Как написать Телеграм-бота на JavaScript
- 27 апреля 2020
Сегодня будем делать бота — это отличное (и быстрое) занятие, которое развивает уставший мозг и даёт возможность отправить друзьям ссылочку со словами «Смотри, это моё».
Вторая часть: загружаем бота на сервер и запускаем его
Для работы понадобятся
- Редактор кода, чтобы писать код. Если не знаете, какой выбрать — мы уже рассказывали. Если не умеете писать код, то вот инструкция, как его написать и запустить.
- Node.js любой версии, выше 0.12. Нужно, чтобы библиотека для ботов заработала. Как установить Node.js.
- Консоль. Или встроенный в систему вариант, или какой-нибудь другой.
- VPN. Возможно, но не факт, потому что Телеграм работает не везде.
Шаг 1. Регистрируем бота
Находим в поиске Телеграма бота @botFather — это главный инструмент для создания ботов. Набираем в нём /newbot
.
Придумываем название и имя боту. Название — то, как он будет подписан в списке контактов. Имя — строка, по которой его можно будет найти. Обратите внимание, что имя должно оканчиваться на bot
. В ответ мы получим токен — длинную последовательность символов, которая пригодится нам в будущем. Мы назвали бота echoKeksBot
, но вам придётся придумать другое название, потому что это уже занято. Извините.

Шаг 2. Создаём проект
Создаем папку в любом месте и открываем её в консоли. Там пишем npm init -y
— эта команда создаст файл package.json
, который выглядит примерно так:

Теперь установим node-telegram-bot-api — это библиотека для создания телеграм-ботов на Node.js. Введём команду:
npm install --save --save-exact node-telegram-bot-api
Создадим пустой файл index.js
и напишем там самого простого бота, который будет отвечать на любое сообщение:
bot.on('message', (msg) => {
const chatId = msg.chat.id;
bot.sendMessage(chatId, 'Привет, Друг!');
});
Шаг 3. Запускаем бота
Тут всё просто, в консоли пишем node index.js
, заходим к нашему боту в телеграм и начинаем с ним общаться. Не закрывайте консоль — бот работает только на вашем компьютере, и без консоли он не станет отвечать.

Как видим, бот успешно отвечает. Но бот-повторяха — не интересно, усложним задачу. Пусть бот присылает нам картинку.
Шаг 4. Отсылаем картинку
Добавим картинку с Кексом в папку с проектом. Для отправки изображения используем метод .sendPhoto()
— передадим в него id
чата и путь до картинки. Получится такой код:
bot.on('message', (msg) => {
const chatId = msg.chat.id;
bot.sendPhoto(chatId, 'keks.png');
});
Запускаем бота, проверяем, работает:

Шаг 5. Добавим клавиатуру. И пёсика
Добавим фотографию милого пёсика в корень проекта. Теперь там две картинки.
Создадим конфигурацию для клавиатуры в боте, пусть у нас будет 3 кнопки: «Хочу кота», «Хочу пёсика» и «Пойти учиться».

// Конфиг клавиатуры
const keyboard = [
[
{
text: 'Хочу кота', // текст на кнопке
callback_data: 'moreKeks' // данные для обработчика событий
}
],
[
{
text: 'Хочу песика',
callback_data: 'morePes'
}
],
[
{
text: 'Хочу проходить курсы',
url: 'https://htmlacademy.ru/courses' //внешняя ссылка
}
]
];
На нажатия первых двух кнопок мы ответим соответствующим сообщением в Телеграме, а последняя уведёт на внешний ресурс.
Чтобы отличить первые 2 кнопки, воспользуемся полем callback_data
, где будем передавать тип кнопки. Для обработки нажатий добавим слушателя на событие callback_query
, и в зависимости от значения query.data
отправим нужную картинку к пользователю.
// Обработчик нажатий на клавиатуру
bot.on('callback_query', (query) => {
const chatId = query.message.chat.id;
let img = '';
if (query.data === 'moreKeks') { // если кот
img = 'keks.png';
}
if (query.data === 'morePes') { // если пёс
img = 'pes.png';
}
if (img) {
bot.sendPhoto(chatId, img, { // прикрутим клаву
reply_markup: {
inline_keyboard: keyboard
}
});
} else {
bot.sendMessage(chatId, 'Непонятно, давай попробуем ещё раз?', {
// прикрутим клаву
reply_markup: {
inline_keyboard: keyboard
}
});
}
});
Не забудем про возможные ошибки и предложим пользователю попробовать снова, если он ввёл что-то не то. Перезапустим бота и проверим — всё работает. Главное — не закрывать консоль, иначе бот перестанет отвечать.
Полный файл с кодом: index.js.
В следующей части как раз разберёмся, как загрузить и запустить бота на сервере, чтобы он работал, даже если ваш компьютер выключен.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство
Angular развивается стремительно, и с выходом версии 18 появились новые возможности, которые разработчики могут использовать в своей работе. Одним из ключевых изменений в Angular 18 стало удаление традиционного файла app.module.ts — ему на смену пришли standalone-компоненты. Если вы только начинаете работать с Angular или переходите с более ранней версии, это пошаговое руководство поможет вам разобраться в базовых принципах компонентов в Angular 18. Независимо от вашего уровня — новичок вы или опытный разработчик — этот туториал покажет, как создавать, управлять и эффективно использовать компоненты в Angular.
- 19 мая 2025

Полное руководство по Angular @if
Одно из самых заметных нововведений в Angular — это встроенный синтаксис для управляющих конструкций, который появился в версии 17. Он решает одну из самых частых задач, с которой сталкивается каждый разработчик: показывать или скрывать элементы на странице в зависимости от условия. Раньше для этого использовали привычную структурную директиву *ngIf
. Теперь у нас есть более современная альтернатива — синтаксис @if
, часть нового подхода к управлению шаблоном.
В этом гайде мы сравним оба варианта, разберёмся, чем @if
лучше, и покажем, как можно перейти на него автоматически. Также поговорим об одной распространённой ошибке — о том, как не стоит использовать @if
вместе с пайпом async
.
- 18 мая 2025

Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки
Модули — один из ключевых инструментов Angular для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. В этой статье мы подробно рассмотрим:
- что такое модули в Angular;
- зачем они нужны;
- как их использовать для структурирования кода;
- как реализовать «ленивую» загрузку модулей;
- и чем отличаются Feature, Core и Shared модули.
Если вы только начинаете изучать Angular или хотите углубить свои знания, эта статья поможет вам лучше понять, как правильно организовать архитектуру Angular-приложения.
- 12 мая 2025

Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl
Директива RouterLink
позволяет настраивать переходы между маршрутами прямо в шаблоне Angular. А методы Router.navigate
и Router.navigateByUrl
, доступные в классе Router
, дают возможность управлять навигацией программно — прямо из кода компонентов.
Разберёмся, как работают RouterLink
, Router.navigate
и Router.navigateByUrl
.
- 11 мая 2025

Полное руководство по Lazy Loading в Angular
Если вы создаёте большое Angular-приложение, вам наверняка важно, чтобы оно загружалось быстро. Представьте, что вы устраиваете вечеринку и хотите подавать закуски не сразу, а по мере прихода гостей, чтобы не перегрузить кухню. «Ленивая» загрузка в Angular работает примерно так же: вместо того чтобы загружать всё приложение целиком сразу, вы подгружаете только те части, которые нужны — и только когда они нужны.
В этом пошаговом руководстве мы разберём, как реализовать lazy loading в Angular.
- 10 мая 2025

Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд
Иногда страницу нужно просто перезагрузить. Полностью. Не компонент, не блок, а именно целиком. Без обсуждений, без лишней логики. Например, чтобы:
- экран с результатами обновлялся каждые 10 секунд;
- интерфейс на стенде показывал последние данные без кнопок;
- страницы в интранете не устаревали, пока никто не смотрит.
Это можно сделать в любой связке: HTML, JS, Python, PHP, Go, Node.js — не важно. Ну и если говорить совсем прямо, то совсем разных способов всего три, а остальное просто вариации.
- 5 мая 2025

Поиск с конца массива в JavaScript: findLast и findLastIndex в JavaScript
С недавних пор в JavaScript появились два полезных метода для массивов: findLast
и findLastIndex
. Они делают то же, что и привычные find
и findIndex
, только проходят массив с конца.
- 5 мая 2025

Vite 6: Новый этап в развитии фронтенд-разработки
Vite — это современный инструмент сборки, который значительно ускоряет процесс разработки фронтенда, благодаря своим невероятно быстрым и удобным функциям. И вот, наконец, вышел новый релиз Vite 6, который приносит массу улучшений и новых возможностей для разработчиков. Давайте посмотрим, что нового появилось в Vite 6 и как это может повлиять на вашу работу.
- 16 января 2025

Всё, что нужно знать о работе с API в JavaScript: пошаговый разбор
Работа с API — это основа веб-разработки. Если вы хотите получать данные с сервера, отправлять информацию или взаимодействовать с внешними сервисами (например, картами Google, платёжными системами или погодными сервисами), вам не обойтись без этого навыка. Разберём работу с API на практике: от базовых запросов до обработки ошибок и аутентификации.
- 14 января 2025
Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?
Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined
. Например:
let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
- Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
- Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
- Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.
Шаги по исправлению
1. Проверка объекта перед доступом к свойствам
Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.
if (obj !== undefined && obj !== null) {
console.log(obj.property);
}
// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
2. Инициализация объекта перед использованием
Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.
Неверный код:
let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
Исправление:
let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
3. Проверка API или данных с сервера
Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.
fetch('https://api.example.com/data')
.then(response => response.json())
.then(data => {
if (data?.user?.name) {
console.log(data.user.name);
} else {
console.error('Данные пользователя отсутствуют');
}
});
4. Использование значений по умолчанию
Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.
let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"
5. Отладка с помощью console.log
Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.
console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен
Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user
:
let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null
Исправление:
let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"
Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined
или null
. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.
- 15 ноября 2024