячие клавиши. Знание этих комбинаций повышает скорость разработки. Стоит их изучить, хотя бы для того, чтобы понять, какие ещё возможности даёт редактор.

Sublime Text 4

Скачать редактор с официального сайта можно здесь.

Sublime Text — это легковесный кроссформенный текстовый редактор.

Программа имеет встроенную поддержку TypeScript, JSX и TSX, современный пользовательский интерфейс, возможность использовать видеокарту для рендеринга, благодаря чему повышается производительность редактора.

Прочитать подробнее о редакторе можно на официальном сайте.

Интерфейс редактора
Интерфейс редактора

Расширения для редактора

Для Sublime Text написано множество пакетов, которые делают работу в редакторе более комфортной.

Для того чтобы добавить пакет, нужно открыть интерфейс для ввода команд. Сделать это можно через пункт меню Tools → Command Palette или вводом горячих клавиш command (control) + shift + p. После этого в интерфейсе для ввода команд нужно выбрать пункт Package Control: Install Package

Программа покажет список пакетов. Здесь можно выбрать и установить нужный пакет. Посмотреть подробное описание каждого расширения для Sublime Text 4 можно на сайте Package Control.

Установка расширений в Sublime Text
Установка расширений в Sublime Text
Установка расширений в Sublime Text
Установка расширений в Sublime Text

Atom

Редактор был создан командой GitHub Inc. Atom приятный на вид, кроссплатформенный бесплатный редактор. Имеет встроенную интеграцию с Git и GitHub.

В конце 2022 года производители решили больше не развивать продукт и не выпускать обновлений для редактора. Пока ещё есть возможность пользоваться старой версией, если очень нравится функционал программы.

Скачать с официального сайта можно здесь.

Visual Studio Code

Бесплатный кроссплатформенный редактор компании Microsoft. Является одним из самых популярных редакторов на данный момент. Скачать можно здесь.

В базовой версии есть интеграция с Git и режим отладки кода. Поддерживает, в том числе и через дополнения, большое количество языков.

Обзор редактора VS Code

Подробнее о возможностях обновленной версии на официальном сайте.

Расширения для редактора

VS Code в базовой версии содержит большое количество плагинов. К примеру, консоль, emmet и мини-карта в нём присутствуют с самого начала. Добавить новые пакеты можно через интерфейс программы. Для этого во вкладке активного меню нужно выбрать пункт extensions и в поле ввода ввести интересующий плагин. После этого его можно установить.

Установка расширений в VS code.
Установка расширений в VS code.

Посмотреть список популярных плагинов можно через интерфейс редактора, либо на официальном сайте.

WebStorm

Продукты JetBrains являются полноценными интегрированными средами для разработки. При минимальной настройке редакторы обладают большим количеством возможностей, на изучение которых нужно время. Базово имеет интеграцию с системами контроля версий, есть отладчик кода, статически анализирует содержимое проекта и в случае ошибок указывает на них.

Продукт платный и доступен к использованию по подписке, установить и оформить подписку можно здесь. Каждый из продуктов отвечает за определённую сферу. WebStorm, к примеру, больше подходит для фронтенд-разработки, а PHPStorm — для написания серверного кода на языке PHP.

Интерфейс редактора
Интерфейс редактора

Расширения для редактора

Из коробки WebStorm поддерживает большинство возможностей, которые рассматривались в этой статье. Однако, при необходимости можно обогатить функциональность программы через добавление расширений.

Это можно сделать через Настройки → Plugins. В этом меню отобразятся все плагины, которые установлены в программе.

Установка расширений в WebStorm
Установка расширений в WebStorm

Установить новые можно через пункт Install Jetbrains plugin. Из интересных можно выделить:

Вывод

У всех редакторов, которые мы рассмотрели, есть свои особенности и преимущества. При выборе программы стоит отталкиваться от задачи.

Если для работы важна скорость редактора, то тут лучшим выбором будет Sublime Text. Он легковесный и мало тратит ресурсов компьютера.

Для опытных разработчиков отличным решением будет WebStorm. Программа требует минимальных настроек для комфортной разработки и обладает богатой функциональностью.

Некоторой золотой серединой выступает VS Code. C одной стороны, он из коробки обладает большим количеством возможностей, с другой — интуитивно понятный и легко настраиваемый. При этом программа достаточно быстро работает.

Так как при разработке очень много времени приходится проводить в редакторе, стоит хорошо изучить его особенности, понять, что он умеет делать и как может помочь решить типовые задачи.

С опытом приходит понимание того, каким должен быть ваш рабочий инструмент. Современные программы обладают широким спектром особенностей и продолжают развиваться. Изучайте их и не бойтесь пробовать новое.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023
Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.

Это можно описать с помощью оператора if.

let weather = "sunny";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
}

А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.

Этот сценарий можно описать с помощью if-else.

let weather = "rainy";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
  console.log("Возьму зонт");
}

Условный оператор if-else if-else

Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:

И всё это очень легко описывается кодом:

let weather = "sunny";
let time = "morning";

if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
  console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
  console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
  console.log("Еду на машине");
}

Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.

🐈

JS
  • 30 августа 2023