Эта статья о том, как отличить хорошего наставника от плохого. Базовый признак хорошего наставника — он помогает решить проблему, которая стоит перед студентом.

Проверка ожиданий

Наверняка у вас уже есть какое-то представление о том, кто такие наставники, и зачем они нужны. Это хорошо и правильно. Но эти представления часто не совпадают с реальностью и становятся заблуждениями. Попробуем объяснить, зачем на самом деле нужен наставник, и как с ним работать, чтобы это было полезно всем участникам.

Наставник — не личный преподаватель

Может показаться, что наставник будет вашим личным преподавателем. На самом деле нет. Наставник отвечает на конкретные вопросы, проверяет код и делится своим опытом решения тех или иных сложностей. Он не должен учить — этим занимаются преподаватели.

Что делать: польза наставника не в том, чтобы использовать его как источник информации, а в том, что он проверит уже реализованное решение и скажет, что в нём хорошо, а что нет. Наставник — мудрый мастер Лао, который одним словом направляет в нужную сторону.

Наставник — не личный менеджер

Но он знает, над чем работает каждый его студент, и какое домашнее задание сейчас делает.

Пинать студента, чтобы он что-то делал — не задача наставника. То есть вопрос тайм-менеджмента лежит на плечах студента, а с наставником можно обсудить, как именно организовать работу, чтобы она была наиболее результативной. Задача наставника — проверить, что всё идёт по плану.

Что делать: если тяжело без микроконтроля и нужны постоянные подпинывания, настройте уведомления в календаре каждый час, работайте «помидорками» или используйте другие техники, которые помогут продуктивно работать и не лениться.

Наставник — не машина для проверки заданий

Написали — отправили — наставник проверил — доработали — отправили — ну и ок.

Наставник не просто проверяет код, как это делают автотесты, но и прививает навыки, которые делают просто кодера хорошим разработчиком. Это очень важный навык для разработчика, и наставник, как практикующий программист, хорошо знает, как это.

Что делать: не рассматривать наставника только как проверяющего. При правильном взаимодействии он поможет с пониманием разных аспектов разработки и сделает обучение проще.

Наставник не сделает всю работу за ученика

Я не для того платил за курс. Хочу, чтобы наставник делал всю работу за меня.

После обучения придётся расти дальше, и там уже никто не будет вести за руку. И если на этапе обучения привыкнуть к тому, что всё делает кто-то другой, то в будущем будет сложно.

Что делать: учиться делать и учиться учиться.

Комментарии к коду — не придирки, а повышение уровня

Зачем он снова придирается к мелочам?! Это не так важно, чтобы тратить на это время.

Нужно воспринимать наставника как заказчика проекта — если его замечания не соответствуют ТЗ или критериям, можно их не исправлять. Остальные замечания обычно направлены на то, чтобы студент стал лучше как разработчик.

Что делать: относиться к комментариям спокойнее. Это не придирки, это внимание к деталям, которое повышает насмотренность студента и поможет в будущем, когда появятся аналогичные задачи.

Признаки хорошего наставника

Если список выше не вызвал у вас шок (или наоборот вызвал) — посмотрите на примерах, как отличить хорошего наставника от плохого.

Если нужно найти ответ на вопрос

Очевидный (но плохой) способ, которым может помочь наставник, если у вас появился вопрос, а решение найти не получается — дать готовый код и ничего не объяснить. Здесь тоже проявляется профессионализм наставника и его готовность помочь в решении проблемы, а не решать её за студента.

Плохой: даст студенту готовое решение.

Хороший: объяснит, как найти решение. Спрашивает, где искал и что нашлось. Если нужно — учит пользоваться гуглом, правильно составлять вопросы и смотреть на StackOverflow.

Если решение не работает

Ну да, так бывает. Что-то могло измениться в веб-разработке (вот уж неудивительно), браузерах, или проблема где-то на стыке технологий.

Плохой: «нет, решение работает, продолжай пилить».

Хороший: пробует сам и понимает, что решение не работает. Потом ищет, что случилось, и объясняет студенту.

Если всё получается не сразу

Такое тоже случается — менять сферу деятельности сложно, а на это ещё часто накладывается недостаток времени, навыков или усидчивости. Когда закончил университет десять лет назад, приходится потратить время, чтобы вспомнить, как учиться.

Плохой: «Это не твоё, заканчивай».

Хороший: пытается разобраться, в чём боль, и сделать процесс обучения комфортнее и понятнее.

Индивидуальный подход

Многие школьные учителя всю свою карьеру почти ко всем относятся одинаково — одинаково проверяют домашки, опрашивают на уроках и оставляют на дополнительные занятия. Но всё меняется — все люди разные, и к ним нужны разные подходы. Лучше всего обучение происходит, когда наставник даёт информацию, учитывая сильные стороны студента.

Студент может попросить что-то убрать, что-то добавить, уточнить — и если есть взаимная подстройка, то это хорошо.

Плохой: использует один план для всех своих студентов.

Хороший: адаптирует план для каждого.

Не ждёт, пока зададут вопрос

Наставник — не машина для задавания вопросов. Это коллега, партнёр и боевой товарищ в одном лице. Он помогает и, как ни странно, наставляет. Хороший наставник интересуется прогрессом работы на курсе, но вообще вопросы — это обоюдный процесс, который помогает построить работу и избежать тупиков.

Плохой: ждёт вопросов и никогда не пишет первым.

Хороший: проверяет, как у студента дела, интересуется, хвалит за успехи, помогает в провалах.

Борется с истерикой, апатией или грустью раскладыванием по полочкам

Ничего не получается. Ничего не успею. Ни с чем не справлюсь.

Иногда нужно разложить всё по полочкам — разбить всё на подзадачи и делать по одной за раз. Наставник расскажет, как это сделать, покажет инструменты и поможет систематизировать обучение.

Плохой: молчит и не отзывается.

Хороший: достаёт из загашника Трелло, Тудуист, Ноушн и ещё 15 инструментов, чтобы всё упорядочить. Показывает хорошие решения и поддерживает, когда всё идёт не так.