В чём разница между резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой? — спрашивают наши зрители Екатерина и Константин — как правильно их применять? Давайте разберёмся в отличиях подходов и попробуем сформулировать один общий вместо трёх.

Когда мобильного веба не было даже в самых смелых фантазиях, весь интернет был на десктопных компьютерах с небольшими экранами. Оптимизирован для разрешения 1024 на 768 и браузера Internet Explorer 5! — гордо писали тогда на сайтах. Но прошло время, экраны подросли и пришлось к этому как-то подстраиваться. Сначала это были просто резиновые таблицы: колонки по 25%, содержимое 50%, а в отдельной строке colspan=3 и распорка для минимальной ширины. Надеюсь, вы не поняли о чём я сечас говорил.

Резиновая вёрстка

Резиновая вёрстка — это когда вы задаёте всему макету и отдельным его частям не фиксированную ширину, а эластичную — в процентах. За исключением минимальной и максимальной ширины. Высоту в вебе в принципе не принято задавать — обычно она подстраивается под содержимое. Фикс или резина? — спрашивали верстальщики 2000-х про макет и втайне надеялись на второе, поинтереснее. Сейчас сложно представить, но когда-то это было прорывной идеей, которая усложнила вёрстку, но сделала первый шаг в правильном пути.

Таблицы для раскладки ушли, а резиновая вёрстка осталась. Если у вас эластичные флоаты, флексы... да хоть гриды! — это всё равно резиновая вёрстка. Но если ширина внешнего контейнера зафиксирована — это уже фикс, сколько бы ни было резины внутри. Чуть более универсальный фикс, но всё равно. В общем, главное чтобы сайт двигался так или иначе вместе с окном, а не торчал кирпичом где-то в центре или с краю.

Когда расширился круг устройств с интернетом и появились первые мобильные браузеры — встала задача как-то подстраиваться под них. Простая резина здесь уже не справлялась — нужно было переписывать стили. Одной из первых, в 2006 году появилась техника адаптивной раскладки Марка ван ден Доббельстина. В статье на A List Apart Марк предложил добавлять классы при загрузке или ресайзе окна и на каждый диапазон вешать стили. До первой реализации медиавыражений в Safari оставалось два года.

Адаптивная вёрстка

Когда в начале десятых годов появилось для чего адаптировать и чем адаптировать — мобильные браузеры и медиавыражения — вышли книги, давшие названия подходам: «Адаптивный веб-дизайн» Аарона Густавсона и «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркота. Подходы Аарона и Итана продолжали идеи Марка, но с более современными технологиями и несколько отличались направлением мысли.

«Адаптивный веб-дизайн» Аарона предлагал гибко адаптировать сайты к возможностям устройств и браузеров. Важной частью этой философии был ненавязчивый JavaScript с прогрессивным улучшением — и всё это поверх семантической разметки. Хотя Аарон писал не совсем об этом, сегодня принято считать, что главное в адаптивной вёрстке — привязка к конкретным разрешениям и устройствам. Стили переключаются от одного брейкпоинта к другому, то есть у вас есть фиксированные макеты для iPad и iPhone, а то, что между ними вас не волнует.

Отзывчивая вёрстка

«Отзывчивый веб-дизайн» Итана ставил во главу три вещи: резиновый макет, гибкие картинки и медиавыражения. Все размеры и отступы Итан предлагал указывать в процентах с сумасшедшими дробями для точности. Отличительной чертой подхода стало плавное изменение сайта, с ориентацией не на конкретные устройства, а на содержимое. То есть ваш резиновый макет хорошо выглядит не только на iPhone и iPad, но и в любой точке между ними.

Чуть позже Итан сформулировал ещё один важный принцип в книге «Сначала мобильные». Если до тех пор отправной точкой для адаптации вёрстки служила десктопная версия, то он предложил перевернуть схему и начинать с мобильной версии, а потом её улучшать. Почему так? Потому, что усложнять простое проще, чем упрощать сложное. Вдуматесь! А ещё потому, что нет соблазна просто спрятать сложно адаптируемое и обделить мобильных пользователей.

Ну как, стало понятно?

Вот адаптивная, вот отзывчивая... М-м, нет, не очень. Из-за путаницы между техникой адаптивной раскладки и философией адаптивного веб-дизайна, из-за того, что все эти подходы прекрасно сочетаются и уже не проследить чёткую границу между ними — из-за всего этого, я плюнул на терминологическую чистоту и стал называть всё это адаптивным дизайном или адаптивной вёрсткой. Это понятие всегда было достаточно широким, чтобы вместить все остальные способы.

Да и принцип дискретной адаптации от размеров устройств и без резины имел смысл лет 10 назад. При сегодняшнем разнообразии устройств полагаться на конкретные размеры и жёстко переключаться между ними — значит однажды очень больно промахнуться. Притом, никто вам не мешает при полностью резиновой вёрстке дописывать адаптацию под нужные разрешения.

Ну и как теперь верстать?

Просто! Сначала делаете мобильный резиновый макет, который хорошо вписывается в небольшие устройства. А когда размеры экрана или окна начинают расти — начинаете использовать появившееся пространство для улучшения интерфейса. Появляется боковая колонка, вторая, растут размеры картинок и подгружаются новые разрешения и так далее. То есть медиавыражения меняют стили не когда вы дошли до экрана самого модного телефона, а когда это нужно для содержимого сайта и удобства пользователя. Мы именно так и учим делать на интенсиве по продвинутой вёрстке.

Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки и другое. Сегодня мы сделали первый шаг и разобрались с подходами: он оказывается всего один. Про остальное ещё поговорим!



«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Как размыть фон под элементом с помощью backrop-filter

Как размыть фон под элементом с помощью backrop-filter

В сентябре 2024 в Baseline в статусе Widely-available вошло CSS-свойство backdrop-filter. Оно делает красивое: позволяет применить фильтры (размытие, контраст, яркость, и прочее) к фону за элементом. Не к самому элементу, а именно к тому, что за ним — это важно.

То есть если у вас есть модальное с полупрозрачным фоном, вы можете сделать так, чтобы то, что под ней, красиво размывалось, как в macOS или на айфоне. Это и есть главное применение backdrop-filter.

Пример минимального кода:

<div class="glass-panel">Контент</div>

.glass-panel {
  backdrop-filter: blur(10px);
  background-color: rgba(255, 255, 255, 0.3);
}

Чтобы это работало, у элемента должен быть фон с прозрачностью (например, rgba или hsla), иначе фильтр не виден. И да, backdrop-filter визуально различим только если элемент реально перекрывает что-то.

Читать дальше
CSS
  • 5 мая 2025
Справочник по новым математическим функциям CSS

Справочник по новым математическим функциям CSS

За последние годы в CSS добавилось много математических функций, для которых не нужен JavaScript. Их можно использовать в анимациях, в графиках для визуализации данных или просто для создания красивых пользовательских интерфейсов.

Эта статья — справочник, который вы можете добавить в закладки и обращаться по мере необходимости. А подробно ознакомиться с работой математических функций можно в интерактивной демонстрации в HTML Academy.

Статья дополняется.

Читать дальше
CSS
  • 28 апреля 2025
CSS Scroll-Driven Animations: что это, зачем нужно и как начать пользоваться

CSS Scroll-Driven Animations: что это, зачем нужно и как начать пользоваться

Раньше, чтобы анимировать что-то при прокрутке, приходилось писать JavaScript. Слушать события scroll, вычислять позиции элементов, руками задавать стили. Это было сложно и работало неэффективно. Но в 2025 в CSS появилась нормальная нативная поддержка скролл-анимаций.

Частичная поддержка есть в Chrome 115+, Edge 115+ и Opera 117+, с флагами — в Firefox 110+. Ждём ещё Safari.

Внимание! Все примеры в этой статье работают только в Chrome 116+.

Читать дальше
CSS
  • 27 апреля 2025
Анимация по любой траектории с offset-path

Анимация по любой траектории с offset-path

У вас же было такое, что ждёте курьера или доставку, а их всё нет и нет? Заходите сайт, обновляете статус, а там «В пути» и больше никакой информации. У нас вот было много раз.

В хороших случаях курьера рисуют прямо на карте, и показывают, где он едет, где проехал, и прямо анимацией можно всё рассмотреть.

Читать дальше
CSS
  • 18 апреля 2025
Автоматическая тёмная тема: новая CSS-функция light-dark()

Автоматическая тёмная тема: новая CSS-функция light-dark()

CSS-функция light-dark() облегчает жизнь при поддержке светлой и тёмной темы. Раньше, чтобы задать разные стили для разных тем, приходилось писать медиа-выражения вроде @media (prefers-color-scheme: dark) и дублировать одни и те же куски стилей с поправками на цвет. Это работало, но выглядело избыточно и громоздко, особенно когда надо было поменять всего один цвет. Для системности создавались CSS-переменные — например, --text-color, значение которой менялось внутри медиавыражения. Всё это работало, но напоминало церемонию ради церемонии.

С light-dark() всё стало проще. Это функция, которая на лету подставляет значение в зависимости от активной темы. Если у пользователя включена светлая тема, функция вернёт первое значение. Если тёмная — второе. Пример: color: light-dark(black, white) — в светлой теме будет чёрный текст, в тёмной — белый. Всё. Никаких переменных, никаких @media. Просто одно свойство и два значения — читаемо, логично, компактно.

Читать дальше
CSS
  • 23 апреля 2024
Псевдокласс :link

Псевдокласс :link

Псевдокласс :link в CSS предназначен для стилизации ссылок, которые ещё не были посещены пользователем. Этот псевдокласс позволяет разработчикам задавать внешний вид для непосещенных ссылок отдельно от тех, по которым пользователь уже переходил, что помогает лучше ориентироваться на странице и повышает удобство использования сайта.

Пример использования псевдокласса :link для стилизации непосещенных ссылок:

a:link {
  color: #007bff;
  text-decoration: none;
}

В данном примере для всех непосещенных ссылок устанавливается синий цвет (#007bff) и убирается подчеркивание. Это делает внешний вид ссылок более аккуратным и одновременно информативным, поскольку пользователь может легко отличить их от уже посещенных (:visited) ссылок.

При работе с :link, важно помнить, что этот псевдокласс должен использоваться в сочетании с псевдоклассом :visited для полной стилизации состояний ссылок. Также рекомендуется определять стили для псевдоклассов :hover и :active, чтобы обеспечить интерактивный и отзывчивый интерфейс.

Пример полного набора стилей для ссылок:

a:link {
  color: #007bff;
  text-decoration: none;
}

a:visited {
  color: #666;
}

a:hover {
  color: #0056b3;
  text-decoration: underline;
}

a:active {
  color: #ff0000;
}

В этом примере задаются различные стили для всех возможных состояний ссылок: :link для непосещённых, :visited для посещённых, :hover при наведении курсора и :active в момент нажатия на ссылку. Такой подход позволяет создать более динамичный и интуитивно понятный интерфейс веб-страницы.

CSS
  • 4 апреля 2024
Селектор потомков (пробел)

Селектор потомков (пробел)

Селектор потомков в CSS используется для выбора элементов, которые являются потомками другого элемента в структуре документа. Этот селектор обозначается простым пробелом между двумя селекторами и позволяет применить стили к элементам, находящимся внутри других элементов, независимо от глубины их вложенности.

Пример использования селектора потомков:

article p {
  color: #333;
  line-height: 1.6;
}

В данном примере все абзацы (<p>), которые находятся внутри элемента <article>, будут окрашены в темно-серый цвет и получат межстрочный интервал в полтора размера шрифта. Селектор потомков позволяет легко управлять стилем конкретных элементов, сохраняя при этом общую структуру и читаемость кода.

Селектор потомков особенно полезен в следующих случаях:

  1. Структурирование контента: Помогает стилизовать элементы внутри определенных секций или компонентов, не затрагивая похожие элементы в других частях страницы.
  2. Тематическое оформление: Используется для применения уникальных стилей к элементам, расположенным внутри определенных контейнеров, например, для статей, сайдбаров или футеров.
  3. Изоляция стилей: Обеспечивает локальное применение стилей, предотвращая их случайное распространение на другие элементы документа.

Применение селектора потомков упрощает создание модульной и легко поддерживаемой структуры стилей, позволяя разработчикам более точно и гибко управлять внешним видом веб-страницы.

Однако, важно соблюдать баланс и избегать слишком глубокой вложенности селекторов, так как это может усложнить поддержку и оптимизацию кода. Рекомендуется использовать селектор потомков с умом, ориентируясь на поддержание чистоты и простоты структуры CSS.

CSS
  • 4 апреля 2024
Псевдокласс :focus

Псевдокласс :focus

Псевдокласс :focus в CSS используется для стилизации элементов, которые получили фокус. Это может быть, например, текстовое поле в форме, к которому пользователь переместил курсор для ввода, или ссылка, выбранная через клавиатурный ввод. Псевдокласс :focus позволяет создать более интерактивный и доступный пользовательский интерфейс, подсвечивая активные или выбранные элементы.

Пример использования :focus:

input:focus {
  border: 2px solid blue;
  background-color: lightblue;
}

В этом примере для всех текстовых полей (input) при получении фокуса будет изменяться цвет границы на синий и фоновый цвет на светло-синий. Это обеспечивает наглядную обратную связь пользователю о том, какой элемент формы активен в данный момент, улучшая общую пользовательскую доступность и удобство использования интерфейса.

Псевдокласс :focus особенно важен для:

  1. Улучшения доступности: Он помогает пользователям с ограниченными возможностями или теми, кто использует клавиатурный ввод вместо мыши, понимать, какой элемент управления в данный момент активен.
  2. Повышения интерактивности: Визуальное отличие активных элементов делает интерфейс более дружелюбным и понятным для пользователя.
  3. Создания стилистических акцентов: Позволяет добавлять уникальные стилистические особенности для интерактивных элементов интерфейса, подчеркивая их функциональность.

Применение :focus в сочетании с другими псевдоклассами, такими как :hover и :active, позволяет создать комплексное визуальное представление различных состояний элементов управления, делая интерфейс более интуитивно понятным и приятным в использовании.

Однако, важно помнить, что стилизация элементов при помощи :focus должна быть достаточно заметной, чтобы пользователь мог легко идентифицировать фокусируемый элемент, но при этом не должна быть слишком навязчивой, чтобы не отвлекать от общего восприятия интерфейса.

CSS
  • 4 апреля 2024
Селектор по id

Селектор по id

CSS-селектор по идентификатору (id) позволяет стилизовать элементы веб-страницы, которые имеют уникальный идентификатор. Использование селектора по id делает возможным точечное применение стилей к конкретному элементу, не затрагивая другие элементы на странице.

Селектор по id обозначается знаком решетки (#) перед именем идентификатора. Идентификаторы в HTML должны быть уникальными в пределах документа, что делает селектор по id мощным инструментом для стилизации конкретных элементов.

Пример использования селектора по id:

<div id="uniqueElement">Этот элемент уникален.</div>
#uniqueElement {
  color: green;
  font-size: 20px;
}

В этом примере элементу <div> с id="uniqueElement" присваиваются стили, делающие текст зеленым и увеличивающие размер шрифта до 20 пикселей. Эти стили будут применены только к этому конкретному элементу благодаря уникальности идентификатора.

Преимущества использования селектора по id:

  1. Точечная стилизация: Селектор по id позволяет применять стили к конкретному элементу, не влияя на другие элементы.
  2. Высокий приоритет: Стили, примененные через селектор по id, имеют более высокий приоритет, чем стили, примененные через классы и теги, что облегчает переопределение стилей.

Важно помнить:

  • Идентификатор должен быть уникальным в пределах всего HTML-документа.
  • Злоупотребление селекторами по id может сделать CSS-код сложным для поддержки, особенно в больших проектах. Рекомендуется использовать их с умом, предпочитая классы для стилизации, когда это возможно.
  • Селекторы по id могут увеличить специфичность CSS-правил, что иногда затрудняет их переопределение.

Использование селектора по id является мощным инструментом в арсенале веб-разработчика, позволяя точечно влиять на стиль отдельных элементов страницы.

CSS
  • 4 апреля 2024
Несколько селекторов через запятую

Несколько селекторов через запятую

Список селекторов в CSS представляет собой перечень селекторов, разделенных запятыми, что позволяет применить один и тот же набор стилей к различным элементам веб-страницы. Этот метод упрощает написание CSS-кода, избавляя от необходимости дублировать стили для каждого типа элементов отдельно.

Пример использования списка селекторов для стилизации заголовков, абзацев и элементов списка:

h1, h2, p, li {
  color: #333;
  font-family: 'Arial', sans-serif;
}

В этом примере все заголовки первого и второго уровней, абзацы и элементы списка (<li>) окрашиваются в темно-серый цвет (#333) и стилизуются шрифтом Arial. Использование списка селекторов позволяет значительно сократить количество кода, необходимого для применения общих стилей к разным элементам.

Применение списка селекторов эффективно во многих ситуациях, включая:

  • Применение базовых стилей текста (цвет, шрифт, размер) к различным типам элементов.
  • Сброс стандартных отступов для элементов списка, параграфов и других блочных элементов.
  • Установка общих стилей для интерактивных элементов, таких как кнопки и ссылки, в различных частях веб-страницы.

При работе с списком селекторов важно учитывать, что стили будут применены ко всем указанным элементам. Для более специфичных стилевых задач следует использовать классы или идентификаторы, а также более конкретные типы селекторов.

Списки селекторов улучшают читаемость и поддерживаемость CSS-кода, позволяя разработчикам более эффективно управлять стилями веб-страницы. Этот подход способствует сокращению дублирования кода и обеспечивает более упорядоченную структуру стилей.

CSS
  • 4 апреля 2024