Как правильно называть переменные
- 5 июля 2019
Переменные нужны для хранения информации. Это своеобразная «коробка» для данных с уникальным именем. Туда можно положить любое значение и потом менять его сколько угодно раз. Важно назвать переменные так, чтобы даже через несколько месяцев, понять, что и как обозначается в коде. Разберёмся, как именовать переменные в JavaScript и PHP.
Базовые правила
Без них вы просто не сможете создать переменную.
Называйте переменную по правилам именования языка
В противном случае код будет выдавать ошибку. Обычно название переменной — это сочетание букв латинского алфавита, цифр и символа подчеркивания: _
.
Для создания переменных в JavaScript используют специальные команды: var
, let
, const
. Самый старый способ — команда var
. Команды let
и const
появились относительно недавно в ES2015. Их поддерживают все современные браузеры.
- Переменная с именем
age
и без значения —var age;
- Переменная с именем
maximum
со значением «цифра 5» —let maximum = 5;
- Переменная с именем
FEED_CAT
и значением «строка 25 гр» —const FEED_CAT = "25 гр";
В PHP переменные создаются с помощью символа доллара в начале имени.
- Переменная с именем
age
и без значения —$age;
- Переменная с именем
maximum
со значением «цифра 5» —$maximum = 5;
- Переменная с именем
FEED_CAT
и значением «строка 25 гр» —$FEED_CAT = "25 гр";
Все правила вы найдёте в документации к языку: для JavaSrcipt — это MDN; для PHP — php.net.
Не используйте зарезервированные имена
Это имена, которые уже выполняют в языке конкретные функции. Если назвать переменную зарезервированным именем, вы получите синтаксическую ошибку:
var class;
let return;
const var;
// Ошибка в JavaScript
function echo() {}
<!-- Ошибка в PHP -->
Примеры зарезервированных имён: var
, class
, return
и export
. Полный список вы найдёте документациях для JavaScript и PHP.
Условные правила
Соблюдение этих правил не обязательно. Но они помогут сделать код более понятным для вас самих и других разработчиков.
Понятные имена
Не стоит называть переменные одной буквой, сокращениями, транслитом и просто как придёт в голову. Имя переменной должно кратко описывать её предназначение. Исключения — общепринятые аббревиатуры. Например, счётчики циклов принято называть переменными i
, j
и k
. Кнопку button
можно сократить до btn
.
Плохо: a
, b
, var1
, var2
и adsf
. Такие имена не несут смысловой нагрузки. Открыв код через некоторое время, вы не поймёте, для чего здесь эта переменная. Придётся вспоминать весь процесс с нуля.
Хорошо: inputBtn
, result
и onSubmit
. Из названия понятно, что тут делает эта переменная.
var a = function(b) {
return 2 * Math.PI * b;
}
var l = a(5);
// Непонятно, что это за функция и что мы получим в итоге.
Перепишем код, используя хорошее именование и получим функцию, считающую длину окружности.
var getCircleLength = function(radius) {
return 2 * Math.PI * radius;
}
var length = getCircleLength(5);
Единый стиль написания
Есть два основных принципа написания многословных переменных. Не смешивайте их в одном скрипте:
- Snake_case — для разграничения слов использует нижнее подчеркивание. Принято использовать в PHP. Например:
cat_food
,maximum_count
иon_click_button
- CamelCase — использует заглавную букву. Принято использовать в JavaScript. Например:
catFood
,maximumCount
иonClickButton
Общепринятые подходы
В сообществе устоялись правила, относящиеся к большинству языков. Их нужно знать, чтобы писать код, понятный другим разработчикам. Вот так принято называть переменные в зависимости от содержимого:
- значение — существительное:
cat
,dog
; - массив — существительное в множественном числе:
cats
,dogs
; - функция — глагол:
download
,update
; - класс — существительное с заглавной буквой:
Cat
,Dog
; - константа — всё имя пишется заглавными буквами в стиле snake_case:
MAXIMUM_FOOD
,LIMIT_X
; - обработчик — имя описывает событие, по которому он вызывается. Как правило, содержит префикс
on
или постфиксHandler
:onButtonClick
,formSendHandler
.
Использование этих правил сделает ваш код намного понятнее.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

FormControl и FormGroup в Angular
Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.
Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.
Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.
- 1 июня 2025

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?
Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.
- 25 мая 2025

Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство
Формы — неотъемлемая часть большинства веб-приложений: будь то регистрация, ввод данных или опросы. Модуль реактивных форм в Angular отлично подходит для создания статичных форм, но во многих случаях требуется, чтобы форма могла динамически адаптироваться в зависимости от действий пользователя или внешних данных.
В этой статье мы рассмотрим, как создавать динамические формы с использованием автономных компонентов в Angular 19, применяя модульный подход, который избавляет от необходимости использовать традиционные модули Angular. В сопроводительном репозитории на GitHub для оформления форм используется Tailwind CSS, однако в статье внимание сосредоточено исключительно на логике динамических форм. Tailwind и связанные с ним настройки намеренно не включены в примеры, чтобы сохранить акцент на основной теме.
- 25 мая 2025

Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция
Как разработчики на Angular, мы нередко задумываемся, как фреймворк отслеживает изменения в данных и затем отображает их во вьюхе. Этот процесс называется стратегией обнаружения изменений в Angular. В этом материале мы разберёмся, как это работает, и научимся выбирать подходящую стратегию для разных сценариев.
- 24 мая 2025

Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство
Angular развивается стремительно, и с выходом версии 18 появились новые возможности, которые разработчики могут использовать в своей работе. Одним из ключевых изменений в Angular 18 стало удаление традиционного файла app.module.ts — ему на смену пришли standalone-компоненты. Если вы только начинаете работать с Angular или переходите с более ранней версии, это пошаговое руководство поможет вам разобраться в базовых принципах компонентов в Angular 18. Независимо от вашего уровня — новичок вы или опытный разработчик — этот туториал покажет, как создавать, управлять и эффективно использовать компоненты в Angular.
- 19 мая 2025

Полное руководство по Angular @if
Одно из самых заметных нововведений в Angular — это встроенный синтаксис для управляющих конструкций, который появился в версии 17. Он решает одну из самых частых задач, с которой сталкивается каждый разработчик: показывать или скрывать элементы на странице в зависимости от условия. Раньше для этого использовали привычную структурную директиву *ngIf
. Теперь у нас есть более современная альтернатива — синтаксис @if
, часть нового подхода к управлению шаблоном.
В этом гайде мы сравним оба варианта, разберёмся, чем @if
лучше, и покажем, как можно перейти на него автоматически. Также поговорим об одной распространённой ошибке — о том, как не стоит использовать @if
вместе с пайпом async
.
- 18 мая 2025

Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки
Модули — один из ключевых инструментов Angular для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. В этой статье мы подробно рассмотрим:
- что такое модули в Angular;
- зачем они нужны;
- как их использовать для структурирования кода;
- как реализовать «ленивую» загрузку модулей;
- и чем отличаются Feature, Core и Shared модули.
Если вы только начинаете изучать Angular или хотите углубить свои знания, эта статья поможет вам лучше понять, как правильно организовать архитектуру Angular-приложения.
- 12 мая 2025

Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl
Директива RouterLink
позволяет настраивать переходы между маршрутами прямо в шаблоне Angular. А методы Router.navigate
и Router.navigateByUrl
, доступные в классе Router
, дают возможность управлять навигацией программно — прямо из кода компонентов.
Разберёмся, как работают RouterLink
, Router.navigate
и Router.navigateByUrl
.
- 11 мая 2025

Полное руководство по Lazy Loading в Angular
Если вы создаёте большое Angular-приложение, вам наверняка важно, чтобы оно загружалось быстро. Представьте, что вы устраиваете вечеринку и хотите подавать закуски не сразу, а по мере прихода гостей, чтобы не перегрузить кухню. «Ленивая» загрузка в Angular работает примерно так же: вместо того чтобы загружать всё приложение целиком сразу, вы подгружаете только те части, которые нужны — и только когда они нужны.
В этом пошаговом руководстве мы разберём, как реализовать lazy loading в Angular.
- 10 мая 2025

Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд
Иногда страницу нужно просто перезагрузить. Полностью. Не компонент, не блок, а именно целиком. Без обсуждений, без лишней логики. Например, чтобы:
- экран с результатами обновлялся каждые 10 секунд;
- интерфейс на стенде показывал последние данные без кнопок;
- страницы в интранете не устаревали, пока никто не смотрит.
Это можно сделать в любой связке: HTML, JS, Python, PHP, Go, Node.js — не важно. Ну и если говорить совсем прямо, то совсем разных способов всего три, а остальное просто вариации.
- 5 мая 2025