Чтобы сделать хороший курс для опытных специалистов, нужно придумать действительно полезную тему, собрать по ней востребованный на рынке материал и представить его в удобном формате.

В этой статье мы расскажем о том, как мы выбираем темы курсов для опытных разработчиков, почему курсы работают именно так и как мы понимаем, что материал выходит грамотным.

Как выбирается тема

Подход к выбору темы должен быть максимально рыночным — мы должны понять, что действительно важно на рынке. Но стоит ли при этом идти к разработчикам? Забегая вперёд, ответим: нет, так как мнение разработчиков о том, чему стоит учиться, часто расходится с мнением рынка. Это показало исследование, которое мы проводили.

Нужно опираться на мнение компаний, нуждающихся в определённых навыках для разработчиков. Это самый верный путь, ведь, выбирая такие навыки, мы даём разработчикам возможность обучаться тому, что позволит им повысить свой грейд в рамках компании или рынка в целом.

Именно поэтому, проводя исследование, мы в первую очередь опирались на мнение компаний и тимлидов, которые вместе помогли нам выделить самые необходимые навыки на текущий момент.

В нашем исследовании участвовало больше 150 тимлидов, мы проанализировали более 2000 вакансий, а результатом стала карта компетенций, разбитых по грейдам.

Несмотря на то, что мы с ней не закончили (она будет постоянно развиваться и расширяться), мы смогли выделить первые двадцать самых востребованных навыков и начать разработку курсов по этим темам. Есть несколько обязательных этапов производства курсов.

Исследования темы

Сначала по выбранной теме проводится анализ рынка. Мы понимаем, насколько важен навык, какие типовые задачи решаются с его помощью, смотрим, как этому навыку уже учат другие компании и какая вообще информация есть по нему в интернете.

На этом этапе мы разрабатываем документ, который называем фактурой курса. В неё попадает необходимый минимум для начала обучения, описание навыка и проблематика, которую он решает. Но самое важное — это набор реальных типовых задач, с которыми поможет наш курс.

Фактура — основополагающий документ, который закрывает большой пласт информации по тому, что мы делаем для каждого курса.

Выбор команды авторов и доработка фактуры

Дальше мы находим авторов — одного или нескольких практикующих специалистов, которые разбираются в данной теме. Мы верим, что рассказывать про навык можно только тогда, когда вы имеете с ним дело каждый день.

Задача команды авторов — в первую очередь доработать фактуру. Добавить туда необходимые разделы, типовые задачи, расписать программу и решить, что будет включать в себя курс, а что из него стоит убрать.

На выходе мы получаем полностью готовый документ, который можно показывать рынку.

Ревью фактуры курса рынком

У нас нет задачи делать авторские курсы. То есть курсы, которые основаны на мнении и опыте одного человека. Несмотря на то, что мы доверяем автору, наша цель — сделать так, чтобы курс максимально развивал навык и закрывал потребность на рынке. Для этого мы обращаемся к другим разработчикам, которые имеют экспертизу в навыке, и даём им фактуру на ревью.

Их задача — убедиться на этапе прототипа, что мы ничего не забыли и нигде не наврали. Они дают рекомендации, которые мы либо включаем в курс, либо оставляем, при условии, что эти корректировки не оказывают существенного влияния на содержание программы.

Разработка курса по фактуре

Это самый понятный этап разработки. Мы делаем так, чтобы всё, что указано в фактуре, оказалось в курсе. Авторы пишут статьи, готовят эталонные реализации, создают демо, задания и их разбор. В составе курсов также есть тесты по пройденным разделам, ведь наша методика предусматривает закрепление знаний.

Команда проекта помогает авторам с методической точки зрения и оценивает полноту контента. Задача авторов — передать знания и опыт о конкретном навыке, а задача команды — помочь им сделать это максимально комфортно для конечного разработчика, который будет этот курс проходить.

Ревью курса рынком

После окончания работы над курсом мы повторяем ревью, которое было на этапе фактуры, только в этот раз внешние авторы оценивают курс целиком: все материалы, демки и тесты. Ревьюеры должны убедиться в раскрытии темы, проверить наличие фактических ошибок, предложить добавление или удаление лишнего.

После ревью авторы и ревьюеры берут паузу на дискуссию, чтобы найти истину и оставить только то, что действительно нужно. По результатам общения вносятся правки, и на этом этапе мы считаем, что с логической точки зрения курс готов. Остаётся его причесать.

Редактура и корректура

При выборе авторов мы ориентируемся на его опыт и способность этот опыт передать, но мы не оцениваем навыки написания текстов. Однако для конечного разработчика важно не только получение опыта, но и понятное восприятие текстов.

К делу приступают редакторы. Они, не меняя сути и логики повествования, делают материал удобнее для чтения и восприятия.

После этого этапа нам остаётся только оставить подсказки в интерфейсе, и курс готов к выпуску.


Разработка курса, который бы удовлетворял требования рынка и был удобен в прохождении — сложный процесс, в котором задействована большая команда.

Чтобы получить курс, который будет давать необходимые в работе знания, важно не только выбрать правильно тему, но и получить полноценный фидбек от разработчиков и дать действительно востребованные навыки, которые будут сразу полезны и применимы на рынке.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Единица измерения cap в CSS

Единица измерения cap в CSS

С 11 декабря 2023 года (Baseline: Newly Available) в CSS появилась новая единица измерения — cap. Она измеряет высоту заглавной латинской буквы в шрифте, установленном для элемента. Это значит, что теперь можно задавать размеры, отступы и позиционирование элементов не только в пикселях, em или rem, но и относительно визуальной высоты заглавных букв.

Эта единица особенно полезна при работе с крупными заголовками, адаптивной типографикой и точным выравниванием текста.

Читать дальше
  • 8 июля 2025
Использование CSS функций pow, sqrt, hypot, log и exp

Использование CSS функций pow, sqrt, hypot, log и exp

С 7 декабря 2023 года (Baseline: Newly Available) в CSS появились нативные математические функции, которые позволяют выполнять вычисления прямо в стилях — без JavaScript, препроцессоров и переменных. Это важный шаг к более гибкому и выразительному управлению размерами, отступами и другими параметрами оформления.

Теперь вы можете применять привычные математические операции, такие как:

  • pow(x, y) — возведение числа x в степень y;
  • sqrt(x) — извлечение квадратного корня;
  • log(x) — натуральный логарифм;
  • exp(x) — экспонента (e в степени x).

Все эти функции используются внутри calc(), так как именно calc() позволяет комбинировать числа и единицы измерения. Это значит, что вы можете не просто считать, а подставлять вычисленные значения в реальные CSS-свойства.

Пример:

.element {
  width: calc(pow(2, 3) * 10px); /* Результат: 8 * 10px = 80px */
}

Такой подход даёт больше свободы в оформлении без использования JavaScript. Например, вы можете рассчитывать ширины, высоты, пропорции или даже динамически адаптировать отступы в зависимости от других значений — прямо в CSS.

Читать дальше
  • 8 июля 2025
Методы окон alert, confirm и prompt в JavaScript

Методы окон alert, confirm и prompt в JavaScript

JavaScript предоставляет три простых метода для взаимодействия с пользователем: alert(), confirm() и prompt(). Эти функции встроены в глобальный объект window и доступны в любом браузере. Они позволяют быстро отобразить сообщение, запросить подтверждение действия или получить текстовый ввод.

С 29 января 2018 года эти методы находятся в статусе «Widely Available» по Baseline, то есть их можно использовать без ограничений на совместимость.

Читать дальше
  • 7 июля 2025
Как использовать классы в JavaScript

Как использовать классы в JavaScript

Классы — это удобный синтаксис, который появился в JavaScript в стандарте ES2015 (ES6) и с 8 сентября 2018 года считается широко поддерживаемым (Baseline: Widely Available). Они позволяют создавать объекты по шаблону — с общими свойствами и методами — и писать более структурированный, понятный код.

За кулисами классы используют ту же прототипную модель, что и раньше. Но теперь вы можете описывать «объектные» структуры так, как это делается в других языках, вроде Java, Python или C# — с конструкторами, методами и наследованием.

Читать дальше
  • 5 июля 2025
CSS-свойство cursor для управления отображением курсора

CSS-свойство cursor для управления отображением курсора

Свойство cursor управляет тем, как выглядит указатель мыши, когда пользователь наводит его на элемент. Оно помогает визуально показать, что элемент интерактивный, требует внимания или, наоборот, недоступен. Это особенно важно для улучшения удобства и предсказуемости интерфейса.

Хотя cursor — базовое CSS-свойство, оно находится в статусе ограниченной доступности в Baseline, что значит: часть значений может не поддерживаться в старых браузерах или иметь особенности в поведении.

Читать дальше
  • 2 июля 2025
Управление асинхронными запросами с помощью AbortController

Управление асинхронными запросами с помощью AbortController

Когда вы отправляете асинхронный запрос — особенно через fetch — бывает важно иметь возможность его отменить. Например, если пользователь ушёл со страницы, переключил вкладку или выполнил другое действие, которое делает запрос больше неактуальным. Если такие запросы не останавливать, они продолжают работать в фоне, потребляют ресурсы и могут привести к утечкам памяти или ошибкам, особенно если в ответе вы потом обновляете уже несуществующий интерфейс.

Для решения этой задачи в браузере появился AbortController. Он доступен в статусе «Widely Available» с 25 сентября 2021 года, что означает — поддерживается всеми современными браузерами и безопасен для использования в продакшене.

Читать дальше
  • 26 июня 2025
Функция `cubic-bezier()` в CSS для плавных анимаций

Функция `cubic-bezier()` в CSS для плавных анимаций

Когда вы задаёте анимацию или переход в CSS, свойства изменяются неравномерно: сначала медленно, потом быстрее, в конце снова замедляются. Это поведение называется интерполяцией и определяется так называемой функцией ускорения (или «easing function»). По умолчанию браузеры используют значения вроде ease, ease-in, ease-out и linear. Но если вам нужно больше контроля над тем, как именно свойство изменяется во времени, пригодится функция cubic-bezier().

Эта функция позволяет задать собственную кривую ускорения с помощью четырёх чисел — координат двух управляющих точек Безье. Эти значения описывают, как «разгоняется» и «тормозит» анимация. cubic-bezier() поддерживается всеми современными браузерами с 29 января 2018 года (Baseline: Widely Available), так что её можно спокойно использовать в продакшене.

Читать дальше
  • 26 июня 2025
Остановка fetch-запросов с AbortController

Остановка fetch-запросов с AbortController

🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2021-09-25

AbortController и его сигнал AbortSignal позволяют отменить активную операцию, например, fetch-запрос. Вы создаёте экземпляр AbortController, получаете связанный с ним сигнал и передаёте его в fetch. Когда нужно прервать запрос, вызываете метод abort() у контроллера. Это удобно, чтобы управлять временем отклика или избегать утечек памяти.

Пример:

const controller = new AbortController();
const signal = controller.signal;

fetch('https://api.example.com/data', { signal })
  .then(response => response.json())
  .then(data => console.log(data))
  .catch(error => {
    if (error.name === 'AbortError') {
      console.log('Запрос отменён');
    } else {
      console.error('Ошибка', error);
    }
  });

// чтобы отменить запрос
controller.abort();

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

  • 25 июня 2025
Объединение сигналов отмены в AbortSignal.any()

Объединение сигналов отмены в AbortSignal.any()

🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Доступно в Baseline в статусе «Newly Available» c 2024-03-19.

AbortSignal.any () — это статический метод, который объединяет несколько сигналов отмены <AbortSignal>. Он возвращает один новый сигнал, который срабатывает, когда любой из исходных сигналов активируется, причём причина отмены берётся из первого активировавшегося сигнала. Это удобно, когда нужно реагировать сразу на любой из нескольких условий отмены.

const controller1 = new AbortController();
const controller2 = new AbortController();

const combinedSignal = AbortSignal.any([controller1.signal, controller2.signal]);

combinedSignal.addEventListener('abort', () => {
  console.log('Отмена вызвана одним из сигналов');
});

// Пример вызова отмены любого из них
controller1.abort('Причина от первого');

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

  • 25 июня 2025
Использование position absolute для позиционирования элементов

Использование position absolute для позиционирования элементов

🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29

Position: absolute убирает элемент из нормального потока документа и позволяет размещать его точно по координатам относительно ближайшего родителя с установленным position или, если такового нет — относительно окна браузера. Это удобно для создания всплывающих окон, меню и элементов, требующих точного позиционирования.

Пример:

<div style="position: relative; width: 300px; height: 200px; background: #eee;">
  <div style="position: absolute; top: 20px; left: 30px; background: #f00; width: 100px; height: 50px;">
    Вложенный блок
  </div>
</div>

Здесь внутренний <div> с position: absolute позиционируется относительно своего ближайшего родителя с position: relative.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

  • 25 июня 2025