Адаптивная вёрстка
- 26 июля 2017
В чём разница между резиновой, адаптивной и отзывчивой вёрсткой? — спрашивают наши зрители Екатерина и Константин — как правильно их применять? Давайте разберёмся в отличиях подходов и попробуем сформулировать один общий вместо трёх.
Когда мобильного веба не было даже в самых смелых фантазиях, весь интернет был на десктопных компьютерах с небольшими экранами. Оптимизирован для разрешения 1024 на 768 и браузера Internet Explorer 5! — гордо писали тогда на сайтах. Но прошло время, экраны подросли и пришлось к этому как-то подстраиваться. Сначала это были просто резиновые таблицы: колонки по 25%, содержимое 50%, а в отдельной строке colspan=3 и распорка для минимальной ширины. Надеюсь, вы не поняли о чём я сечас говорил.
Резиновая вёрстка
Резиновая вёрстка — это когда вы задаёте всему макету и отдельным его частям не фиксированную ширину, а эластичную — в процентах. За исключением минимальной и максимальной ширины. Высоту в вебе в принципе не принято задавать — обычно она подстраивается под содержимое. Фикс или резина? — спрашивали верстальщики 2000-х про макет и втайне надеялись на второе, поинтереснее. Сейчас сложно представить, но когда-то это было прорывной идеей, которая усложнила вёрстку, но сделала первый шаг в правильном пути.
Таблицы для раскладки ушли, а резиновая вёрстка осталась. Если у вас эластичные флоаты, флексы... да хоть гриды! — это всё равно резиновая вёрстка. Но если ширина внешнего контейнера зафиксирована — это уже фикс, сколько бы ни было резины внутри. Чуть более универсальный фикс, но всё равно. В общем, главное чтобы сайт двигался так или иначе вместе с окном, а не торчал кирпичом где-то в центре или с краю.
Когда расширился круг устройств с интернетом и появились первые мобильные браузеры — встала задача как-то подстраиваться под них. Простая резина здесь уже не справлялась — нужно было переписывать стили. Одной из первых, в 2006 году появилась техника адаптивной раскладки Марка ван ден Доббельстина. В статье на A List Apart Марк предложил добавлять классы при загрузке или ресайзе окна и на каждый диапазон вешать стили. До первой реализации медиавыражений в Safari оставалось два года.
Адаптивная вёрстка
Когда в начале десятых годов появилось для чего адаптировать и чем адаптировать — мобильные браузеры и медиавыражения — вышли книги, давшие названия подходам: «Адаптивный веб-дизайн» Аарона Густавсона и «Отзывчивый веб-дизайн» Итана Маркота. Подходы Аарона и Итана продолжали идеи Марка, но с более современными технологиями и несколько отличались направлением мысли.
«Адаптивный веб-дизайн» Аарона предлагал гибко адаптировать сайты к возможностям устройств и браузеров. Важной частью этой философии был ненавязчивый JavaScript с прогрессивным улучшением — и всё это поверх семантической разметки. Хотя Аарон писал не совсем об этом, сегодня принято считать, что главное в адаптивной вёрстке — привязка к конкретным разрешениям и устройствам. Стили переключаются от одного брейкпоинта к другому, то есть у вас есть фиксированные макеты для iPad и iPhone, а то, что между ними вас не волнует.
Отзывчивая вёрстка
«Отзывчивый веб-дизайн» Итана ставил во главу три вещи: резиновый макет, гибкие картинки и медиавыражения. Все размеры и отступы Итан предлагал указывать в процентах с сумасшедшими дробями для точности. Отличительной чертой подхода стало плавное изменение сайта, с ориентацией не на конкретные устройства, а на содержимое. То есть ваш резиновый макет хорошо выглядит не только на iPhone и iPad, но и в любой точке между ними.
Чуть позже Итан сформулировал ещё один важный принцип в книге «Сначала мобильные». Если до тех пор отправной точкой для адаптации вёрстки служила десктопная версия, то он предложил перевернуть схему и начинать с мобильной версии, а потом её улучшать. Почему так? Потому, что усложнять простое проще, чем упрощать сложное. Вдуматесь! А ещё потому, что нет соблазна просто спрятать сложно адаптируемое и обделить мобильных пользователей.
Ну как, стало понятно?
Вот адаптивная, вот отзывчивая... М-м, нет, не очень. Из-за путаницы между техникой адаптивной раскладки и философией адаптивного веб-дизайна, из-за того, что все эти подходы прекрасно сочетаются и уже не проследить чёткую границу между ними — из-за всего этого, я плюнул на терминологическую чистоту и стал называть всё это адаптивным дизайном или адаптивной вёрсткой. Это понятие всегда было достаточно широким, чтобы вместить все остальные способы.
Да и принцип дискретной адаптации от размеров устройств и без резины имел смысл лет 10 назад. При сегодняшнем разнообразии устройств полагаться на конкретные размеры и жёстко переключаться между ними — значит однажды очень больно промахнуться. Притом, никто вам не мешает при полностью резиновой вёрстке дописывать адаптацию под нужные разрешения.
Ну и как теперь верстать?
Просто! Сначала делаете мобильный резиновый макет, который хорошо вписывается в небольшие устройства. А когда размеры экрана или окна начинают расти — начинаете использовать появившееся пространство для улучшения интерфейса. Появляется боковая колонка, вторая, растут размеры картинок и подгружаются новые разрешения и так далее. То есть медиавыражения меняют стили не когда вы дошли до экрана самого модного телефона, а когда это нужно для содержимого сайта и удобства пользователя. Мы именно так и учим делать на интенсиве по продвинутой вёрстке.
Чтобы сделать хороший адаптивный сайт, нужно понимать много нюансов: вьюпорт, медиавыражения, адаптивные картинки и другое. Сегодня мы сделали первый шаг и разобрались с подходами: он оказывается всего один. Про остальное ещё поговорим!
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

WOFF больше не нужен
Я купил и скачал шрифты для недавнего проекта, распаковал папку, где были только WOFF2-файлы, и сначала не поверил, что такое бывает.
Потом мне стало интересно: они что, забыли WOFF? А он вообще ещё нужен? Ну, всё-таки, веб — это место, где постоянно всё меняется и улучшается, поэтому я пошёл и спросил людей в Mastodon. Ответ был единодушным: нужен только WOFF2!
Я хорошо помню пост от Зака в конце 2016, после которого я отказался от исчерпывающего синтаксиса @font-face
, включавшего, вдобавок, TTF, EOT и SVG-шрифты, и перешёл только на WOFF2 и WOFF.
Похоже, с тех пор мир веб-шрифтов изменился ещё разок, и вот актуальная версия @font-face
:
@font-face {
font-family: "Open Sans";
src: url("opensans.woff2") format('woff2');
}
Остался всего один формат. Просто, скажите?
Как писал Зак, «так как в вебе, когда шрифт не найден, всё равно подгружаются системные шрифты, мы можем идти в ногу со временем». Итак, какие браузеры отправятся в тёмные века системных шрифтов с этим синтаксисом?
- IE 11, 10, 9, 8, 7, …
- Chrome 4–35
- Edge 12 и 13
- Safari 3–9.1
- Firefox 2–38
- Opera 22 и ниже
- Android 4.4.4 KitKat и ниже (а это <0.5% устройств на Android)
- Safari на iOS 3.2–9.3
Caniuse.com показывает, что почти у 95% пользователей есть браузер с поддержкой WOFF2. А в относительной статистике (Date Relative — прим. перев.) заметно, что массовый переход на WOFF2 случился в 2015 и 2016. К концу 2016 во всех последних версиях больших браузеров появилась поддержка WOFF2.3
А спустя 7 лет поддержка расширилась настолько, что можно уже не добавлять в проект WOFF-файлы — ну, кроме случая, когда вы точно знаете, что много ваших пользователей используют старые устройства и браузеры.
С другой стороны, нет смысла и удалять WOFF из старых проектов. Если вы подключали WOFF2 раньше WOFF внутри @font-face
— и порядок здесь важен — то браузер просто скачает и подключит WOFF2-версию.
И если однажды вы, как и я, обнаружите себя перед папкой, полной файлов WOFF2, знайте, что WOFF — уже всё.
- 23 сентября 2023

Трясём пароль с помощью CSS
Знаете момент, когда всё на сайте уже сделано, и хочется добавить какую-нибудь маленькую незаметную фишку? Мы тоже знаем, поэтому давайте просто потрясём поле пароля, когда пользователь ввёл неверный пароль. Как на Маке.
Вот что получится в итоге:
- 7 сентября 2023

Как сделать тёмную тему на сайте
Без лишних слов создадим простой переключатель для светлой и темной темы с использованием HTML, CSS и JavaScript. Нам понадобятся три файла — index.html
, styles.css
и script.js
.
HTML
Основная разметка страницы — заголовок, абзац текста, список и текст в рамке.
<!DOCTYPE html>
<html lang="ru">
<head>
<meta charset="UTF-8">
<meta name="viewport" content="width=device-width, initial-scale=1.0">
<title>Переключатель темы</title>
<link rel="stylesheet" href="styles.css">
</head>
<body>
<button id="themeToggle">Переключить тему</button>
<h1>Заголовок</h1>
<p>Абзац текста. Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipiscing elit.</p>
<ul>
<li>Элемент списка 1</li>
<li>Элемент списка 2</li>
<li>Элемент списка 3</li>
</ul>
<div class="boxed-text">
Блок текста в рамке.
</div>
<script src="script.js"></script>
</body>
</html>
CSS (styles.css):
Здесь задаём цвета для светлой и тёмной темы, а ещё минимальную стилизацию текста и блока с рамкой.
body {
font-family: Arial, sans-serif;
transition: background-color 0.3s ease;
}
body.light-theme {
background-color: #ffffff;
color: #000000;
}
body.dark-theme {
background-color: #121212;
color: #ffffff;
}
.boxed-text {
border: 2px solid currentColor;
padding: 15px;
margin-top: 20px;
}
JavaScript (script.js)
Этот код нужен, чтобы переключать тему при нажатии на кнопку:
document.getElementById('themeToggle').addEventListener('click', function() {
const currentTheme = document.body.className;
if (currentTheme === 'light-theme') {
document.body.className = 'dark-theme';
} else {
document.body.className = 'light-theme';
}
});
При загрузке страницы по умолчанию будет установлена светлая тема. При нажатии на кнопку «Переключить тему» будет происходить переключение между светлой и темной темой.
- 29 августа 2023

4 способа центрировать текст в CSS
Центрирование элементов на веб-странице — это одна из наиболее распространенных задач, с которой мы сталкиваемся при работе с макетами. И хотя центрирование текста по горизонтали довольно простое (text-align: center;
и делов-то), вертикальное центрирование может быть немного сложнее. Давайте рассмотрим несколько методов.
Метод 1: Flexbox
Flexbox — это один из самых простых и эффективных способов центрирования.
Заворачиваем текст в <div>
с классом center-both
:
<div class="center-both">
<p>Центрированный текст</p>
</div>
И флексим:
.center-both {
display: flex;
justify-content: center;
align-items: center;
}
Получается так:
Метод 2: CSS Grid
HTML такой же, как в предыдущем примере. В CSS включаем гриды и используем свойство place-items
со значением center
:
.center-both {
display: grid;
place-items: center;
}
Результат:
Работает.
Метод 3: позиционирование и Transform
Этот метод немного старомодный и работает не идеально. Здесь у div устанавливается relative
позиция. А <p>
внутри дива мы сдвигаем с помощью абсолютного позиционирования. Не слишком элегантно:
.center-both {
position: relative;
}
.center-both p {
position: absolute;
top: 50%;
left: 50%;
transform: translate(-50%, -50%);
}
HTML остается таким же. Вот что получается:
Плохой метод: использование line-height
Если у вас однострочный текст, вы можете установить line-height
, равный высоте родительского элемента.
.center-both {
line-height: 200px; /* Пример высоты */
text-align: center;
}
Этот метод не подойдет для многострочного текста. Да и вообще мы очень не рекомендуем так делать, это прям совсем для любителей острых ощущений. Потому что вот:
Если вам интересно узнать больше о каждом из этих методов, рекомендуем посмотреть документацию по Flexbox на MDN или документацию по CSS Grid на MDN, а ещё пройти курсы в HTML Academy.
🐈
- 28 августа 2023

Как скруглить рамку. CSS-свойство border-radius
CSS-свойство border-radius
помогает скруглить углы элемента. Оно особенно полезно для стилизации кнопок, форм, карточек товаров и других элементов сайта.
- 28 июля 2023

CSS-свойство contain
Представьте, что у вас есть контейнер. Внутри него находятся разные элементы: текст, изображения или что-то другое. Свойство contain
говорит браузеру, как именно элементы должны взаимодействовать. Например, они могут быть ограничены, влиять на расположение друг друга или менять свои размеры.
Также свойство помогает повысить производительность страницы. Например, браузер понимает, когда при изменении свойств элемента нужно перерисовать страницу, а когда нет.
⭐ CSS-свойство contain
определяет, как элемент должен взаимодействовать с другими элементами внутри контейнера.
Синтаксис
.container {
contain: strict;
}
- 14 июля 2023

Как задать позицию и размер элемента. CSS-свойство inset
CSS-свойство inset
задаёт позицию и размер элемента на странице. Это комбинация четырёх отдельных свойств: top
, right
, bottom
и left
, которые определяют отступы от верхнего, правого, нижнего и левого края элемента.
Синтаксис
.element {
inset: 10px 20px 30px 40px;
}
- 13 июля 2023

Как перекрыть один элемент другим. CSS-свойство z-index
z-index
определяет порядок наложения элементов в трёхмерном пространстве на веб-странице. Свойство управляет тем, как элементы перекрывают друг друга, если они имеют позиционирование, отличное от значения static
.
Синтаксис
.my-element {
z-index: 2;
}
- 10 июля 2023

Как верстать и оформлять цитаты
Для вёрстки цитат используются теги <q>
и <blockquote>
. Тег <q>
применяется для выделения коротких цитат внутри текста, это строчный элемент. Тег <blockquote>
позволяет создавать отдельный блок с большой цитатой.
Цитату можно выделить из основного текста с помощью отличающегося начертания шрифта или цвета текста. До и после содержимого тега <q>
браузер автоматически ставит кавычки. В русском языке ставятся „лапки“
или «ёлочки»
. Переопределить кавычки можно с помощью CSS-свойства quotes
.
👉 Не используйте тег <q>
для других видов текста — перевода или шутки, так как это не семантично.
Тег <blockquote>
подходит для цитат, которые выделены в отдельную секцию. Это уже не просто текстовый элемент, но и элемент для разметки секций. Значит, у цитаты можно разметить свой заголовок, «шапку», «подвал» и текстовые элементы.
- 22 июня 2023

Окей, ChatGPT, сделай мне кнопку
👤 Чатгпт, все разработчики и дизайнеры в отпуске. Сделай мне кнопку на CSS, чтобы все сразу купили профессию «Фронтенд-разработчик»
🤖 Конечно, я могу помочь с созданием кнопки на CSS и HTML! Вот пример кода, который создаст стильную кнопку:
👤 Я попросил кнопку, а не ссылку. И что это за шрифт вообще? Давай поинтереснее какой-то
🤖 Извините за недоразумение. Вот обновленный код, где кнопка создана без использования ссылки и добавлены некоторые стили для придания ей более интересного внешнего вида:
👤 Можно текст не такой длинный? И добавь красненького, этот недостаточно продающий
🤖 Окей, я сократил текст кнопки и изменил цвет фона на красный оттенок. Размер шрифта был увеличен до 20 пикселей для лучшей видимости. При наведении на кнопку цвет фона становится ещё более ярким красным.
👤 Этот красный слишком агрессивный. И пусть у кнопки будут все состояния и модная анимация, а не только ховер
🤖 В этом обновленном примере я изменил цвет фона на более мягкий оранжевый оттенок. Также добавлены состояния для фокуса и активного нажатия кнопки. Когда кнопка получает фокус, она получает ярчайший оранжевый цвет и эффект тени. При активном нажатии кнопка немного сдвигается вниз.
👤 Твоя анимация не работает. И пусть кнопка как бы разъезжается пополам и крутится и обещает скидку
🤖 В этом обновленном примере я добавил новую анимацию, которая разъезжает кнопку пополам и вращает левую половину при наведении курсора. Также я добавил текст с обещанием скидки, который появляется при наведении на кнопку.
👤 Ты издеваешься? Я хочу красную кнопку и чтобы анимация была премиальной
🤖 В этом обновленном примере кнопка имеет красный цвет фона, анимацию, которая разъезжает красную полосу с левой стороны кнопки при наведении, и текст «Премиум», который появляется при наведении.
👤 Ты бы ещё эмодзи с трактором добавил
🤖 Конечно! Вот обновленный код с красной кнопкой, премиальной анимацией и эмодзи с трактором:
👤 Я не это имел в виду!!! Сделай мне обычную нормальную кнопку с текстом «Купить», так, чтобы не стыдно было
🤖 Понял, извините за недоразумение. Вот обновленный код с обычной кнопкой с текстом «Купить»:
👤 Не, кнопка всё равно не работает. Придётся обычную ставить.
🐈
- 21 июня 2023