Как работать с Redux
- 19 февраля 2022
Всё, что находится в оперативной памяти компьютера и относится к работе программы, можно назвать состоянием приложения. Приложения могут быть составлены из блоков, модулей и компонентов. У каждого блока может быть своё собственное состояние. У выпадающего списка собственным можно считать состояние признака видимости опций. Это следствие того, что пока значение выпадающего списка не поменялось, поведение остальных частей приложения не изменится.
Глобальное состояние приложения — это часть состояния приложения, которое используется, учитывается и изменяется в разных частях, модулях, компонентах этого приложения.
Будем считать, что остальные части приложения меняют свое поведение в зависимости от того, какой пункт списка выбран. Это и есть пример глобального состояния.
Глобальное состояние должно быть доступно из любой части приложения, а при его изменении компоненты приложения должны произвести необходимые вычисления. Следовательно, нам необходимо правильно управлять глобальным состоянием.
Из чего состоит Flux-архитектура
Оглядимся вокруг и посмотрим на объекты материального мира. Взять хотя бы котика. Он разбудит хозяина, когда голодный. Он наступит на клавиатуру, если хочет, чтобы с ним поиграли. Он гуляет сам по себе.
Действия котика и его состояние составляют сущность его существа. Мы можем смоделировать такое поведение и в наших программах с помощью компонентов. Каждый компонент содержит необходимые данные и определяет методы их изменения. Такой компонентный подход может быть реализован в архитектуре MVC.
Когда объектов становится много, наступает хаос. В программе так тоже бывает. Когда компонентов в архитектуре MVC много, и каждый из них что-то сообщает остальным, а все в ответ на это что-то изменяют в своих состояниях и снова сообщают об этом другим компонентам — наступает хаос. А всё потому что у каждого компонента хранится часть состояния, которая важна не только ему, но и другим компонентам.
Во Flux-архитектуре такое глобальное состояние предложено вынести в хранилища, отделить его от компонентов. А изменение состояния производить через специальные ворота, называемые диспетчерами. В этом случае поток управления меняет направление: изменение состояния переходит от представлений к диспетчеру, а новое состояние предоставляется всем представлениям сразу.
Во Flux-архитектуре состояние является общим для многих представлений.
Вот небольшая иллюстрация этой идеи. В хранилище можно сохранить список сообщений с признаками — название чата и флаг «прочтено».
- Одно представление может выбирать из этого списка и агрегировать только названия чатов — это будет компонент Chats.
- Второе представление может выбирать и подсчитывать из этого списка количество непрочитанных сообщений для каждого чата и изображать бейджик.
- Третье представление может фильтровать сообщения одного из чатов и показывать их, и это будет Messages компонент.
При этом, если пользователь отметит, что сообщения в конкретном чате «прочитаны», соседние представления обновятся не потому что их уведомил компонент Messages, а потому что изменилось глобальное состояние приложения.
Что такое Redux?
Flux-архитектура — это идея. Идею можно реализовать разными способами, и один из них — Redux.
Redux — это реализация Flux на JavaScript. Эту реализацию удобно применять в веб-приложениях для управления общим глобальным состоянием. У неё есть специальная привязка для использования с React, о которой мы поговорим позднее.
Redux удобно использовать, когда
- Требуется синхронизировать состояние между многими компонентами;
- Постоянно приходится контролировать изменение состояния во времени — time travel debug;
- Приходится перехватывать и вмешиваться в процесс изменения состояния используя middleware.
Использовать Redux можно и в vanila javascript приложениях. Для этого надо подключить библиотеку, например, из CDN.
Познакомимся поближе с составными частями Redux.
Анатомия Redux — action, store, reducer, dispatch.
В этом разделе соберём небольшое приложение, чтобы посмотреть на то, как части Redux взаимодействуют между собой. Предположим, нашему приложению требуется следить за нажатиями мыши на экране и вести журнал.
Action
Как и в оригинальной идее Flux, у Redux есть понятие действия — Action
. Action
это обычный объект JavaScript. Этот объект попадается на глаза разработчику дважды. В первый раз, когда JavaScript реагирует на событие, а во второй раз, когда сведения из объекта встраиваются в хранилище.
В нашем приложении объект, описывающий действие, будет содержать дату, время и координаты мыши. Этот объект можно создать с помощью функции-фабрики.
const MOUSE_CLICK = "MOUSE_CLICK";
function createMouseClickAction(evt) {
return {
type: MOUSE_CLICK,
payload: {
time: new Date().toISOString(),
clientX: evt.clientX,
clientY: evt.clientY,
}
}
}
reducer
Написанная нами функция createMouseClickAction
возвращает объект с двумя полями — type
и payload
. Мы можем использовать полученный объект, чтобы обновить наш список. Реализуем это обновление в специальной функции. Допустим, что в параметрах она будет получать текущий список и наш объект и добавлять payload в конец списка.
function reducer(state=[], action){
if(action.type === MOUSE_CLICK){
const newState = [...state];
newState.push(action.payload);
return newState;
}
return state;
}
Мы назвали функцию обновления состояния reducer
, но это просто дань традиции. Всё же функция имеет определенные особенности. Она
- Не обновляет полученный массив, а копирует его;
- Проверяет тип аргумента
action;
- Возвращает исходное состояние, если
action
не понятен.
store
В составе библиотеки redux.js
есть функция создания хранилища createStore
. Используем её для создания хранилища и подключим к нему несколько представлений, которые создадим такой функцией.
function createView(element){
store.subscribe(()=>{
element.innerHTML = '';
const state = store.getState();
state.forEach((e)=>{
const li = document.createElement('li');
li.innerText = `time: ${e.time}, x: ${e.clientX}, y: ${e.clientY}`;
element.appendChild(li);
});
});
}
dispatch
Закончим приложение определением обработчика click
. В нём мы будем использовать ещё одну составляющую часть Redux — dispatch
— именно этот метод позволяет отправить действие диспетчеру и изменить состояние приложения.
document.addEventListener('click',(evt) => {
store.dispatch(createMouseClickAction(evt));
})
На этом приложение закончено. Работающий пример и полный код примера можно найти на JSFiddle.
Всё то же самое, но в связке с React
Redux создавали для использования вместе с React, а сама связка помещена создателями в пакет react-redux. В нём содержатся сервисные функции для удобства использования store.subscribe
, store.dispatch
. Доступны два стиля их использования:
- Функция
connect
создает обертку вокруг вашего компонента и подключает его к хранилищу. - Хуки
useDispatch, useSelector
делают ту же работу, но для функциональных компонентов.
Реализуем в React ту же функциональность, что и в предыдущем разделе. Дополнительно нам потребуется библиотека react-redux
.
Функции createMouseClickAction
и reducer
остаются без изменений.
Вместо createView
мы создадим компонент View:
const itemToString = (item)=>`time:${item.time}, x: ${item.clientX}, y: ${item.clientY}`;
const View=()=>{
const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
return (<ul>
{state.map((item)=>(<li key={item.time}>{itemToString(item)}</li>))}
</ul>)
}
В этом коде сравните строки
const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
const state = store.getState();
из предыдущего примера.
Вместо прямого подключения обработчика событий используем useEffect
для своевременного снятия обработчика.
const App = ()=>{
const dispatch = ReactRedux.useDispatch();
React.useEffect(()=>{
const handleClick = (evt)=>{
dispatch(createMouseClickAction(evt));
}
document.addEventListener('click', handleClick);
return ()=>{
document.removeEventListener('click', handleClick);
};
});
return (<div className="container">
<View/>
<View/>
</div>);
}
Обратите внимание на способ получения функции dispatch
.
Функции useSelector
и useDispatch
могут выполнять свою роль, только если мы правильно присоединим React-приложение к хранилищу store
нашего Redux.
Вы помните, что в предыдущем приложении мы создавали хранилище так:
const store = Redux.createStore(reducer)
.
В этот раз ничего не поменялось. А вот созданное хранилище мы подключим к приложению React с помощью ReactRedux.Provider
.
ReactDOM.render(
(<ReactRedux.Provider store={store}>
<App />
</ReactRedux.Provider>),
document.querySelector("#root")
)
На этом всё — мы сделали такое же приложение, только на React. Собранное работающее приложение можно найти на JSFiddle.
В качестве самостоятельной работы попробуйте модифицировать пример так, чтобы в левой части страницы перечислялись записи от нажатии мыши в левой части экрана, а в правом view — правые клики.
Альтернативы Redux
Redux — далеко не единственная возможность управления глобальным состоянием.
В банковском приложении один из атрибутов глобального состояния — баланс клиентского счета. Очевидно, что источник этого значения не может находиться на стороне браузера, потому что правильное значение баланса — ответственность банковского сервера.
Правильно ли использовать в таком случае использовать Redux для хранения остатков по счетам? Похоже, что нет.
Redux — не лучшее решение для ситуации, когда глобальное состояние — более глобальное, чем окно браузера.
Поэтому следует знать о альтернативных возможностях управления состоянием
Mobx
— скрывает функциональное программирование для управления состояниемSWR
— реализует стратегию кеширования по HTTP RFC 5861GraphQL
— язык и его реализация для запросов данных с сервера- И некоторые другие варианты.
Выбирайте с умом и используйте тот способ, который лучше подходит для ваших задач.
⭐ Научитесь собирать интерфейсы с нуля в экосистеме React и создавать интерактивные React-компоненты на профессиональном онлайн-курсе.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше
Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?
Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined
. Например:
let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
- Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
- Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
- Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.
Шаги по исправлению
1. Проверка объекта перед доступом к свойствам
Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.
if (obj !== undefined && obj !== null) {
console.log(obj.property);
}
// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
2. Инициализация объекта перед использованием
Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.
Неверный код:
let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
Исправление:
let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
3. Проверка API или данных с сервера
Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.
fetch('https://api.example.com/data')
.then(response => response.json())
.then(data => {
if (data?.user?.name) {
console.log(data.user.name);
} else {
console.error('Данные пользователя отсутствуют');
}
});
4. Использование значений по умолчанию
Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.
let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"
5. Отладка с помощью console.log
Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.
console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен
Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user
:
let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null
Исправление:
let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"
Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined
или null
. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught ReferenceError: variable is not defined»
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь обратиться к переменной, которая не была объявлена в текущей области видимости. Например:
console.log(myVariable); // Uncaught ReferenceError: myVariable is not defined
Возможные причины
- Вы пытаетесь обратиться к переменной до ее объявления.
- Переменная объявлена внутри функции и недоступна за ее пределами.
- Ошибка в написании имени переменной (опечатка).
Шаги по исправлению
1. Проверка объявления переменной
Убедитесь, что переменная объявлена перед ее использованием.
Неверный код:
console.log(myVariable); // Ошибка
Исправление:
let myVariable = 10;
console.log(myVariable); // 10
2. Правильное определение области видимости переменной
Если переменная объявлена внутри функции, она недоступна за ее пределами.
Неверный код:
function myFunction() {
let localVariable = "Привет";
}
console.log(localVariable); // Ошибка
Исправление:
function myFunction() {
let localVariable = "Привет";
console.log(localVariable); // "Привет"
}
myFunction();
3. Использование глобальных переменных
Если переменная должна быть доступна везде, объявляйте ее глобально (но избегайте этого, если возможно).
let globalVariable = "Глобальная переменная";
function showVariable() {
console.log(globalVariable);
}
showVariable(); // "Глобальная переменная"
4. Проверка имени переменной на ошибки
Проверьте, нет ли опечаток в имени переменной.
Неверный код:
let myVariable = "Данные";
console.log(myVarible); // Ошибка
Исправление:
let myVariable = "Данные";
console.log(myVariable); // "Данные"
5. Использование typeof
для проверки существования переменной
Вы можете использовать оператор typeof
, чтобы проверить, объявлена ли переменная.
if (typeof myVariable !== "undefined") {
console.log(myVariable);
} else {
console.log("Переменная не определена");
}
Пример из жизни
Вы пишете функцию для проверки данных пользователя:
function checkUser() {
if (userName) {
console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
}
}
checkUser(); // Ошибка: userName не определен
Исправление:
let userName = "Иван";
function checkUser() {
if (userName) {
console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
}
}
checkUser(); // "Добро пожаловать, Иван!"
Итог
Эта ошибка часто возникает из-за опечаток или неверной области видимости. Убедитесь, что переменные объявлены и доступны в нужных местах. Если необходимо, используйте typeof
для проверки их существования.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot set property of undefined»
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь присвоить значение свойству объекта, который не существует (имеет значение undefined
или null
). Например:
let obj;
obj.property = "value"; // Uncaught TypeError: Cannot set property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован.
- Вы обращаетесь к объекту, который уже удален или еще не создан.
- Ошибка в цепочке данных, например, промежуточное свойство объекта равно
undefined
.
Шаги по исправлению
1. Инициализация объекта перед использованием
Убедитесь, что объект объявлен и инициализирован перед тем, как вы присваиваете его свойствам значения. Неверный код:
let obj;
obj.property = "value"; // Ошибка
Исправление:
let obj = {};
obj.property = "value"; // Работает
2. Проверка существования объекта перед доступом
Проверяйте объект на null
или undefined
, чтобы избежать ошибок. Пример:
let obj;
if (obj) {
obj.property = "value";
} else {
console.log("Объект не определен");
}
3. Использование опциональной цепочки
Если ошибка возникает в глубоко вложенных объектах, используйте опциональную цепочку. Пример:
let obj;
obj?.nestedProperty?.subProperty = "value"; // Не вызовет ошибку
4. Проверка асинхронных данных
Если объект формируется после загрузки данных, убедитесь, что данные доступны перед их использованием.
let obj;
setTimeout(() => {
obj = { property: "value" };
console.log(obj.property); // Работает
}, 1000);
// Нельзя обращаться к obj до инициализации:
console.log(obj.property); // Ошибка
Пример из жизни
Вы загружаете данные пользователя с сервера и пытаетесь установить свойство объекта:
let user;
user.name = "Иван"; // Ошибка
Исправление:
let user = {};
user.name = "Иван"; // Работает
Итог
Чтобы избежать ошибки «Cannot set property of undefined», убедитесь, что объект существует и инициализирован. Используйте проверки на null
, опциональную цепочку или инициализируйте объект перед работой с его свойствами.
- 15 ноября 2024
Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught SyntaxError: Unexpected token»
Эта ошибка возникает, когда интерпретатор JavaScript сталкивается с неожиданным токеном (символом) в коде, который нарушает синтаксические правила. Например:
let obj = { key: "value", }; // Uncaught SyntaxError: Unexpected token }
Возможные причины
- Лишние или пропущенные символы, такие как запятые, точки с запятой, кавычки или скобки.
- Неправильное использование синтаксиса, например, забытые конструкции или операторы.
- Смешение разных типов кавычек (например, двойных и одинарных) без соблюдения правил их вложенности.
Шаги по исправлению
1. Проверка корректности синтаксиса
Убедитесь, что все запятые, точки с запятой и кавычки находятся на своих местах. Неверный код:
let obj = { key: "value", }; // Лишняя запятая
Исправление:
let obj = { key: "value" }; // Правильный синтаксис
2. Проверка закрытия скобок
Проверьте, закрыты ли все фигурные, круглые и квадратные скобки. Неверный код:
if (true {
console.log("Ошибка!");
}
Исправление:
if (true) {
console.log("Исправлено!");
}
3. Проверка типов кавычек
Не смешивайте одинарные и двойные кавычки. Неверный код:
let str = "Привет'; // Ошибка
Исправление:
let str = "Привет"; // Или let str = 'Привет';
4. Использование отладчика
Откройте консоль браузера или отладчик в вашей IDE, чтобы найти строку с ошибкой. Она будет указана в сообщении об ошибке.
// В консоли может быть указано:
Uncaught SyntaxError: Unexpected token } at script.js:10
Исправьте строку, где произошла ошибка.
5. Проверка работы кода в строгом режиме
Добавьте "use strict";
в начало вашего файла или функции, чтобы браузер проверял ваш код на соответствие строгому синтаксису.
"use strict";
let obj = { key: "value" };
console.log(obj);
Пример из жизни
Вы пытаетесь использовать стрелочную функцию, но забыли закрыть скобки:
const add = (a, b => {
return a + b;
};
Исправление:
const add = (a, b) => {
return a + b;
};
Итог
Чтобы избежать ошибок «Unexpected token», всегда проверяйте синтаксис вашего кода на наличие лишних или пропущенных символов, используйте инструменты отладки и следите за правильным использованием конструкций JavaScript.
- 15 ноября 2024
300кк в наносекунду
Игра, где нужно забрать своё и продержаться ещё один день.
- 7 марта 2024
9 книг по JavaScript для начинающих в 2024
Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.
Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.
- 6 марта 2024
Объект URL в JavaScript: полный разбор
Объект URL
в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.
Создать объект URL
можно двумя способами:
Конструктор URL()
— самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.
const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");
Использование window.location
— это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.
const currentUrl = new URL(window.location.href);
- 23 января 2024
Генерация QR-кодов на JS в 4 шага. Node.js + qrcode
Давайте сделаем простой REST API на Node.js и Express, который будет генерировать QR-коды для любой ссылки. Если у вас ещё не установлены Node.js
и npm
, установите их с официального сайта.
- 22 ноября 2023
ChatGPT не справляется
Притворитесь нейросетью и решите 101 задачку по JavaScript как можно быстрее.
- 2 ноября 2023
Знакомство с JavaScript
Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.
Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:
Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>
:
<script>
alert("Привет, мир!");
</script>
Внешний JavaScript: подключение внешнего .js
файла к HTML-документу:
<script src="script.js"></script>
- 1 ноября 2023