🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Сегодня будем делать бота — это отличное (и быстрое) занятие, которое развивает уставший мозг и даёт возможность отправить друзьям ссылочку со словами «Смотри, это моё».

Для работы понадобятся

  • Редактор кода, чтобы писать код. Если не знаете, какой выбрать — мы уже рассказывали. Если не умеете писать код, то вот инструкция, как его написать и запустить.
  • Node.js любой версии, выше 0.12. Нужно, чтобы библиотека для ботов заработала. Как установить Node.js.
  • Консоль. Или встроенный в систему вариант, или какой-нибудь другой.
  • VPN. Возможно, но не факт, потому что Телеграм работает не везде.

Шаг 1. Регистрируем бота

Находим в поиске Телеграма бота @botFather — это главный инструмент для создания ботов. Набираем в нём /newbot.

Придумываем название и имя боту. Название — то, как он будет подписан в списке контактов. Имя — строка, по которой его можно будет найти. Обратите внимание, что имя должно оканчиваться на bot. В ответ мы получим токен — длинную последовательность символов, которая пригодится нам в будущем. Мы назвали бота echoKeksBot, но вам придётся придумать другое название, потому что это уже занято. Извините.

Шаг 2. Создаём проект

Создаем папку в любом месте и открываем её в консоли. Там пишем npm init -y — эта команда создаст файл package.json, который выглядит примерно так:

Теперь установим node-telegram-bot-api — это библиотека для создания телеграм-ботов на Node.js. Введём команду:

npm install --save --save-exact node-telegram-bot-api

Создадим пустой файл index.js и напишем там самого простого бота, который будет отвечать на любое сообщение:

bot.on('message', (msg) => {
  const chatId = msg.chat.id;
  bot.sendMessage(chatId, 'Привет, Друг!');
});

Шаг 3. Запускаем бота

Тут всё просто, в консоли пишем node index.js, заходим к нашему боту в телеграм и начинаем с ним общаться. Не закрывайте консоль — бот работает только на вашем компьютере, и без консоли он не станет отвечать.

Как видим, бот успешно отвечает. Но бот-повторяха — не интересно, усложним задачу. Пусть бот присылает нам картинку.

Шаг 4. Отсылаем картинку

Добавим картинку с Кексом в папку с проектом. Для отправки изображения используем метод .sendPhoto() — передадим в него id чата и путь до картинки. Получится такой код:

bot.on('message', (msg) => {
  const chatId = msg.chat.id;
  bot.sendPhoto(chatId, 'keks.png');
});

Запускаем бота, проверяем, работает:

Шаг 5. Добавим клавиатуру. И пёсика

Добавим фотографию милого пёсика в корень проекта. Теперь там две картинки.

Создадим конфигурацию для клавиатуры в боте, пусть у нас будет 3 кнопки: «Хочу кота», «Хочу пёсика» и «Пойти учиться».

// Конфиг клавиатуры
const keyboard = [
  [
    {
      text: 'Хочу кота', // текст на кнопке
      callback_data: 'moreKeks' // данные для обработчика событий
    }
  ],
  [
    {
      text: 'Хочу песика',
      callback_data: 'morePes'
    }
  ],
  [
    {
      text: 'Хочу проходить курсы',
      url: 'https://htmlacademy.ru/courses' //внешняя ссылка
    }
  ]
];

На нажатия первых двух кнопок мы ответим соответствующим сообщением в Телеграме, а последняя уведёт на внешний ресурс.

Чтобы отличить первые 2 кнопки, воспользуемся полем callback_data, где будем передавать тип кнопки. Для обработки нажатий добавим слушателя на событие callback_query, и в зависимости от значения query.data отправим нужную картинку к пользователю.

// Обработчик нажатий на клавиатуру
bot.on('callback_query', (query) => {
  const chatId = query.message.chat.id;

  let img = '';

  if (query.data === 'moreKeks') { // если кот
    img = 'keks.png';
  }

  if (query.data === 'morePes') { // если пёс
    img = 'pes.png';
  }

  if (img) {
    bot.sendPhoto(chatId, img, { // прикрутим клаву
      reply_markup: {
        inline_keyboard: keyboard
      }
    });
  } else {
    bot.sendMessage(chatId, 'Непонятно, давай попробуем ещё раз?', {
      // прикрутим клаву
      reply_markup: {
        inline_keyboard: keyboard
      }
    });
  }
});

Не забудем про возможные ошибки и предложим пользователю попробовать снова, если он ввёл что-то не то. Перезапустим бота и проверим — всё работает. Главное — не закрывать консоль, иначе бот перестанет отвечать.

Полный файл с кодом: index.js.

В следующей части как раз разберёмся, как загрузить и запустить бота на сервере, чтобы он работал, даже если ваш компьютер выключен.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.

Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.

Читать дальше
JS
  • 6 марта 2024
Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Генерация QR-кодов на JS в 4 шага. Node.js + qrcode

Генерация QR-кодов на JS в 4 шага. Node.js + qrcode

🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Давайте сделаем простой REST API на Node.js и Express, который будет генерировать QR-коды для любой ссылки. Если у вас ещё не установлены Node.js и npm, установите их с официального сайта.

Читать дальше
JS
  • 22 ноября 2023
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

🚀 Вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023