Обзор редакторов кода для фронтендеров
- 6 марта 2023
Самые популярные редакторы кода — Visual Studio Code, Sublime Text, Atom и WebStorm. Они ускоряют разработку и помогают быстро находить ошибки, работать с Git и получать удовольствие от процесса.
У каждого редактора есть обязательные функции, без которых сложно представить работу с кодом. Давайте поговорим о них.
Подсветка синтаксиса
Выделение однотипных конструкций отдельным цветом помогает быстрее визуально найти нужный участок кода. Это делает код более читаемым и понятным для разработчика.

Автоматические отступы
При написании кода не хочется самому после переноса строки отбивать нужную вложенность. К счастью, этот процесс зачастую автоматизирован. При переносе строки программа автоматически выставит уровень вложенности.
Файл, в котором корректно выставлена вложенность, легко читается, также это даёт программе возможность скрывать блоки кода. Например, чтобы лучше видеть границы участка и случайно не затронуть соседние, можно удобно сгруппировать блоки кода и оставить видимым только тот, который нужен.


Автодополнение
Во время разработки часто приходится искать справочную информацию. Благодаря автодополнению можно не тратить на это время. Программа на ходу анализирует написанный код и предлагает варианты продолжения.
Также можно быстро получить справочную информацию по нужной конструкции, узнать о количестве аргументов, которые принимает в себя функция и многое другое.

Разделение рабочей области
Рабочую область редактора можно разделить на две и более зоны. Например, удобно разделить файл разметки и стилей, для того чтобы не тратить время на переключение между проектами и папками.

Мини-карта
Для удобной навигации в документе используют миникарту. Обычно она находится в правой колонке и отображает структуру файла. При нажатии на миникарту отобразится нужная часть документа.

Внешний вид
Для тех, кто любит настраивать инструмент под себя, в настройках есть множество регулировок: изменение размера шрифта, цветовые схемы, правила переноса текста и многое другое. Это поможет сделать процесс разработки ещё комфортнее.

Проекты
Для того чтобы каждый раз не искать в системе расположение рабочей папки, можно сохранить эту информацию в редакторе, создав проект. При работе это удобно тем, что позволяет оперативно переключаться между ними.
Плагины
Помимо выполнения основной функции — предоставления комфортных условий для написания кода — редакторы могут включать в себя функциональность сторонних приложений. Это делает из простой программы интегрированную среду разработки. В базовую версию у разных редакторов входит разное количество таких приложений.
Обогатить функциональность можно через добавление плагинов.

Система контроля версий
Работать с системой контроля версий для разработчика — обычное дело. Часто все команды прописываются и выполняются через консоль. Для ускорения процесса разработки часть рутинных операций, такие как push
, pull
, commit
и другие выполняют через редактор.
Помимо этого, программа может подсказать, в каких местах были произведены изменения, и как поменялся код по сравнению с предыдущей версией.

Также в удобной форме можно посмотреть: историю коммитов, кто, когда и как изменял файлы и многое другое.

К примеру, через VS Code или WebStorm можно сделать commit
изменений, выполнить push
в удалённый репозиторий и после создать pull request
в сервисе GitHub. И все эти действия делаются в рамках редактора.


Emmet
Во многие редакторы по умолчанию встроен плагин emmet. С его помощью можно из короткой строки развернуть большой кусок кода.

Используя подобную технику можно в разы ускорить написание разметки.
Консоль
В процессе разработки часто приходится использовать консоль, чтобы установить какую-то зависимость, запустить локальный сервер или для других действий. Во многих редакторах в базовую версию добавлена консоль и её можно открывать внутри программы.

Дебаггер
Ещё один удобный инструмент — встроенный дебаггер, позволяющий отлаживать код. Можно выставлять точки останова и искать, в каком месте программы происходит неожиданное поведение.

Единый стиль написания кода в команде
При работе над проектом в команде важно использовать единый стиль написания кода. Иначе будет путаница и тяжелее будет понимать, что писал до тебя другой разработчик. Это проблему помогают решить различные инструменты:
- Через
editorconfig
можно прописать часть настроек для редактора. Например, выбрать, с помощью чего производить отступы — табы или пробелы, указать тип окончания строк и прочее; - Через плагин
eslint
редактор на лету может проверять JavaScript код на соответствие заданным правилам. В случае ошибки редактор укажет на место, где была допущена ошибка, и расскажет, какое правило нарушено.

Библиотека плагинов
Часть из вышеперечисленного по умолчанию встроена в редакторы, остальное нужно добавлять, устанавливая плагины. У всех программ, которые рассматриваются в этой статье, есть возможность интегрировать плагины непосредственно в среду разработки.
Горячие клавиши
Практически для всех действий в редакторах есть горячие клавиши. Знание этих комбинаций повышает скорость разработки. Стоит их изучить, хотя бы для того, чтобы понять, какие ещё возможности даёт редактор.
Sublime Text 4
Скачать редактор с официального сайта можно здесь.
Sublime Text — это легковесный кроссформенный текстовый редактор.
Программа имеет встроенную поддержку TypeScript, JSX и TSX, современный пользовательский интерфейс, возможность использовать видеокарту для рендеринга, благодаря чему повышается производительность редактора.
Прочитать подробнее о редакторе можно на официальном сайте.

Расширения для редактора
Для Sublime Text написано множество пакетов, которые делают работу в редакторе более комфортной.
Для того чтобы добавить пакет, нужно открыть интерфейс для ввода команд. Сделать это можно через пункт меню Tools → Command Palette
или вводом горячих клавиш command (control) + shift + p
. После этого в интерфейсе для ввода команд нужно выбрать пункт Package Control: Install Package
Программа покажет список пакетов. Здесь можно выбрать и установить нужный пакет. Посмотреть подробное описание каждого расширения для Sublime Text 4 можно на сайте Package Control.


Atom
Редактор был создан командой GitHub Inc. Atom приятный на вид, кроссплатформенный бесплатный редактор. Имеет встроенную интеграцию с Git и GitHub.
В конце 2022 года производители решили больше не развивать продукт и не выпускать обновлений для редактора. Пока ещё есть возможность пользоваться старой версией, если очень нравится функционал программы.
Скачать с официального сайта можно здесь.
Visual Studio Code
Бесплатный кроссплатформенный редактор компании Microsoft. Является одним из самых популярных редакторов на данный момент. Скачать можно здесь.
В базовой версии есть интеграция с Git и режим отладки кода. Поддерживает, в том числе и через дополнения, большое количество языков.

Подробнее о возможностях обновленной версии на официальном сайте.
Расширения для редактора
VS Code в базовой версии содержит большое количество плагинов. К примеру, консоль, emmet и мини-карта в нём присутствуют с самого начала. Добавить новые пакеты можно через интерфейс программы. Для этого во вкладке активного меню нужно выбрать пункт extensions
и в поле ввода ввести интересующий плагин. После этого его можно установить.

Посмотреть список популярных плагинов можно через интерфейс редактора, либо на официальном сайте.
WebStorm
Продукты JetBrains являются полноценными интегрированными средами для разработки. При минимальной настройке редакторы обладают большим количеством возможностей, на изучение которых нужно время. Базово имеет интеграцию с системами контроля версий, есть отладчик кода, статически анализирует содержимое проекта и в случае ошибок указывает на них.
Продукт платный и доступен к использованию по подписке, установить и оформить подписку можно здесь. Каждый из продуктов отвечает за определённую сферу. WebStorm, к примеру, больше подходит для фронтенд-разработки, а PHPStorm — для написания серверного кода на языке PHP.

Расширения для редактора
Из коробки WebStorm поддерживает большинство возможностей, которые рассматривались в этой статье. Однако, при необходимости можно обогатить функциональность программы через добавление расширений.
Это можно сделать через Настройки → Plugins
. В этом меню отобразятся все плагины, которые установлены в программе.

Установить новые можно через пункт Install Jetbrains plugin
. Из интересных можно выделить:
Вывод
У всех редакторов, которые мы рассмотрели, есть свои особенности и преимущества. При выборе программы стоит отталкиваться от задачи.
Если для работы важна скорость редактора, то тут лучшим выбором будет Sublime Text. Он легковесный и мало тратит ресурсов компьютера.
Для опытных разработчиков отличным решением будет WebStorm. Программа требует минимальных настроек для комфортной разработки и обладает богатой функциональностью.
Некоторой золотой серединой выступает VS Code. C одной стороны, он из коробки обладает большим количеством возможностей, с другой — интуитивно понятный и легко настраиваемый. При этом программа достаточно быстро работает.
Так как при разработке очень много времени приходится проводить в редакторе, стоит хорошо изучить его особенности, понять, что он умеет делать и как может помочь решить типовые задачи.
С опытом приходит понимание того, каким должен быть ваш рабочий инструмент. Современные программы обладают широким спектром особенностей и продолжают развиваться. Изучайте их и не бойтесь пробовать новое.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Случайное число из диапазона
Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min
до max
. Вот сниппет, который поможет:
function getRandomInRange(min, max) {
return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
- Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число
0.54
. - (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне.
10 - 0 + 1 = 11
. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10). - Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений:
0.54 * 11 = 5.94
. - Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так,
Math.floor(5.94) = 5
. - ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало
min
. Но в нашем примере, так какmin = 0
, это не изменит результат. Пример:5 + 0 = 5
. - Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.
Чтобы протестировать, запустите:
console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
- 7 сентября 2023

В чём разница между var и let
Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var
и let
, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.
var
и let
— это просто два способа объявить переменную. Вот так:
var x = 10;
let y = 20;
Переменная, объявленная через var
, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.
function myFunction() {
var z = 30;
console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError
Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i
осталась в этой функции. Если вы используете var
, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.
Переменные, объявленные с помощью let
доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.
if (true) {
let a = 40;
console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError
В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}
. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.
if (true) {
let blockScoped = "Я виден только здесь";
console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}
// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError
Если переменная j
объявлена в цикле с let
, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.
- 30 августа 2023

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript
Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.
Это можно описать с помощью оператора if
.
let weather = "sunny";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
}
А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.
Этот сценарий можно описать с помощью if-else
.
let weather = "rainy";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
console.log("Возьму зонт");
}
Условный оператор if-else if-else
Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:
И всё это очень легко описывается кодом:
let weather = "sunny";
let time = "morning";
if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
console.log("Еду на машине");
}
Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.
🐈
- 30 августа 2023

Как исправить ошибки SyntaxError в JavaScript
Ошибки SyntaxError появляются, если разработчик нарушил правила синтаксиса JavaScript, например, пропустил закрывающую скобку или точку с запятой. Давайте посмотрим, что означает каждая ошибка и в чём может быть проблема.
- 14 июля 2023

Ошибка TypeError: что это и как её исправить
Ошибки TypeError появляются, когда разработчики пытаются выполнить операцию с неправильным типом данных. Давайте разберём несколько примеров: почему появилась ошибка и как её исправить.
- 7 июля 2023

3 способа объявить функцию в JavaScript
Функции в JavaScript можно объявить тремя способами: через декларативное объявление, функциональное выражение или с помощью стрелок. Звучит сложно, но на самом деле всё совсем не так.
- 30 июня 2023

Как сделать простой слайдер на HTML и JavaScript
Вы сверстали сайт и сделали его красивым с помощью CSS. Осталось добавить интерактива, и можно добавлять проект в портфолио.
«Оживить» на сайте можно что угодно: меню, модальные окна, корзину, пагинацию… В этой статье мы разберём слайдер — посмотрим, как его сделать на чистом JavaScript. Слайдер пригодится для раздела с отзывами, фотографиями сотрудников, изображениями товаров или чего-нибудь ещё — всё зависит только от вашей фантазии и проекта.
☝ Мы покажем лишь один из возможных вариантов. Это не эталонное решение, да в разработке и не бывает единственно верного способа решить задачу. Но код точно работает, поэтому можете скопировать его в свой проект.
- 20 июня 2023

Полезные команды для работы с Node.js
Перед тем как рассматривать полезные команды при работе с Node.js, её необходимо установить.
Команды помогают узнать версию Node.js,
node -h
— показывает список всех доступных команд Node.js.
node -v
, node --version
— показывает установленную версию Node.js.
npm -h
— показывает список всех доступных команд пакетного менеджера npm
.
npm -v
, npm --version
— показывает установленную версию npm
.
Команда npm update npm -g
позволяет обновить версию npm
.
npm list --depth=0
показывает список установленных пакетов.
Команда npm outdated --depth=0
покажет список установленных пакетов, которые требуют обновления. Если все пакеты обновлены, список будет пустым.
npm install package
— позволяет установить любой пакет по его имени. Если при этом к команде добавить префикс -g
пакет будет установлен глобально на весь компьютер.
Команда npm i package
является укороченной альтернативой предыдущей команды.
Если вы хотите установить конкретную версию пакета, воспользуйтесь префиксом @
с номером версии. Например, npm install package@1.0.1
.
npm uninstall package
— удаляет установленный пакет по имени.
Команда npm list package
— покажет версию установленного пакета, а команда npm view package version
— последнюю версию пакета, которая существует.
Для работы с пакетным менеджером также пригодится файл package.json
, который должен лежать в директории, с которой происходит работа в консоли.
Он содержит различные мета-данные, например, имя проекта, версия, описания и автор. Также он содержит список зависимостей, которые будут установлены, если вызвать из этой папки команду npm install
.
Кроме этого он ещё имеет скрипты, которые вызывают другие команды консоли. Например, для этого файла вызов команды npm start
вызовет запуск задачи Grunt с именем dev
. А команда npm run build
вызовет скрипт build
, который запустит задачу в Grunt с именем build
.
Во время работы часто возникает необходимость установить некоторые пакеты. Если установить пакет с префиксом --save
, то он автоматически запишется в package.json
в раздел dependencies
. Такая же команда с префиксом --save-dev
запишет пакет в раздел devDependencies
.
Что такое nvm
nvm (илиNode Version Manager) — утилита, которая позволяет быстро менять версии Node.js.
Чтобы её установить, достаточно запустить скрипт
curl -o- https://raw.githubusercontent.com/creationix/nvm/v0.31.0/install.sh | bash
Теперь можно установить последнюю версию Node.js, например,5.0
с помощью команды nvm install 5.0
. Чтобы начать использовать её, введите команду nvm use 5.0
. Таким образом, можно быстро переключаться между версиями, например, для тестирования.
- 8 июня 2023

Как составлять регулярные выражения
Регулярное выражение — это последовательность символов (селекторов). Оно используется для поиска и обработки строк, слов, чисел и других текстовых данных.
Регулярные выражения выручают при решении разных задач. Например, с их помощью легко искать и менять строки в коде. Но чаще всего регулярные выражения используют для валидации форм. Давайте посмотрим, как это делать.
- 5 июня 2023

Проверка типа интерфейса в TypeScript
Проверка типов интерфейса — одна из ключевых возможностей TypeScript. Она помогает убедиться, что объект или класс содержат необходимый набор свойств и методов, указанных в интерфейсе. Благодаря проверке типов вы можете писать более надёжный код, ведь часть ошибок будет найдена ещё на этапе компиляции.
- 30 мая 2023