Как сделать график на Canvas
- 31 июля 2020
Canvas API— это интерфейс для отрисовки графики в браузере. С помощью HTML-элемента <canvas>
можно создавать холст (именно так canvas переводится с английского) и рисовать графику внутри него с помощью JavaScript-кода.
<canvas id="canvas"></canvas>
Используя Canvas, можно создавать игры, анимацию, графику, обрабатывать изображения и решать другие задачи. В этом туториале мы познакомимся с некоторыми базовыми возможностями Canvas и построим несложный график.

В реальной разработке для создания сложных графиков чаще всего используют специальные библиотеки. Например, Chart.js или подобные. Но они сами в большинстве случаев под капотом работают на Canvas, поэтому полезно понимать, как он устроен.
💫 Научитесь создавать анимации
Приходите на наши курсы — изучите самые популярные и интересные техники для создания эффектов на CSS и JavaScript.
Шаг 1. Напишем разметку
Создание графика начнём, конечно, с разметки. Кроме самого элемента <canvas>
мы также сверстаем небольшую форму, которая будет принимать на вход значения. Так мы сможем динамически обновлять график с учётом введённых данных.
<section class="chart">
<h1 class="chart__title">Популярность языков программирования</h1>
<form class="chart__data" action="#" method="POST">
<div class="chart__input-group">
<label class="chart__label" for="javascript">JavaScript</label>
<input
class="chart__input input-field"
type="number"
name="javascript"
id="javascript"
min="0"
max="100"
required
>
<span>%</span>
</div>
<!-- Остальные поля ввода: PHP и Python -->
<input
class="chart__submit-button input-field"
type="submit"
value="Показать график"
>
</form>
<div class="chart__canvas-wrapper">
<canvas id="canvas" width="500" height="250">
Браузер не поддерживает Canvas
</canvas>
</div>
</section>
На что здесь стоит обратить внимание:
- Вместо пути в атрибуте
action
мы оставили заглушку#
. В теории нам может понадобится отправить на сервер данные, введённые пользователем, но пока такая задача не стоит. - Для каждого поля ввода прописали атрибут
name
, в котором отражено его назначение. Например, в нашем случае значениеjavascript
поможет нам использовать полученные данные при отрисовке графика. - Так как значения в полях ввода должны задаваться в процентах, мы установили диапазон допустимых значений с помощью
min
иmax
. - Элементу
<canvas>
прописали размер 500×250 пикселей. По умолчанию он равен 300×150 пикселей. - Внутри
<canvas>
оставили информационное сообщение на случай, если браузер пользователя не поддерживает технологию.
Стилизация элементов будет максимально простой, поэтому не будем её разбирать в рамках туториала. Стили можно посмотреть в файле style.css
в интерактивной демонстрации.
Шаг 2. Соберём данные для графика
Прежде чем рисовать график, нам нужно получить данные из формы. Для этого найдём все поля ввода в форме и создадим на основе введённых значений массив объектов с информацией о каждом элементе графика. В нашем случае это будут языки JavaScript, PHP и Python — три объекта.
const COLORS = [
`#b3d5fc`,
`#98d9d9`,
`#ede493`
];
const inputElements = document.querySelectorAll(`.chart__input`);
const getData = (inputElements) => {
return Array.from(inputElements).map((input, index) => ({
name: input.name,
value: input.value,
color: COLORS[index]
}));
};
const items = getData(inputElements);
Функция getData()
получает на вход коллекцию элементов, преобразует её в массив, а затем на основе каждого элемента создаёт объект с нужными для нашего графика данными: названием (язык программирования), значением (популярность в процентах) и цветом (его будем использовать для рисования столбца на графике).
Для задания цвета мы прибегли к самому примитивному способу — просто завели константу с нужным количеством цветов и присвоили каждому из объектов соответствующий по индексу цвет. В реальной разработке лучше получить цвет другим способом — например, сгенерировать в формате HEX с помощью JavaScript. Тогда получится избежать жёсткой привязки к количеству элементов.
Шаг 3. Подготовим холст
Начнём работу над созданием графика. Из элемента <canvas>
можно получить объект, который называется контекстом отрисовки. Объект содержит свойства и методы для рисования, именно с помощью него можно создавать весь контент внутри Canvas, а также манипулировать им. Для получения объекта контекста нужно воспользоваться методом getContext()
:
const canvas = document.querySelector(`#canvas`);
const ctx = canvas.getContext(`2d`);
В качестве параметра в метод getContext()
мы передали значение 2d
— это контекст отрисовки для работы с двумерной графикой. Именно его мы будем использовать, но есть и другие — например, webgl
для трёхмерной графики.
Шаг 4. Нарисуем график
Свойства и методы контекста отрисовки
Для отрисовки чего-либо на Canvas нужно вызывать соответствующие методы контекста, а для управления параметрами отрисовки — задавать свойства. Мы рассмотрим те из них, которые понадобятся в туториале. Описание остальных можно найти на MDN.
fillStyle
— свойство определяет цвет заливки элементов. Например, текста или геометрической фигуры.font
— свойство задаёт параметры шрифта. Синтаксис такой же, как у CSS-свойстваfont
.fillText(
text, x, y)
— отрисовывает строкуtext
, начиная с указанных координат. Координатаx
определяет расстояние от точки отсчёта по горизонтальной оси, аy
— по вертикальной. Начало отсчёта холста расположено в левом верхнем углу.fillRect(x, y, width, height)
— рисует прямоугольник с заливкой с указанными шириной и высотой, начиная с координатx
иy
.clearRect(x, y, width, height)
— очищает прямоугольник, описанный параметрами. Можно использовать для очистки холста при перерисовке.translate(x, y)
— перемещает начало координат холста наx
по горизонтали иy
по вертикали относительно начального положения.rotate(angle)
— поворачивает систему координат по часовой стрелке на указанный угол. Значение задаётся в радианах.save()
— сохраняет текущее состояние холста, в том числе заданные свойства (например,fillStyle
иfont
).restore()
— применяет сохранённое ранее состояние холста.
Константы и перечисления
Этот пункт можно было бы пропустить и, если нам в коде понадобилось бы значение, например, ширины столбца графика, написать просто 50
. Такие числа в программировании называются «магическими» и считаются плохой практикой в реальной разработке. И для этого есть несколько веских причин. Например, если число нужно будет изменить, то это придётся делать в каждом фрагменте программы, где оно используется. А ещё часто из контекста может быть неясно, что это вообще за число. Эту проблему как раз решают константы с понятным названием. Мы будем привыкать сразу писать хороший код, поэтому вынесем все значения в константы. А если несколько констант относятся к одной сущности, объединим их в перечисления.
const MAX_PERCENTAGE = 100;
const Gap = {
HORIZONTAL: 100,
VERTICAL: 30
}
const BarCoordinate = {
INITIAL_X: 80,
INITIAL_Y: 220
}
const BarSize = {
MAX_HEIGHT: 190,
WIDTH: 50
};
const LabelCoordinate = {
INITIAL_X: 30,
INITIAL_Y: 70
}
const Font = {
SIZE: `18px`,
FAMILY: `Tahoma`
};
Здесь всё, что нам понадобится для рисования графика — начальные координаты элементов, размеры, отступы, параметры шрифта.
Сдвиг системы координат
При отрисовке графика мы будем использовать сочетание методов translate()
и rotate()
:
ctx.translate(0, canvas.height);
ctx.rotate(-Math.PI/2);
Такая комбинация позволяет поменять систему координат по умолчанию, точка отсчёта которой расположена в верхнем левом углу. Код повернёт систему координат на 90 градусов против часовой стрелки и сдвинет вниз на высоту холста. Так она выглядит до и после:

График
Теперь нам нужно воспользоваться методами 2d контекста, которые мы разобрали выше, и нарисовать график на основе данных из формы.
// Получаем на вход items — массив объектов с данными
const renderChart = (items) => {
// Очищаем всю область холста
ctx.clearRect(0, 0, canvas.width, canvas.height);
// Задаём координаты для первого столбца и подписи
let currentBarX = BarCoordinate.INITIAL_X;
let currentLabelY = LabelCoordinate.INITIAL_Y;
// Определяем горизонтальный отступ между соседними столбцами
const gapBetweenBars = BarSize.WIDTH + Gap.HORIZONTAL;
// Проходим в цикле по каждому объекту в массиве с данными
// Для каждого будет нарисован отдельный столбец
for (const item of items) {
// Вычисляем высоту столбца с учётом процентов из данных
const barHeight = (item.value * BarSize.MAX_HEIGHT) / MAX_PERCENTAGE;
// Задаём цвет заливки любых элементов, которые будут создаваться дальше
ctx.fillStyle = item.color;
// Задаём параметры шрифта
ctx.font = `${Font.SIZE} ${Font.FAMILY}`;
// Запоминаем текущие параметры холста
ctx.save();
// Сдвигаем начало коодинат вниз по оси y на величину canvas.height
ctx.translate(0, canvas.height);
// Поворачиваем систему координат на 90 градусов против часовой стрелки
// Math.PI/2 — перевод 90 градусов в радианы
ctx.rotate(-Math.PI/2);
// В изменённой системе координат рисуем текст снизу вверх
ctx.fillText(item.name.toUpperCase(), LabelCoordinate.INITIAL_X, currentLabelY);
// Возвращаемся к изначальной системе координат
ctx.restore();
// Рисуем столбец
// Отрицательное значение — отрисовка снизу вверх
ctx.fillRect(currentBarX, BarCoordinate.INITIAL_Y, BarSize.WIDTH, -barHeight);
// Для следующего столбца обновляем координаты с учётом отступа
currentBarX += gapBetweenBars;
currentLabelY += gapBetweenBars;
}
};
Вы заметили, что в самом начале мы очистили весь холст? Если этого не сделать, изображения будут накладываться друг на друга. В данном случае такой вариант не подходит, потому что мы хотим, чтобы при каждом клике на кнопку «Показать график» происходила перерисовка с учётом новых данных. Именно эту функциональность нам осталось запрограммировать.
Шаг 5. Реализуем отрисовку графика при отправке формы
У нас уже есть функция getData()
, которая возвращает данные, и renderChart()
, способная отрисовать график. Осталось только связать их вместе при клике на кнопку «Показать график».
Все поля ввода мы изначально сгруппировали в форму, поэтому будем отслеживать событие submit
, которое произойдёт при отправке. А когда событие сработает, отрисуем график с учётом введённых данных.
const formElement = document.querySelector(`.chart__data`);
formElement.addEventListener(`submit`, (evt) => {
// Отменяем действие по умолчанию — отправку формы на сервер (которого нет)
evt.preventDefault();
// Отрисовываем график
renderChart(getData(inputElements));
// Сбрасываем значения полей ввода
formElement.reset();
});
Готово! Мы создали простой график на Canvas. Его можно доработать, например, добавив проверку на сумму введённых значений, которая по логике должна быть равна 100%, сейчас это правило можно нарушить. Поэкспериментировать с этим и другими улучшениями можно в нашей интерактивной демонстрации.
Полезности
- Canvas tutorial на MDN.
- HTML5 Canvas cheat sheet. Шпаргалка с основными свойствами и методами 2d контекста, разбитыми на категории.
- The HTML5 Canvas Handbook. Справочник по Canvas с примерами.
- 10 крутых примеров работы HTML5 Canvas. Не самые практичные, но иногда это и не главное.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

document.open(), write(), writeln(), close() в браузере: когда можно и когда нельзя
Эти методы управляют потоковой записью HTML прямо в документ. Они удобны во время парсинга страницы, но опасны после загрузки: могут стереть текущее содержимое, блокируют поток, ухудшают производительность и плохо сочетаются с современными практиками. Ниже — безопасные сценарии, риски и актуальные альтернативы.
Функция находится в статусе ограниченной доступности в Baseline.
- 10 августа 2025

Как работает navigator.credentials: API для входа без пароля
navigator.credentials
— это интерфейс Web Authentication API, который позволяет браузеру управлять учётными данными пользователя. С его помощью можно безопасно получать, сохранять и автоматически подставлять данные для входа: пароли, токены или ключи. Это делает процесс аутентификации проще и безопаснее — особенно на сайтах, где важен пользовательский опыт и скорость входа.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2022-07-15
Как это работает
Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
Вы можете запросить сохранённые данные с помощью navigator.credentials.get()
. Например, при загрузке страницы входа можно попытаться автоматически получить логин и пароль пользователя, если он ранее их сохранил:
const cred = await navigator.credentials.get({
password: true,
mediation: 'optional' // чтобы не мешать потоку, если данных нет
});
if (cred) {
console.log('Получен логин:', cred.id);
console.log('Пароль:', cred.password);
// Здесь можно автоматически отправить данные на сервер
}
Если учётные данные доступны, вы можете использовать их для входа без дополнительных действий от пользователя. Это особенно удобно на мобильных устройствах и в приложениях с частыми сессиями.
Можно ли сохранять логин и пароль вручную?
Да, через navigator.credentials.store()
вы можете сохранить учётные данные, которые пользователь только что ввёл:
const cred = new PasswordCredential({
id: 'user@example.com',
password: '12345678'
});
await navigator.credentials.store(cred);
Теперь при следующем визите вы сможете использовать get()
, чтобы получить эти данные без необходимости ручного ввода.
Безопасность
API работает только на HTTPS и требует, чтобы страница была в фокусе. Браузеры могут показывать уведомления, если данные используются без явного действия пользователя — это защита от скрытых запросов.
Поддержка и ограничения
- Поддерживается в Chrome, Edge, Android WebView.
- Safari и Firefox поддерживают только часть API или вовсе не поддерживают.
- Нельзя использовать на сторонних сайтах (только собственный домен).
Это API особенно хорошо подходит для проектов, где важна быстрая авторизация и нет смысла постоянно спрашивать логин-пароль у пользователя.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 3 августа 2025

Как использовать cause для более понятной обработки ошибок в JavaScript
Новое свойство cause
в объекте error
позволяет узнать исходную причину сбоя и облегчить отладку, особенно при повторении ошибок. Оно помогает выстроить цепочку событий и лучше понимать, где возникла проблема. Свойство доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 20 марта 2024 года.
- 3 августа 2025

HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает
HTTP/3 — это новая версия протокола обмена данными между браузером и сервером. В отличие от предыдущих HTTP/1.1 и HTTP/2, он построен поверх протокола QUIC и использует UDP вместо TCP. Это делает соединения быстрее, стабильнее и безопаснее.
HTTP/3 доступен в Baseline в статусе «Newly Available» с 2024-09-16.
Чем HTTP/3 лучше
🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
- Быстрее устанавливается соединение. Больше нет отдельной стадии TLS: всё объединено.
- Меньше задержек. Даже при потере пакета браузер не ждёт восстановления всего потока, как в TCP.
- Устойчивость к переключениям сети. QUIC сохраняет соединение, даже если пользователь, например, переключился с Wi-Fi на LTE.
- Безопасность по умолчанию. Все соединения — только через шифрование (TLS 1.3).
Эти преимущества особенно важны для мобильных пользователей и тех, кто часто сталкивается с нестабильным интернетом.
Как работает
HTTP/3 основан на QUIC — это транспортный протокол от Google, который работает через UDP. Он умеет передавать данные параллельно по разным потокам, не блокируя друг друга при сбоях. QUIC внедрён в современные браузеры и серверные платформы.
Нужно ли что-то делать?
Если вы разработчик сайта или веб-приложения, то скорее всего ничего специально делать не нужно — браузер сам выберет HTTP/3, если сервер его поддерживает. Ваш сайт будет работать быстрее просто потому, что инфраструктура на это перешла.
Если вы настраиваете сервер (например, NGINX или Cloudflare), тогда стоит включить поддержку HTTP/3. На популярных платформах это можно сделать одной строчкой.
Как проверить, используется ли HTTP/3
В Chrome или Edge:
- Откройте DevTools → вкладка Network.
- Перезагрузите страницу.
- Добавьте колонку Protocol (правый клик по шапке таблицы).
- Посмотрите, есть ли
h3
у запросов — это и есть HTTP/3.
Через терминал (если у вас установлен curl):
curl -I --http3 https://example.com
Если сервер не поддерживает HTTP/3, будет ошибка или произойдёт откат на HTTP/2.
Через JavaScript
На уровне кода нельзя напрямую узнать версию протокола, но можно сделать fetch и посмотреть заголовки ответа через инструменты разработчика:
fetch('https://example.com')
.then(response => console.log(response.headers))
А затем проверить в DevTools, какой протокол был использован.
Что важно помнить
- HTTP/3 — это не «фича», которую вы вызываете в коде, а часть транспортного уровня.
- Он поддерживается большинством современных браузеров: Chrome, Firefox, Edge, Safari.
- Но он работает только с HTTPS, как и HTTP/2.
Заключение
HTTP/3 делает интернет быстрее, безопаснее и стабильнее — особенно на слабых сетях и мобильных устройствах. Вам не нужно менять HTML, JavaScript или CSS, чтобы получить преимущество. Главное — чтобы сервер и хостинг поддерживали эту технологию.
Если вы разрабатываете сайт с упором на производительность — убедитесь, что HTTP/3 включён. Это шаг вперёд к более отзывчивым и доступным интерфейсам.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 27 июля 2025

Как работает Map в JavaScript
Коллекция Map
— это встроенный объект JavaScript, предназначенный для хранения пар ключ-значение. Она похожа на обычный объект ({}
), но обладает важными преимуществами:
- Любые типы ключей — строки, числа, объекты, функции.
- Сохранение порядка вставки — перебор идёт в том порядке, в котором вы добавили элементы.
- Удобные методы для работы —
set()
,get()
,has()
,delete()
,clear()
и итерации черезfor...of
.
Эта структура особенно полезна, если вы хотите чётко контролировать порядок элементов и не ограничиваться только строковыми ключами, как в обычных объектах.
Пример: создаём коллекцию и работаем с ней
? Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.
const userInfo = new Map();
userInfo.set('name', 'Алексей'); // строка
userInfo.set(42, 'Число'); // число
userInfo.set(true, 'Булево'); // логическое значение
console.log(userInfo.get(42)); // Выведет: 'Число'
Здесь мы добавили три элемента с разными типами ключей. Именно это отличает Map
от обычного объекта — вы можете использовать, например, ключи-объекты или даже функции:
const objKey = { id: 1 };
const fnKey = () => {};
userInfo.set(objKey, 'объект');
userInfo.set(fnKey, 'функция');
console.log(userInfo.get(objKey)); // 'объект'
Перебор Map
Вы можете пройтись по элементам Map
с помощью for...of
:
for (const [key, value] of userInfo) {
console.log(key, value);
}
Также доступны методы:
map.keys()
— только ключи,map.values()
— только значения,map.entries()
— пары [ключ, значение].
console.log([...userInfo.keys()]); // Все ключи
console.log([...userInfo.values()]); // Все значения
Проверка наличия, удаление и очистка
userInfo.has('name'); // true
userInfo.delete(42); // удаляет элемент с ключом 42
userInfo.clear(); // полностью очищает Map
Отличия от объектов
Особенность | Map | Object |
---|---|---|
Типы ключей | любые | только строки и символы |
Порядок | сохраняется | не гарантирован |
Итерация | проще и более гибкая | требует Object.entries и т. д. |
Производительность | быстрее на больших объёмах | может быть медленнее |
Когда использовать Map
Используйте Map
, если:
- Нужен предсказуемый порядок элементов.
- Ключами должны быть не только строки.
- Нужно часто добавлять, удалять или перебирать элементы.
- Важно избежать конфликтов с ключами вроде
__proto__
илиhasOwnProperty
.
Заключение
Map
— мощная и удобная структура данных, особенно когда работа с обычными объектами становится громоздкой. Она расширяет привычные возможности, делает код чище и понятнее, а также даёт контроль над ключами и порядком. В современном JavaScript Map
— это стандарт, на который стоит ориентироваться в сложных приложениях.
Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.
Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.
- 27 июля 2025

10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик
Консоль разработчика — важный инструмент отладки в JavaScript. С помощью методов console
можно выводить информацию о работе скрипта, отслеживать ошибки, логировать данные и анализировать производительность. В браузере это доступно через панель разработчика (DevTools), обычно на вкладке «Console».
- 18 июля 2025

Оператор ** в JS: возведение в степень
Оператор **
— это современный и лаконичный способ возводить числа в степень в JavaScript.
Он появился в стандарте ECMAScript 2016 и заменил собой более громоздкий вызов Math.pow()
.
Вместо Math.pow(3, 4)
теперь можно написать 3 ** 4
, что читается и набирается проще.
- 25 июня 2025

Полный гайд по объекту Date в JavaScript
Объект Date
позволяет создавать, сравнивать и форматировать дату и время. Используется для отображения текущего времени, вычисления интервалов и работы с таймзонами в веб-приложениях.
Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29
- 25 июня 2025

FormControl и FormGroup в Angular
Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.
Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.
Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.
- 1 июня 2025

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?
Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.
- 25 мая 2025