Обзор редакторов кода для фронтендеров
- 6 марта 2023
Самые популярные редакторы кода — Visual Studio Code, Sublime Text, Atom и WebStorm. Они ускоряют разработку и помогают быстро находить ошибки, работать с Git и получать удовольствие от процесса.
У каждого редактора есть обязательные функции, без которых сложно представить работу с кодом. Давайте поговорим о них.
Подсветка синтаксиса
Выделение однотипных конструкций отдельным цветом помогает быстрее визуально найти нужный участок кода. Это делает код более читаемым и понятным для разработчика.
Автоматические отступы
При написании кода не хочется самому после переноса строки отбивать нужную вложенность. К счастью, этот процесс зачастую автоматизирован. При переносе строки программа автоматически выставит уровень вложенности.
Файл, в котором корректно выставлена вложенность, легко читается, также это даёт программе возможность скрывать блоки кода. Например, чтобы лучше видеть границы участка и случайно не затронуть соседние, можно удобно сгруппировать блоки кода и оставить видимым только тот, который нужен.
Автодополнение
Во время разработки часто приходится искать справочную информацию. Благодаря автодополнению можно не тратить на это время. Программа на ходу анализирует написанный код и предлагает варианты продолжения.
Также можно быстро получить справочную информацию по нужной конструкции, узнать о количестве аргументов, которые принимает в себя функция и многое другое.
Разделение рабочей области
Рабочую область редактора можно разделить на две и более зоны. Например, удобно разделить файл разметки и стилей, для того чтобы не тратить время на переключение между проектами и папками.
Мини-карта
Для удобной навигации в документе используют миникарту. Обычно она находится в правой колонке и отображает структуру файла. При нажатии на миникарту отобразится нужная часть документа.
Внешний вид
Для тех, кто любит настраивать инструмент под себя, в настройках есть множество регулировок: изменение размера шрифта, цветовые схемы, правила переноса текста и многое другое. Это поможет сделать процесс разработки ещё комфортнее.
Проекты
Для того чтобы каждый раз не искать в системе расположение рабочей папки, можно сохранить эту информацию в редакторе, создав проект. При работе это удобно тем, что позволяет оперативно переключаться между ними.
Плагины
Помимо выполнения основной функции — предоставления комфортных условий для написания кода — редакторы могут включать в себя функциональность сторонних приложений. Это делает из простой программы интегрированную среду разработки. В базовую версию у разных редакторов входит разное количество таких приложений.
Обогатить функциональность можно через добавление плагинов.
Система контроля версий
Работать с системой контроля версий для разработчика — обычное дело. Часто все команды прописываются и выполняются через консоль. Для ускорения процесса разработки часть рутинных операций, такие как push
, pull
, commit
и другие выполняют через редактор.
Помимо этого, программа может подсказать, в каких местах были произведены изменения, и как поменялся код по сравнению с предыдущей версией.
Также в удобной форме можно посмотреть: историю коммитов, кто, когда и как изменял файлы и многое другое.
К примеру, через VS Code или WebStorm можно сделать commit
изменений, выполнить push
в удалённый репозиторий и после создать pull request
в сервисе GitHub. И все эти действия делаются в рамках редактора.
Emmet
Во многие редакторы по умолчанию встроен плагин emmet. С его помощью можно из короткой строки развернуть большой кусок кода.
Используя подобную технику можно в разы ускорить написание разметки.
Консоль
В процессе разработки часто приходится использовать консоль, чтобы установить какую-то зависимость, запустить локальный сервер или для других действий. Во многих редакторах в базовую версию добавлена консоль и её можно открывать внутри программы.
Дебаггер
Ещё один удобный инструмент — встроенный дебаггер, позволяющий отлаживать код. Можно выставлять точки останова и искать, в каком месте программы происходит неожиданное поведение.
Единый стиль написания кода в команде
При работе над проектом в команде важно использовать единый стиль написания кода. Иначе будет путаница и тяжелее будет понимать, что писал до тебя другой разработчик. Это проблему помогают решить различные инструменты:
- Через
editorconfig
можно прописать часть настроек для редактора. Например, выбрать, с помощью чего производить отступы — табы или пробелы, указать тип окончания строк и прочее; - Через плагин
eslint
редактор на лету может проверять JavaScript код на соответствие заданным правилам. В случае ошибки редактор укажет на место, где была допущена ошибка, и расскажет, какое правило нарушено.
Библиотека плагинов
Часть из вышеперечисленного по умолчанию встроена в редакторы, остальное нужно добавлять, устанавливая плагины. У всех программ, которые рассматриваются в этой статье, есть возможность интегрировать плагины непосредственно в среду разработки.
Горячие клавиши
Практически для всех действий в редакторах есть горячие клавиши. Знание этих комбинаций повышает скорость разработки. Стоит их изучить, хотя бы для того, чтобы понять, какие ещё возможности даёт редактор.
Sublime Text 4
Скачать редактор с официального сайта можно здесь.
Sublime Text — это легковесный кроссформенный текстовый редактор.
Программа имеет встроенную поддержку TypeScript, JSX и TSX, современный пользовательский интерфейс, возможность использовать видеокарту для рендеринга, благодаря чему повышается производительность редактора.
Прочитать подробнее о редакторе можно на официальном сайте.
Расширения для редактора
Для Sublime Text написано множество пакетов, которые делают работу в редакторе более комфортной.
Для того чтобы добавить пакет, нужно открыть интерфейс для ввода команд. Сделать это можно через пункт меню Tools → Command Palette
или вводом горячих клавиш command (control) + shift + p
. После этого в интерфейсе для ввода команд нужно выбрать пункт Package Control: Install Package
Программа покажет список пакетов. Здесь можно выбрать и установить нужный пакет. Посмотреть подробное описание каждого расширения для Sublime Text 4 можно на сайте Package Control.
Atom
Редактор был создан командой GitHub Inc. Atom приятный на вид, кроссплатформенный бесплатный редактор. Имеет встроенную интеграцию с Git и GitHub.
В конце 2022 года производители решили больше не развивать продукт и не выпускать обновлений для редактора. Пока ещё есть возможность пользоваться старой версией, если очень нравится функционал программы.
Скачать с официального сайта можно здесь.
Visual Studio Code
Бесплатный кроссплатформенный редактор компании Microsoft. Является одним из самых популярных редакторов на данный момент. Скачать можно здесь.
В базовой версии есть интеграция с Git и режим отладки кода. Поддерживает, в том числе и через дополнения, большое количество языков.
Подробнее о возможностях обновленной версии на официальном сайте.
Расширения для редактора
VS Code в базовой версии содержит большое количество плагинов. К примеру, консоль, emmet и мини-карта в нём присутствуют с самого начала. Добавить новые пакеты можно через интерфейс программы. Для этого во вкладке активного меню нужно выбрать пункт extensions
и в поле ввода ввести интересующий плагин. После этого его можно установить.
Посмотреть список популярных плагинов можно через интерфейс редактора, либо на официальном сайте.
WebStorm
Продукты JetBrains являются полноценными интегрированными средами для разработки. При минимальной настройке редакторы обладают большим количеством возможностей, на изучение которых нужно время. Базово имеет интеграцию с системами контроля версий, есть отладчик кода, статически анализирует содержимое проекта и в случае ошибок указывает на них.
Продукт платный и доступен к использованию по подписке, установить и оформить подписку можно здесь. Каждый из продуктов отвечает за определённую сферу. WebStorm, к примеру, больше подходит для фронтенд-разработки, а PHPStorm — для написания серверного кода на языке PHP.
Расширения для редактора
Из коробки WebStorm поддерживает большинство возможностей, которые рассматривались в этой статье. Однако, при необходимости можно обогатить функциональность программы через добавление расширений.
Это можно сделать через Настройки → Plugins
. В этом меню отобразятся все плагины, которые установлены в программе.
Установить новые можно через пункт Install Jetbrains plugin
. Из интересных можно выделить:
Вывод
У всех редакторов, которые мы рассмотрели, есть свои особенности и преимущества. При выборе программы стоит отталкиваться от задачи.
Если для работы важна скорость редактора, то тут лучшим выбором будет Sublime Text. Он легковесный и мало тратит ресурсов компьютера.
Для опытных разработчиков отличным решением будет WebStorm. Программа требует минимальных настроек для комфортной разработки и обладает богатой функциональностью.
Некоторой золотой серединой выступает VS Code. C одной стороны, он из коробки обладает большим количеством возможностей, с другой — интуитивно понятный и легко настраиваемый. При этом программа достаточно быстро работает.
Так как при разработке очень много времени приходится проводить в редакторе, стоит хорошо изучить его особенности, понять, что он умеет делать и как может помочь решить типовые задачи.
С опытом приходит понимание того, каким должен быть ваш рабочий инструмент. Современные программы обладают широким спектром особенностей и продолжают развиваться. Изучайте их и не бойтесь пробовать новое.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше
Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?
Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined
. Например:
let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
- Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
- Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
- Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.
Шаги по исправлению
1. Проверка объекта перед доступом к свойствам
Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.
if (obj !== undefined && obj !== null) {
console.log(obj.property);
}
// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
2. Инициализация объекта перед использованием
Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.
Неверный код:
let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
Исправление:
let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
3. Проверка API или данных с сервера
Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.
fetch('https://api.example.com/data')
.then(response => response.json())
.then(data => {
if (data?.user?.name) {
console.log(data.user.name);
} else {
console.error('Данные пользователя отсутствуют');
}
});
4. Использование значений по умолчанию
Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.
let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"
5. Отладка с помощью console.log
Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.
console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен
Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user
:
let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null
Исправление:
let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"
Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined
или null
. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught ReferenceError: variable is not defined»
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь обратиться к переменной, которая не была объявлена в текущей области видимости. Например:
console.log(myVariable); // Uncaught ReferenceError: myVariable is not defined
Возможные причины
- Вы пытаетесь обратиться к переменной до ее объявления.
- Переменная объявлена внутри функции и недоступна за ее пределами.
- Ошибка в написании имени переменной (опечатка).
Шаги по исправлению
1. Проверка объявления переменной
Убедитесь, что переменная объявлена перед ее использованием.
Неверный код:
console.log(myVariable); // Ошибка
Исправление:
let myVariable = 10;
console.log(myVariable); // 10
2. Правильное определение области видимости переменной
Если переменная объявлена внутри функции, она недоступна за ее пределами.
Неверный код:
function myFunction() {
let localVariable = "Привет";
}
console.log(localVariable); // Ошибка
Исправление:
function myFunction() {
let localVariable = "Привет";
console.log(localVariable); // "Привет"
}
myFunction();
3. Использование глобальных переменных
Если переменная должна быть доступна везде, объявляйте ее глобально (но избегайте этого, если возможно).
let globalVariable = "Глобальная переменная";
function showVariable() {
console.log(globalVariable);
}
showVariable(); // "Глобальная переменная"
4. Проверка имени переменной на ошибки
Проверьте, нет ли опечаток в имени переменной.
Неверный код:
let myVariable = "Данные";
console.log(myVarible); // Ошибка
Исправление:
let myVariable = "Данные";
console.log(myVariable); // "Данные"
5. Использование typeof
для проверки существования переменной
Вы можете использовать оператор typeof
, чтобы проверить, объявлена ли переменная.
if (typeof myVariable !== "undefined") {
console.log(myVariable);
} else {
console.log("Переменная не определена");
}
Пример из жизни
Вы пишете функцию для проверки данных пользователя:
function checkUser() {
if (userName) {
console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
}
}
checkUser(); // Ошибка: userName не определен
Исправление:
let userName = "Иван";
function checkUser() {
if (userName) {
console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
}
}
checkUser(); // "Добро пожаловать, Иван!"
Итог
Эта ошибка часто возникает из-за опечаток или неверной области видимости. Убедитесь, что переменные объявлены и доступны в нужных местах. Если необходимо, используйте typeof
для проверки их существования.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot set property of undefined»
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь присвоить значение свойству объекта, который не существует (имеет значение undefined
или null
). Например:
let obj;
obj.property = "value"; // Uncaught TypeError: Cannot set property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован.
- Вы обращаетесь к объекту, который уже удален или еще не создан.
- Ошибка в цепочке данных, например, промежуточное свойство объекта равно
undefined
.
Шаги по исправлению
1. Инициализация объекта перед использованием
Убедитесь, что объект объявлен и инициализирован перед тем, как вы присваиваете его свойствам значения. Неверный код:
let obj;
obj.property = "value"; // Ошибка
Исправление:
let obj = {};
obj.property = "value"; // Работает
2. Проверка существования объекта перед доступом
Проверяйте объект на null
или undefined
, чтобы избежать ошибок. Пример:
let obj;
if (obj) {
obj.property = "value";
} else {
console.log("Объект не определен");
}
3. Использование опциональной цепочки
Если ошибка возникает в глубоко вложенных объектах, используйте опциональную цепочку. Пример:
let obj;
obj?.nestedProperty?.subProperty = "value"; // Не вызовет ошибку
4. Проверка асинхронных данных
Если объект формируется после загрузки данных, убедитесь, что данные доступны перед их использованием.
let obj;
setTimeout(() => {
obj = { property: "value" };
console.log(obj.property); // Работает
}, 1000);
// Нельзя обращаться к obj до инициализации:
console.log(obj.property); // Ошибка
Пример из жизни
Вы загружаете данные пользователя с сервера и пытаетесь установить свойство объекта:
let user;
user.name = "Иван"; // Ошибка
Исправление:
let user = {};
user.name = "Иван"; // Работает
Итог
Чтобы избежать ошибки «Cannot set property of undefined», убедитесь, что объект существует и инициализирован. Используйте проверки на null
, опциональную цепочку или инициализируйте объект перед работой с его свойствами.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught SyntaxError: Unexpected token»
Эта ошибка возникает, когда интерпретатор JavaScript сталкивается с неожиданным токеном (символом) в коде, который нарушает синтаксические правила. Например:
let obj = { key: "value", }; // Uncaught SyntaxError: Unexpected token }
Возможные причины
- Лишние или пропущенные символы, такие как запятые, точки с запятой, кавычки или скобки.
- Неправильное использование синтаксиса, например, забытые конструкции или операторы.
- Смешение разных типов кавычек (например, двойных и одинарных) без соблюдения правил их вложенности.
Шаги по исправлению
1. Проверка корректности синтаксиса
Убедитесь, что все запятые, точки с запятой и кавычки находятся на своих местах. Неверный код:
let obj = { key: "value", }; // Лишняя запятая
Исправление:
let obj = { key: "value" }; // Правильный синтаксис
2. Проверка закрытия скобок
Проверьте, закрыты ли все фигурные, круглые и квадратные скобки. Неверный код:
if (true {
console.log("Ошибка!");
}
Исправление:
if (true) {
console.log("Исправлено!");
}
3. Проверка типов кавычек
Не смешивайте одинарные и двойные кавычки. Неверный код:
let str = "Привет'; // Ошибка
Исправление:
let str = "Привет"; // Или let str = 'Привет';
4. Использование отладчика
Откройте консоль браузера или отладчик в вашей IDE, чтобы найти строку с ошибкой. Она будет указана в сообщении об ошибке.
// В консоли может быть указано:
Uncaught SyntaxError: Unexpected token } at script.js:10
Исправьте строку, где произошла ошибка.
5. Проверка работы кода в строгом режиме
Добавьте "use strict";
в начало вашего файла или функции, чтобы браузер проверял ваш код на соответствие строгому синтаксису.
"use strict";
let obj = { key: "value" };
console.log(obj);
Пример из жизни
Вы пытаетесь использовать стрелочную функцию, но забыли закрыть скобки:
const add = (a, b => {
return a + b;
};
Исправление:
const add = (a, b) => {
return a + b;
};
Итог
Чтобы избежать ошибок «Unexpected token», всегда проверяйте синтаксис вашего кода на наличие лишних или пропущенных символов, используйте инструменты отладки и следите за правильным использованием конструкций JavaScript.
- 15 ноября 2024
300кк в наносекунду
Игра, где нужно забрать своё и продержаться ещё один день.
- 7 марта 2024
9 книг по JavaScript для начинающих в 2024
Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.
Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.
- 6 марта 2024
Объект URL в JavaScript: полный разбор
Объект URL
в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.
Создать объект URL
можно двумя способами:
Конструктор URL()
— самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.
const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");
Использование window.location
— это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.
const currentUrl = new URL(window.location.href);
- 23 января 2024
Генерация QR-кодов на JS в 4 шага. Node.js + qrcode
Давайте сделаем простой REST API на Node.js и Express, который будет генерировать QR-коды для любой ссылки. Если у вас ещё не установлены Node.js
и npm
, установите их с официального сайта.
- 22 ноября 2023
ChatGPT не справляется
Притворитесь нейросетью и решите 101 задачку по JavaScript как можно быстрее.
- 2 ноября 2023
Знакомство с JavaScript
Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.
Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:
Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>
:
<script>
alert("Привет, мир!");
</script>
Внешний JavaScript: подключение внешнего .js
файла к HTML-документу:
<script src="script.js"></script>
- 1 ноября 2023