Простой пример анимации контуров в SVG
- 31 января 2023
SVG-графика поддаётся анимированию. В этой статье мы покажем, как анимировать отрисовку контуров.

Сначала мы разберём свойства SVG-анимации и синтаксис библиотеки Anime.js, а затем анимируем отрисовку котов. Если вы уже знакомы с теорией, можете сразу перейти к практике.
Для анимации нам понадобятся:
- элемент
path
— контур; - атрибуты обводки:
stroke
иstroke-dashoffset
; - библиотека Anime.js.
Контур и обводка в SVG
path
— это способ описать траекторию внутри векторного изображения. Далее эту траекторию можно отобразить, задав ей обводку. Как выглядит path
:
<svg xmlns="http://www.w3.org/2000/svg" width="205" height="118" viewBox="0 0 205 118" fill="none">
<path d="M3 55.5286C8.43655 49.2385 14.7452 43.6721 21.6476 39.052C23.1876 38.0129 25.4513 37.1037 26.6945 38.4768C27.381 39.2375 27.3995 40.3693 27.384 V45.43 C8.43 48.57" stroke="white" stroke-width="5" stroke-linecap="round" stroke-linejoin="round"/>
</svg>
Обводка задаётся с помощью атрибута stroke
или аналогичного CSS-свойства. За толщину отвечает stroke-width
, за скругление — stroke-linecap: round;
.
stroke-dashoffset
задаёт смещение обводки. Этот атрибут можно анимировать. Например, с его помощью создаётся примитивный индикатор загрузки.
Синтаксис библиотеки Anime.js
Мы будем использовать Anime.js, потому что с ней легко настроить анимацию — библиотека берёт на себя часть вычислений. Например, когда мы не можем посчитать длину контура, anime.setDashoffset
делает это за нас.
У библиотеки простой синтаксис. В примере ниже мы в первой строке находим все контуры, а внутри anime()
описываем параметры анимации. Последняя строка указывает на изменяемое свойство, а остальные являются параметрами и не затрагивают конкретных атрибутов или свойств элемента.
const paths = document.querySelectorAll('svg path');
anime({
targets: paths,
duration: 2000,
delay: 200,
easing: 'easeInOutExpo',
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});
targets
— элементы, у которых будет меняться значение атрибута.
duration
— длительность анимации в миллисекундах.
delay
— задержка перед началом анимации.
easing
— временная функция. Здесь для примера приводим easeInOutExpo
, а полный список временных функций вы найдёте на сайте библиотеки.
strokeDashoffset
— изменяемый атрибут. Передаём туда массив с исходным и конечным значениями атрибута.
Мы не сможем вычислить длину каждого контура в SVG с котами, поэтому используем anime.setDashoffset
, чтобы получить длину.

Можно воздействовать на любые свойства и атрибуты, которые поддаются анимированию. Например, opacity
, fill
, background-color
или transform
:
const circles = document.querySelectorAll('svg circle');
anime({
targets: circles,
duration: 1000,
easing: 'easeInOutExpo',
opacity: [0, 1],
scale: [0, 1]
});
В результате получится анимация плавного появления окружности из прозрачности.

💫 Научитесь создавать анимации
Приходите на наши курсы — мы показываем там самые популярные и интересные техники для создания эффектов на CSS и JavaScript.
Практика: создаём SVG-анимацию контуров
Соберём анимацию — отрисуем три изображения с котами. Используем для этого заготовку — SVG-файл.
Экспортируем каждое изображение в формате SVG и поместим в <div>
с классом wrapper
.
<div class='wrapper'>
//Сюда помещаем все <svg>
</div>
Найдём все контуры и анимируем так, как показывали выше:
const paths = document.querySelectorAll('svg path');
anime({
targets: paths,
duration: 2000,
delay: 200,
easing: 'easeInOutExpo',
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});
Последовательная отрисовка картинок
Сейчас все изображения рисуются одновременно. Сделаем так, чтобы картинки появлялись последовательно. Используем для этого timeline
— временной отрезок, на котором расставляется анимация в определённом порядке и с нужной задержкой.
Синтаксис timeline
:
const timeline = anime.timeline({
duration: 3000,
easing: 'easeInOutExpo'
});
timeline.add({
targets: firstImagePaths,
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});
timeline.add({
targets: secondImagePaths,
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});
timeline.add({
targets: thirdImagePaths,
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});
timeline
создаётся один раз. Он принимает параметры, общие для каждой анимации, которая будет на нём располагаться — в нашем случае duration
и easing
. Затем при помощи timeline.add()
добавляются анимации — они будут выполняться последовательно.
💡 Некоторые параметры можно переопределять — например, delay
, easing
, duration
. А вот loop
и direction
переопределить нельзя. Параметр loop
отвечает за бесконечное проигрывание, direction
— за направление анимации.
Задержка следующей анимации
Чтобы начать анимацию не сразу после окончания предыдущей, передайте второй аргумент со временем в миллисекундах:
timeline.add({
targets: firstImagePaths,
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
});
timeline.add({
targets: secondImagePaths,
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0]
}, ‘+=500’);
Вторая анимация начнётся спустя полсекунды после окончания предыдущей.
Если вместо знака +
поставить -
, анимация начнётся заранее — когда предыдущей останется проигрывать 500 миллисекунд. Так можно управлять композицией.
Стейджер
Напоследок рассмотрим ещё одну возможность управлять анимацией контура — стейджер. Каждый кот состоит из нескольких контуров — сделаем так, чтобы эти контуры рисовались последовательно.
Стейджер реализуется при помощи конструкции anime.stagger(<время задержки>)
.
timeline.add({
targets: firstImagePaths,
strokeDashoffset: [anime.setDashoffset, 0],
delay: anime.stagger(300)
});
Теперь каждый последующий контур начнёт анимироваться спустя 300 миллисекунд после начала анимирования предыдущего.
Итог
Мы рассмотрели лишь один из видов анимаций векторной графики, но есть и другие. Например, если совместить разобранную выше анимацию с SVG-масками, можно добиться такого эффекта:

Можно анимировать форму фигур. Такая анимация называется морфингом.

Ещё один эффект достигается при помощи SVG-фильтров:

Материалы по теме
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

document.open(), write(), writeln(), close() в браузере: когда можно и когда нельзя
Эти методы управляют потоковой записью HTML прямо в документ. Они удобны во время парсинга страницы, но опасны после загрузки: могут стереть текущее содержимое, блокируют поток, ухудшают производительность и плохо сочетаются с современными практиками. Ниже — безопасные сценарии, риски и актуальные альтернативы.
Функция находится в статусе ограниченной доступности в Baseline.
- 10 августа 2025

Как работает navigator.credentials: API для входа без пароля
navigator.credentials
— это интерфейс Web Authentication API, который позволяет браузеру управлять учётными данными пользователя. С его помощью можно безопасно получать, сохранять и автоматически подставлять данные для входа: пароли, токены или ключи. Это делает процесс аутентификации проще и безопаснее — особенно на сайтах, где важен пользовательский опыт и скорость входа.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2022-07-15
Как это работает
Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
Вы можете запросить сохранённые данные с помощью navigator.credentials.get()
. Например, при загрузке страницы входа можно попытаться автоматически получить логин и пароль пользователя, если он ранее их сохранил:
const cred = await navigator.credentials.get({
password: true,
mediation: 'optional' // чтобы не мешать потоку, если данных нет
});
if (cred) {
console.log('Получен логин:', cred.id);
console.log('Пароль:', cred.password);
// Здесь можно автоматически отправить данные на сервер
}
Если учётные данные доступны, вы можете использовать их для входа без дополнительных действий от пользователя. Это особенно удобно на мобильных устройствах и в приложениях с частыми сессиями.
Можно ли сохранять логин и пароль вручную?
Да, через navigator.credentials.store()
вы можете сохранить учётные данные, которые пользователь только что ввёл:
const cred = new PasswordCredential({
id: 'user@example.com',
password: '12345678'
});
await navigator.credentials.store(cred);
Теперь при следующем визите вы сможете использовать get()
, чтобы получить эти данные без необходимости ручного ввода.
Безопасность
API работает только на HTTPS и требует, чтобы страница была в фокусе. Браузеры могут показывать уведомления, если данные используются без явного действия пользователя — это защита от скрытых запросов.
Поддержка и ограничения
- Поддерживается в Chrome, Edge, Android WebView.
- Safari и Firefox поддерживают только часть API или вовсе не поддерживают.
- Нельзя использовать на сторонних сайтах (только собственный домен).
Это API особенно хорошо подходит для проектов, где важна быстрая авторизация и нет смысла постоянно спрашивать логин-пароль у пользователя.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 3 августа 2025

Как использовать cause для более понятной обработки ошибок в JavaScript
Новое свойство cause
в объекте error
позволяет узнать исходную причину сбоя и облегчить отладку, особенно при повторении ошибок. Оно помогает выстроить цепочку событий и лучше понимать, где возникла проблема. Свойство доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 20 марта 2024 года.
- 3 августа 2025

HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает
HTTP/3 — это новая версия протокола обмена данными между браузером и сервером. В отличие от предыдущих HTTP/1.1 и HTTP/2, он построен поверх протокола QUIC и использует UDP вместо TCP. Это делает соединения быстрее, стабильнее и безопаснее.
HTTP/3 доступен в Baseline в статусе «Newly Available» с 2024-09-16.
Чем HTTP/3 лучше
🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
- Быстрее устанавливается соединение. Больше нет отдельной стадии TLS: всё объединено.
- Меньше задержек. Даже при потере пакета браузер не ждёт восстановления всего потока, как в TCP.
- Устойчивость к переключениям сети. QUIC сохраняет соединение, даже если пользователь, например, переключился с Wi-Fi на LTE.
- Безопасность по умолчанию. Все соединения — только через шифрование (TLS 1.3).
Эти преимущества особенно важны для мобильных пользователей и тех, кто часто сталкивается с нестабильным интернетом.
Как работает
HTTP/3 основан на QUIC — это транспортный протокол от Google, который работает через UDP. Он умеет передавать данные параллельно по разным потокам, не блокируя друг друга при сбоях. QUIC внедрён в современные браузеры и серверные платформы.
Нужно ли что-то делать?
Если вы разработчик сайта или веб-приложения, то скорее всего ничего специально делать не нужно — браузер сам выберет HTTP/3, если сервер его поддерживает. Ваш сайт будет работать быстрее просто потому, что инфраструктура на это перешла.
Если вы настраиваете сервер (например, NGINX или Cloudflare), тогда стоит включить поддержку HTTP/3. На популярных платформах это можно сделать одной строчкой.
Как проверить, используется ли HTTP/3
В Chrome или Edge:
- Откройте DevTools → вкладка Network.
- Перезагрузите страницу.
- Добавьте колонку Protocol (правый клик по шапке таблицы).
- Посмотрите, есть ли
h3
у запросов — это и есть HTTP/3.
Через терминал (если у вас установлен curl):
curl -I --http3 https://example.com
Если сервер не поддерживает HTTP/3, будет ошибка или произойдёт откат на HTTP/2.
Через JavaScript
На уровне кода нельзя напрямую узнать версию протокола, но можно сделать fetch и посмотреть заголовки ответа через инструменты разработчика:
fetch('https://example.com')
.then(response => console.log(response.headers))
А затем проверить в DevTools, какой протокол был использован.
Что важно помнить
- HTTP/3 — это не «фича», которую вы вызываете в коде, а часть транспортного уровня.
- Он поддерживается большинством современных браузеров: Chrome, Firefox, Edge, Safari.
- Но он работает только с HTTPS, как и HTTP/2.
Заключение
HTTP/3 делает интернет быстрее, безопаснее и стабильнее — особенно на слабых сетях и мобильных устройствах. Вам не нужно менять HTML, JavaScript или CSS, чтобы получить преимущество. Главное — чтобы сервер и хостинг поддерживали эту технологию.
Если вы разрабатываете сайт с упором на производительность — убедитесь, что HTTP/3 включён. Это шаг вперёд к более отзывчивым и доступным интерфейсам.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 27 июля 2025

Как работает Map в JavaScript
Коллекция Map
— это встроенный объект JavaScript, предназначенный для хранения пар ключ-значение. Она похожа на обычный объект ({}
), но обладает важными преимуществами:
- Любые типы ключей — строки, числа, объекты, функции.
- Сохранение порядка вставки — перебор идёт в том порядке, в котором вы добавили элементы.
- Удобные методы для работы —
set()
,get()
,has()
,delete()
,clear()
и итерации черезfor...of
.
Эта структура особенно полезна, если вы хотите чётко контролировать порядок элементов и не ограничиваться только строковыми ключами, как в обычных объектах.
Пример: создаём коллекцию и работаем с ней
? Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
const userInfo = new Map();
userInfo.set('name', 'Алексей'); // строка
userInfo.set(42, 'Число'); // число
userInfo.set(true, 'Булево'); // логическое значение
console.log(userInfo.get(42)); // Выведет: 'Число'
Здесь мы добавили три элемента с разными типами ключей. Именно это отличает Map
от обычного объекта — вы можете использовать, например, ключи-объекты или даже функции:
const objKey = { id: 1 };
const fnKey = () => {};
userInfo.set(objKey, 'объект');
userInfo.set(fnKey, 'функция');
console.log(userInfo.get(objKey)); // 'объект'
Перебор Map
Вы можете пройтись по элементам Map
с помощью for...of
:
for (const [key, value] of userInfo) {
console.log(key, value);
}
Также доступны методы:
map.keys()
— только ключи,map.values()
— только значения,map.entries()
— пары [ключ, значение].
console.log([...userInfo.keys()]); // Все ключи
console.log([...userInfo.values()]); // Все значения
Проверка наличия, удаление и очистка
userInfo.has('name'); // true
userInfo.delete(42); // удаляет элемент с ключом 42
userInfo.clear(); // полностью очищает Map
Отличия от объектов
Особенность | Map | Object |
---|---|---|
Типы ключей | любые | только строки и символы |
Порядок | сохраняется | не гарантирован |
Итерация | проще и более гибкая | требует Object.entries и т. д. |
Производительность | быстрее на больших объёмах | может быть медленнее |
Когда использовать Map
Используйте Map
, если:
- Нужен предсказуемый порядок элементов.
- Ключами должны быть не только строки.
- Нужно часто добавлять, удалять или перебирать элементы.
- Важно избежать конфликтов с ключами вроде
__proto__
илиhasOwnProperty
.
Заключение
Map
— мощная и удобная структура данных, особенно когда работа с обычными объектами становится громоздкой. Она расширяет привычные возможности, делает код чище и понятнее, а также даёт контроль над ключами и порядком. В современном JavaScript Map
— это стандарт, на который стоит ориентироваться в сложных приложениях.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 27 июля 2025

10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик
Консоль разработчика — важный инструмент отладки в JavaScript. С помощью методов console
можно выводить информацию о работе скрипта, отслеживать ошибки, логировать данные и анализировать производительность. В браузере это доступно через панель разработчика (DevTools), обычно на вкладке «Console».
- 18 июля 2025

Оператор ** в JS: возведение в степень
Оператор **
— это современный и лаконичный способ возводить числа в степень в JavaScript.
Он появился в стандарте ECMAScript 2016 и заменил собой более громоздкий вызов Math.pow()
.
Вместо Math.pow(3, 4)
теперь можно написать 3 ** 4
, что читается и набирается проще.
- 25 июня 2025

Полный гайд по объекту Date в JavaScript
Объект Date
позволяет создавать, сравнивать и форматировать дату и время. Используется для отображения текущего времени, вычисления интервалов и работы с таймзонами в веб-приложениях.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29
- 25 июня 2025

FormControl и FormGroup в Angular
Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.
Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.
Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.
- 1 июня 2025

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?
Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.
- 25 мая 2025