SVG-графика поддаётся анимированию. В этой статье мы покажем, как анимировать отрисовку контуров.

Сначала мы разберём свойства SVG-анимации и синтаксис библиотеки Anime.js, а затем анимируем отрисовку котов. Если вы уже знакомы с теорией, можете сразу перейти к практике.

Для анимации нам понадобятся:

  • элемент path — контур;
  • атрибуты обводки: stroke и stroke-dashoffset;
  • библиотека Anime.js.

Контур и обводка в SVG

path — это способ описать траекторию внутри векторного изображения. Далее эту траекторию можно отобразить, задав ей обводку. Как выглядит path:

<svg xmlns="http://www.w3.org/2000/svg" width="205" height="118" viewBox="0 0 205 118" fill="none">
  <path d="M3 55.5286C8.43655 49.2385 14.7452 43.6721 21.6476 39.052C23.1876 38.0129 25.4513 37.1037 26.6945 38.4768C27.381 39.2375 27.3995 40.3693 27.384 V45.43 C8.43 48.57" stroke="white" stroke-width="5" stroke-linecap="round" stroke-linejoin="round"/>
</svg>

Обводка задаётся с помощью атрибута stroke или аналогичного CSS-свойства. За толщину отвечает stroke-width, за скругление — stroke-linecap: round;.

stroke-dashoffset задаёт смещение обводки. Этот атрибут можно анимировать. Например, с его помощью создаётся примитивный индикатор загрузки.

Синтаксис библиотеки Anime.js

Мы будем использовать Anime.js, потому что с ней легко настроить анимацию — библиотека берёт на себя часть вычислений. Например, когда мы не можем посчитать длину контура, anime.setDashoffset делает это за нас.

У библиотеки простой синтаксис. В примере ниже мы в первой строке находим все контуры, а внутри anime() описываем параметры анимации. Последняя строка указывает на изменяемое свойство, а остальные являются параметрами и не затрагивают конкретных атрибутов или свойств элемента.

const paths = document.querySelectorAll('svg path');
anime({
  targets: paths,
  duration: 2000,
  delay: 200,
  easing: 'easeInOutExpo',
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});

targets — элементы, у которых будет меняться значение атрибута.

duration — длительность анимации в миллисекундах.

delay — задержка перед началом анимации.

easing — временная функция. Здесь для примера приводим easeInOutExpo, а полный список временных функций вы найдёте на сайте библиотеки.

strokeDashoffset — изменяемый атрибут. Передаём туда массив с исходным и конечным значениями атрибута.

Мы не сможем вычислить длину каждого контура в SVG с котами, поэтому используем anime.setDashoffset, чтобы получить длину.

Можно воздействовать на любые свойства и атрибуты, которые поддаются анимированию. Например, opacity, fill, background-color или transform:

const circles = document.querySelectorAll('svg circle');
anime({
  targets: circles,
  duration: 1000,
  easing: 'easeInOutExpo',
  opacity: [0, 1],
  scale: [0, 1]
});

В результате получится анимация плавного появления окружности из прозрачности.

💫 Научитесь создавать анимации

Приходите на наши курсы — мы показываем там самые популярные и интересные техники для создания эффектов на CSS и JavaScript.

Практика: создаём SVG-анимацию контуров

Соберём анимацию — отрисуем три изображения с котами. Используем для этого заготовку — SVG-файл.

Экспортируем каждое изображение в формате SVG и поместим в <div> с классом wrapper.

<div class='wrapper'>
  //Сюда помещаем все <svg>
</div>

Найдём все контуры и анимируем так, как показывали выше:

const paths = document.querySelectorAll('svg path');

anime({
  targets: paths,
  duration: 2000,
  delay: 200,
  easing: 'easeInOutExpo',
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});

Последовательная отрисовка картинок

Сейчас все изображения рисуются одновременно. Сделаем так, чтобы картинки появлялись последовательно. Используем для этого timeline — временной отрезок, на котором расставляется анимация в определённом порядке и с нужной задержкой.

Синтаксис timeline:

const timeline = anime.timeline({
  duration: 3000,
  easing: 'easeInOutExpo'
});

timeline.add({
  targets: firstImagePaths,
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});

timeline.add({
  targets: secondImagePaths,
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});

timeline.add({
  targets: thirdImagePaths,
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});

timeline создаётся один раз. Он принимает параметры, общие для каждой анимации, которая будет на нём располагаться — в нашем случае duration и easing. Затем при помощи timeline.add() добавляются анимации — они будут выполняться последовательно.

💡 Некоторые параметры можно переопределять — например, delay, easing, duration. А вот loop и direction переопределить нельзя. Параметр loop отвечает за бесконечное проигрывание, direction — за направление анимации.

Задержка следующей анимации

Чтобы начать анимацию не сразу после окончания предыдущей, передайте второй аргумент со временем в миллисекундах:

timeline.add({
  targets: firstImagePaths,
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});

timeline.add({
  targets: secondImagePaths,
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
}, ‘+=500’);

Вторая анимация начнётся спустя полсекунды после окончания предыдущей.

Если вместо знака + поставить -, анимация начнётся заранее — когда предыдущей останется проигрывать 500 миллисекунд. Так можно управлять композицией.

Стейджер

Напоследок рассмотрим ещё одну возможность управлять анимацией контура — стейджер. Каждый кот состоит из нескольких контуров — сделаем так, чтобы эти контуры рисовались последовательно.

Стейджер реализуется при помощи конструкции anime.stagger(<время задержки>).

timeline.add({
  targets: firstImagePaths,
  strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0],
  delay: anime.stagger(300)
});

Теперь каждый последующий контур начнёт анимироваться спустя 300 миллисекунд после начала анимирования предыдущего.

Итог

Мы рассмотрели лишь один из видов анимаций векторной графики, но есть и другие. Например, если совместить разобранную выше анимацию с SVG-масками, можно добиться такого эффекта:

Можно анимировать форму фигур. Такая анимация называется морфингом.

Источник
Источник

Ещё один эффект достигается при помощи SVG-фильтров:

Материалы по теме


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

document.open(), write(), writeln(), close() в браузере: когда можно и когда нельзя

document.open(), write(), writeln(), close() в браузере: когда можно и когда нельзя

Эти методы управляют потоковой записью HTML прямо в документ. Они удобны во время парсинга страницы, но опасны после загрузки: могут стереть текущее содержимое, блокируют поток, ухудшают производительность и плохо сочетаются с современными практиками. Ниже — безопасные сценарии, риски и актуальные альтернативы.

Функция находится в статусе ограниченной доступности в Baseline.

Читать дальше
JS
  • 10 августа 2025
Как работает navigator.credentials: API для входа без пароля

Как работает navigator.credentials: API для входа без пароля

navigator.credentials — это интерфейс Web Authentication API, который позволяет браузеру управлять учётными данными пользователя. С его помощью можно безопасно получать, сохранять и автоматически подставлять данные для входа: пароли, токены или ключи. Это делает процесс аутентификации проще и безопаснее — особенно на сайтах, где важен пользовательский опыт и скорость входа.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2022-07-15

Как это работает

Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Вы можете запросить сохранённые данные с помощью navigator.credentials.get(). Например, при загрузке страницы входа можно попытаться автоматически получить логин и пароль пользователя, если он ранее их сохранил:

const cred = await navigator.credentials.get({
  password: true,
  mediation: 'optional' // чтобы не мешать потоку, если данных нет
});

if (cred) {
  console.log('Получен логин:', cred.id);
  console.log('Пароль:', cred.password);
  // Здесь можно автоматически отправить данные на сервер
}

Если учётные данные доступны, вы можете использовать их для входа без дополнительных действий от пользователя. Это особенно удобно на мобильных устройствах и в приложениях с частыми сессиями.

Можно ли сохранять логин и пароль вручную?

Да, через navigator.credentials.store() вы можете сохранить учётные данные, которые пользователь только что ввёл:

const cred = new PasswordCredential({
  id: 'user@example.com',
  password: '12345678'
});

await navigator.credentials.store(cred);

Теперь при следующем визите вы сможете использовать get(), чтобы получить эти данные без необходимости ручного ввода.

Безопасность

API работает только на HTTPS и требует, чтобы страница была в фокусе. Браузеры могут показывать уведомления, если данные используются без явного действия пользователя — это защита от скрытых запросов.

Поддержка и ограничения

  • Поддерживается в Chrome, Edge, Android WebView.
  • Safari и Firefox поддерживают только часть API или вовсе не поддерживают.
  • Нельзя использовать на сторонних сайтах (только собственный домен).

Это API особенно хорошо подходит для проектов, где важна быстрая авторизация и нет смысла постоянно спрашивать логин-пароль у пользователя.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

JS
  • 3 августа 2025
Как использовать cause для более понятной обработки ошибок в JavaScript

Как использовать cause для более понятной обработки ошибок в JavaScript

Новое свойство cause в объекте error позволяет узнать исходную причину сбоя и облегчить отладку, особенно при повторении ошибок. Оно помогает выстроить цепочку событий и лучше понимать, где возникла проблема. Свойство доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 20 марта 2024 года.

Читать дальше
JS
  • 3 августа 2025
HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает

HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает

HTTP/3 — это новая версия протокола обмена данными между браузером и сервером. В отличие от предыдущих HTTP/1.1 и HTTP/2, он построен поверх протокола QUIC и использует UDP вместо TCP. Это делает соединения быстрее, стабильнее и безопаснее.

HTTP/3 доступен в Baseline в статусе «Newly Available» с 2024-09-16.

Чем HTTP/3 лучше

🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

  • Быстрее устанавливается соединение. Больше нет отдельной стадии TLS: всё объединено.
  • Меньше задержек. Даже при потере пакета браузер не ждёт восстановления всего потока, как в TCP.
  • Устойчивость к переключениям сети. QUIC сохраняет соединение, даже если пользователь, например, переключился с Wi-Fi на LTE.
  • Безопасность по умолчанию. Все соединения — только через шифрование (TLS 1.3).

Эти преимущества особенно важны для мобильных пользователей и тех, кто часто сталкивается с нестабильным интернетом.

Как работает

HTTP/3 основан на QUIC — это транспортный протокол от Google, который работает через UDP. Он умеет передавать данные параллельно по разным потокам, не блокируя друг друга при сбоях. QUIC внедрён в современные браузеры и серверные платформы.

Нужно ли что-то делать?

Если вы разработчик сайта или веб-приложения, то скорее всего ничего специально делать не нужно — браузер сам выберет HTTP/3, если сервер его поддерживает. Ваш сайт будет работать быстрее просто потому, что инфраструктура на это перешла.

Если вы настраиваете сервер (например, NGINX или Cloudflare), тогда стоит включить поддержку HTTP/3. На популярных платформах это можно сделать одной строчкой.

Как проверить, используется ли HTTP/3

В Chrome или Edge:

  1. Откройте DevTools → вкладка Network.
  2. Перезагрузите страницу.
  3. Добавьте колонку Protocol (правый клик по шапке таблицы).
  4. Посмотрите, есть ли h3 у запросов — это и есть HTTP/3.

Через терминал (если у вас установлен curl):

curl -I --http3 https://example.com

Если сервер не поддерживает HTTP/3, будет ошибка или произойдёт откат на HTTP/2.

Через JavaScript

На уровне кода нельзя напрямую узнать версию протокола, но можно сделать fetch и посмотреть заголовки ответа через инструменты разработчика:

fetch('https://example.com')
  .then(response => console.log(response.headers))

А затем проверить в DevTools, какой протокол был использован.

Что важно помнить

  • HTTP/3 — это не «фича», которую вы вызываете в коде, а часть транспортного уровня.
  • Он поддерживается большинством современных браузеров: Chrome, Firefox, Edge, Safari.
  • Но он работает только с HTTPS, как и HTTP/2.

Заключение

HTTP/3 делает интернет быстрее, безопаснее и стабильнее — особенно на слабых сетях и мобильных устройствах. Вам не нужно менять HTML, JavaScript или CSS, чтобы получить преимущество. Главное — чтобы сервер и хостинг поддерживали эту технологию.

Если вы разрабатываете сайт с упором на производительность — убедитесь, что HTTP/3 включён. Это шаг вперёд к более отзывчивым и доступным интерфейсам.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

JS
  • 27 июля 2025
Как работает Map в JavaScript

Как работает Map в JavaScript

Коллекция Map — это встроенный объект JavaScript, предназначенный для хранения пар ключ-значение. Она похожа на обычный объект ({}), но обладает важными преимуществами:

  • Любые типы ключей — строки, числа, объекты, функции.
  • Сохранение порядка вставки — перебор идёт в том порядке, в котором вы добавили элементы.
  • Удобные методы для работы — set(), get(), has(), delete(), clear() и итерации через for...of.

Эта структура особенно полезна, если вы хотите чётко контролировать порядок элементов и не ограничиваться только строковыми ключами, как в обычных объектах.

Пример: создаём коллекцию и работаем с ней

? Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

const userInfo = new Map();

userInfo.set('name', 'Алексей'); // строка
userInfo.set(42, 'Число');       // число
userInfo.set(true, 'Булево');    // логическое значение

console.log(userInfo.get(42)); // Выведет: 'Число'

Здесь мы добавили три элемента с разными типами ключей. Именно это отличает Map от обычного объекта — вы можете использовать, например, ключи-объекты или даже функции:

const objKey = { id: 1 };
const fnKey = () => {};

userInfo.set(objKey, 'объект');
userInfo.set(fnKey, 'функция');

console.log(userInfo.get(objKey)); // 'объект'

Перебор Map

Вы можете пройтись по элементам Map с помощью for...of:

for (const [key, value] of userInfo) {
  console.log(key, value);
}

Также доступны методы:

  • map.keys() — только ключи,
  • map.values() — только значения,
  • map.entries() — пары [ключ, значение].
console.log([...userInfo.keys()]); // Все ключи
console.log([...userInfo.values()]); // Все значения

Проверка наличия, удаление и очистка

userInfo.has('name'); // true
userInfo.delete(42);  // удаляет элемент с ключом 42
userInfo.clear();     // полностью очищает Map

Отличия от объектов

ОсобенностьMapObject
Типы ключейлюбыетолько строки и символы
Порядоксохраняетсяне гарантирован
Итерацияпроще и более гибкаятребует Object.entries и т. д.
Производительностьбыстрее на больших объёмахможет быть медленнее

Когда использовать Map

Используйте Map, если:

  • Нужен предсказуемый порядок элементов.
  • Ключами должны быть не только строки.
  • Нужно часто добавлять, удалять или перебирать элементы.
  • Важно избежать конфликтов с ключами вроде __proto__ или hasOwnProperty.

Заключение

Map — мощная и удобная структура данных, особенно когда работа с обычными объектами становится громоздкой. Она расширяет привычные возможности, делает код чище и понятнее, а также даёт контроль над ключами и порядком. В современном JavaScript Map — это стандарт, на который стоит ориентироваться в сложных приложениях.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

JS
  • 27 июля 2025
10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик

10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик

Консоль разработчика — важный инструмент отладки в JavaScript. С помощью методов console можно выводить информацию о работе скрипта, отслеживать ошибки, логировать данные и анализировать производительность. В браузере это доступно через панель разработчика (DevTools), обычно на вкладке «Console».

Читать дальше
JS
  • 18 июля 2025
Оператор ** в JS: возведение в степень

Оператор ** в JS: возведение в степень

Оператор ** — это современный и лаконичный способ возводить числа в степень в JavaScript. Он появился в стандарте ECMAScript 2016 и заменил собой более громоздкий вызов Math.pow(). Вместо Math.pow(3, 4) теперь можно написать 3 ** 4, что читается и набирается проще.

Читать дальше
JS
  • 25 июня 2025
Полный гайд по объекту Date в JavaScript

Полный гайд по объекту Date в JavaScript

Объект Date позволяет создавать, сравнивать и форматировать дату и время. Используется для отображения текущего времени, вычисления интервалов и работы с таймзонами в веб-приложениях.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29

Читать дальше
JS
  • 25 июня 2025
FormControl и FormGroup в Angular

FormControl и FormGroup в Angular

Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.

Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.

Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.

Читать дальше
JS
  • 1 июня 2025
AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025