Вне зависимости от того, с какого языка вы начинаете карьеру программиста, ошибки и сложности в работе случаются у всех. Главное — вовремя их увидеть и предотвратить.

1. Зацикливаться на сложной задаче

Иногда задачи не решаются сразу. Такое бывает по разным причинам — или подход неправильный, или где-то закралась ошибка в одном символе, но код в любом случае не работает. В итоге студент пытается снова и снова, зацикливается на одной задаче и страдает. Как будто если он не напишет этот код, то получит «чёрную метку» и никогда не сможет работать программистом.

Как поступить. Отдохнуть, забыть о задаче, а потом с новыми силами попробовать написать код с нуля. Если не получается и так— задать вопрос знающему человеку.

2. Не задавать вопросы

Помните, как в университете на лекции по новой теме? «Вопросы есть? — Нет». Никто из потока не спрашивает, даже если непонятно — потому что никто не хочет показаться глупым. В итоге это мешает учиться, а наставнику — учить. Наставник не может помочь, потому что не знает о проблеме, и думает, что вопросов нет, и всё понятно. Это приводит к тому, что задачи делаются бесконечно.

Задавай мне вопросы, я из тех, кто любит поговорить после пуллреквеста!

Как поступить. В вопросах нет ничего плохого, за них не ругают. Лучше сразу признать, что вы не можете решить задачу, и попросить о помощи. Главное, спрашивать правильно — всё обдумать, поискать ответ, и только потом задавать вопрос.

3. Спрашивать, не подумав

«А как вот это? А как вот то? А что это такое?»

Наставник, конечно, сможет ответить, но лучше сначала попытаться найти ответ самому, а если не получается, обратиться за помощью. Часто бывает так: студент мне пишет кучу вопросов, а я прямо сейчас не могу ответить. Беру телефон через пару часов, а там: «Отбой, я сам разобрался!»

Как поступить. Сначала поискать ответ в конспектахкнижках или интернете. Если не получилось — попросить о помощи.

Что-то нажали и всё сломалось
Что-то нажали и всё сломалось

4. Неправильно задавать вопросы

Когда ответ не нашёлся на первых двух страницах поиска, очень хочется срочно написать наставнику «У МЕНЯ НИЧЕГО НЕ РАБОТАЕТ». Это плохой подход, потому что всё равно придётся объяснять, что вы имеете в виду.

Как поступить. Описать конкретную проблему, чтобы наставнику было, что ответить и без уточнений. Например, «я добавил цикл на эти строки и блок перестал отображаться, удалил цикл, всё снова стало хорошо. Что не так с циклом? Понимаю, что дело в нём, но что конкретно не вижу, можешь посмотреть?».

5. Не тестировать свой код

Другая проблема — написать код, который вроде работает, и сразу отправить его на проверку. Такой код с большой вероятностью вернётся на доработку, потому что никто не захочет проверять то, что не работает (да и по критериям качества не пройдёт).

Как поступить. Протестировать результат, хотя бы по минимуму. Так вы будете понимать, как работает ваш код, и что нужно учитывать при его написании. Опять же, у любой задачи должно быть ТЗ — не стесняйтесь сверяться, что всё сделано как надо. Проверяющему это поможет.

6. Винить во всём компьютер

Если программа выдаёт неожиданный результат, значит алгоритм описан некорректно. В программировании вообще легко запутаться, особенно, если проект большой, главное — см. пункт 1.

Как поступить. Ничего страшного не случилось. Пересмотрите результат, попробуйте отладить код и, если нужно, улучшите алгоритм. Улучшение и доработка — важная часть работы программиста, и лучше научиться этому на курсах, чем оказаться в неприятной ситуации в реальной работе.

Решаем проблемы

  1. Вовремя откладывайте задачи, которые не можете сделать.
  2. И просите о помощи.
  3. Но сначала поищите ответ самостоятельно.
  4. Если не нашли ответ — спросите, но формулируйте вопрос правильно.
  5. Тестируйте свой код.
  6. Разбирайте алгоритмы на винтики и добирайтесь до сути.

Ошибки случаются, главное — быстро их исправить.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше