Умение выделять систему из дизайна и переносить её в код — полезный навык. Он экономит ваше время на разработку и поддержку крупных продуктов. С его помощью можно улучшить качество кода и уменьшить количество ошибок на этапе тестирования.

Давайте разберёмся, какие ещё преимущества дают дизайн-системы, и как эти системы создавать.

Что такое дизайн-система

Дизайн-система — набор инструментов и правил, упрощающих проектирование на всех этапах: от идеи до реализации. Она включает

  • макеты интерфейсных элементов;
  • их реализация в коде;
  • принципы и правила их создания для дизайнера и разработчика;
  • руководства по стилю;
  • интерфейсные паттерны, принятые в продукте.

Работа в большом проекте подразумевает большое количество логики и интерфейсов. В какой бы момент работы вы ни подключились, интерфейсные элементы или уже начали повторяться, или начнут в ближайшем будущем. Изначально дизайнеры и разработчики решали эту проблему отдельно, каждый со своей стороны. Так в дизайне появился UI Kit, а в разработке — шаблонизация и компоненты в коде.

По мере развития продуктов назревала проблема: нужно было сохранить единообразие элементов. Это потребовало более плотного взаимодействия между дизайном и разработкой. Так и появились дизайн-системы. При их создании стали уделять внимание не только внешнему виду продукта, но и проектированию, созданию интерфейсов в конечном продукте.

Существует два типа дизайн-систем. Первый — готовые открытые системы, которыми могут пользоваться команды: Ant Design, Material Design, Consta. Второй — внутренние корпоративные системы, которые развивают организации для решения собственных потребностей: Mail.ru, «Вконтакте», «Альфа-банк», Aviasales.

Дизайн-система Consta: обзор компонента Button — кнопок сайта
Дизайн-система Consta: обзор компонента Button — кнопок сайта

⭐ Умение выделять систему из дизайна и переносить её в код сокращает время на создание новых частей больших продуктов. Научитесь работать с дизайн-системой на профессиональном курсе.

Почему дизайн-системы стоит использовать

Внедрение дизайн-системы — это инфраструктурный проект, который охватывает дизайнеров, разработчиков и других членов команды. Какие он даёт преимущества?

Снижается уровень хаоса в продукте. Один и тот же элемент можно нарисовать множеством разных способов, варьируя цвет фона и границ, тень, скругления, отступы и другие свойства. Дизайн-система сокращает количество доступных вариантов, позволяет сохранить консистентность продукта и переиспользовать параметры в дизайне и коде, что упрощает дальнейшую поддержку.

Появляется общий язык для коммуникации дизайнеров и разработчиков. Реализации в дизайне и коде максимально приближены друг к другу вплоть до названий, поэтому команда тратит меньше времени на объяснения.

Команда думает о продуктовых задачах, а не об интерфейсе. Работа над новыми задачами идёт быстрее там, где макеты можно собрать из готовых компонентов в устоявшемся стиле.

Задачи, в которых помогает дизайн-система:

  • Ускорить разработку по макетам, собранным на той же системе, за счёт готовых компонентов.
  • Сократить время, которое команда тратит на поддержку продукта.
  • Улучшить качество кода за счёт его переиспользования. Чем меньше кода, тем проще за ним следить.
  • Сократить количество доработок после тестирования. Если базовые компоненты уже готовы и протестированы, ошибок будет меньше.
  • Обеспечить доступность интерфейсов.

Недостатки дизайн-систем

Долгая доработка компонентов. Создавать универсальные компоненты сложно: приходится учитывать больше состояний и конфигураций, чем это нужно в данный момент. Поэтому иногда проще создать локальное решение, которое не всегда готово к переиспользованию.

Принципы и правила ограничивают простор для творчества. Сделать что-то совершенно другое становится труднее. Это может вызывать сложности в отдельных ситуациях. Например, если дизайнер решит уменьшить кегль, он будет связан дизайн-токенами. Придётся добавить новый токен и заодно доказать команде, что он нужен, либо отказаться от своей идеи.

Нужна отдельная команда для создания собственной дизайн-системы. Это дорого и добавляет дополнительную коммуникацию в работу.

Зависимость от чужого решения, если используется готовая дизайн-система. Не факт, что она полностью закроет ваши потребности. Готовое решение может добавить в продукт бессмысленные ограничения и «костыли».

Почему дизайн-системы популярны

Мы провели исследование и узнали, какие навыки нужны фронтендерам для повышения грейда. Оказалось, что в список наиболее востребованных качеств входит понимание архитектуры ПО и интерфейсов. При этом если от джунов работодатели ждут понимания методологии БЭМ, Атомик, фреймворков и Bootstrap, то от мидлов требуют ещё и опыт построения дизайн-систем.

Почему дизайн-системы становятся популярными? Для этого есть несколько причин:

  • Крупные и средние компании заинтересованы в долгосрочном снижении затрат на разработку. Они готовы вкладываться в собственные решения.
  • Индустрия накопила достаточное количество опыта, чтобы создание дизайн-систем стало более-менее понятным. Источников по теме и профильных специалистов всё ещё не так много, но они хотя бы есть — командам не приходится делать всё с нуля и вслепую.
  • Дизайнерские инструменты развиваются**.** Фигма приблизила организацию макета к принципам реальной вёрстки. Интеграция дизайна и кода становится проще, теперь не нужно тратить большие ресурсы на корпоративные «костыли».

Дизайн-системы показали свою эффективность. Появился спрос на выполнение этой работы, а вместе с ней и на специалистов.

Принцип построения дизайн-систем

Главный принцип — не делать дизайн-систему, пока в проекте ничего не готово. Идеальный момент для начала работ — когда проект вышел из стадии прототипа, вы перепробовали разные варианты дизайна и пришли к чему-то конкретному. Этап, когда проект начинает разрастаться.

Как создать дизайн-систему?

Формализуйте и систематизируйте принципы, на которых строится продукт. Выпишите все используемые вариации шрифтов и сократите их количество там, где это не играет роли. Затем вынесите цвета, отступы, скругления и другие свойства. Чем больше визуальных параметров получится стандартизировать, тем проще будет дальше.

На этом этапе важно обсудить, как именно будут систематизироваться такие принципы в дизайне и в коде. Важно учесть, что дизайн-инструменты позволяют выносить в переменные гораздо меньше визуальных характеристик дизайна, чем это может сделать итоговая реализация в коде. Например, в коде можно вынести скругления в переменные, а в Фигме без плагинов это сделать нельзя. К тому же плагины — это сторонние решения. На них не хочется полагаться в рабочей системе, ведь разработчики в любой момент могут перестать их поддерживать.

Соберите UI Kit c компонентами, которые уже используются. При необходимости дополните и расширьте их.

Реализуйте компоненты в коде. Создайте витрину, где можно познакомиться с компонентом вне продуктового контекста, «в вакууме». Для этого можно использовать готовые решения или создать своё.

Пример реализации кнопки:

<button class="mw-button mw-button_size_m mw-button_view_primary mw-button_has-icon_no-icon">
  <div class="mw-icon mw-icon_name_present mw-icon_view_primary-inverse"></div>
  <span class="mw-text mw-text_size_s mw-text_line-height_m mw-text_weight_medium">
    Кнопка
  </span>
</button>

Сформируйте документацию с используемыми паттернами: указания по раскладке элементов, правила использования отдельных компонентов, tone of voice и другие особенности. Любое решение должно опираться на какой-то принцип или приводить к формулировке нового принципа и дополнению документации.

К формированию документации стоит подойти с особым вниманием — это лицо дизайн-системы:

  • Сокращайте количество ресурсов вокруг системы: проще изучать одну документацию, чем пять разных.
  • Разрешите пользователям поработать с компонентами без установки пакета и тестового окружения. Существуют специальные решения для этого, например, Storybook.
  • Добавьте удобный поиск по документации.
  • Пишите простые и понятные тексты. Можно попросить знакомого редактора помочь с этим.
  • Оставьте контакты. Это поможет получить обратную связь и своевременно дополнить инструкции.
Документация дизайн-системы Consta
Документация дизайн-системы Consta

Организуйте прозрачный процесс работы над дизайн-системой. Определите, где будет находиться план и бэклог задач, где точка входа по доработкам, где пользователи смогут узнавать про обновления.

Вывод

Дизайн-система — это продукт совместной деятельности на стыке дизайна и реализации в коде. Её поддержка требует от всех участников команды погружения в соседние области и плотной коммуникации, но позволяет ускорить и облегчить процесс проектирования и разработки в продукте.

Читайте дальше:


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Зачем нужен метатег viewport

Зачем нужен метатег viewport

Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с веб-страницами, которые кажутся «сломанными» или странно отображаются на мобильных устройствах. Одной из причин такого поведения может быть отсутствие маленького, но важного элемента в коде страницы — метатега viewport.

Метатеги — это инструкции для браузера о том, как отображать содержимое страницы. Один из таких метатегов — viewport, который говорит браузеру, как масштабировать и отображать страницу на разных устройствах, особенно на смартфонах и планшетах.

Читать дальше
HTML
  • 18 сентября 2023
Атрибут class в HTML на примерах

Атрибут class в HTML на примерах

Атрибут class используется для добавления CSS-классов элементам HTML. Классы позволяют применять одни и те же стили CSS или поведение JavaScript к разным элементам на странице.

Так, одному элементу можно присвоить один или несколько классов, разделяя их пробелами.

<!-- Один класс -->
<div class="container">
  <!-- ... -->
</div>

<!-- Несколько классов -->
<div class="container special-box">
  <!-- ... -->
</div>
Читать дальше
HTML
  • 14 сентября 2023
Осмысленный alt-текст: 6 правил

Осмысленный alt-текст: 6 правил

Альтернативный текст — это описание изображения словами. Это описание должно помогать людям, которые читают или слышат это описание, иначе оно не нужно и лучше вообще его не указывать.

Мы уже обсудили основные правила написания alt-текста для фотографий и изображений. В этот раз поговорим о том, каким именно должно быть описание, чтобы в нём был смысл.

Читать дальше
HTML
  • 31 июля 2023
Как понять, что перед вами заголовок

Как понять, что перед вами заголовок

Заголовки используются для организации и структурирования содержимого на сайте. В HTML существует шесть уровней заголовков, обозначаемых тегами от <h1> до <h6>. Каждый уровень заголовка имеет свой семантический вес, где <h1> имеет наибольший вес, а <h6> — наименьший.

Часто кажется, что заголовок — это простой и понятный тег. Но это впечатление обманчиво, потому что не всегда крупный и выделенный текст на макете является заголовком.

При вёрстке сайта важно соблюдать семантику, чтобы все теги использовались корректно и ресурс работал без ошибок. Если напутать уровни заголовков, то структура страницы будет не семантичной, а скринридеры неправильно прочтут сайт.

В статье разберёмся, как верно определять заголовки по макету, какие из них лучше делать скрытыми и почему.

Читать дальше
HTML
  • 8 июня 2023
Как правильно вставлять SVG

Как правильно вставлять SVG

Есть несколько способов вставки SVG-изображения. Выбор одного из них зависит от задач, которые стоят перед верстальщиком.

SVG — это формат векторной графики, дословно: масштабируемая векторная графика. МВГ? SVG! В векторных форматах хранится не само изображение, а инструкция по его построению по точкам и кривым.

В растровых форматах информация о конкретном числе точек изображения плотно упакована в бинарный кирпич. В него бесполезно заглядывать и менять его можно только в редакторах графики.

�PNG
IH�aV
PLTE�������0�
IDAcZ�d���� �W=
S�3�o;���]P
���IEND�B`�~

Формат SVG тоже можно создавать и менять в редакторах графики, например, в Illustrator или Figma. Но ещё он текстовый, а значит его можно открыть как HTML или CSS в любом редакторе кода.

<svg width="20">
  <rect fill="#fc0"
    width="20"
    height="20"/>
  <line stroke="black"
    x1="0" y1="0"
    x2="20" y2="20"/>
</svg>

SVG — это как отдельная HTML-страница. Когда вставляете SVG, вы, на самом деле, вставляете не просто картинку, а целую страницу. Со своей системой координат, вьюпортом, стилями, скриптами и удивительными особенностями.

Если смотреть на SVG как на отдельную страницу — становится понятнее, какой способ вставки вам нужен.

Читать дальше
HTML
  • 1 июня 2023
Как создавать адаптивные изображения. Атрибут srcset

Как создавать адаптивные изображения. Атрибут srcset

Адаптивные изображения автоматически изменяют свой размер, чтобы соответствовать экрану пользователя, что улучшает вид страницы и ускоряет загрузку.

Давайте рассмотрим несколько способов создания адаптивных изображений.

🎓 В статье мы говорим о пикселях и ретина-дисплеях. Если вы не знаете, что это такое — прочитайте статью.

Читать дальше
HTML
  • 25 мая 2023
В чём разница между <p> и <br>

В чём разница между <p> и <br>

Чтобы разметить текст, нужно понимать, какие использовать теги. Для создания новой строки в тексте есть несколько способов. В статье мы расскажем, как ими пользоваться.

Читать дальше
HTML
  • 24 мая 2023
Как сделать таблицу в HTML

Как сделать таблицу в HTML

<table> — один из основных элементов HTML, который используют для отображения данных (текста, изображения или другого элемента) в ячейках на странице. Таблица состоит из строк и столбцов.

Основные теги, используемые при создании таблицы:

  • <table> — определяет начало и конец таблицы. Всё содержимое таблицы должно находиться между <table></table>.
  • <thead> — определяет заголовок таблицы. Заголовок может содержать одну или несколько строк, в которых могут использоваться теги <th> для определения заголовков столбцов.
  • <tbody> — определяет тело таблицы. Тело содержит одну или несколько строк, в которых могут использоваться теги <td> для определения содержимого ячеек.
  • <tfoot> — определяет нижний колонтитул таблицы. Колонтитул может содержать одну или несколько строк, в которых могут использоваться теги <td> для определения содержимого ячеек.
  • <tr> — определяет строку таблицы. Каждая строка должна находиться между тегами <tbody>, <thead> или <tfoot>.
  • <th> — определяет заголовок столбца или строки таблицы. Используется внутри тегов <thead> и <tr>.
  • <td> — определяет содержимое ячейки таблицы. Используется внутри тегов <tbody>, <tfoot> и <tr>.
  • <caption> — определяет заголовок таблицы, который будет размещен над таблицей. Используется внутри тега <table>.
Читать дальше
HTML
  • 16 мая 2023