В предыдущей статье мы рассказали, как создать простого бота на Node.js, однако он работал только на локальном компьютере. Эта статья о том, как загрузить бота на сервер, запустить его и проверить, что всё работает.

Шаг 1. Выбрать хостинг

Как правило, на shared-хостинге отсутствует поддержка Node.js, поэтому нам понадобится как минимум виртуальный сервер. Существуют сервисы, предлагающие VPS бесплатно, но с заметными ограничениями: например на количество трафика или нагрузку на сервер. Можно выделить несколько известных зарубежных провайдеров (но стоит отметить, что для новичков они могут оказаться сложными):

  • Google Cloud
  • Oracle Cloud
  • Amazon Web Services

Преимущество платных VPS в более высоких лимитах или их отсутствии, а также в гарантии стабильной работы сервера. Вместе с этим вы получаете активную поддержку и всегда можете рассчитывать на помощь хостинг-провайдера, если возникнут проблемы.

Для примера мы закажем облачный VPS в REG.RU, вы можете воспользоваться любым VPS-хостингом. Он удобен для тестового проекта тем, что оплата почасовая. При выборе тарифа мы рекомендуем ориентироваться на несколько параметров:

  1. Прогнозируемая нагрузка — зависит от сложности вашего бота и количества запросов к нему.
  2. Количество оперативной памяти — это зависит от многих факторов, как, например, уровень оптимизации кода и общий масштаб вашего проекта.

Так как наш бот использует только одну основную библиотеку и состоит из нескольких строк кода, мы выбираем самый младший тариф — Cloud-0. В будущем, если возникнет необходимость, можно перейти на более дорогой тариф.

Шаг 2. Заказать хостинг

Переходим по ссылке: https://www.reg.ru/vps/cloud/, выбираем тариф, операционную систему и шаблон «Чистая ОС». Если у вас нет особых предпочтений, рекомендуем выбрать Ubuntu 18.04. Хотя у REG.RU есть шаблон c Node.js, для чистоты эксперимента всё необходимое ПО мы установим сами. Нажимаем кнопку «Заказать»:

После заказа и оплаты дождёмся настройки сервера:

В течение минуты статус сервера сменится с «В процессе» на «Активен». После этого отобразятся реквизиты доступа к серверу, они также будут отправлены на почту:

Шаг 3. Загрузить бота

Приступим к загрузке бота на сервер. Это можно сделать разными способами — с помощью FTP, SFTP, панели управления или, к примеру, rsync. Мы выберем самый быстрый вариант — SFTP, так как для него нужна только возможность подключения к серверу по SSH, которая обычно присутствует на всех VPS сразу после заказа.

Мы подключимся к серверу с помощью FileZilla. Укажем IP-адрес сервера, а также логин root и пароль в настройках клиента:

При первом подключении появится окно с предупреждением:

Ставим галочку «Всегда доверять этому хосту» и нажимаем «Ок».

Переходим на директорию выше (...), затем в каталог /opt и создаём папку с произвольным названием (мы выбрали keksbot):

Переходим в созданную папку и загружаем файлы index.js и package.json:

Шаг 4. Зайти на сервер по SSH

Теперь нужно подключиться к серверу по SSH, чтобы установить Node.js и запустить бота. Для этого необходим SSH-клиент, например Putty, XShell, Bitvise SSH или любой другой. Функциональность программ может немного отличаться, но большой разницы в использовании между ними нет. Мы выбрали PuTTY как самый популярный и бесплатный SSH-клиент для Windows.

Открываем PuTTY, указываем IP-адрес сервера, порт 22 уже указан по умолчанию:

Нажимаем «Соединиться». Откроется окно с запросом логина:

Вводим root, после чего появится запрос пароля, при вводе которого символы не отображаются. Не стоит переживать, это особенность работы Linux — пароль нужно вводить вслепую. Чтобы не делать этого вручную, можно скопировать пароль и нажать правой кнопкой мыши в окне PuTTY. Убедитесь, что вы скопировали пароль без пробелов!

Шаг 5. Установить Node.js

Теперь займёмся установкой. Обратите внимание, что команды для установки Node.js отличаются в зависимости от операционной системы. В наших примерах указаны команды для Ubuntu, Debian и CentOS — мы будем вводить их в консоли SSH-клиента.

Если вы не знаете, какая ОС установлена на сервере, можете проверить это командой:

cat /etc/os-release

Вывод будет примерно таким:

NAME="Ubuntu"
VERSION="16.04.6 LTS (Xenial Xerus)"
ID=ubuntu
ID_LIKE=debian
PRETTY_NAME="Ubuntu 16.04.6 LTS"
VERSION_ID="16.04"
HOME_URL="http://www.ubuntu.com/"
SUPPORT_URL="http://help.ubuntu.com/"
BUG_REPORT_URL="http://bugs.launchpad.net/ubuntu/"
VERSION_CODENAME=xenial
UBUNTU_CODENAME=xenial

Нас интересует поле NAME, в котором указано название дистрибутива.

Помимо Node.js нам понадобится утилита Screen, чтобы бот продолжал работать, когда мы отключимся от сервера. Также нужен менеджер пакетов npm для установки зависимостей.

Запустим команду:

  • для Ubuntu/Debian

    apt -y install nodejs npm screen
    
  • для CentOS

    yum -y install nodejs npm screen
    

Подождём завершения установки и проверим, что Node.js работает:

nodejs -v

Если в ответе отобразилась версия установленного пакета, то всё прошло успешно.

Теперь перейдём в папку с файлом бота и установим зависимости:

cd /opt/keksbot
npm install

Возможные ошибки при установке, и как их решить

При установке могут появиться ошибки вида:

Existing lock /var/run/yum.pid: another copy is running as pid 9571.
Another app is currently holding the yum lock; waiting for it to exit...

или:

E: Could not get lock /var/lib/dpkg/lock – open (11: Resource temporarily unavailable)
E: Unable to lock the administration directory (/var/lib/dpkg/), is another process using it?

Обычно это связано с тем, что у пользователя недостаточно прав для установки пакетов на сервере, либо предыдущий процесс установки завершён некорректно.

В первом случае необходимо убедиться, что вы подключились к серверу под именем суперпользователя root — при необходимости зайдите на сервер заново.

Во втором случае для решения проблемы нужно завершить процесс менеджера пакетов и удалить lock-файлы. Чтобы это сделать, запустите команды:

  • для Ubuntu/Debian

    ps aux | grep ‘apt\|apt-get’ | awk ‘{print $2}’ | xargs kill -9
    rm -f /var/cache/apt/archives/lock
    rm -f /var/lib/dpkg/lock
    rm -rf /var/lib/dpkg/lock-frontend
    
    
  • для CentOS

    ps aux | grep ‘yum’ | awk ‘{print $2}’ | xargs kill -9
    rm -f /var/cache/apt/archives/lock
    rm -f /var/lib/dpkg/lock
    
    

После этого попробуйте заново запустить установку.

Шаг 6. Запустить и проверить бота

Пришло время запустить бота. Для начала запустим утилиту Screen простой командой:

screen

Перейдём в каталог с файлом бота:

cd /opt/keksbot

Установим зависимости:

npm install

После этого можем запустить бота:

nodejs index.js

Заходим в Telegram, проверяем бота:

Отлично! Всё работает.

Теперь можно отключиться от сервера и закрыть окно PuTTY, бот продолжит работу.

Шаг 7. Обеспечить автоматический перезапуск бота

Из-за ошибок в коде бот может «упасть» в самый неожиданный момент. Чтобы этого не случилось, настроим автозапуск бота при старте сервера и его автоматический перезапуск при ошибках.

Это позволит боту стабильно работать даже в случае обнаружения багов. Вы сможете оперативно их исправить, а бот в это время продолжит отвечать на запросы.

Большинство современных Linux-систем используют systemd для управления службами, поэтому следующая инструкция подойдёт для последних версий Ubuntu, Debian и CentOS.

Для начала отключим бота командой:

killall node

Нам понадобится создать собственную службу, для этого в каталоге /lib/systemd/system создадим файл:

имя_бота.service

В нашем случае это будет файл /lib/systemd/system/keksbot.service. В файл поместим следующий код:

[Unit]
Description=Keksbot - Telegram bot
After=network.target

[Service]
ExecStart=/usr/bin/node index.js
ExecReload=/usr/bin/node index.js
WorkingDirectory=/opt/keksbot/
KillMode=process
Restart=always
RestartSec=5

[Install]
WantedBy=multi-user.target

Текст в некоторых строках необходимо отредактировать относительно вашего проекта. Разберём строки, на которые нужно обратить внимание.

В поле Description указывается описание службы. Вы можете указать в ней краткую информацию о боте.

Description=Keksbot - Telegram bot

Команда для запуска бота.

ExecStart=/usr/bin/node index.js
ExecReload=/usr/bin/node index.js

Её следует поменять, если имя скрипта вашего бота отличается от index.js. В таком случае нужно будет указать следующие значения:

ExecStart=/usr/bin/node имя_файла.js
ExecReload=/usr/bin/node имя_файла.js

Папка со скриптом, который мы запускаем. В нашем случае это /opt/keksbot/.

WorkingDirectory=/opt/keksbot/

Сохраняем файл. В примерах далее мы будем использовать имя службы keksbot — если вы указали другое имя, не забудьте поменять его. Для установки службы воспользуемся командами:

systemctl enable keksbot

Теперь запустим бота командой:

systemctl start keksbot

Готово. Теперь бот будет автоматически запускаться при старте сервера или при возникновении ошибок. Можно проверить это, завершив процесс node:

killall node

Через пять секунд бот автоматически перезапустится.

Помимо запуска мы можем управлять ботом командами:

  • Остановка

    systemctl stop keksbot
    
  • Перезапуск

    systemctl restart keksbot
    
  • Проверка состояния бота

    systemctl status keksbot
    

Ещё о создании бота:


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?

Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined. Например:


let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
  

Возможные причины

  • Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
  • Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
  • Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
  • Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.

Шаги по исправлению

1. Проверка объекта перед доступом к свойствам

Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.

if (obj !== undefined && obj !== null) {
    console.log(obj.property);
}

// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
  

2. Инициализация объекта перед использованием

Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.

Неверный код:

let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
  

Исправление:


let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
  

3. Проверка API или данных с сервера

Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.

fetch('https://api.example.com/data')
    .then(response => response.json())
    .then(data => {
        if (data?.user?.name) {
            console.log(data.user.name);
        } else {
            console.error('Данные пользователя отсутствуют');
        }
    });

4. Использование значений по умолчанию

Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.

let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"

5. Отладка с помощью console.log

Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.

console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен 

Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user:

let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null

Исправление:

let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"

Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined или null. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught ReferenceError: variable is not defined»

Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь обратиться к переменной, которая не была объявлена в текущей области видимости. Например:

console.log(myVariable); // Uncaught ReferenceError: myVariable is not defined

Возможные причины

  • Вы пытаетесь обратиться к переменной до ее объявления.
  • Переменная объявлена внутри функции и недоступна за ее пределами.
  • Ошибка в написании имени переменной (опечатка).

Шаги по исправлению

1. Проверка объявления переменной

Убедитесь, что переменная объявлена перед ее использованием.

Неверный код:

console.log(myVariable); // Ошибка

Исправление:

let myVariable = 10;
console.log(myVariable); // 10

2. Правильное определение области видимости переменной

Если переменная объявлена внутри функции, она недоступна за ее пределами.

Неверный код:

function myFunction() {
    let localVariable = "Привет";
}
console.log(localVariable); // Ошибка

Исправление:

function myFunction() {
    let localVariable = "Привет";
    console.log(localVariable); // "Привет"
}
myFunction();

3. Использование глобальных переменных

Если переменная должна быть доступна везде, объявляйте ее глобально (но избегайте этого, если возможно).

let globalVariable = "Глобальная переменная";
function showVariable() {
    console.log(globalVariable);
}
showVariable(); // "Глобальная переменная"

4. Проверка имени переменной на ошибки

Проверьте, нет ли опечаток в имени переменной.

Неверный код:

let myVariable = "Данные";
console.log(myVarible); // Ошибка

Исправление:

let myVariable = "Данные";
console.log(myVariable); // "Данные"

5. Использование typeof для проверки существования переменной

Вы можете использовать оператор typeof, чтобы проверить, объявлена ли переменная.

if (typeof myVariable !== "undefined") {
    console.log(myVariable);
} else {
    console.log("Переменная не определена");
}

Пример из жизни
Вы пишете функцию для проверки данных пользователя:

function checkUser() {
    if (userName) {
        console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
    }
}
checkUser(); // Ошибка: userName не определен

Исправление:

let userName = "Иван";
function checkUser() {
    if (userName) {
        console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
    }
}
checkUser(); // "Добро пожаловать, Иван!"

Итог
Эта ошибка часто возникает из-за опечаток или неверной области видимости. Убедитесь, что переменные объявлены и доступны в нужных местах. Если необходимо, используйте typeof для проверки их существования.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot set property of undefined»

Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь присвоить значение свойству объекта, который не существует (имеет значение undefined или null). Например:

let obj;
obj.property = "value"; // Uncaught TypeError: Cannot set property 'property' of undefined

Возможные причины

  • Объект не был инициализирован.
  • Вы обращаетесь к объекту, который уже удален или еще не создан.
  • Ошибка в цепочке данных, например, промежуточное свойство объекта равно undefined.

Шаги по исправлению

1. Инициализация объекта перед использованием

Убедитесь, что объект объявлен и инициализирован перед тем, как вы присваиваете его свойствам значения. Неверный код:

let obj;
obj.property = "value"; // Ошибка

Исправление:

let obj = {};
obj.property = "value"; // Работает

2. Проверка существования объекта перед доступом

Проверяйте объект на null или undefined, чтобы избежать ошибок. Пример:

let obj;
if (obj) {
    obj.property = "value";
} else {
    console.log("Объект не определен");
}

3. Использование опциональной цепочки

Если ошибка возникает в глубоко вложенных объектах, используйте опциональную цепочку. Пример:

let obj;
obj?.nestedProperty?.subProperty = "value"; // Не вызовет ошибку

4. Проверка асинхронных данных

Если объект формируется после загрузки данных, убедитесь, что данные доступны перед их использованием.

let obj;
setTimeout(() => {
    obj = { property: "value" };
    console.log(obj.property); // Работает
}, 1000);

// Нельзя обращаться к obj до инициализации:
console.log(obj.property); // Ошибка

Пример из жизни
Вы загружаете данные пользователя с сервера и пытаетесь установить свойство объекта:

let user;
user.name = "Иван"; // Ошибка

Исправление:

let user = {};
user.name = "Иван"; // Работает

Итог
Чтобы избежать ошибки «Cannot set property of undefined», убедитесь, что объект существует и инициализирован. Используйте проверки на null, опциональную цепочку или инициализируйте объект перед работой с его свойствами.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught SyntaxError: Unexpected token»

Эта ошибка возникает, когда интерпретатор JavaScript сталкивается с неожиданным токеном (символом) в коде, который нарушает синтаксические правила. Например:

let obj = { key: "value", }; // Uncaught SyntaxError: Unexpected token }

Возможные причины

  • Лишние или пропущенные символы, такие как запятые, точки с запятой, кавычки или скобки.
  • Неправильное использование синтаксиса, например, забытые конструкции или операторы.
  • Смешение разных типов кавычек (например, двойных и одинарных) без соблюдения правил их вложенности.

Шаги по исправлению

1. Проверка корректности синтаксиса

Убедитесь, что все запятые, точки с запятой и кавычки находятся на своих местах. Неверный код:

let obj = { key: "value", }; // Лишняя запятая

Исправление:

let obj = { key: "value" }; // Правильный синтаксис

2. Проверка закрытия скобок

Проверьте, закрыты ли все фигурные, круглые и квадратные скобки. Неверный код:

if (true {
    console.log("Ошибка!");
}

Исправление:

if (true) {
    console.log("Исправлено!");
}

3. Проверка типов кавычек

Не смешивайте одинарные и двойные кавычки. Неверный код:

let str = "Привет'; // Ошибка

Исправление:

let str = "Привет"; // Или let str = 'Привет';

4. Использование отладчика

Откройте консоль браузера или отладчик в вашей IDE, чтобы найти строку с ошибкой. Она будет указана в сообщении об ошибке.

// В консоли может быть указано:
Uncaught SyntaxError: Unexpected token } at script.js:10

Исправьте строку, где произошла ошибка.

5. Проверка работы кода в строгом режиме

Добавьте "use strict"; в начало вашего файла или функции, чтобы браузер проверял ваш код на соответствие строгому синтаксису.

"use strict";
let obj = { key: "value" };
console.log(obj);

Пример из жизни
Вы пытаетесь использовать стрелочную функцию, но забыли закрыть скобки:

const add = (a, b => {
    return a + b;
};

Исправление:

const add = (a, b) => {
    return a + b;
};

Итог
Чтобы избежать ошибок «Unexpected token», всегда проверяйте синтаксис вашего кода на наличие лишних или пропущенных символов, используйте инструменты отладки и следите за правильным использованием конструкций JavaScript.

JS
  • 15 ноября 2024
9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.

Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.

Читать дальше
JS
  • 6 марта 2024
Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023