Как правильно называть переменные
- 5 июля 2019
Переменные нужны для хранения информации. Это своеобразная «коробка» для данных с уникальным именем. Туда можно положить любое значение и потом менять его сколько угодно раз. Важно назвать переменные так, чтобы даже через несколько месяцев, понять, что и как обозначается в коде. Разберёмся, как именовать переменные в JavaScript и PHP.
Базовые правила
Без них вы просто не сможете создать переменную.
Называйте переменную по правилам именования языка
В противном случае код будет выдавать ошибку. Обычно название переменной — это сочетание букв латинского алфавита, цифр и символа подчеркивания: _
.
Для создания переменных в JavaScript используют специальные команды: var
, let
, const
. Самый старый способ — команда var
. Команды let
и const
появились относительно недавно в ES2015. Их поддерживают все современные браузеры.
- Переменная с именем
age
и без значения —var age;
- Переменная с именем
maximum
со значением «цифра 5» —let maximum = 5;
- Переменная с именем
FEED_CAT
и значением «строка 25 гр» —const FEED_CAT = "25 гр";
В PHP переменные создаются с помощью символа доллара в начале имени.
- Переменная с именем
age
и без значения —$age;
- Переменная с именем
maximum
со значением «цифра 5» —$maximum = 5;
- Переменная с именем
FEED_CAT
и значением «строка 25 гр» —$FEED_CAT = "25 гр";
Все правила вы найдёте в документации к языку: для JavaSrcipt — это MDN; для PHP — php.net.
Не используйте зарезервированные имена
Это имена, которые уже выполняют в языке конкретные функции. Если назвать переменную зарезервированным именем, вы получите синтаксическую ошибку:
var class;
let return;
const var;
// Ошибка в JavaScript
function echo() {}
<!-- Ошибка в PHP -->
Примеры зарезервированных имён: var
, class
, return
и export
. Полный список вы найдёте документациях для JavaScript и PHP.
Условные правила
Соблюдение этих правил не обязательно. Но они помогут сделать код более понятным для вас самих и других разработчиков.
Понятные имена
Не стоит называть переменные одной буквой, сокращениями, транслитом и просто как придёт в голову. Имя переменной должно кратко описывать её предназначение. Исключения — общепринятые аббревиатуры. Например, счётчики циклов принято называть переменными i
, j
и k
. Кнопку button
можно сократить до btn
.
Плохо: a
, b
, var1
, var2
и adsf
. Такие имена не несут смысловой нагрузки. Открыв код через некоторое время, вы не поймёте, для чего здесь эта переменная. Придётся вспоминать весь процесс с нуля.
Хорошо: inputBtn
, result
и onSubmit
. Из названия понятно, что тут делает эта переменная.
var a = function(b) {
return 2 * Math.PI * b;
}
var l = a(5);
// Непонятно, что это за функция и что мы получим в итоге.
Перепишем код, используя хорошее именование и получим функцию, считающую длину окружности.
var getCircleLength = function(radius) {
return 2 * Math.PI * radius;
}
var length = getCircleLength(5);
Единый стиль написания
Есть два основных принципа написания многословных переменных. Не смешивайте их в одном скрипте:
- Snake_case — для разграничения слов использует нижнее подчеркивание. Принято использовать в PHP. Например:
cat_food
,maximum_count
иon_click_button
- CamelCase — использует заглавную букву. Принято использовать в JavaScript. Например:
catFood
,maximumCount
иonClickButton
Общепринятые подходы
В сообществе устоялись правила, относящиеся к большинству языков. Их нужно знать, чтобы писать код, понятный другим разработчикам. Вот так принято называть переменные в зависимости от содержимого:
- значение — существительное:
cat
,dog
; - массив — существительное в множественном числе:
cats
,dogs
; - функция — глагол:
download
,update
; - класс — существительное с заглавной буквой:
Cat
,Dog
; - константа — всё имя пишется заглавными буквами в стиле snake_case:
MAXIMUM_FOOD
,LIMIT_X
; - обработчик — имя описывает событие, по которому он вызывается. Как правило, содержит префикс
on
или постфиксHandler
:onButtonClick
,formSendHandler
.
Использование этих правил сделает ваш код намного понятнее.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Как работает navigator.credentials: API для входа без пароля
navigator.credentials
— это интерфейс Web Authentication API, который позволяет браузеру управлять учётными данными пользователя. С его помощью можно безопасно получать, сохранять и автоматически подставлять данные для входа: пароли, токены или ключи. Это делает процесс аутентификации проще и безопаснее — особенно на сайтах, где важен пользовательский опыт и скорость входа.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2022-07-15
Как это работает
Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
Вы можете запросить сохранённые данные с помощью navigator.credentials.get()
. Например, при загрузке страницы входа можно попытаться автоматически получить логин и пароль пользователя, если он ранее их сохранил:
const cred = await navigator.credentials.get({
password: true,
mediation: 'optional' // чтобы не мешать потоку, если данных нет
});
if (cred) {
console.log('Получен логин:', cred.id);
console.log('Пароль:', cred.password);
// Здесь можно автоматически отправить данные на сервер
}
Если учётные данные доступны, вы можете использовать их для входа без дополнительных действий от пользователя. Это особенно удобно на мобильных устройствах и в приложениях с частыми сессиями.
Можно ли сохранять логин и пароль вручную?
Да, через navigator.credentials.store()
вы можете сохранить учётные данные, которые пользователь только что ввёл:
const cred = new PasswordCredential({
id: 'user@example.com',
password: '12345678'
});
await navigator.credentials.store(cred);
Теперь при следующем визите вы сможете использовать get()
, чтобы получить эти данные без необходимости ручного ввода.
Безопасность
API работает только на HTTPS и требует, чтобы страница была в фокусе. Браузеры могут показывать уведомления, если данные используются без явного действия пользователя — это защита от скрытых запросов.
Поддержка и ограничения
- Поддерживается в Chrome, Edge, Android WebView.
- Safari и Firefox поддерживают только часть API или вовсе не поддерживают.
- Нельзя использовать на сторонних сайтах (только собственный домен).
Это API особенно хорошо подходит для проектов, где важна быстрая авторизация и нет смысла постоянно спрашивать логин-пароль у пользователя.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 3 августа 2025

Как использовать cause для более понятной обработки ошибок в JavaScript
Новое свойство cause
в объекте error
позволяет узнать исходную причину сбоя и облегчить отладку, особенно при повторении ошибок. Оно помогает выстроить цепочку событий и лучше понимать, где возникла проблема. Свойство доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 20 марта 2024 года.
- 3 августа 2025

HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает
HTTP/3 — это новая версия протокола обмена данными между браузером и сервером. В отличие от предыдущих HTTP/1.1 и HTTP/2, он построен поверх протокола QUIC и использует UDP вместо TCP. Это делает соединения быстрее, стабильнее и безопаснее.
HTTP/3 доступен в Baseline в статусе «Newly Available» с 2024-09-16.
Чем HTTP/3 лучше
🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
- Быстрее устанавливается соединение. Больше нет отдельной стадии TLS: всё объединено.
- Меньше задержек. Даже при потере пакета браузер не ждёт восстановления всего потока, как в TCP.
- Устойчивость к переключениям сети. QUIC сохраняет соединение, даже если пользователь, например, переключился с Wi-Fi на LTE.
- Безопасность по умолчанию. Все соединения — только через шифрование (TLS 1.3).
Эти преимущества особенно важны для мобильных пользователей и тех, кто часто сталкивается с нестабильным интернетом.
Как работает
HTTP/3 основан на QUIC — это транспортный протокол от Google, который работает через UDP. Он умеет передавать данные параллельно по разным потокам, не блокируя друг друга при сбоях. QUIC внедрён в современные браузеры и серверные платформы.
Нужно ли что-то делать?
Если вы разработчик сайта или веб-приложения, то скорее всего ничего специально делать не нужно — браузер сам выберет HTTP/3, если сервер его поддерживает. Ваш сайт будет работать быстрее просто потому, что инфраструктура на это перешла.
Если вы настраиваете сервер (например, NGINX или Cloudflare), тогда стоит включить поддержку HTTP/3. На популярных платформах это можно сделать одной строчкой.
Как проверить, используется ли HTTP/3
В Chrome или Edge:
- Откройте DevTools → вкладка Network.
- Перезагрузите страницу.
- Добавьте колонку Protocol (правый клик по шапке таблицы).
- Посмотрите, есть ли
h3
у запросов — это и есть HTTP/3.
Через терминал (если у вас установлен curl):
curl -I --http3 https://example.com
Если сервер не поддерживает HTTP/3, будет ошибка или произойдёт откат на HTTP/2.
Через JavaScript
На уровне кода нельзя напрямую узнать версию протокола, но можно сделать fetch и посмотреть заголовки ответа через инструменты разработчика:
fetch('https://example.com')
.then(response => console.log(response.headers))
А затем проверить в DevTools, какой протокол был использован.
Что важно помнить
- HTTP/3 — это не «фича», которую вы вызываете в коде, а часть транспортного уровня.
- Он поддерживается большинством современных браузеров: Chrome, Firefox, Edge, Safari.
- Но он работает только с HTTPS, как и HTTP/2.
Заключение
HTTP/3 делает интернет быстрее, безопаснее и стабильнее — особенно на слабых сетях и мобильных устройствах. Вам не нужно менять HTML, JavaScript или CSS, чтобы получить преимущество. Главное — чтобы сервер и хостинг поддерживали эту технологию.
Если вы разрабатываете сайт с упором на производительность — убедитесь, что HTTP/3 включён. Это шаг вперёд к более отзывчивым и доступным интерфейсам.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 27 июля 2025

Как работает Map в JavaScript
Коллекция Map
— это встроенный объект JavaScript, предназначенный для хранения пар ключ-значение. Она похожа на обычный объект ({}
), но обладает важными преимуществами:
- Любые типы ключей — строки, числа, объекты, функции.
- Сохранение порядка вставки — перебор идёт в том порядке, в котором вы добавили элементы.
- Удобные методы для работы —
set()
,get()
,has()
,delete()
,clear()
и итерации черезfor...of
.
Эта структура особенно полезна, если вы хотите чётко контролировать порядок элементов и не ограничиваться только строковыми ключами, как в обычных объектах.
Пример: создаём коллекцию и работаем с ней
? Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
const userInfo = new Map();
userInfo.set('name', 'Алексей'); // строка
userInfo.set(42, 'Число'); // число
userInfo.set(true, 'Булево'); // логическое значение
console.log(userInfo.get(42)); // Выведет: 'Число'
Здесь мы добавили три элемента с разными типами ключей. Именно это отличает Map
от обычного объекта — вы можете использовать, например, ключи-объекты или даже функции:
const objKey = { id: 1 };
const fnKey = () => {};
userInfo.set(objKey, 'объект');
userInfo.set(fnKey, 'функция');
console.log(userInfo.get(objKey)); // 'объект'
Перебор Map
Вы можете пройтись по элементам Map
с помощью for...of
:
for (const [key, value] of userInfo) {
console.log(key, value);
}
Также доступны методы:
map.keys()
— только ключи,map.values()
— только значения,map.entries()
— пары [ключ, значение].
console.log([...userInfo.keys()]); // Все ключи
console.log([...userInfo.values()]); // Все значения
Проверка наличия, удаление и очистка
userInfo.has('name'); // true
userInfo.delete(42); // удаляет элемент с ключом 42
userInfo.clear(); // полностью очищает Map
Отличия от объектов
Особенность | Map | Object |
---|---|---|
Типы ключей | любые | только строки и символы |
Порядок | сохраняется | не гарантирован |
Итерация | проще и более гибкая | требует Object.entries и т. д. |
Производительность | быстрее на больших объёмах | может быть медленнее |
Когда использовать Map
Используйте Map
, если:
- Нужен предсказуемый порядок элементов.
- Ключами должны быть не только строки.
- Нужно часто добавлять, удалять или перебирать элементы.
- Важно избежать конфликтов с ключами вроде
__proto__
илиhasOwnProperty
.
Заключение
Map
— мощная и удобная структура данных, особенно когда работа с обычными объектами становится громоздкой. Она расширяет привычные возможности, делает код чище и понятнее, а также даёт контроль над ключами и порядком. В современном JavaScript Map
— это стандарт, на который стоит ориентироваться в сложных приложениях.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 27 июля 2025

10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик
Консоль разработчика — важный инструмент отладки в JavaScript. С помощью методов console
можно выводить информацию о работе скрипта, отслеживать ошибки, логировать данные и анализировать производительность. В браузере это доступно через панель разработчика (DevTools), обычно на вкладке «Console».
- 18 июля 2025

Полный гайд по объекту Date в JavaScript
Объект Date
позволяет создавать, сравнивать и форматировать дату и время. Используется для отображения текущего времени, вычисления интервалов и работы с таймзонами в веб-приложениях.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29
- 25 июня 2025

FormControl и FormGroup в Angular
Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.
Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.
Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.
- 1 июня 2025

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?
Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.
- 25 мая 2025

Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство
Формы — неотъемлемая часть большинства веб-приложений: будь то регистрация, ввод данных или опросы. Модуль реактивных форм в Angular отлично подходит для создания статичных форм, но во многих случаях требуется, чтобы форма могла динамически адаптироваться в зависимости от действий пользователя или внешних данных.
В этой статье мы рассмотрим, как создавать динамические формы с использованием автономных компонентов в Angular 19, применяя модульный подход, который избавляет от необходимости использовать традиционные модули Angular. В сопроводительном репозитории на GitHub для оформления форм используется Tailwind CSS, однако в статье внимание сосредоточено исключительно на логике динамических форм. Tailwind и связанные с ним настройки намеренно не включены в примеры, чтобы сохранить акцент на основной теме.
- 25 мая 2025

Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция
Как разработчики на Angular, мы нередко задумываемся, как фреймворк отслеживает изменения в данных и затем отображает их во вьюхе. Этот процесс называется стратегией обнаружения изменений в Angular. В этом материале мы разберёмся, как это работает, и научимся выбирать подходящую стратегию для разных сценариев.
- 24 мая 2025