Обучение с наставником: как выбрать, на что обращать внимание
- 26 марта 2020
Эта статья о том, как отличить хорошего наставника от плохого. Подсказка: хороший наставник помогает студенту с проблемой, но не даёт готовое решение.
Проверка ожиданий
Наверняка вы уже представляете, кто такие наставники и зачем они нужны. Это хорошо и правильно, но такие представления часто не совпадают с реальностью. Попробуем объяснить, зачем на самом деле нужен наставник и как с ним работать, чтобы это было полезно всем участникам.
Наставник — не преподаватель
Может показаться, что наставник будет вашим преподавателем. На самом деле нет. Наставник отвечает на конкретные вопросы, проверяет код студентов и делится опытом решения тех или иных сложностей. Он не должен учить — этим занимаются преподаватели.
Что делать: принять, что наставник — это не источник информации. Наставник проверяет ваше решение и говорит, что в нём хорошо, а что нет. Это мудрый мастер Лао, который одним словом направляет в нужную сторону.
Наставник — не личный менеджер
Но он знает, над чем работают его студенты и какое домашнее задание сейчас делают.
Пинать студентов, чтобы они что-то делали, — не задача наставника. То есть вопрос тайм-менеджмента лежит на плечах каждого студента, а задача наставника — проверить, что всё идёт по плану.
Что делать: если тяжело без микроконтроля, настройте уведомления в календаре каждый час, работайте «помидорками» или используйте другие техники, которые помогут продуктивно работать и не лениться.
☝ Метод помидора — это работа короткими промежутками. Например, 25 минут работаете, потом 5 минут отдыхаете — и так по кругу.
Наставник — не машина для проверки заданий
Наставник не просто проверяет код, как это делают автотесты. Он ещё и прививает навыки, которые делают просто кодера хорошим разработчиком.
Что делать: не рассматривать наставника только как проверяющего. Он ещё помогает понять разные аспекты разработки и делает обучение проще.
Наставник не сделает всю работу за ученика
Я не для того платил за курс. Хочу, чтобы наставник делал всю работу за меня.
После обучения придётся расти дальше, и там уже никто не будет вести за руку. И если на этапе обучения привыкнуть к тому, что всё делает кто-то другой, то в будущем будет сложно.
Что делать: учиться делать и учиться учиться.
Замечания по коду — не придирки, а повышение уровня
Зачем он снова придирается к мелочам?! Это не так важно, чтобы тратить на это время.
Нужно воспринимать наставника как заказчика проекта — если его замечания не соответствуют ТЗ или критериям, можно их не исправлять. Остальные замечания обычно направлены на то, чтобы студенты стали лучше как разработчики.
Что делать: относиться к комментариям спокойнее. Это не придирки, это внимание к деталям, которое повышает насмотренность студентов и поможет в будущем, когда появятся аналогичные задачи.
Признаки хорошего наставника
Если список выше не вызвал у вас шок (или наоборот вызвал) — посмотрите на примерах, как отличить хорошего наставника от плохого.
Если нужно найти ответ на вопрос
Очевидный (но плохой) способ, которым может помочь наставник, если у вас появился вопрос, а решение найти не получается — дать готовый код и ничего не объяснить. Здесь тоже проявляется профессионализм наставника и его готовность помочь в решении проблемы, а не решать её за студента.
Плохой: даст студенту готовое решение.
Хороший: объяснит, как найти решение. Если нужно — научит пользоваться Гуглом, правильно составлять вопросы и смотреть на StackOverflow.
Если решение не работает
Ну да, так бывает. Что-то могло измениться в веб-разработке, браузерах, или проблема где-то на стыке технологий.
Плохой: «нет, решение работает, продолжай пилить».
Хороший: пробует сам и понимает, что решение не работает. Потом ищет, что случилось, и объясняет студентам.
Если всё получается не сразу
Такое тоже случается — менять сферу деятельности сложно, а на это ещё часто накладывается недостаток времени, навыков или усидчивости. Если студенты окончили университет десять лет назад, им приходится потратить время, чтобы вспомнить, как учиться.
Плохой: «Это не твоё, заканчивай».
Хороший: пытается разобраться, в чём боль, и сделать обучение комфортнее и понятнее.
Гибкий подход
Многие школьные учителя ко всем ученикам относятся одинаково — проверяют домашки, опрашивают на уроках и оставляют на дополнительные занятия. Но всё меняется — все люди разные, и к ним нужны разные подходы. Лучше всего обучение проходит, когда наставник даёт информацию, учитывая сильные стороны своих подопечных.
Студенты могут попросить что-то убрать, что-то добавить, уточнить — и если есть взаимная подстройка, то это хорошо.
Плохой: использует один план для всех своих студентов.
Хороший: адаптирует план для каждой группы или даже для отдельного студента, если это личный наставник.
Раскладывание по полочкам
Ничего не получается. Непонятно, как всё делать.
Иногда нужно разложить всё по полочкам — разбить всё на подзадачи и делать по одной за раз. Наставник расскажет студентам, как это сделать, покажет инструменты и поможет систематизировать обучение.
Плохой: молчит и не отзывается.
Хороший: проверяет успехи студентов. Показывает хорошие решения и поддерживает, когда всё идёт не так.
Как выбрать наставника
Наставники могут работать с группами студентов или один на один. У каждого подхода есть свои плюсы.
При работе в группах наставник проводит консультации сразу с несколькими студентами. На этих встречах он отвечает на все вопросы и проводит код-ревью.
Групповые консультации проводятся регулярно, по расписанию: прошли тему — созвонились и всё разобрали. Во время таких встреч студенты видят сразу несколько подходов к решению задачи, учатся на ошибках других и обмениваются опытом. Персональные консультации здесь тоже есть, но их меньше и они используются в основном для подготовки к защите проекта.
Личный наставник работает только с вами и по тому графику, который удобен вам обоим. Вы можете написать ему вопрос в личные сообщения или назначить консультацию, когда она вам понадобится. А ещё наставник без привязки к консультации проводит более детальное код-ревью, но всего одного решения — вашего.
Как выбрать: смотрите на формат, который больше нравится. Хочется индивидуального подхода — вам подойдёт личный наставник. Хочется больше практики и разобрать другие решения — выбирайте наставника, который работает с группой.
Материалы по теме
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше
«Я пришла с настроением всё бросить». Отзыв Марии Черновой
Мария — выпускница 2016 года, фронтенд-разработчик в NTechLab
Хотела сказать большое спасибо, что в том далёком 2016 наставник Женя Лепёшкин нашёл для меня место в своей группе.
Обучение шло тяжело, позади уже была неудачная попытка пройти курс и к нему я пришла с настроением всё бросить и остаться вечным верстальщиком. Но у моего ментора был другой план) Он не жалел времени на объяснения, примеры, давал дополнительные задачки если в какой-то теме я «буксовала» и всегда сохранял позитивный настрой. Не знаю, откуда в этом человеке было столько терпения. И по итогу всё получилось — курс был успешно окончен, проект прошел защиту))) А самое главное — появилось желание двигаться дальше)
И более того, отношение Жени к обучению и к своим студентам вдохновило меня также попробовать свои силы в менторстве и теперь уже мои бывшие ученики — сами менторы Академии. Вот такой добрый круг передачи знаний!
С тех пор были в моей жизни другие курсы, мастер-классы, различные митапы, но тот опыт я вспоминаю с особой теплотой.
Если бы тогда не получилось, путь во фронтенде не начался и я бы не получила такой интересный опыт работы, не познакомилась с кучей крутых людей))
Сейчас я работаю фронтенд-разработчиком в компании NTechLab, с командой мы создаём продукты, которые делают городскую среду комфортнее для жизни. Ощущение, что ты делаешь что-то полезное, даёт +100 к мотивации)
Ещё раз огромное спасибо моему наставнику, а Академии к юбилею желаю процветания и еще больше довольных и мотивированных студентов.
Спасибо, что сформировали вокруг себя такое сильное и отзывчивое сообщество ❤️
💡 Мария училась веб-разработке в HTML Academy. Попробуйте и вы тоже:
- 19 марта 2024
С какими университетами работает HTML Academy. Одной картинкой
Впечатляющий список — ИТМО, Политех, УрФУ, КФУ, Томский Политех, МГИМО и другие:
💡 Подробнее том, как мы работаем, и какие курсы можем запустить в вашем университете — в статье «Современный фронтенд для студентов».
- 10 октября 2023
Индивидуальное обучение: мифы и реальность
Мы в Академии с 2012 года создаём курсы для тех, кто серьёзно настроен сменить профессию и хочет получать много денег за работу в IT. В середине 2023 мы запустили индивидуальный формат обучения, на котором вы можете учиться с удобной для вас нагрузкой. Вы можете выбрать сверхинтенсивный режим для быстрого обучения или медленный, если приходится много работать и сложно вписать учёбу в обычную жизнь.
В самом начале нужно выбрать профессию «Фронтенд-разработчик», «Javascript-разработчик» или «Фулстек-разработчик».
🔥 Профессии с индивидуальным форматом — выбирайте любую
Выбрать формат обучения — в 20 или 30 часов работы с наставником. В первом случае учёба длится максимум три месяца, во втором — четыре с половиной. В любом случае мы подстроим под вас график учёбы, даже если у вас много других дел.
⏱️ 20 часов с наставником → 3 месяца
30 часов с наставником → 4.5 месяца
Что входит в обучение
Скринкасты — записи лекции с самой свежей информацией по теме. Мы постоянно обновляем их, чтобы ничего не устаревало.
Учебники по вёрстке и JavaScript от наших авторов. Каждая статья написана доступным языком, дополнена наглядными примерами и пояснениями.
Тренажёры, которые помогают запоминать и применять на практике теоретический материал. Это небольшие практические задания, созданные в виде увлекательной игры по разработке сайтов.
Личный проект. Это как домашка, где у каждого задания есть подробная инструкция для выполнения.
Ретроспективы с авторами и соавторами курса — это эфиры, на которых разбираются сложные моменты по пройденной теме и домашнему заданию.
Дополнительные материалы. Это самые полезные статьи об инструментах и технологиях — написанные нами или чужие, но тоже хорошие и рекомендованные экспертами.
В обучение входит грамотная поддержка и ревью от наставника после каждого задания. Наставник поддержит вас на каждом этапе и поможет в трудных ситуациях в процессе обучения.
Полное сопровождение
Во время учёбы вас сопровождает команда профессионалов. С вами будет работать личный адвайзер — он поможет не потерять мотивацию и успешно доучиться (а не как в фитнес-клубе). Ещё адвайзер учтёт все ваши пожелания и поможет выбрать личного наставника в любом часовом поясе.
✅ Поддержка студента включает:
личного наставника;
личного адвайзера, который помогает составить расписание обучения, напоминает вовремя сдавать задания, отвечает на организационные вопросы и помогает не терять мотивацию;
менеджера проекта в «Акселераторе»;
тестировщика, предоставляющего обратную связь в акселераторе;
менеджера по трудоустройству.
Мы внимательно следим за успехами каждого студента, вовремя приходим на помощь и не оставляем неразрешённых вопросов. Вы сможете обратиться к адвайзеру, даже если вдруг почувствовали, что не хватает сил, нет настроения и желания учиться дальше.
Защита и трудоустройство
Ещё одна особенность индивидуального формата — на профессиях «Фронтенд-разработчик» и «JavaScript-разработчик» стажировка идёт параллельно с учёбой с первого дня. Студенты работают над учебными проектами и сразу же закрепляют знания на реальных заказах из «Лиги А.».
✔️ Всё о стажировке в «Лиге А.»
Сначала стажировка проходит бесплатно — это часть обучения. Сама учёба построена так, чтобы вы усвоили весь материал и успешно прошли грейдирование. После него вы переходите в «Акселератор», где тренируетесь выполнять проекты в составе небольшой команды — разработчика, тестировщика и менеджера. А после успешного прохождения — оплачиваемая стажировка в «Лиге А». Также каждый студент получает доступ к базе с вакансиями, где может искать подходящую работу.
Почему именно индивидуальный формат?
Формат идеально подходит для старательных студентов, которые предпочитают индивидуальный подход. Если хотите получить максимально эффективное обучение, полностью адаптированное для ваших потребностей и целей — это ваш выбор.
Этот формат уникальный на рынке, где студент работает с личным наставником в процессе всего обучения.
✅ 90 часов работы с наставником на профессиях «Фронтенд-разработчик» и «JavaScript-разработчик»
150 часов на профессии «Фулстек-разработчик»
✅ Индивидуальный формат:
план обучения, составленный по вашему графику
персональная работа с наставником
поддержка адвайзеров
помощь в создании резюме и трудоустройстве
- 28 июня 2023
Как прошёл 14 поток профессии
История Академии началась ещё с 2012 года, когда Саша Першин и Лёша Симоненко решили помогать людям в освоении новой профессии веб-разработчика. Ребята решили взять себе в помощь Кекса — главного героя на наших курсах. Кстати, Кекс не просто персонаж из курсов — это котик нашего генерального директора Саши Першина.
Уже 11 лет мы помогаем людям поверить в себя и освоить веб-разработку. Для этого мы создали профессии — это программы обучения с практикой и стажировкой.
👉 Профессия — это способ стать веб-разработчиком с нуля
Каждый поток профессии длится чуть больше года и состоит из двух этапов — обучения и производства. Если вы хотите погрузиться в состав профессии и узнать, чем она отличается от отдельных курсов, прочитайте статью: «в чём смысл профессий HTML Academy».
Давайте поговорим, как прошёл 14 поток профессии «Фронтенд-разработчик».
Какие курсы вошли в программу
Студенты 14 потока прошли 5 курсов, которые в общей сложности заняли 9.5 месяцев. Курсы посвящены вёрстке, программированию на JavaScript и дополнительным навыкам — работе с CMS и вёрстке компонентов для React.
Подготовка к профессии | 1,5 месяца |
2 месяца | |
2 месяца | |
2 месяца | |
1 месяц | |
1 месяц |
⭐ Приятный бонус
Дарим промокод FRONT14
на скидку 10 000 рублей на профессию «Фронтенд-разработчик».
Производство — практика и стажировка
Всего производство длится примерно 6,5 месяцев, потому что стажировка в «Лиге А.» длится минимум 3 месяца, но может быть и чуть больше. Длительность зависит от количества выполненных проектов. Вот разбивка по
- Грейдирование + «Акселератор» — 3.5 месяца
- Оплачиваемая стажировка в «Лиге А.» — 3 месяца
💰 «Лига А.» — отличная стартовая площадка для всех, кто хочет зарабатывать деньги веб-разработкой. Прочитайте, как там всё устроено для выпускников Академии.
К слову, обучение стажировка в Лиге — не повод отменять всю остальную жизнь. Вот пример:
Как-то раз в Лигу попали студенты, которые совмещали стажировку
с весенне-посадочными работами на огороде. Эти ребята каждый день
отпрашивались у менеджера, ведь огород ждёт. Но это не помешало
им успешно закончить задачи на проекте.
— Артём Альтигин, операционный директор «Лиги А.»
- 26 июня 2023
Что нужно знать перед началом обучения
Планирование
Сначала вы, воодушевлённые, рвётесь в бой, а потом начинается: работы много, голова болит, времени не хватает. Может быть и так, но тут вам надо вспомнить, почему вы решили обучаться. Подумайте, что поменяется, когда вы пройдёте курс. Ещё лучше прописать это для себя до начала курса. В трудные моменты можно обращаться к этому списку.
Если самому справиться со сложностями трудно — поделитесь мыслями с товарищами в студенческом чате. Вы все в одной лодке, всем тяжело, поэтому подбадривать друг друга — обычное и очень хорошее дело.
Поддержка однокурсников в чатах, общение в группе с наставником, чат на лекции — я в вузе не так активно общалась как тут!
— Ирина Перегуд, 27 поток «HTML и CSS. Профессиональная вёрстка сайтов»
Понимание приходит не сразу
Порой студенты понимают материал не с первого раза. Особенно те, кто раньше никогда не программировал. Но даже более-менее опытным студентам иногда нужно время, чтобы разобраться. Попробуйте перечитать, пересмотреть скринкасты по теме или задать вопрос на ретроспективе. Возможно, с новыми знаниями нужно переспать, а на следующий день вам станет гораздо яснее. Если всё-таки не получается, то вы можете задать вопрос наставнику на общем групповом созвоне.
Да, с некоторыми темами было тяжело и приходилось тратить много времени на самостоятельный поиск информации, повторный просмотр скринкастов или групповые созвоны. Но как же потом приятно смотреть на свой проект, о котором ещё месяц назад ты бы сказал: «Да я не знаю, как это сделать» и понимать, что вот оно — что-то, сделанное лично тобой, ты не зря старался.
У всех разная скорость обучения
Если вы чего-то не успеваете и кажется, что остальные студенты уже ушли вперёд, не думайте, что вы слабое звено. Каждый идёт в своём темпе, и если вы сейчас не вписываетесь в идеальный график, то у вас есть все шансы догнать остальных.
Не паникуйте и помните про дату защиты: главное — сделать проект к ней, а не обогнать других. Тем более, для того чтобы вы точно всё успели, в каждом курсе предусмотрено время для самостоятельной работы. За это время можно спокойно доделать всё, что вы не успели, и довести проект до защиты.
Не думайте, что у всех всё получается с первого раза. Возможно, у кого-то больше времени на обучение, а может, сложные темы для них только впереди. В общем, не сравнивайте свой путь с чужим, а просто идите к цели в вашем темпе.
Основная моя мысль — было сложно, но очень интересно! Мозги скрипели, сон был забыт, а кофе я пила вместо воды. Но каждый день возвращалась к редактору кода. Насколько это было сложно, ровно настолько же было захватывающе узнавать новое, смотреть скринкасты, выполнять домашние задания. Я очень страдала от того, что моя защита на втором уровне вёрстки сильно затянулась, и я толком не успела подготовиться. Если бы было время, то всё прошло бы гораздо проще. Но мне повезло с крутым потоком, где все готовы помочь, поддержать, ответить на вопрос или хотя бы пострадать всем вместе.
Образование и склад ума не влияют на успех
Даже если вы всю жизнь считали себя гуманитарием, никогда не программировали и со времён школьной информатики не учили ничего из этой области, не переживайте. Практика показывает, что гуманитарии защищали проекты не хуже студентов с техническим образованием. Возможно, вам будет сложнее, но так бывает с любой новой областью знаний.
Авторы курсов постарались сделать материал максимально понятным. Поэтому ваш бэкгрануд не так важен, главное — желание. А чтобы вам было проще — рекомендуем до начала курса пройти бесплатные тренажёры по вёрстке для новичков. По их прохождении вы получите базовые знания, которые помогут лучше ориентироваться на курсе и быстрее решать домашние задания.
У меня по образованию абсолютно не техническая специальность. Я врач, да ещё и в декрете, но проект успешно защитила. Сказал бы мне кто-нибудь год назад, что я с нуля сделаю сайт за 9 недель, не поверила бы. Все только в наших руках!
Усвоение информации
Дозируйте обучение! Программа составлена так, чтобы мозг успевал усваивать информацию. Поэтому если вы сделали задания за короткое время, не надо поглощать следующие темы за один присест. Даже если вы очень воодушевлены, мозгу нужно время.
Главное — нужно понимать свои силы, это больше совет к тем, кто начал обучение с полного 0! Расставить правильно время и свои приоритеты! Не спешить и делать домашнее задание ровно столько, сколько задают, от себя ничего не добавлять, только сделаете ошибки. И слушать внимательно скринкасты и ретроспективы!
Спокойно принимайте критику
Атмосфера приближена к реальной рабочей, поэтому работы будет немало. Как и настоящий заказчик, наставник на созвоне может указать на ошибки и не принять ваше задание, попросить внести правки. Постарайтесь внимательно проанализировать указанные ошибки и исправить их.
В реальном мире иногда попадаются чрезмерно эмоциональные, неуверенные заказчики или, наоборот, думающие, что они лучше всех всё знают. Нужно уметь выстраивать коммуникацию с разными людьми. Ситуации могут быть сложные, поэтому важно уметь сохранять спокойствие, грамотно объяснять свою позицию и вносить адекватные изменения по просьбе заказчика.
Также курсы Академии с первых же дней начинают учить реальному процессу разработки, который будет применяться на будущей работе, заставляют учиться правильно задавать вопросы и взаимодействовать с командой одногруппников и наставником. Это тоже немаловажные навыки, поэтому могу прийти к выводу, что на курсах Академии я получил не только хард скиллы, изучив технологии, которые меня интересуют, но и софт скиллы. А это однозначно пригодится в жизни.
В общем, как и в любом серьёзном деле, во время обучения иногда могут возникать проблемы. Но если вы с самого начала будете готовы устранять все препятствия, вы непременно достигнете своей цели!
Материалы по теме
- 14 июня 2023
7 советов: как совмещать учёбу с работой
Я год училась на курсах Академии — с жёсткими дедлайнами и защитой проектов. Об удалёнке не приходилось и мечтать, поэтому за учёбу садилась только по вечерам или в будни.
Было непросто — и мне, и моим одногруппникам. Казалось, что не хватает времени, что ничего не получается и проще всё бросить. И кто-то действительно отставал от группы и уходил с курсов. Поэтому я решила поделиться наблюдениями, как совмещать работу с учёбой, чтобы закончить начатое и не сойти при этом с ума.
- 14 июня 2023
В чём смысл профессий HTML Academy. Максимально коротко
Профессия — это способ стать веб-разработчиком с нуля. Профессия длится больше года и состоит из двух этапов — обучения и производства. После этого — стажировка в «Лиге А.».
Во время обучения мы даём актуальные знания и навыки и объясняем, как всё это применять на практике. На производственном этапе — опыт разработки сайтов и проекты в портфолио. Помогаем выпускникам составить хорошее резюме и найти работу.
- 5 июня 2023
Всё о стажировке в «Лиге А.»
Стажировка в «Лиге А.» — последний этап «производства» в рамках профессии, куда попадают студенты, успешно закончившие курсы и акселератор с грейдированием. Главное различие между «Акселератором» и стажировкой — это не учебные проекты, а работа с настоящим заказчиком. Вас постепенно погрузят в команду и процессы, а дальше: ответственность, проекты, дедлайны и первая зарплата по новой профессии.
«Лига А.» — фронтенд-аутсорс для digital‑агентств, продуктовых компаний и фриланс‑команд. С каждым годом команда растёт и в ней уже около 30 человек. Лига разделена на шесть сервисных команд: отдел по работе с клиентами, бухгалтерия, менеджеры, тимлиды, разработка и отдел тестирования.
Мы поговорили с операционным директором «Лиги А.» — Артёмом Альтигиным и собрали ответы на часто задаваемые вопросы о стажировке. Ну что, поехали.
- 19 апреля 2023
Современный фронтенд для студентов: опыт HTML Academy
До 2020 года обучение в вузах было преимущественно офлайн, а онлайн-формат по разным причинам был менее распространён. Тогда сложно было представить, что онлайн-обучение может заменять живые лекции, легко встраиваться в семестр и давать крепкую базу знаний.
Пандемия всё кардинально изменила — университетам нужно было срочно перестраивать обучение на онлайн-формат, переводить учебные программы и готовить для этого учителей. Вузы столкнулись с большой нехваткой инструментов и специалистов, которые нужны для дистанционного обучения. Мы предположили, что наши интерактивные тренажёры помогут в обучении студентов, ведь они содержат теорию и практику и отлично заменяют обычные занятия.
- 20 марта 2023
Что такое «Старт в программировании»
«Старт во программировании» — это курс для тех, кто хочет стать разработчиком, но сомневается в своих силах или не уверен, понравится ли ему такая работа. Мы создали его, чтобы новички узнали, как это — быть фронтендером, и научились писать код.
Курс рассказывает, из чего состоят веб-страницы, как их создавать, оформлять и оживлять — чтобы пользователи могли листать слайдер, включать тёмную тему или регистрироваться на сайте.
На этом курсе вы изучите теорию веб-разработки на интерактивных тренажёрах, научитесь решать конкретные задачи в мастер-классах, а к концу курса самостоятельно создадите сайт и опубликуете его в интернете.
- 28 декабря 2022