Телеграм-бот на сервере: загрузка, настройка и запуск
- 8 июля 2020
В предыдущей статье мы рассказали, как создать простого бота на Node.js, однако он работал только на локальном компьютере. Эта статья о том, как загрузить бота на сервер, запустить его и проверить, что всё работает.
Шаг 1. Выбрать хостинг
Как правило, на shared-хостинге отсутствует поддержка Node.js, поэтому нам понадобится как минимум виртуальный сервер. Существуют сервисы, предлагающие VPS бесплатно, но с заметными ограничениями: например на количество трафика или нагрузку на сервер. Можно выделить несколько известных зарубежных провайдеров (но стоит отметить, что для новичков они могут оказаться сложными):
- Google Cloud
- Oracle Cloud
- Amazon Web Services
Преимущество платных VPS в более высоких лимитах или их отсутствии, а также в гарантии стабильной работы сервера. Вместе с этим вы получаете активную поддержку и всегда можете рассчитывать на помощь хостинг-провайдера, если возникнут проблемы.
Для примера мы закажем облачный VPS в REG.RU, вы можете воспользоваться любым VPS-хостингом. Он удобен для тестового проекта тем, что оплата почасовая. При выборе тарифа мы рекомендуем ориентироваться на несколько параметров:
- Прогнозируемая нагрузка — зависит от сложности вашего бота и количества запросов к нему.
- Количество оперативной памяти — это зависит от многих факторов, как, например, уровень оптимизации кода и общий масштаб вашего проекта.
Так как наш бот использует только одну основную библиотеку и состоит из нескольких строк кода, мы выбираем самый младший тариф — Cloud-0. В будущем, если возникнет необходимость, можно перейти на более дорогой тариф.
Шаг 2. Заказать хостинг
Переходим по ссылке: https://www.reg.ru/vps/cloud/, выбираем тариф, операционную систему и шаблон «Чистая ОС». Если у вас нет особых предпочтений, рекомендуем выбрать Ubuntu 18.04. Хотя у REG.RU есть шаблон c Node.js, для чистоты эксперимента всё необходимое ПО мы установим сами. Нажимаем кнопку «Заказать»:
После заказа и оплаты дождёмся настройки сервера:
В течение минуты статус сервера сменится с «В процессе» на «Активен». После этого отобразятся реквизиты доступа к серверу, они также будут отправлены на почту:
Шаг 3. Загрузить бота
Приступим к загрузке бота на сервер. Это можно сделать разными способами — с помощью FTP, SFTP, панели управления или, к примеру, rsync. Мы выберем самый быстрый вариант — SFTP, так как для него нужна только возможность подключения к серверу по SSH, которая обычно присутствует на всех VPS сразу после заказа.
Мы подключимся к серверу с помощью FileZilla. Укажем IP-адрес сервера, а также логин root и пароль в настройках клиента:
При первом подключении появится окно с предупреждением:
Ставим галочку «Всегда доверять этому хосту» и нажимаем «Ок».
Переходим на директорию выше (...
), затем в каталог /opt
и создаём папку с произвольным названием (мы выбрали keksbot
):
Переходим в созданную папку и загружаем файлы index.js
и package.json
:
Шаг 4. Зайти на сервер по SSH
Теперь нужно подключиться к серверу по SSH, чтобы установить Node.js и запустить бота. Для этого необходим SSH-клиент, например Putty, XShell, Bitvise SSH или любой другой. Функциональность программ может немного отличаться, но большой разницы в использовании между ними нет. Мы выбрали PuTTY как самый популярный и бесплатный SSH-клиент для Windows.
Открываем PuTTY, указываем IP-адрес сервера, порт 22 уже указан по умолчанию:
Нажимаем «Соединиться». Откроется окно с запросом логина:
Вводим root
, после чего появится запрос пароля, при вводе которого символы не отображаются. Не стоит переживать, это особенность работы Linux — пароль нужно вводить вслепую. Чтобы не делать этого вручную, можно скопировать пароль и нажать правой кнопкой мыши в окне PuTTY. Убедитесь, что вы скопировали пароль без пробелов!
Шаг 5. Установить Node.js
Теперь займёмся установкой. Обратите внимание, что команды для установки Node.js отличаются в зависимости от операционной системы. В наших примерах указаны команды для Ubuntu, Debian и CentOS — мы будем вводить их в консоли SSH-клиента.
Если вы не знаете, какая ОС установлена на сервере, можете проверить это командой:
cat /etc/os-release
Вывод будет примерно таким:
NAME="Ubuntu"
VERSION="16.04.6 LTS (Xenial Xerus)"
ID=ubuntu
ID_LIKE=debian
PRETTY_NAME="Ubuntu 16.04.6 LTS"
VERSION_ID="16.04"
HOME_URL="http://www.ubuntu.com/"
SUPPORT_URL="http://help.ubuntu.com/"
BUG_REPORT_URL="http://bugs.launchpad.net/ubuntu/"
VERSION_CODENAME=xenial
UBUNTU_CODENAME=xenial
Нас интересует поле NAME
, в котором указано название дистрибутива.
Помимо Node.js нам понадобится утилита Screen, чтобы бот продолжал работать, когда мы отключимся от сервера. Также нужен менеджер пакетов npm для установки зависимостей.
Запустим команду:
для Ubuntu/Debian
apt -y install nodejs npm screen
для CentOS
yum -y install nodejs npm screen
Подождём завершения установки и проверим, что Node.js работает:
nodejs -v
Если в ответе отобразилась версия установленного пакета, то всё прошло успешно.
Теперь перейдём в папку с файлом бота и установим зависимости:
cd /opt/keksbot
npm install
Возможные ошибки при установке, и как их решить
При установке могут появиться ошибки вида:
Existing lock /var/run/yum.pid: another copy is running as pid 9571.
Another app is currently holding the yum lock; waiting for it to exit...
или:
E: Could not get lock /var/lib/dpkg/lock – open (11: Resource temporarily unavailable)
E: Unable to lock the administration directory (/var/lib/dpkg/), is another process using it?
Обычно это связано с тем, что у пользователя недостаточно прав для установки пакетов на сервере, либо предыдущий процесс установки завершён некорректно.
В первом случае необходимо убедиться, что вы подключились к серверу под именем суперпользователя root
— при необходимости зайдите на сервер заново.
Во втором случае для решения проблемы нужно завершить процесс менеджера пакетов и удалить lock
-файлы. Чтобы это сделать, запустите команды:
для Ubuntu/Debian
ps aux | grep ‘apt\|apt-get’ | awk ‘{print $2}’ | xargs kill -9 rm -f /var/cache/apt/archives/lock rm -f /var/lib/dpkg/lock rm -rf /var/lib/dpkg/lock-frontend
для CentOS
ps aux | grep ‘yum’ | awk ‘{print $2}’ | xargs kill -9 rm -f /var/cache/apt/archives/lock rm -f /var/lib/dpkg/lock
После этого попробуйте заново запустить установку.
Шаг 6. Запустить и проверить бота
Пришло время запустить бота. Для начала запустим утилиту Screen простой командой:
screen
Перейдём в каталог с файлом бота:
cd /opt/keksbot
Установим зависимости:
npm install
После этого можем запустить бота:
nodejs index.js
Заходим в Telegram, проверяем бота:
Отлично! Всё работает.
Теперь можно отключиться от сервера и закрыть окно PuTTY, бот продолжит работу.
Шаг 7. Обеспечить автоматический перезапуск бота
Из-за ошибок в коде бот может «упасть» в самый неожиданный момент. Чтобы этого не случилось, настроим автозапуск бота при старте сервера и его автоматический перезапуск при ошибках.
Это позволит боту стабильно работать даже в случае обнаружения багов. Вы сможете оперативно их исправить, а бот в это время продолжит отвечать на запросы.
Большинство современных Linux-систем используют systemd для управления службами, поэтому следующая инструкция подойдёт для последних версий Ubuntu, Debian и CentOS.
Для начала отключим бота командой:
killall node
Нам понадобится создать собственную службу, для этого в каталоге /lib/systemd/system
создадим файл:
имя_бота.service
В нашем случае это будет файл /lib/systemd/system/keksbot.service
. В файл поместим следующий код:
[Unit]
Description=Keksbot - Telegram bot
After=network.target
[Service]
ExecStart=/usr/bin/node index.js
ExecReload=/usr/bin/node index.js
WorkingDirectory=/opt/keksbot/
KillMode=process
Restart=always
RestartSec=5
[Install]
WantedBy=multi-user.target
Текст в некоторых строках необходимо отредактировать относительно вашего проекта. Разберём строки, на которые нужно обратить внимание.
В поле Description
указывается описание службы. Вы можете указать в ней краткую информацию о боте.
Description=Keksbot - Telegram bot
Команда для запуска бота.
ExecStart=/usr/bin/node index.js
ExecReload=/usr/bin/node index.js
Её следует поменять, если имя скрипта вашего бота отличается от index.js
. В таком случае нужно будет указать следующие значения:
ExecStart=/usr/bin/node имя_файла.js
ExecReload=/usr/bin/node имя_файла.js
Папка со скриптом, который мы запускаем. В нашем случае это /opt/keksbot/
.
WorkingDirectory=/opt/keksbot/
Сохраняем файл. В примерах далее мы будем использовать имя службы keksbot
— если вы указали другое имя, не забудьте поменять его. Для установки службы воспользуемся командами:
systemctl enable keksbot
Теперь запустим бота командой:
systemctl start keksbot
Готово. Теперь бот будет автоматически запускаться при старте сервера или при возникновении ошибок. Можно проверить это, завершив процесс node:
killall node
Через пять секунд бот автоматически перезапустится.
Помимо запуска мы можем управлять ботом командами:
Остановка
systemctl stop keksbot
Перезапуск
systemctl restart keksbot
Проверка состояния бота
systemctl status keksbot
Ещё о создании бота:
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше
Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?
Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined
. Например:
let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
- Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
- Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
- Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.
Шаги по исправлению
1. Проверка объекта перед доступом к свойствам
Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.
if (obj !== undefined && obj !== null) {
console.log(obj.property);
}
// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
2. Инициализация объекта перед использованием
Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.
Неверный код:
let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
Исправление:
let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
3. Проверка API или данных с сервера
Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.
fetch('https://api.example.com/data')
.then(response => response.json())
.then(data => {
if (data?.user?.name) {
console.log(data.user.name);
} else {
console.error('Данные пользователя отсутствуют');
}
});
4. Использование значений по умолчанию
Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.
let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"
5. Отладка с помощью console.log
Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.
console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен
Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user
:
let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null
Исправление:
let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"
Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined
или null
. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught ReferenceError: variable is not defined»
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь обратиться к переменной, которая не была объявлена в текущей области видимости. Например:
console.log(myVariable); // Uncaught ReferenceError: myVariable is not defined
Возможные причины
- Вы пытаетесь обратиться к переменной до ее объявления.
- Переменная объявлена внутри функции и недоступна за ее пределами.
- Ошибка в написании имени переменной (опечатка).
Шаги по исправлению
1. Проверка объявления переменной
Убедитесь, что переменная объявлена перед ее использованием.
Неверный код:
console.log(myVariable); // Ошибка
Исправление:
let myVariable = 10;
console.log(myVariable); // 10
2. Правильное определение области видимости переменной
Если переменная объявлена внутри функции, она недоступна за ее пределами.
Неверный код:
function myFunction() {
let localVariable = "Привет";
}
console.log(localVariable); // Ошибка
Исправление:
function myFunction() {
let localVariable = "Привет";
console.log(localVariable); // "Привет"
}
myFunction();
3. Использование глобальных переменных
Если переменная должна быть доступна везде, объявляйте ее глобально (но избегайте этого, если возможно).
let globalVariable = "Глобальная переменная";
function showVariable() {
console.log(globalVariable);
}
showVariable(); // "Глобальная переменная"
4. Проверка имени переменной на ошибки
Проверьте, нет ли опечаток в имени переменной.
Неверный код:
let myVariable = "Данные";
console.log(myVarible); // Ошибка
Исправление:
let myVariable = "Данные";
console.log(myVariable); // "Данные"
5. Использование typeof
для проверки существования переменной
Вы можете использовать оператор typeof
, чтобы проверить, объявлена ли переменная.
if (typeof myVariable !== "undefined") {
console.log(myVariable);
} else {
console.log("Переменная не определена");
}
Пример из жизни
Вы пишете функцию для проверки данных пользователя:
function checkUser() {
if (userName) {
console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
}
}
checkUser(); // Ошибка: userName не определен
Исправление:
let userName = "Иван";
function checkUser() {
if (userName) {
console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
}
}
checkUser(); // "Добро пожаловать, Иван!"
Итог
Эта ошибка часто возникает из-за опечаток или неверной области видимости. Убедитесь, что переменные объявлены и доступны в нужных местах. Если необходимо, используйте typeof
для проверки их существования.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot set property of undefined»
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь присвоить значение свойству объекта, который не существует (имеет значение undefined
или null
). Например:
let obj;
obj.property = "value"; // Uncaught TypeError: Cannot set property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован.
- Вы обращаетесь к объекту, который уже удален или еще не создан.
- Ошибка в цепочке данных, например, промежуточное свойство объекта равно
undefined
.
Шаги по исправлению
1. Инициализация объекта перед использованием
Убедитесь, что объект объявлен и инициализирован перед тем, как вы присваиваете его свойствам значения. Неверный код:
let obj;
obj.property = "value"; // Ошибка
Исправление:
let obj = {};
obj.property = "value"; // Работает
2. Проверка существования объекта перед доступом
Проверяйте объект на null
или undefined
, чтобы избежать ошибок. Пример:
let obj;
if (obj) {
obj.property = "value";
} else {
console.log("Объект не определен");
}
3. Использование опциональной цепочки
Если ошибка возникает в глубоко вложенных объектах, используйте опциональную цепочку. Пример:
let obj;
obj?.nestedProperty?.subProperty = "value"; // Не вызовет ошибку
4. Проверка асинхронных данных
Если объект формируется после загрузки данных, убедитесь, что данные доступны перед их использованием.
let obj;
setTimeout(() => {
obj = { property: "value" };
console.log(obj.property); // Работает
}, 1000);
// Нельзя обращаться к obj до инициализации:
console.log(obj.property); // Ошибка
Пример из жизни
Вы загружаете данные пользователя с сервера и пытаетесь установить свойство объекта:
let user;
user.name = "Иван"; // Ошибка
Исправление:
let user = {};
user.name = "Иван"; // Работает
Итог
Чтобы избежать ошибки «Cannot set property of undefined», убедитесь, что объект существует и инициализирован. Используйте проверки на null
, опциональную цепочку или инициализируйте объект перед работой с его свойствами.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught SyntaxError: Unexpected token»
Эта ошибка возникает, когда интерпретатор JavaScript сталкивается с неожиданным токеном (символом) в коде, который нарушает синтаксические правила. Например:
let obj = { key: "value", }; // Uncaught SyntaxError: Unexpected token }
Возможные причины
- Лишние или пропущенные символы, такие как запятые, точки с запятой, кавычки или скобки.
- Неправильное использование синтаксиса, например, забытые конструкции или операторы.
- Смешение разных типов кавычек (например, двойных и одинарных) без соблюдения правил их вложенности.
Шаги по исправлению
1. Проверка корректности синтаксиса
Убедитесь, что все запятые, точки с запятой и кавычки находятся на своих местах. Неверный код:
let obj = { key: "value", }; // Лишняя запятая
Исправление:
let obj = { key: "value" }; // Правильный синтаксис
2. Проверка закрытия скобок
Проверьте, закрыты ли все фигурные, круглые и квадратные скобки. Неверный код:
if (true {
console.log("Ошибка!");
}
Исправление:
if (true) {
console.log("Исправлено!");
}
3. Проверка типов кавычек
Не смешивайте одинарные и двойные кавычки. Неверный код:
let str = "Привет'; // Ошибка
Исправление:
let str = "Привет"; // Или let str = 'Привет';
4. Использование отладчика
Откройте консоль браузера или отладчик в вашей IDE, чтобы найти строку с ошибкой. Она будет указана в сообщении об ошибке.
// В консоли может быть указано:
Uncaught SyntaxError: Unexpected token } at script.js:10
Исправьте строку, где произошла ошибка.
5. Проверка работы кода в строгом режиме
Добавьте "use strict";
в начало вашего файла или функции, чтобы браузер проверял ваш код на соответствие строгому синтаксису.
"use strict";
let obj = { key: "value" };
console.log(obj);
Пример из жизни
Вы пытаетесь использовать стрелочную функцию, но забыли закрыть скобки:
const add = (a, b => {
return a + b;
};
Исправление:
const add = (a, b) => {
return a + b;
};
Итог
Чтобы избежать ошибок «Unexpected token», всегда проверяйте синтаксис вашего кода на наличие лишних или пропущенных символов, используйте инструменты отладки и следите за правильным использованием конструкций JavaScript.
- 15 ноября 2024
300кк в наносекунду
Игра, где нужно забрать своё и продержаться ещё один день.
- 7 марта 2024
9 книг по JavaScript для начинающих в 2024
Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.
Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.
- 6 марта 2024
Объект URL в JavaScript: полный разбор
Объект URL
в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.
Создать объект URL
можно двумя способами:
Конструктор URL()
— самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.
const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");
Использование window.location
— это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.
const currentUrl = new URL(window.location.href);
- 23 января 2024
Генерация QR-кодов на JS в 4 шага. Node.js + qrcode
Давайте сделаем простой REST API на Node.js и Express, который будет генерировать QR-коды для любой ссылки. Если у вас ещё не установлены Node.js
и npm
, установите их с официального сайта.
- 22 ноября 2023
ChatGPT не справляется
Притворитесь нейросетью и решите 101 задачку по JavaScript как можно быстрее.
- 2 ноября 2023
Знакомство с JavaScript
Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.
Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:
Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>
:
<script>
alert("Привет, мир!");
</script>
Внешний JavaScript: подключение внешнего .js
файла к HTML-документу:
<script src="script.js"></script>
- 1 ноября 2023