Сегодня будем делать бота — это отличное (и быстрое) занятие, которое развивает уставший мозг и даёт возможность отправить друзьям ссылочку со словами «Смотри, это моё».

Для работы понадобятся

  • Редактор кода, чтобы писать код. Если не знаете, какой выбрать — мы уже рассказывали. Если не умеете писать код, то вот инструкция, как его написать и запустить.
  • Node.js любой версии, выше 0.12. Нужно, чтобы библиотека для ботов заработала. Как установить Node.js.
  • Консоль. Или встроенный в систему вариант, или какой-нибудь другой.
  • VPN. Возможно, но не факт, потому что Телеграм работает не везде.

Шаг 1. Регистрируем бота

Находим в поиске Телеграма бота @botFather — это главный инструмент для создания ботов. Набираем в нём /newbot.

Придумываем название и имя боту. Название — то, как он будет подписан в списке контактов. Имя — строка, по которой его можно будет найти. Обратите внимание, что имя должно оканчиваться на bot. В ответ мы получим токен — длинную последовательность символов, которая пригодится нам в будущем. Мы назвали бота echoKeksBot, но вам придётся придумать другое название, потому что это уже занято. Извините.

Шаг 2. Создаём проект

Создаем папку в любом месте и открываем её в консоли. Там пишем npm init -y — эта команда создаст файл package.json, который выглядит примерно так:

Теперь установим node-telegram-bot-api — это библиотека для создания телеграм-ботов на Node.js. Введём команду:

npm install --save --save-exact node-telegram-bot-api

Создадим пустой файл index.js и напишем там самого простого бота, который будет отвечать на любое сообщение:

bot.on('message', (msg) => {
  const chatId = msg.chat.id;
  bot.sendMessage(chatId, 'Привет, Друг!');
});

Шаг 3. Запускаем бота

Тут всё просто, в консоли пишем node index.js, заходим к нашему боту в телеграм и начинаем с ним общаться. Не закрывайте консоль — бот работает только на вашем компьютере, и без консоли он не станет отвечать.

Как видим, бот успешно отвечает. Но бот-повторяха — не интересно, усложним задачу. Пусть бот присылает нам картинку.

Шаг 4. Отсылаем картинку

Добавим картинку с Кексом в папку с проектом. Для отправки изображения используем метод .sendPhoto() — передадим в него id чата и путь до картинки. Получится такой код:

bot.on('message', (msg) => {
  const chatId = msg.chat.id;
  bot.sendPhoto(chatId, 'keks.png');
});

Запускаем бота, проверяем, работает:

Шаг 5. Добавим клавиатуру. И пёсика

Добавим фотографию милого пёсика в корень проекта. Теперь там две картинки.

Создадим конфигурацию для клавиатуры в боте, пусть у нас будет 3 кнопки: «Хочу кота», «Хочу пёсика» и «Пойти учиться».

// Конфиг клавиатуры
const keyboard = [
  [
    {
      text: 'Хочу кота', // текст на кнопке
      callback_data: 'moreKeks' // данные для обработчика событий
    }
  ],
  [
    {
      text: 'Хочу песика',
      callback_data: 'morePes'
    }
  ],
  [
    {
      text: 'Хочу проходить курсы',
      url: 'https://htmlacademy.ru/courses' //внешняя ссылка
    }
  ]
];

На нажатия первых двух кнопок мы ответим соответствующим сообщением в Телеграме, а последняя уведёт на внешний ресурс.

Чтобы отличить первые 2 кнопки, воспользуемся полем callback_data, где будем передавать тип кнопки. Для обработки нажатий добавим слушателя на событие callback_query, и в зависимости от значения query.data отправим нужную картинку к пользователю.

// Обработчик нажатий на клавиатуру
bot.on('callback_query', (query) => {
  const chatId = query.message.chat.id;

  let img = '';

  if (query.data === 'moreKeks') { // если кот
    img = 'keks.png';
  }

  if (query.data === 'morePes') { // если пёс
    img = 'pes.png';
  }

  if (img) {
    bot.sendPhoto(chatId, img, { // прикрутим клаву
      reply_markup: {
        inline_keyboard: keyboard
      }
    });
  } else {
    bot.sendMessage(chatId, 'Непонятно, давай попробуем ещё раз?', {
      // прикрутим клаву
      reply_markup: {
        inline_keyboard: keyboard
      }
    });
  }
});

Не забудем про возможные ошибки и предложим пользователю попробовать снова, если он ввёл что-то не то. Перезапустим бота и проверим — всё работает. Главное — не закрывать консоль, иначе бот перестанет отвечать.

Полный файл с кодом: index.js.

В следующей части как раз разберёмся, как загрузить и запустить бота на сервере, чтобы он работал, даже если ваш компьютер выключен.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023
Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.

Это можно описать с помощью оператора if.

let weather = "sunny";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
}

А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.

Этот сценарий можно описать с помощью if-else.

let weather = "rainy";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
  console.log("Возьму зонт");
}

Условный оператор if-else if-else

Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:

И всё это очень легко описывается кодом:

let weather = "sunny";
let time = "morning";

if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
  console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
  console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
  console.log("Еду на машине");
}

Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.

🐈

JS
  • 30 августа 2023
Как исправить ошибки SyntaxError в JavaScript

Как исправить ошибки SyntaxError в JavaScript

Ошибки SyntaxError появляются, если разработчик нарушил правила синтаксиса JavaScript, например, пропустил закрывающую скобку или точку с запятой. Давайте посмотрим, что означает каждая ошибка и в чём может быть проблема.

Читать дальше
JS
  • 14 июля 2023
Как сделать простой слайдер на HTML и JavaScript

Как сделать простой слайдер на HTML и JavaScript

Вы сверстали сайт и сделали его красивым с помощью CSS. Осталось добавить интерактива, и можно добавлять проект в портфолио.

«Оживить» на сайте можно что угодно: меню, модальные окна, корзину, пагинацию… В этой статье мы разберём слайдер — посмотрим, как его сделать на чистом JavaScript. Слайдер пригодится для раздела с отзывами, фотографиями сотрудников, изображениями товаров или чего-нибудь ещё — всё зависит только от вашей фантазии и проекта.

☝ Мы покажем лишь один из возможных вариантов. Это не эталонное решение, да в разработке и не бывает единственно верного способа решить задачу. Но код точно работает, поэтому можете скопировать его в свой проект.

Читать дальше
JS
  • 20 июня 2023
Полезные команды для работы с Node.js

Полезные команды для работы с Node.js

Перед тем как рассматривать полезные команды при работе с Node.js, её необходимо установить.

Команды помогают узнать версию Node.js,

node -h — показывает список всех доступных команд Node.js.

node -vnode --version — показывает установленную версию Node.js.

npm -h — показывает список всех доступных команд пакетного менеджера npm.

npm -vnpm --version — показывает установленную версию npm.

Команда npm update npm -g позволяет обновить версию npm.

npm list --depth=0 показывает список установленных пакетов.

Команда npm outdated --depth=0 покажет список установленных пакетов, которые требуют обновления. Если все пакеты обновлены, список будет пустым.

npm install package — позволяет установить любой пакет по его имени. Если при этом к команде добавить префикс -g пакет будет установлен глобально на весь компьютер.

Команда npm i package является укороченной альтернативой предыдущей команды.

Если вы хотите установить конкретную версию пакета, воспользуйтесь префиксом @ с номером версии. Например, npm install package@1.0.1.

npm uninstall package — удаляет установленный пакет по имени.

Команда npm list package — покажет версию установленного пакета, а команда npm view package version — последнюю версию пакета, которая существует.

Для работы с пакетным менеджером также пригодится файл package.json, который должен лежать в директории, с которой происходит работа в консоли.

Он содержит различные мета-данные, например, имя проекта, версия, описания и автор. Также он содержит список зависимостей, которые будут установлены, если вызвать из этой папки команду npm install.

Кроме этого он ещё имеет скрипты, которые вызывают другие команды консоли. Например, для этого файла вызов команды npm start вызовет запуск задачи Grunt с именем dev. А команда npm run build вызовет скрипт build, который запустит задачу в Grunt с именем build.

Во время работы часто возникает необходимость установить некоторые пакеты. Если установить пакет с префиксом --save, то он автоматически запишется в package.json в раздел dependencies. Такая же команда с префиксом --save-dev запишет пакет в раздел devDependencies.

Что такое nvm

nvm (илиNode Version Manager) — утилита, которая позволяет быстро менять версии Node.js.

Чтобы её установить, достаточно запустить скрипт

curl -o- https://raw.githubusercontent.com/creationix/nvm/v0.31.0/install.sh | bash

Теперь можно установить последнюю версию Node.js, например,5.0 с помощью команды nvm install 5.0. Чтобы начать использовать её, введите команду nvm use 5.0. Таким образом, можно быстро переключаться между версиями, например, для тестирования.

JS
  • 8 июня 2023
Как составлять регулярные выражения

Как составлять регулярные выражения

Регулярное выражение — это последовательность символов (селекторов). Оно используется для поиска и обработки строк, слов, чисел и других текстовых данных.

Регулярные выражения выручают при решении разных задач. Например, с их помощью легко искать и менять строки в коде. Но чаще всего регулярные выражения используют для валидации форм. Давайте посмотрим, как это делать.

Зачем нужны регулярные выражения

Читать дальше
JS
  • 5 июня 2023
Проверка типа интерфейса в TypeScript

Проверка типа интерфейса в TypeScript

Проверка типов интерфейса — одна из ключевых возможностей TypeScript. Она помогает убедиться, что объект или класс содержат необходимый набор свойств и методов, указанных в интерфейсе. Благодаря проверке типов вы можете писать более надёжный код, ведь часть ошибок будет найдена ещё на этапе компиляции.

В чём разница между интерфейсами и типами

Читать дальше
JS
  • 30 мая 2023