Тернарный (или условный) оператор существует во многих языках программирования — например, в C++, Java, Python, PHP и других. Разберёмся, как он работает в JavaScript.

Все операторы различаются по количеству аргументов, к которым они применяются. Например, существует оператор «-», который меняет знак числа на противоположный. Если такой оператор применяется к одному числу, то есть у него один аргумент — он называется унарным.

let number1 = 7;
let number2 = -number1;

console.log(number2); // В консоль выведется число -7

Кроме унарных операторов, существуют операторы с двумя аргументами — бинарные. Например, бинарный «+» складывает два аргумента:

let number1 = 7;
let number2 = 3;

console.log(number1 + number2); // В консоль выведется число 10

И, наконец, тернарный оператор:

условие ? выражение1 : выражение2

Это единственный оператор с тремя аргументами, что отражено в названии. Первый аргумент — это условие. Если оно истинно (равно true), оператор вернёт второй аргумент — выражение1. В ином случае он вернёт третий аргумент — выражение2.

Что-то напоминает, да? По механике работы тернарный оператор похож на условную конструкцию if с альтернативной веткой else, но его синтаксис позволяет писать меньше строк кода. Сравним:

let booksCount = 19; // Количество книг, прочтённых за год
let result; // Сюда запишем результат сравнения booksCount с эталонным значением

// Сравним с помощью условной конструкции if
if (booksCount > 15) {
  result = 'План на год выполнен!';
} else {
  result = 'Читать и ещё раз читать';
}

// А теперь с помощью тернарного оператора
result = (booksCount > 15) ? 'План на год выполнен!' : 'Читать и ещё раз читать';

По сути оба фрагмента кода выполняют одно и то же действие — проверяют условие, а затем присваивают переменной первое или второе выражение в зависимости от истинности этого условия. Разница лишь в форме записи.

Варианты использования

Значение, возвращаемое тернарным оператором, можно записать в переменную — этот вариант мы уже рассмотрели в примере выше. Кроме этого, его можно использовать в функциях при возвращении значения с помощью return:

let getResult = function (booksCount) {
  return (booksCount > 15) ? 'План на год выполнен!' : 'Читать и ещё раз читать';
}

getResult(19); // Функция вернёт значение 'План на год выполнен!'

Также возможно использование множественных тернарных операций. В этом случае несколько операторов «?» будут идти подряд:

let booksCount = 19;
let result;

result = (booksCount > 15) ? 'План на год выполнен!' :
  (booksCount > 10) ? 'Уже неплохо!' :
  'Читать и ещё раз читать';

Здесь каждое условие проверяется последовательно. Если первое условие истинно, переменной booksCount присваивается значение 'План на год выполнен!'. В ином случае код выполняется дальше, и проверяется второе условие (booksCount > 10).

Что выбрать: тернарный оператор или if

При выборе за основной показатель нужно взять читабельность кода. Чем код понятнее, нагляднее, тем удобнее его рефакторить и поддерживать. Тернарный оператор может как сделать код проще, так и необоснованно его усложнить. Это зависит от ситуации.

Посмотрим ещё раз на самый первый вариант, уже разобранный выше. Здесь переменной присваивается значение в зависимости от условия, и это пример грамотного использования тернарного оператора. В таком случае он позволяет избавиться от громоздкой условной конструкции и сделать код проще и короче.

let booksCount = 19;
let result;

result = (booksCount > 15) ? 'План на год выполнен!' : 'Читать и ещё раз читать';

Но есть варианты, когда использование оператора усложняет код. В большинстве случаев это относится к множественным тернарным операциям, о которых речь шла выше. Ещё к таким вариантам стоит отнести использование тернарного оператора для выполнения целых фрагментов кода в зависимости от условия, а не простого присвоения значения переменной. Рассмотрим пример:

let booksCount = 19;

(booksCount > 15) ? (
  booksCount = 0,
  console.log('План на год выполнен!')
) : (
  console.log('Читать и ещё раз читать')
);

Такой код достаточно сложно читать, особенно если строк станет больше. Здесь будет уместнее использовать условную конструкцию if.

Тем не менее не стоит отказываться от тернарного оператора. Он может помочь сделать код понятным и лаконичным. Главное — знать, в каких конкретно ситуациях его полезно использовать, и не злоупотреблять.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023