Canvas API— это интерфейс для отрисовки графики в браузере. С помощью HTML-элемента <canvas> можно создавать холст (именно так canvas переводится с английского) и рисовать графику внутри него с помощью JavaScript-кода.

<canvas id="canvas"></canvas>

Используя Canvas, можно создавать игры, анимацию, графику, обрабатывать изображения и решать другие задачи. В этом туториале мы познакомимся с некоторыми базовыми возможностями Canvas и построим несложный график.

В реальной разработке для создания сложных графиков чаще всего используют специальные библиотеки. Например, Chart.js или подобные. Но они сами в большинстве случаев под капотом работают на Canvas, поэтому полезно понимать, как он устроен.

💫 Научитесь создавать анимации

Приходите на наши курсы — изучите самые популярные и интересные техники для создания эффектов на CSS и JavaScript.

Шаг 1. Напишем разметку

Создание графика начнём, конечно, с разметки. Кроме самого элемента <canvas> мы также сверстаем небольшую форму, которая будет принимать на вход значения. Так мы сможем динамически обновлять график с учётом введённых данных.

<section class="chart">
    <h1 class="chart__title">Популярность языков программирования</h1>

    <form class="chart__data" action="#" method="POST">
      <div class="chart__input-group">
        <label class="chart__label" for="javascript">JavaScript</label>
        <input
          class="chart__input input-field"
          type="number"
          name="javascript"
          id="javascript"
          min="0"
          max="100"
          required
        >
        <span>%</span>
      </div>

      <!-- Остальные поля ввода: PHP и Python -->

      <input
        class="chart__submit-button input-field"
        type="submit"
        value="Показать график"
      >
    </form>

    <div class="chart__canvas-wrapper">
      <canvas id="canvas" width="500" height="250">
        Браузер не поддерживает Canvas
      </canvas>
    </div>
  </section>

На что здесь стоит обратить внимание:

  • Вместо пути в атрибуте action мы оставили заглушку #. В теории нам может понадобится отправить на сервер данные, введённые пользователем, но пока такая задача не стоит.
  • Для каждого поля ввода прописали атрибут name, в котором отражено его назначение. Например, в нашем случае значение javascript поможет нам использовать полученные данные при отрисовке графика.
  • Так как значения в полях ввода должны задаваться в процентах, мы установили диапазон допустимых значений с помощью min и max.
  • Элементу <canvas> прописали размер 500×250 пикселей. По умолчанию он равен 300×150 пикселей.
  • Внутри <canvas> оставили информационное сообщение на случай, если браузер пользователя не поддерживает технологию.

Стилизация элементов будет максимально простой, поэтому не будем её разбирать в рамках туториала. Стили можно посмотреть в файле style.css в интерактивной демонстрации.

Шаг 2. Соберём данные для графика

Прежде чем рисовать график, нам нужно получить данные из формы. Для этого найдём все поля ввода в форме и создадим на основе введённых значений массив объектов с информацией о каждом элементе графика. В нашем случае это будут языки JavaScript, PHP и Python — три объекта.

const COLORS = [
  `#b3d5fc`,
  `#98d9d9`,
  `#ede493`
];

const inputElements = document.querySelectorAll(`.chart__input`);

const getData = (inputElements) => {
  return Array.from(inputElements).map((input, index) => ({
    name: input.name,
    value: input.value,
    color: COLORS[index]
  }));
};

const items = getData(inputElements);

Функция getData() получает на вход коллекцию элементов, преобразует её в массив, а затем на основе каждого элемента создаёт объект с нужными для нашего графика данными: названием (язык программирования), значением (популярность в процентах) и цветом (его будем использовать для рисования столбца на графике).

Для задания цвета мы прибегли к самому примитивному способу — просто завели константу с нужным количеством цветов и присвоили каждому из объектов соответствующий по индексу цвет. В реальной разработке лучше получить цвет другим способом — например, сгенерировать в формате HEX с помощью JavaScript. Тогда получится избежать жёсткой привязки к количеству элементов.

Шаг 3. Подготовим холст

Начнём работу над созданием графика. Из элемента <canvas> можно получить объект, который называется контекстом отрисовки. Объект содержит свойства и методы для рисования, именно с помощью него можно создавать весь контент внутри Canvas, а также манипулировать им. Для получения объекта контекста нужно воспользоваться методом getContext():

const canvas = document.querySelector(`#canvas`);
const ctx = canvas.getContext(`2d`);

В качестве параметра в метод getContext() мы передали значение 2d — это контекст отрисовки для работы с двумерной графикой. Именно его мы будем использовать, но есть и другие — например, webgl для трёхмерной графики.

Шаг 4. Нарисуем график

Свойства и методы контекста отрисовки

Для отрисовки чего-либо на Canvas нужно вызывать соответствующие методы контекста, а для управления параметрами отрисовки — задавать свойства. Мы рассмотрим те из них, которые понадобятся в туториале. Описание остальных можно найти на MDN.

  • fillStyle — свойство определяет цвет заливки элементов. Например, текста или геометрической фигуры.
  • font — свойство задаёт параметры шрифта. Синтаксис такой же, как у CSS-свойства font.
  • fillText(text, x, y) — отрисовывает строку text, начиная с указанных координат. Координата x определяет расстояние от точки отсчёта по горизонтальной оси, а y — по вертикальной. Начало отсчёта холста расположено в левом верхнем углу.
  • fillRect(x, y, width, height) — рисует прямоугольник с заливкой с указанными шириной и высотой, начиная с координат x и y.
  • clearRect(x, y, width, height) — очищает прямоугольник, описанный параметрами. Можно использовать для очистки холста при перерисовке.
  • translate(x, y) — перемещает начало координат холста на x по горизонтали и y по вертикали относительно начального положения.
  • rotate(angle) — поворачивает систему координат по часовой стрелке на указанный угол. Значение задаётся в радианах.
  • save() — сохраняет текущее состояние холста, в том числе заданные свойства (например, fillStyle и font).
  • restore() — применяет сохранённое ранее состояние холста.

Константы и перечисления

Этот пункт можно было бы пропустить и, если нам в коде понадобилось бы значение, например, ширины столбца графика, написать просто 50. Такие числа в программировании называются «магическими» и считаются плохой практикой в реальной разработке. И для этого есть несколько веских причин. Например, если число нужно будет изменить, то это придётся делать в каждом фрагменте программы, где оно используется. А ещё часто из контекста может быть неясно, что это вообще за число. Эту проблему как раз решают константы с понятным названием. Мы будем привыкать сразу писать хороший код, поэтому вынесем все значения в константы. А если несколько констант относятся к одной сущности, объединим их в перечисления.

const MAX_PERCENTAGE = 100;

const Gap = {
  HORIZONTAL: 100,
  VERTICAL: 30
}

const BarCoordinate = {
  INITIAL_X: 80,
  INITIAL_Y: 220
}

const BarSize = {
  MAX_HEIGHT: 190,
  WIDTH: 50
};

const LabelCoordinate = {
  INITIAL_X: 30,
  INITIAL_Y: 70
}

const Font = {
  SIZE: `18px`,
  FAMILY: `Tahoma`
};

Здесь всё, что нам понадобится для рисования графика — начальные координаты элементов, размеры, отступы, параметры шрифта.

Сдвиг системы координат

При отрисовке графика мы будем использовать сочетание методов translate() и rotate():

ctx.translate(0, canvas.height);
ctx.rotate(-Math.PI/2);

Такая комбинация позволяет поменять систему координат по умолчанию, точка отсчёта которой расположена в верхнем левом углу. Код повернёт систему координат на 90 градусов против часовой стрелки и сдвинет вниз на высоту холста. Так она выглядит до и после:

График

Теперь нам нужно воспользоваться методами 2d контекста, которые мы разобрали выше, и нарисовать график на основе данных из формы.

// Получаем на вход items — массив объектов с данными
const renderChart = (items) => {
  // Очищаем всю область холста
  ctx.clearRect(0, 0, canvas.width, canvas.height);

  // Задаём координаты для первого столбца и подписи
  let currentBarX = BarCoordinate.INITIAL_X;
  let currentLabelY = LabelCoordinate.INITIAL_Y;
    // Определяем горизонтальный отступ между соседними столбцами
    const gapBetweenBars = BarSize.WIDTH + Gap.HORIZONTAL;

  // Проходим в цикле по каждому объекту в массиве с данными
  // Для каждого будет нарисован отдельный столбец
  for (const item of items) {
    // Вычисляем высоту столбца с учётом процентов из данных
    const barHeight = (item.value * BarSize.MAX_HEIGHT) / MAX_PERCENTAGE;

    // Задаём цвет заливки любых элементов, которые будут создаваться дальше
    ctx.fillStyle = item.color;
    // Задаём параметры шрифта
    ctx.font = `${Font.SIZE} ${Font.FAMILY}`;
    // Запоминаем текущие параметры холста
    ctx.save();
    // Сдвигаем начало коодинат вниз по оси y на величину canvas.height
    ctx.translate(0, canvas.height);
    // Поворачиваем систему координат на 90 градусов против часовой стрелки
    // Math.PI/2 — перевод 90 градусов в радианы
    ctx.rotate(-Math.PI/2);
    // В изменённой системе координат рисуем текст снизу вверх
    ctx.fillText(item.name.toUpperCase(), LabelCoordinate.INITIAL_X, currentLabelY);
    // Возвращаемся к изначальной системе координат
    ctx.restore();
    // Рисуем столбец
    // Отрицательное значение — отрисовка снизу вверх
    ctx.fillRect(currentBarX, BarCoordinate.INITIAL_Y, BarSize.WIDTH, -barHeight);

    // Для следующего столбца обновляем координаты с учётом отступа
    currentBarX += gapBetweenBars;
    currentLabelY += gapBetweenBars;
  }
};

Вы заметили, что в самом начале мы очистили весь холст? Если этого не сделать, изображения будут накладываться друг на друга. В данном случае такой вариант не подходит, потому что мы хотим, чтобы при каждом клике на кнопку «Показать график» происходила перерисовка с учётом новых данных. Именно эту функциональность нам осталось запрограммировать.

Шаг 5. Реализуем отрисовку графика при отправке формы

У нас уже есть функция getData(), которая возвращает данные, и renderChart(), способная отрисовать график. Осталось только связать их вместе при клике на кнопку «Показать график».

Все поля ввода мы изначально сгруппировали в форму, поэтому будем отслеживать событие submit, которое произойдёт при отправке. А когда событие сработает, отрисуем график с учётом введённых данных.

const formElement = document.querySelector(`.chart__data`);

formElement.addEventListener(`submit`, (evt) => {
  // Отменяем действие по умолчанию — отправку формы на сервер (которого нет)
  evt.preventDefault();

  // Отрисовываем график
  renderChart(getData(inputElements));
  // Сбрасываем значения полей ввода
  formElement.reset();
});

Готово! Мы создали простой график на Canvas. Его можно доработать, например, добавив проверку на сумму введённых значений, которая по логике должна быть равна 100%, сейчас это правило можно нарушить. Поэкспериментировать с этим и другими улучшениями можно в нашей интерактивной демонстрации.

Полезности


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

document.open(), write(), writeln(), close() в браузере: когда можно и когда нельзя

document.open(), write(), writeln(), close() в браузере: когда можно и когда нельзя

Эти методы управляют потоковой записью HTML прямо в документ. Они удобны во время парсинга страницы, но опасны после загрузки: могут стереть текущее содержимое, блокируют поток, ухудшают производительность и плохо сочетаются с современными практиками. Ниже — безопасные сценарии, риски и актуальные альтернативы.

Функция находится в статусе ограниченной доступности в Baseline.

Читать дальше
JS
  • 10 августа 2025
Как работает navigator.credentials: API для входа без пароля

Как работает navigator.credentials: API для входа без пароля

navigator.credentials — это интерфейс Web Authentication API, который позволяет браузеру управлять учётными данными пользователя. С его помощью можно безопасно получать, сохранять и автоматически подставлять данные для входа: пароли, токены или ключи. Это делает процесс аутентификации проще и безопаснее — особенно на сайтах, где важен пользовательский опыт и скорость входа.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2022-07-15

Как это работает

Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

Вы можете запросить сохранённые данные с помощью navigator.credentials.get(). Например, при загрузке страницы входа можно попытаться автоматически получить логин и пароль пользователя, если он ранее их сохранил:

const cred = await navigator.credentials.get({
  password: true,
  mediation: 'optional' // чтобы не мешать потоку, если данных нет
});

if (cred) {
  console.log('Получен логин:', cred.id);
  console.log('Пароль:', cred.password);
  // Здесь можно автоматически отправить данные на сервер
}

Если учётные данные доступны, вы можете использовать их для входа без дополнительных действий от пользователя. Это особенно удобно на мобильных устройствах и в приложениях с частыми сессиями.

Можно ли сохранять логин и пароль вручную?

Да, через navigator.credentials.store() вы можете сохранить учётные данные, которые пользователь только что ввёл:

const cred = new PasswordCredential({
  id: 'user@example.com',
  password: '12345678'
});

await navigator.credentials.store(cred);

Теперь при следующем визите вы сможете использовать get(), чтобы получить эти данные без необходимости ручного ввода.

Безопасность

API работает только на HTTPS и требует, чтобы страница была в фокусе. Браузеры могут показывать уведомления, если данные используются без явного действия пользователя — это защита от скрытых запросов.

Поддержка и ограничения

  • Поддерживается в Chrome, Edge, Android WebView.
  • Safari и Firefox поддерживают только часть API или вовсе не поддерживают.
  • Нельзя использовать на сторонних сайтах (только собственный домен).

Это API особенно хорошо подходит для проектов, где важна быстрая авторизация и нет смысла постоянно спрашивать логин-пароль у пользователя.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

JS
  • 3 августа 2025
Как использовать cause для более понятной обработки ошибок в JavaScript

Как использовать cause для более понятной обработки ошибок в JavaScript

Новое свойство cause в объекте error позволяет узнать исходную причину сбоя и облегчить отладку, особенно при повторении ошибок. Оно помогает выстроить цепочку событий и лучше понимать, где возникла проблема. Свойство доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 20 марта 2024 года.

Читать дальше
JS
  • 3 августа 2025
HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает

HTTP/3: зачем он нужен и как понять, что он работает

HTTP/3 — это новая версия протокола обмена данными между браузером и сервером. В отличие от предыдущих HTTP/1.1 и HTTP/2, он построен поверх протокола QUIC и использует UDP вместо TCP. Это делает соединения быстрее, стабильнее и безопаснее.

HTTP/3 доступен в Baseline в статусе «Newly Available» с 2024-09-16.

Чем HTTP/3 лучше

🚀 Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

  • Быстрее устанавливается соединение. Больше нет отдельной стадии TLS: всё объединено.
  • Меньше задержек. Даже при потере пакета браузер не ждёт восстановления всего потока, как в TCP.
  • Устойчивость к переключениям сети. QUIC сохраняет соединение, даже если пользователь, например, переключился с Wi-Fi на LTE.
  • Безопасность по умолчанию. Все соединения — только через шифрование (TLS 1.3).

Эти преимущества особенно важны для мобильных пользователей и тех, кто часто сталкивается с нестабильным интернетом.

Как работает

HTTP/3 основан на QUIC — это транспортный протокол от Google, который работает через UDP. Он умеет передавать данные параллельно по разным потокам, не блокируя друг друга при сбоях. QUIC внедрён в современные браузеры и серверные платформы.

Нужно ли что-то делать?

Если вы разработчик сайта или веб-приложения, то скорее всего ничего специально делать не нужно — браузер сам выберет HTTP/3, если сервер его поддерживает. Ваш сайт будет работать быстрее просто потому, что инфраструктура на это перешла.

Если вы настраиваете сервер (например, NGINX или Cloudflare), тогда стоит включить поддержку HTTP/3. На популярных платформах это можно сделать одной строчкой.

Как проверить, используется ли HTTP/3

В Chrome или Edge:

  1. Откройте DevTools → вкладка Network.
  2. Перезагрузите страницу.
  3. Добавьте колонку Protocol (правый клик по шапке таблицы).
  4. Посмотрите, есть ли h3 у запросов — это и есть HTTP/3.

Через терминал (если у вас установлен curl):

curl -I --http3 https://example.com

Если сервер не поддерживает HTTP/3, будет ошибка или произойдёт откат на HTTP/2.

Через JavaScript

На уровне кода нельзя напрямую узнать версию протокола, но можно сделать fetch и посмотреть заголовки ответа через инструменты разработчика:

fetch('https://example.com')
  .then(response => console.log(response.headers))

А затем проверить в DevTools, какой протокол был использован.

Что важно помнить

  • HTTP/3 — это не «фича», которую вы вызываете в коде, а часть транспортного уровня.
  • Он поддерживается большинством современных браузеров: Chrome, Firefox, Edge, Safari.
  • Но он работает только с HTTPS, как и HTTP/2.

Заключение

HTTP/3 делает интернет быстрее, безопаснее и стабильнее — особенно на слабых сетях и мобильных устройствах. Вам не нужно менять HTML, JavaScript или CSS, чтобы получить преимущество. Главное — чтобы сервер и хостинг поддерживали эту технологию.

Если вы разрабатываете сайт с упором на производительность — убедитесь, что HTTP/3 включён. Это шаг вперёд к более отзывчивым и доступным интерфейсам.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

JS
  • 27 июля 2025
Как работает Map в JavaScript

Как работает Map в JavaScript

Коллекция Map — это встроенный объект JavaScript, предназначенный для хранения пар ключ-значение. Она похожа на обычный объект ({}), но обладает важными преимуществами:

  • Любые типы ключей — строки, числа, объекты, функции.
  • Сохранение порядка вставки — перебор идёт в том порядке, в котором вы добавили элементы.
  • Удобные методы для работы — set(), get(), has(), delete(), clear() и итерации через for...of.

Эта структура особенно полезна, если вы хотите чётко контролировать порядок элементов и не ограничиваться только строковыми ключами, как в обычных объектах.

Пример: создаём коллекцию и работаем с ней

? Сегодня вам бесплатно доступен тренажёр по HTML и CSS.

const userInfo = new Map();

userInfo.set('name', 'Алексей'); // строка
userInfo.set(42, 'Число');       // число
userInfo.set(true, 'Булево');    // логическое значение

console.log(userInfo.get(42)); // Выведет: 'Число'

Здесь мы добавили три элемента с разными типами ключей. Именно это отличает Map от обычного объекта — вы можете использовать, например, ключи-объекты или даже функции:

const objKey = { id: 1 };
const fnKey = () => {};

userInfo.set(objKey, 'объект');
userInfo.set(fnKey, 'функция');

console.log(userInfo.get(objKey)); // 'объект'

Перебор Map

Вы можете пройтись по элементам Map с помощью for...of:

for (const [key, value] of userInfo) {
  console.log(key, value);
}

Также доступны методы:

  • map.keys() — только ключи,
  • map.values() — только значения,
  • map.entries() — пары [ключ, значение].
console.log([...userInfo.keys()]); // Все ключи
console.log([...userInfo.values()]); // Все значения

Проверка наличия, удаление и очистка

userInfo.has('name'); // true
userInfo.delete(42);  // удаляет элемент с ключом 42
userInfo.clear();     // полностью очищает Map

Отличия от объектов

ОсобенностьMapObject
Типы ключейлюбыетолько строки и символы
Порядоксохраняетсяне гарантирован
Итерацияпроще и более гибкаятребует Object.entries и т. д.
Производительностьбыстрее на больших объёмахможет быть медленнее

Когда использовать Map

Используйте Map, если:

  • Нужен предсказуемый порядок элементов.
  • Ключами должны быть не только строки.
  • Нужно часто добавлять, удалять или перебирать элементы.
  • Важно избежать конфликтов с ключами вроде __proto__ или hasOwnProperty.

Заключение

Map — мощная и удобная структура данных, особенно когда работа с обычными объектами становится громоздкой. Она расширяет привычные возможности, делает код чище и понятнее, а также даёт контроль над ключами и порядком. В современном JavaScript Map — это стандарт, на который стоит ориентироваться в сложных приложениях.

Больше обзоров веб-функций — в телеграм-канале HTML Academy.

Нашли ошибку или опечатку? Напишите нам.

JS
  • 27 июля 2025
10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик

10 приёмов работы с console, которые должен знать каждый разработчик

Консоль разработчика — важный инструмент отладки в JavaScript. С помощью методов console можно выводить информацию о работе скрипта, отслеживать ошибки, логировать данные и анализировать производительность. В браузере это доступно через панель разработчика (DevTools), обычно на вкладке «Console».

Читать дальше
JS
  • 18 июля 2025
Оператор ** в JS: возведение в степень

Оператор ** в JS: возведение в степень

Оператор ** — это современный и лаконичный способ возводить числа в степень в JavaScript. Он появился в стандарте ECMAScript 2016 и заменил собой более громоздкий вызов Math.pow(). Вместо Math.pow(3, 4) теперь можно написать 3 ** 4, что читается и набирается проще.

Читать дальше
JS
  • 25 июня 2025
Полный гайд по объекту Date в JavaScript

Полный гайд по объекту Date в JavaScript

Объект Date позволяет создавать, сравнивать и форматировать дату и время. Используется для отображения текущего времени, вычисления интервалов и работы с таймзонами в веб-приложениях.

Доступно в Baseline в статусе «Widely Available» с 2018-01-29

Читать дальше
JS
  • 25 июня 2025
FormControl и FormGroup в Angular

FormControl и FormGroup в Angular

Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.

Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.

Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.

Читать дальше
JS
  • 1 июня 2025
AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025