Canvas API— это интерфейс для отрисовки графики в браузере. С помощью HTML-элемента <canvas> можно создавать холст (именно так canvas переводится с английского) и рисовать графику внутри него с помощью JavaScript-кода.

<canvas id="canvas"></canvas>

Используя Canvas, можно создавать игры, анимацию, графику, обрабатывать изображения и решать другие задачи. В этом туториале мы познакомимся с некоторыми базовыми возможностями Canvas и построим несложный график.

В реальной разработке для создания сложных графиков чаще всего используют специальные библиотеки. Например, Chart.js или подобные. Но они сами в большинстве случаев под капотом работают на Canvas, поэтому полезно понимать, как он устроен.

💫 Научитесь создавать анимации

Приходите на наши курсы — изучите самые популярные и интересные техники для создания эффектов на CSS и JavaScript.

Шаг 1. Напишем разметку

Создание графика начнём, конечно, с разметки. Кроме самого элемента <canvas> мы также сверстаем небольшую форму, которая будет принимать на вход значения. Так мы сможем динамически обновлять график с учётом введённых данных.

<section class="chart">
    <h1 class="chart__title">Популярность языков программирования</h1>

    <form class="chart__data" action="#" method="POST">
      <div class="chart__input-group">
        <label class="chart__label" for="javascript">JavaScript</label>
        <input
          class="chart__input input-field"
          type="number"
          name="javascript"
          id="javascript"
          min="0"
          max="100"
          required
        >
        <span>%</span>
      </div>

      <!-- Остальные поля ввода: PHP и Python -->

      <input
        class="chart__submit-button input-field"
        type="submit"
        value="Показать график"
      >
    </form>

    <div class="chart__canvas-wrapper">
      <canvas id="canvas" width="500" height="250">
        Браузер не поддерживает Canvas
      </canvas>
    </div>
  </section>

На что здесь стоит обратить внимание:

  • Вместо пути в атрибуте action мы оставили заглушку #. В теории нам может понадобится отправить на сервер данные, введённые пользователем, но пока такая задача не стоит.
  • Для каждого поля ввода прописали атрибут name, в котором отражено его назначение. Например, в нашем случае значение javascript поможет нам использовать полученные данные при отрисовке графика.
  • Так как значения в полях ввода должны задаваться в процентах, мы установили диапазон допустимых значений с помощью min и max.
  • Элементу <canvas> прописали размер 500×250 пикселей. По умолчанию он равен 300×150 пикселей.
  • Внутри <canvas> оставили информационное сообщение на случай, если браузер пользователя не поддерживает технологию.

Стилизация элементов будет максимально простой, поэтому не будем её разбирать в рамках туториала. Стили можно посмотреть в файле style.css в интерактивной демонстрации.

Шаг 2. Соберём данные для графика

Прежде чем рисовать график, нам нужно получить данные из формы. Для этого найдём все поля ввода в форме и создадим на основе введённых значений массив объектов с информацией о каждом элементе графика. В нашем случае это будут языки JavaScript, PHP и Python — три объекта.

const COLORS = [
  `#b3d5fc`,
  `#98d9d9`,
  `#ede493`
];

const inputElements = document.querySelectorAll(`.chart__input`);

const getData = (inputElements) => {
  return Array.from(inputElements).map((input, index) => ({
    name: input.name,
    value: input.value,
    color: COLORS[index]
  }));
};

const items = getData(inputElements);

Функция getData() получает на вход коллекцию элементов, преобразует её в массив, а затем на основе каждого элемента создаёт объект с нужными для нашего графика данными: названием (язык программирования), значением (популярность в процентах) и цветом (его будем использовать для рисования столбца на графике).

Для задания цвета мы прибегли к самому примитивному способу — просто завели константу с нужным количеством цветов и присвоили каждому из объектов соответствующий по индексу цвет. В реальной разработке лучше получить цвет другим способом — например, сгенерировать в формате HEX с помощью JavaScript. Тогда получится избежать жёсткой привязки к количеству элементов.

Шаг 3. Подготовим холст

Начнём работу над созданием графика. Из элемента <canvas> можно получить объект, который называется контекстом отрисовки. Объект содержит свойства и методы для рисования, именно с помощью него можно создавать весь контент внутри Canvas, а также манипулировать им. Для получения объекта контекста нужно воспользоваться методом getContext():

const canvas = document.querySelector(`#canvas`);
const ctx = canvas.getContext(`2d`);

В качестве параметра в метод getContext() мы передали значение 2d — это контекст отрисовки для работы с двумерной графикой. Именно его мы будем использовать, но есть и другие — например, webgl для трёхмерной графики.

Шаг 4. Нарисуем график

Свойства и методы контекста отрисовки

Для отрисовки чего-либо на Canvas нужно вызывать соответствующие методы контекста, а для управления параметрами отрисовки — задавать свойства. Мы рассмотрим те из них, которые понадобятся в туториале. Описание остальных можно найти на MDN.

  • fillStyle — свойство определяет цвет заливки элементов. Например, текста или геометрической фигуры.
  • font — свойство задаёт параметры шрифта. Синтаксис такой же, как у CSS-свойства font.
  • fillText(text, x, y) — отрисовывает строку text, начиная с указанных координат. Координата x определяет расстояние от точки отсчёта по горизонтальной оси, а y — по вертикальной. Начало отсчёта холста расположено в левом верхнем углу.
  • fillRect(x, y, width, height) — рисует прямоугольник с заливкой с указанными шириной и высотой, начиная с координат x и y.
  • clearRect(x, y, width, height) — очищает прямоугольник, описанный параметрами. Можно использовать для очистки холста при перерисовке.
  • translate(x, y) — перемещает начало координат холста на x по горизонтали и y по вертикали относительно начального положения.
  • rotate(angle) — поворачивает систему координат по часовой стрелке на указанный угол. Значение задаётся в радианах.
  • save() — сохраняет текущее состояние холста, в том числе заданные свойства (например, fillStyle и font).
  • restore() — применяет сохранённое ранее состояние холста.

Константы и перечисления

Этот пункт можно было бы пропустить и, если нам в коде понадобилось бы значение, например, ширины столбца графика, написать просто 50. Такие числа в программировании называются «магическими» и считаются плохой практикой в реальной разработке. И для этого есть несколько веских причин. Например, если число нужно будет изменить, то это придётся делать в каждом фрагменте программы, где оно используется. А ещё часто из контекста может быть неясно, что это вообще за число. Эту проблему как раз решают константы с понятным названием. Мы будем привыкать сразу писать хороший код, поэтому вынесем все значения в константы. А если несколько констант относятся к одной сущности, объединим их в перечисления.

const MAX_PERCENTAGE = 100;

const Gap = {
  HORIZONTAL: 100,
  VERTICAL: 30
}

const BarCoordinate = {
  INITIAL_X: 80,
  INITIAL_Y: 220
}

const BarSize = {
  MAX_HEIGHT: 190,
  WIDTH: 50
};

const LabelCoordinate = {
  INITIAL_X: 30,
  INITIAL_Y: 70
}

const Font = {
  SIZE: `18px`,
  FAMILY: `Tahoma`
};

Здесь всё, что нам понадобится для рисования графика — начальные координаты элементов, размеры, отступы, параметры шрифта.

Сдвиг системы координат

При отрисовке графика мы будем использовать сочетание методов translate() и rotate():

ctx.translate(0, canvas.height);
ctx.rotate(-Math.PI/2);

Такая комбинация позволяет поменять систему координат по умолчанию, точка отсчёта которой расположена в верхнем левом углу. Код повернёт систему координат на 90 градусов против часовой стрелки и сдвинет вниз на высоту холста. Так она выглядит до и после:

График

Теперь нам нужно воспользоваться методами 2d контекста, которые мы разобрали выше, и нарисовать график на основе данных из формы.

// Получаем на вход items — массив объектов с данными
const renderChart = (items) => {
  // Очищаем всю область холста
  ctx.clearRect(0, 0, canvas.width, canvas.height);

  // Задаём координаты для первого столбца и подписи
  let currentBarX = BarCoordinate.INITIAL_X;
  let currentLabelY = LabelCoordinate.INITIAL_Y;
    // Определяем горизонтальный отступ между соседними столбцами
    const gapBetweenBars = BarSize.WIDTH + Gap.HORIZONTAL;

  // Проходим в цикле по каждому объекту в массиве с данными
  // Для каждого будет нарисован отдельный столбец
  for (const item of items) {
    // Вычисляем высоту столбца с учётом процентов из данных
    const barHeight = (item.value * BarSize.MAX_HEIGHT) / MAX_PERCENTAGE;

    // Задаём цвет заливки любых элементов, которые будут создаваться дальше
    ctx.fillStyle = item.color;
    // Задаём параметры шрифта
    ctx.font = `${Font.SIZE} ${Font.FAMILY}`;
    // Запоминаем текущие параметры холста
    ctx.save();
    // Сдвигаем начало коодинат вниз по оси y на величину canvas.height
    ctx.translate(0, canvas.height);
    // Поворачиваем систему координат на 90 градусов против часовой стрелки
    // Math.PI/2 — перевод 90 градусов в радианы
    ctx.rotate(-Math.PI/2);
    // В изменённой системе координат рисуем текст снизу вверх
    ctx.fillText(item.name.toUpperCase(), LabelCoordinate.INITIAL_X, currentLabelY);
    // Возвращаемся к изначальной системе координат
    ctx.restore();
    // Рисуем столбец
    // Отрицательное значение — отрисовка снизу вверх
    ctx.fillRect(currentBarX, BarCoordinate.INITIAL_Y, BarSize.WIDTH, -barHeight);

    // Для следующего столбца обновляем координаты с учётом отступа
    currentBarX += gapBetweenBars;
    currentLabelY += gapBetweenBars;
  }
};

Вы заметили, что в самом начале мы очистили весь холст? Если этого не сделать, изображения будут накладываться друг на друга. В данном случае такой вариант не подходит, потому что мы хотим, чтобы при каждом клике на кнопку «Показать график» происходила перерисовка с учётом новых данных. Именно эту функциональность нам осталось запрограммировать.

Шаг 5. Реализуем отрисовку графика при отправке формы

У нас уже есть функция getData(), которая возвращает данные, и renderChart(), способная отрисовать график. Осталось только связать их вместе при клике на кнопку «Показать график».

Все поля ввода мы изначально сгруппировали в форму, поэтому будем отслеживать событие submit, которое произойдёт при отправке. А когда событие сработает, отрисуем график с учётом введённых данных.

const formElement = document.querySelector(`.chart__data`);

formElement.addEventListener(`submit`, (evt) => {
  // Отменяем действие по умолчанию — отправку формы на сервер (которого нет)
  evt.preventDefault();

  // Отрисовываем график
  renderChart(getData(inputElements));
  // Сбрасываем значения полей ввода
  formElement.reset();
});

Готово! Мы создали простой график на Canvas. Его можно доработать, например, добавив проверку на сумму введённых значений, которая по логике должна быть равна 100%, сейчас это правило можно нарушить. Поэкспериментировать с этим и другими улучшениями можно в нашей интерактивной демонстрации.

Полезности


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?

Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined. Например:


let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
  

Возможные причины

  • Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
  • Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
  • Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
  • Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.

Шаги по исправлению

1. Проверка объекта перед доступом к свойствам

Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.

if (obj !== undefined && obj !== null) {
    console.log(obj.property);
}

// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
  

2. Инициализация объекта перед использованием

Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.

Неверный код:

let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
  

Исправление:


let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
  

3. Проверка API или данных с сервера

Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.

fetch('https://api.example.com/data')
    .then(response => response.json())
    .then(data => {
        if (data?.user?.name) {
            console.log(data.user.name);
        } else {
            console.error('Данные пользователя отсутствуют');
        }
    });

4. Использование значений по умолчанию

Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.

let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"

5. Отладка с помощью console.log

Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.

console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен 

Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user:

let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null

Исправление:

let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"

Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined или null. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught ReferenceError: variable is not defined»

Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь обратиться к переменной, которая не была объявлена в текущей области видимости. Например:

console.log(myVariable); // Uncaught ReferenceError: myVariable is not defined

Возможные причины

  • Вы пытаетесь обратиться к переменной до ее объявления.
  • Переменная объявлена внутри функции и недоступна за ее пределами.
  • Ошибка в написании имени переменной (опечатка).

Шаги по исправлению

1. Проверка объявления переменной

Убедитесь, что переменная объявлена перед ее использованием.

Неверный код:

console.log(myVariable); // Ошибка

Исправление:

let myVariable = 10;
console.log(myVariable); // 10

2. Правильное определение области видимости переменной

Если переменная объявлена внутри функции, она недоступна за ее пределами.

Неверный код:

function myFunction() {
    let localVariable = "Привет";
}
console.log(localVariable); // Ошибка

Исправление:

function myFunction() {
    let localVariable = "Привет";
    console.log(localVariable); // "Привет"
}
myFunction();

3. Использование глобальных переменных

Если переменная должна быть доступна везде, объявляйте ее глобально (но избегайте этого, если возможно).

let globalVariable = "Глобальная переменная";
function showVariable() {
    console.log(globalVariable);
}
showVariable(); // "Глобальная переменная"

4. Проверка имени переменной на ошибки

Проверьте, нет ли опечаток в имени переменной.

Неверный код:

let myVariable = "Данные";
console.log(myVarible); // Ошибка

Исправление:

let myVariable = "Данные";
console.log(myVariable); // "Данные"

5. Использование typeof для проверки существования переменной

Вы можете использовать оператор typeof, чтобы проверить, объявлена ли переменная.

if (typeof myVariable !== "undefined") {
    console.log(myVariable);
} else {
    console.log("Переменная не определена");
}

Пример из жизни
Вы пишете функцию для проверки данных пользователя:

function checkUser() {
    if (userName) {
        console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
    }
}
checkUser(); // Ошибка: userName не определен

Исправление:

let userName = "Иван";
function checkUser() {
    if (userName) {
        console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
    }
}
checkUser(); // "Добро пожаловать, Иван!"

Итог
Эта ошибка часто возникает из-за опечаток или неверной области видимости. Убедитесь, что переменные объявлены и доступны в нужных местах. Если необходимо, используйте typeof для проверки их существования.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot set property of undefined»

Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь присвоить значение свойству объекта, который не существует (имеет значение undefined или null). Например:

let obj;
obj.property = "value"; // Uncaught TypeError: Cannot set property 'property' of undefined

Возможные причины

  • Объект не был инициализирован.
  • Вы обращаетесь к объекту, который уже удален или еще не создан.
  • Ошибка в цепочке данных, например, промежуточное свойство объекта равно undefined.

Шаги по исправлению

1. Инициализация объекта перед использованием

Убедитесь, что объект объявлен и инициализирован перед тем, как вы присваиваете его свойствам значения. Неверный код:

let obj;
obj.property = "value"; // Ошибка

Исправление:

let obj = {};
obj.property = "value"; // Работает

2. Проверка существования объекта перед доступом

Проверяйте объект на null или undefined, чтобы избежать ошибок. Пример:

let obj;
if (obj) {
    obj.property = "value";
} else {
    console.log("Объект не определен");
}

3. Использование опциональной цепочки

Если ошибка возникает в глубоко вложенных объектах, используйте опциональную цепочку. Пример:

let obj;
obj?.nestedProperty?.subProperty = "value"; // Не вызовет ошибку

4. Проверка асинхронных данных

Если объект формируется после загрузки данных, убедитесь, что данные доступны перед их использованием.

let obj;
setTimeout(() => {
    obj = { property: "value" };
    console.log(obj.property); // Работает
}, 1000);

// Нельзя обращаться к obj до инициализации:
console.log(obj.property); // Ошибка

Пример из жизни
Вы загружаете данные пользователя с сервера и пытаетесь установить свойство объекта:

let user;
user.name = "Иван"; // Ошибка

Исправление:

let user = {};
user.name = "Иван"; // Работает

Итог
Чтобы избежать ошибки «Cannot set property of undefined», убедитесь, что объект существует и инициализирован. Используйте проверки на null, опциональную цепочку или инициализируйте объект перед работой с его свойствами.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught SyntaxError: Unexpected token»

Эта ошибка возникает, когда интерпретатор JavaScript сталкивается с неожиданным токеном (символом) в коде, который нарушает синтаксические правила. Например:

let obj = { key: "value", }; // Uncaught SyntaxError: Unexpected token }

Возможные причины

  • Лишние или пропущенные символы, такие как запятые, точки с запятой, кавычки или скобки.
  • Неправильное использование синтаксиса, например, забытые конструкции или операторы.
  • Смешение разных типов кавычек (например, двойных и одинарных) без соблюдения правил их вложенности.

Шаги по исправлению

1. Проверка корректности синтаксиса

Убедитесь, что все запятые, точки с запятой и кавычки находятся на своих местах. Неверный код:

let obj = { key: "value", }; // Лишняя запятая

Исправление:

let obj = { key: "value" }; // Правильный синтаксис

2. Проверка закрытия скобок

Проверьте, закрыты ли все фигурные, круглые и квадратные скобки. Неверный код:

if (true {
    console.log("Ошибка!");
}

Исправление:

if (true) {
    console.log("Исправлено!");
}

3. Проверка типов кавычек

Не смешивайте одинарные и двойные кавычки. Неверный код:

let str = "Привет'; // Ошибка

Исправление:

let str = "Привет"; // Или let str = 'Привет';

4. Использование отладчика

Откройте консоль браузера или отладчик в вашей IDE, чтобы найти строку с ошибкой. Она будет указана в сообщении об ошибке.

// В консоли может быть указано:
Uncaught SyntaxError: Unexpected token } at script.js:10

Исправьте строку, где произошла ошибка.

5. Проверка работы кода в строгом режиме

Добавьте "use strict"; в начало вашего файла или функции, чтобы браузер проверял ваш код на соответствие строгому синтаксису.

"use strict";
let obj = { key: "value" };
console.log(obj);

Пример из жизни
Вы пытаетесь использовать стрелочную функцию, но забыли закрыть скобки:

const add = (a, b => {
    return a + b;
};

Исправление:

const add = (a, b) => {
    return a + b;
};

Итог
Чтобы избежать ошибок «Unexpected token», всегда проверяйте синтаксис вашего кода на наличие лишних или пропущенных символов, используйте инструменты отладки и следите за правильным использованием конструкций JavaScript.

JS
  • 15 ноября 2024
9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.

Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.

Читать дальше
JS
  • 6 марта 2024
Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023