Сегодня будем делать бота — это отличное (и быстрое) занятие, которое развивает уставший мозг и даёт возможность отправить друзьям ссылочку со словами «Смотри, это моё».

Вторая часть: загружаем бота на сервер и запускаем его

Для работы понадобятся

  • Редактор кода, чтобы писать код. Если не знаете, какой выбрать — мы уже рассказывали. Если не умеете писать код, то вот инструкция, как его написать и запустить.
  • Node.js любой версии, выше 0.12. Нужно, чтобы библиотека для ботов заработала. Как установить Node.js.
  • Консоль. Или встроенный в систему вариант, или какой-нибудь другой.
  • VPN. Возможно, но не факт, потому что Телеграм работает не везде.

Шаг 1. Регистрируем бота

Находим в поиске Телеграма бота @botFather — это главный инструмент для создания ботов. Набираем в нём /newbot.

Придумываем название и имя боту. Название — то, как он будет подписан в списке контактов. Имя — строка, по которой его можно будет найти. Обратите внимание, что имя должно оканчиваться на bot. В ответ мы получим токен — длинную последовательность символов, которая пригодится нам в будущем. Мы назвали бота echoKeksBot, но вам придётся придумать другое название, потому что это уже занято. Извините.

Шаг 2. Создаём проект

Создаем папку в любом месте и открываем её в консоли. Там пишем npm init -y — эта команда создаст файл package.json, который выглядит примерно так:

Теперь установим node-telegram-bot-api — это библиотека для создания телеграм-ботов на Node.js. Введём команду:

npm install --save --save-exact node-telegram-bot-api

Создадим пустой файл index.js и напишем там самого простого бота, который будет отвечать на любое сообщение:

bot.on('message', (msg) => {
  const chatId = msg.chat.id;
  bot.sendMessage(chatId, 'Привет, Друг!');
});

Шаг 3. Запускаем бота

Тут всё просто, в консоли пишем node index.js, заходим к нашему боту в телеграм и начинаем с ним общаться. Не закрывайте консоль — бот работает только на вашем компьютере, и без консоли он не станет отвечать.

Как видим, бот успешно отвечает. Но бот-повторяха — не интересно, усложним задачу. Пусть бот присылает нам картинку.

Шаг 4. Отсылаем картинку

Добавим картинку с Кексом в папку с проектом. Для отправки изображения используем метод .sendPhoto() — передадим в него id чата и путь до картинки. Получится такой код:

bot.on('message', (msg) => {
  const chatId = msg.chat.id;
  bot.sendPhoto(chatId, 'keks.png');
});

Запускаем бота, проверяем, работает:

Шаг 5. Добавим клавиатуру. И пёсика

Добавим фотографию милого пёсика в корень проекта. Теперь там две картинки.

Создадим конфигурацию для клавиатуры в боте, пусть у нас будет 3 кнопки: «Хочу кота», «Хочу пёсика» и «Пойти учиться».

// Конфиг клавиатуры
const keyboard = [
  [
    {
      text: 'Хочу кота', // текст на кнопке
      callback_data: 'moreKeks' // данные для обработчика событий
    }
  ],
  [
    {
      text: 'Хочу песика',
      callback_data: 'morePes'
    }
  ],
  [
    {
      text: 'Хочу проходить курсы',
      url: 'https://htmlacademy.ru/courses' //внешняя ссылка
    }
  ]
];

На нажатия первых двух кнопок мы ответим соответствующим сообщением в Телеграме, а последняя уведёт на внешний ресурс.

Чтобы отличить первые 2 кнопки, воспользуемся полем callback_data, где будем передавать тип кнопки. Для обработки нажатий добавим слушателя на событие callback_query, и в зависимости от значения query.data отправим нужную картинку к пользователю.

// Обработчик нажатий на клавиатуру
bot.on('callback_query', (query) => {
  const chatId = query.message.chat.id;

  let img = '';

  if (query.data === 'moreKeks') { // если кот
    img = 'keks.png';
  }

  if (query.data === 'morePes') { // если пёс
    img = 'pes.png';
  }

  if (img) {
    bot.sendPhoto(chatId, img, { // прикрутим клаву
      reply_markup: {
        inline_keyboard: keyboard
      }
    });
  } else {
    bot.sendMessage(chatId, 'Непонятно, давай попробуем ещё раз?', {
      // прикрутим клаву
      reply_markup: {
        inline_keyboard: keyboard
      }
    });
  }
});

Не забудем про возможные ошибки и предложим пользователю попробовать снова, если он ввёл что-то не то. Перезапустим бота и проверим — всё работает. Главное — не закрывать консоль, иначе бот перестанет отвечать.

Полный файл с кодом: index.js.

В следующей части как раз разберёмся, как загрузить и запустить бота на сервере, чтобы он работал, даже если ваш компьютер выключен.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает

HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает

HTTP/3 — это новая версия протокола обмена данными между браузером и сервером. В отличие от предыдущих HTTP/1.1 и HTTP/2, он построен поверх протокола QUIC и использует UDP вместо TCP. Это делает соединения быстрее, стабильнее и безопаснее.

HTTP/3 доступен в Baseline в статусе «Newly Available» с 2024-09-16.

Чем HTTP/3 лучше

🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

  • Быстрее устанавливается соединение. Больше нет отдельной стадии TLS: всё объединено.
  • Меньше задержек. Даже при потере пакета браузер не ждёт восстановления всего потока, как в TCP.
  • Устойчивость к переключениям сети. QUIC сохраняет соединение, даже если пользователь, например, переключился с Wi-Fi на LTE.
  • Безопасность по умолчанию. Все соединения — только через шифрование (TLS 1.3).

Эти преимущества особенно важны для мобильных пользователей и тех, кто часто сталкивается с нестабильным интернетом.

Как работает

HTTP/3 основан на QUIC — это транспортный протокол от Google, который работает через UDP. Он умеет передавать данные параллельно по разным потокам, не блокируя друг друга при сбоях. QUIC внедрён в современные браузеры и серверные платформы.

Нужно ли что-то делать?

Если вы разработчик сайта или веб-приложения, то скорее всего ничего специально делать не нужно — браузер сам выберет HTTP/3, если сервер его поддерживает. Ваш сайт будет работать быстрее просто потому, что инфраструктура на это перешла.

Если вы настраиваете сервер (например, NGINX или Cloudflare), тогда стоит включить поддержку HTTP/3. На популярных платформах это можно сделать одной строчкой.

Как проверить, используется ли HTTP/3

В Chrome или Edge:

  1. Откройте DevTools → вкладка Network.
  2. Перезагрузите страницу.
  3. Добавьте колонку Protocol (правый клик по шапке таблицы).
  4. Посмотрите, есть ли h3 у запросов — это и есть HTTP/3.

Через терминал (если у вас установлен curl):

curl -I --http3 https://example.com

Если сервер не поддерживает HTTP/3, будет ошибка или произойдёт откат на HTTP/2.

Через JavaScript

На уровне кода нельзя напрямую узнать версию протокола, но можно сделать fetch и посмотреть заголовки ответа через инструменты разработчика:

fetch('https://example.com')
  .then(response => console.log(response.headers))

А затем проверить в DevTools, какой протокол был использован.

Что важно помнить

  • HTTP/3 — это не «фича», которую вы вызываете в коде, а часть транспортного уровня.
  • Он поддерживается большинством современных браузеров: Chrome, Firefox, Edge, Safari.
  • Но он работает только с HTTPS, как и HTTP/2.

Заключение

HTTP/3 делает интернет быстрее, безопаснее и стабильнее — особенно на слабых сетях и мобильных устройствах. Вам не нужно менять HTML, JavaScript или CSS, чтобы получить преимущество. Главное — чтобы сервер и хостинг поддерживали эту технологию.

Если вы разрабатываете сайт с упором на производительность — убедитесь, что HTTP/3 включён. Это шаг вперёд к более отзывчивым и доступным интерфейсам.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

JS
  • 27 июля 2025
10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик

10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик

Консоль разработчика — важный инструмент отладки в JavaScript. С помощью методов console можно выводить информацию о работе скрипта, отслеживать ошибки, логировать данные и анализировать производительность. В браузере это доступно через панель разработчика (DevTools), обычно на вкладке «Console».

Читать дальше
JS
  • 18 июля 2025
FormControl и FormGroup в Angular

FormControl и FormGroup в Angular

Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.

Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.

Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.

Читать дальше
JS
  • 1 июня 2025
AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025
Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство

Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство

Формы — неотъемлемая часть большинства веб-приложений: будь то регистрация, ввод данных или опросы. Модуль реактивных форм в Angular отлично подходит для создания статичных форм, но во многих случаях требуется, чтобы форма могла динамически адаптироваться в зависимости от действий пользователя или внешних данных.

В этой статье мы рассмотрим, как создавать динамические формы с использованием автономных компонентов в Angular 19, применяя модульный подход, который избавляет от необходимости использовать традиционные модули Angular. В сопроводительном репозитории на GitHub для оформления форм используется Tailwind CSS, однако в статье внимание сосредоточено исключительно на логике динамических форм. Tailwind и связанные с ним настройки намеренно не включены в примеры, чтобы сохранить акцент на основной теме.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025
Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция

Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция

Как разработчики на Angular, мы нередко задумываемся, как фреймворк отслеживает изменения в данных и затем отображает их во вьюхе. Этот процесс называется стратегией обнаружения изменений в Angular. В этом материале мы разберёмся, как это работает, и научимся выбирать подходящую стратегию для разных сценариев.

Читать дальше
JS
  • 24 мая 2025
Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство

Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство

Angular развивается стремительно, и с выходом версии 18 появились новые возможности, которые разработчики могут использовать в своей работе. Одним из ключевых изменений в Angular 18 стало удаление традиционного файла app.module.ts — ему на смену пришли standalone-компоненты. Если вы только начинаете работать с Angular или переходите с более ранней версии, это пошаговое руководство поможет вам разобраться в базовых принципах компонентов в Angular 18. Независимо от вашего уровня — новичок вы или опытный разработчик — этот туториал покажет, как создавать, управлять и эффективно использовать компоненты в Angular.

Читать дальше
JS
  • 19 мая 2025
Полное руководство по Angular @if

Полное руководство по Angular @if

Одно из самых заметных нововведений в Angular — это встроенный синтаксис для управляющих конструкций, который появился в версии 17. Он решает одну из самых частых задач, с которой сталкивается каждый разработчик: показывать или скрывать элементы на странице в зависимости от условия. Раньше для этого использовали привычную структурную директиву *ngIf. Теперь у нас есть более современная альтернатива — синтаксис @if, часть нового подхода к управлению шаблоном.

В этом гайде мы сравним оба варианта, разберёмся, чем @if лучше, и покажем, как можно перейти на него автоматически. Также поговорим об одной распространённой ошибке — о том, как не стоит использовать @if вместе с пайпом async.

Читать дальше
JS
  • 18 мая 2025
Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки

Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки

Модули — один из ключевых инструментов Angular для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. В этой статье мы подробно рассмотрим:

  • что такое модули в Angular;
  • зачем они нужны;
  • как их использовать для структурирования кода;
  • как реализовать «ленивую» загрузку модулей;
  • и чем отличаются Feature, Core и Shared модули.

Если вы только начинаете изучать Angular или хотите углубить свои знания, эта статья поможет вам лучше понять, как правильно организовать архитектуру Angular-приложения.

Читать дальше
JS
  • 12 мая 2025
Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl

Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl

Директива RouterLink позволяет настраивать переходы между маршрутами прямо в шаблоне Angular. А методы Router.navigate и Router.navigateByUrl, доступные в классе Router, дают возможность управлять навигацией программно — прямо из кода компонентов.

Разберёмся, как работают RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl.

Читать дальше
JS
  • 11 мая 2025