TypeScript. Зачем он нужен и почему так популярен
- 23 марта 2022
JavaScript-код должен работать предсказуемо в любой ситуации. Мы можем добавить в него огромное количество проверок, но тогда он станет громоздким, и его будет сложно сопровождать. Или можно добавить комментарии и подсказки, но это не защитит нас от неверного использования кода. В такой ситуации на помощь приходит TypeScript. Давайте разбираться, чем он полезен для JavaScript-разработчиков.
Что такое TypeScript?
TypeScript — строго типизированный язык программирования, основанный на JavaScript. Он состоит из трёх частей:
- синтаксис языка программирования,
- компилятор,
- сервис для редактора.
Синтаксис TypeScript позволяет разработчику элегантно выразить решение задачи в виде текста в файле .ts
или .tsx
. Он является эволюцией синтаксиса JavaScript, поэтому любая программа JS синтаксически корректна на TypeScript.
Компилятор tsc
помогает обнаружить множество дефектов до загрузки на продакшн. Он преобразует исходный текст TypeScript в JavaScript и анализирует программу, стараясь найти проблемные места. TypeScript может создать. js-файлы для любой версии JavaScript, начиная с ES3. Разработчик может диктовать TypeScript, какие правила анализа активировать, а какие — отключить.
Такие дефекты не всегда являются ошибками. Порой они долгое время не приводят к нарушению технического задания, но при появлении новых требований со стороны заказчика становятся причиной неоправданного удорожания работы.
Например, в JavaScript есть оператор try catch
. В блок catch
приходит значение с информацией об ошибке. Это значение может быть чем угодно, например, строкой, числом или объектом. В JavaScript разработчик на свой страх и риск использует «опыт и догадки». Один из вариантов поведения разработчиков — верить, что информация об ошибке будет типа Error
.
В TypeScript можно заставить компилятор проверить использование значения в catch
, а можно это правило отключить:
catch(err){
console.log(err.message)
}
Будет ошибкой, если err
— число 42.
Если поставить флаг компилятора useUnknownInCatchVariables
, то компилятор не разрешит код из примера. Он заставит разработчика подумать, как выйти из положения, и тем самым снизит риск аварийного завершения программы.
Сервис для редактора выполняет такой же анализ, как и tsc-компилятор, но он это делает по мере того, как вы пишете программу. Есть множество редакторов с поддержкой TypeScript — например, с ним точно работают VS Code, Atom, WebStorm и Sublime Text. Если в списке нет редактора, которым вы пользуетесь, то для знакомства можете использовать песочницу TS Playground.
Онлайн-редактор TS Playground создан для изучения TypeScript. Он позволяет исследовать все важные аспекты этого языка программирования, подключить модули из npm, изучить назначения флагов компилятора, рассмотреть полученный JavaScript и текст определения модуля (.d. ts). При этом песочница обладает ограниченными возможностями для запуска полученного JavaScript.
Сервисы компилятора TypeScript сопровождают вас и указывают на ошибки, когда вы пишете код.
💫 Узнайте больше о теории типов, научитесь на практике использовать аннотацию типов и обобщённое программирование на профессиональном курсе по TypeScript.
Что говорит сообщество?
Опросы Stack Overflow в 2020 и 2021 годах показывают, что предпочтения профессиональных разработчиков и работодателей меняются. В рейтинге популярности языков программирования Stack Overflow за последние два года JavaScript сохраняет лидирующую позицию, но TypeScript стремительно его догоняет:
Популярность языка на SO | 2020 г. | 2021 г. |
JavaScript | 67% | 65% |
TypeScript | 25% | 30% |
Статистика Github за четвёртый квартал 2021 года показывает аналогичную тенденцию:
Доля пулреквестов | Изменение к прошлому году | |
JavaScript | 14.1% | -4.7% |
TypeScript | 8.5% | +1.8% |
Разработчики часто обращают внимание на то, что новый сотрудник, и джун, и мидл, быстрее вливается в коллектив TypeScript-проекта, чем в коллектив JavaScript-проекта. Неудивительно, что для соискателя знание TypeScript становится преимуществом.
Исследования использования различных языков программирования на основе статистики пользователей Github показывают, что на TypeScript чаще всего переходят с других языков. Похоже, разработчики всё чаще забрасывают какой-нибудь CoffeeScript и начинают программировать на TypeScript.
Роль TypeScript в вашей работе
Создатели TypeScript ставят перед собой задачу: помочь разработчикам создавать и развивать продукты для любой системы, умеющей исполнять JavaScript, и добавить разработчикам уверенность в том, что программа будет выполняться предсказуемым образом.
Программы похожи на теоремы: они состоят из утверждений, и мы можем задуматься, нет ли в этих утверждениях противоречий. Нам это важно, потому что при наличии противоречий программа может ошибиться во время выполнения.
Убедиться в отсутствии противоречий в программе на TypeScript проще, чем сделать то же самое для программы на JavaScript. Всё дело в аннотации типов.
В TypeScript каждая переменная, функция и класс явно или опосредованно имеет специальные указания о том, значения какого типа в ней содержатся. Эти указания доступны не только для разработчика, но и для редактора и компилятора. Именно благодаря этим аннотациям сервисы TypeScript помогают находить логические противоречия в исходном коде.
Вот как можно озвучить работу сервисов TypeScript в таком отрывке:
const title = "TypeScript";
console.log(title.toUpperCase());
- Известно, что в JavaScript к строковому значению можно применить метод
toUpperCase
. - В любой среде выполнения JavaScript есть console.log.
- Программист объявил неизменяемую переменную.
- Значение объявленной переменной — строка.
- Поскольку (1), (3) и (4), к переменной всегда можно применить метод
toUpperCase
. - Вывод: поскольку (2) и (5), программа будет всегда исполняться.
Эта цепочка рассуждений появляется благодаря знаниям о том, что можно и нельзя делать со значениями переменных.
Часто TypeScript сам догадывается о возможных действиях. Например, он хорошо ориентируется в примитивных значениях, унаследованных от JavaScript. В отношении кастомных типов разработчик может объяснить TypeScript свои намерения.
В этом и заключается ваше взаимодействие с TypeScript. Вы объясняете ему, какие значения хотите использовать, а он подсказывает, какие операции можно применять в разных ситуациях. Вот ещё один пример «рассуждений» TypeScript:
let title: string;
console.log(title.toUpperCase());
Разработчик объявил намерение использовать в переменной строковые значения. Переменная осталась неинициализированной. При отсутствии значения нельзя применять метод toUpperCase
После этих рассуждений TypeScript сообщает об ошибке Variable 'title' is used before being assigned
до начала выполнения программы. Ещё до того, как вы закончите печатать вторую точку с запятой! К этому времени вы не успеете забыть, зачем объявили переменную title
, и потратите меньше времени на исправление ситуации.

Часто способность TypeScript находить подобные дефекты и требовать от разработчика их устранения вызывает раздражение у начинающих программистов. Действительно, кому приятно признавать свои ошибки? Но с опытом приходит понимание, что подсказки компилятора важны для создания качественных продуктов.
TypeScript — это гораздо больше, чем сервис проверки типов. Он выполняет и другие задачи:
- Определяет синтаксис, чтобы разработчик мог выразить намерение использовать значения определённого типа
let title: string;
. - Контролирует правомерность использования значения в контексте программы
title.toUpperCase()
. - Сообщает разработчику об ошибочном использовании операций в отношении переменных прямо в редакторе, до запуска программы.
- Даёт возможность разработки в методологии ООП. Ключевые слова
private, protected, public, abstract, extends, implements
. - Позволяет создавать JavaScript любой версии от JS3 и выше.
- Даёт возможность использовать модули любого формата.
- Открывает возможность обобщённого программирования. Дженерики позволяют создавать компоненты с реализацией алгоритмов в общем виде.
- Позволяет работать в методике аспектного программирования через пока ещё нестандартные декораторы.
- Позволяет создавать и дополнять аннотациями типов существующие библиотеки JavaScript. Да и стандартные тоже.
- Компилирует JSX не только для React, вы можете предоставить свою реализацию
createElement
. - Интегрируется с Babel, Browserify, Grunt, Gulp, Jspm, MSBuild, NuGet, Rollup, Svelte Compiler, Vite, Webpack.
- Является Open Source-проектом под «накидкой» Microsoft.
И это лишь часть полезных возможностей и особенностей TypeScript.
Несколько примеров помощи со стороны TypeScript
В процессе компиляции TypeScript создаёт красивый JavaScript. Вы можете убедиться в этом сами в песочнице TypeScript Playground. Для наглядности, вот что происходит с определением класса в старых версиях JavaScript:
TypeScript
class Example{}
Флаг компилятора -target=ES3
use strict";
var Example = /** @class */ (function () {
function Example() {
}
return Example;
}());"
Согласитесь, удобнее написать одну строку на TypeScript и запустить компилятор, чем выписывать IIFE — непосредственно вызванное функциональное выражение.
Всегда рискованно создавать вручную необходимый инфраструктурный код, ведь ошибиться легко, а найти ошибку — сложно. TypeScript форматирует модули любого стандарта для вас. Вот как он отформатирует UMD-модуль. Сравните:
TypeScript
import { useState, useEffect } from "react";
interface ComponentProps {
delay: number;
}
export const Component = (props: ComponentProps) => {
const { delay } = props;
const [elapsed, setElapsed] = useState(false);
useEffect(() => {
let cleaned = false;
setTimeout(() => {
if (cleaned) {
return;
}
setElapsed(true);
}, delay)
return () => { cleaned = true; };
}, [delay])
return <h1>{elapsed ? 'loading' : 'completed'}</h1>
}
JavaScript-результат с флагом module=UMD
function (factory) {
if (typeof module === "object" && typeof module.exports === "object") {
var v = factory(require, exports);
if (v !== undefined) module.exports = v;
}
else if (typeof define === "function" && define.amd) {
define(["require", "exports", "react"], factory);
}
})(function (require, exports) {
"use strict";
Object.defineProperty(exports, "__esModule", { value: true });
exports.Component = void 0;
const react_1 = require("react");
const Component = (props) => {
const { delay } = props;
const [elapsed, setElapsed] = (0, react_1.useState)(false);
(0, react_1.useEffect)(() => {
let cleaned = false;
setTimeout(() => {
if (cleaned) {
return;
}
setElapsed(true);
}, delay);
return () => { cleaned = true; };
}, [delay]);
return React.createElement("h1", null, elapsed ? 'loading' : 'completed');
};
exports.Component = Component;
});
Где вы столкнётесь с TypeScript?
При использовании Angular: если разработчик захочет использовать инструменты Angular, ему придётся окунуться в TypeScript. Вы, конечно, можете продолжать «ангулярить» на JavaScript, но это будет непросто.
Другие популярные фреймворки и библиотеки не настолько категоричны, но все они поддерживают разработку на TypeScript. С одной стороны, это неудивительно, ведь TypeScript превращается в обычный JavaScript после компиляции. С другой стороны, участники проекта потратили ценные ресурсы на создание файлов с описанием типов. Следовательно, они рассматривают TypeScript в качестве стратегии развития.
Многие библиотеки, в частности, Redux, уже несколько последних версий создаются сначала на TypeScript и собираются в npm-пакеты после компиляции в JavaScript.
А ещё TypeScript позволяет методично и предсказуемо портировать кодовую базу из JavaScript. Мы предвидим, что разработчики, сопровождающие легаси-проекты этим воспользуются, и тогда вам точно пригодится знание TypeScript.
Что дальше?
TypeScript имеет родственную связь с JavaScript, но обладает собственным синтаксисом и самостоятельной системой компиляции. Умелое использование этих особенностей в проекте позволяет значительно снизить риски появления программных дефектов. С помощью TypeScript разработчик получает более предсказуемый результат в процессе разработки и рефакторинга. Но TypeScript требует знаний.
Для успешного использования TypeScript разработчики должны уметь создавать и описывать типы значений, понимать, как эти типы между собой взаимодействуют — значит, разработчикам придётся учиться. По нашему мнению, лучше приложить немного усилий для изучения TypeScript сейчас, чем позже прикладывать массу сил, чтобы избежать встречи с ним.
Должны ли вы применять TypeScript в каждом своем проекте и какой язык программирования лучше? На эти вопросы, скорее всего, нет ответа, потому что они неверно поставлены. Следует задать вопрос о том, какое преимущество тот или иной язык программирования принесёт вашему проекту. В этом случае в процессе развития проекта, при появлении новых запросов со стороны заказчика, TypeScript будет каждый раз более и более выгодным в сравнении с JavaScript.
Узнать больше
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Генерация QR-кодов на JS в 4 шага. Node.js + qrcode
Сегодня сделаем простой REST API на Node.js и Express, который будет генерировать QR-коды для любой ссылки. Если у вас ещё не установлены Node.js
и npm
, установите их с официального сайта.
- 22 ноября 2023

ChatGPT не справляется
Притворитесь нейросетью и решите 101 задачку по JavaScript как можно быстрее.
- 2 ноября 2023

Знакомство с JavaScript
Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.
Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:
Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>
:
<script>
alert("Привет, мир!");
</script>
Внешний JavaScript: подключение внешнего .js
файла к HTML-документу:
<script src="script.js"></script>
- 1 ноября 2023

Событие onclick в JS на примерах
Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick
. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick
, как его использовать и приведем примеры применения.
Событие onclick
— это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.
- 30 октября 2023

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция
Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.
Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody()
, которая применяет свойство transform
с значением rotate(180deg)
к элементу <body>
. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body>
будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)
function rotateBody() {
document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}
<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>
Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:
let isRotated = false;
function rotateBody() {
if (isRotated) {
document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
document.body.style.direction = "ltr";
} else {
document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
document.body.style.direction = "rtl";
}
isRotated = !isRotated;
}
Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.
- 25 октября 2023

Как узнать геолокацию: Geolocation API
Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.
Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition()
, но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.
- 16 октября 2023

Что такое localStorage и как им пользоваться
localStorage
— это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.
До localStorage
разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.
- 12 октября 2023

Случайное число из диапазона
Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min
до max
. Вот сниппет, который поможет:
function getRandomInRange(min, max) {
return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
- Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число
0.54
. - (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне.
10 - 0 + 1 = 11
. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10). - Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений:
0.54 * 11 = 5.94
. - Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так,
Math.floor(5.94) = 5
. - ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало
min
. Но в нашем примере, так какmin = 0
, это не изменит результат. Пример:5 + 0 = 5
. - Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.
Чтобы протестировать, запустите:
console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
- 7 сентября 2023

В чём разница между var и let
Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var
и let
, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.
var
и let
— это просто два способа объявить переменную. Вот так:
var x = 10;
let y = 20;
Переменная, объявленная через var
, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.
function myFunction() {
var z = 30;
console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError
Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i
осталась в этой функции. Если вы используете var
, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.
Переменные, объявленные с помощью let
доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.
if (true) {
let a = 40;
console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError
В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}
. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.
if (true) {
let blockScoped = "Я виден только здесь";
console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}
// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError
Если переменная j
объявлена в цикле с let
, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.
- 30 августа 2023

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript
Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.
Это можно описать с помощью оператора if
.
let weather = "sunny";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
}
А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.
Этот сценарий можно описать с помощью if-else
.
let weather = "rainy";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
console.log("Возьму зонт");
}
Условный оператор if-else if-else
Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:
И всё это очень легко описывается кодом:
let weather = "sunny";
let time = "morning";
if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
console.log("Еду на машине");
}
Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.
🐈
- 30 августа 2023