Дату основания города принято считать с первого заложенного камня. Начало фронтенд проекта в 2020 можно считать с выполнения npm install. И точно так же, как и в бурно растущем городе, обрастающем как крупными проспектами, так и мелкими переулками, в проект попадают новые пакеты, за которыми следуют пакеты поновее. Вот только если местные жители знают каждую улочку рядом с домом, большинство из нас понятия не имеет, что попадает в папку node_modules/.

Мы можем бесконечно спорить о стилях и архитектуре, но остаёмся беспомощными и беззащитными, когда сборка свежеобновленного проекта падает из-за протеста одного разработчика или же просто из-за ошибки автора пакета. Куда хуже, когда одна из зависимостей оказывается с неприятным сюрпризом в виде бэкдора.

Насколько вкусный сыр в мышеловке?

Программисты очень сильно любят готовый код. Не тот, что они писали ночами к горящему дедлайну (хотя к нему у них тоже отношение по-особому теплое), а тот, который уже давно написан и протестирован кем-то другим, и в довесок усыпан звездочками на гитхабе.

А ещё программисты не любят велосипеды и при первой же возможности переводят их на другой фреймворк или даже язык (но это всё равно байки).

Особенно популярные пакеты кроме уже готового кода предоставляют в подарок пропуск в собственную экосистему, что резко увеличивает шансы найти решение очередной проблемы или нанять разработчика, который уже знаком с немалой частью проекта, описанной в package.json.

Поэтому в теории npm — идеальное место для идеального кода.

Но это не так

Эта фраза вынесена в заголовок и выделена жирным, хотя ни для кого не секрет, что идеального кода там нет, а я просто нагоняю пафос. Однако насколько именно этот код далёк до совершенства и должен ли он к нему стремиться?

Всё же, что не так с нашим списком зависимостей?

Мы теряем контроль

Количество пакетов в node_modules/ уже исчисляется тысячами, порой для этого достаточно установить всего один. Верить в то, что обновление одной библиотеки на n-ном уровне вложенности не уронит проект с каждым выполненным npm install всё труднее. И когда это произойдет, нам останется только смотреть на падающие сборки и комментарии на гитхабе.

Порой необходимая функциональность нашей библиотекой просто не поддерживается. Ещё хуже, если она вообще не входит в планы и/или идеологию ее мейнтейнеров. Остается только заполнять пулреквест, который может так и не попасть в мастер, или делать форк и поддерживать его самостоятельно, теряя плюсы готового кода (кстати, форк почему-то выбирают реже).

Мы грузим слишком много

Мегабайтные бандлы уже не пугают так сильно, как должны. При этом весь код, что туда запакован, не решает всех проблем нашего проекта. Более того, часть кода решает проблемы вообще не нашего проекта. Так как про наши проблемы автор библиотеки не знает, да и знать не должен, за гибкость в использовании приходиться платить лишними килобайтами.

Как сделать лучше?

Подключая новый пакет, стоит понимать, какую именно проблему мы собираемся решить перед тем, как создать несколько новых. Если добавление зависимости обусловлено в основном тем, что про неё много пишут в Твиттере — это плохой подход.

Узнать что именно мы грузим

Код lodash/debounce занимает около 130 строк и поддерживает 3 параметра, про которые в большинстве случаев можно даже и не знать. Этот метод покрывает как можно больше случаев и настолько раздут, что lodash/throttle использует его же. В основной массе проектов потребность в отложенном выполнении кода можно закрыть простой реализацией в 7 строк.

В добавок, кроме действительно полезных функций, lodash предоставляет методы mapfiltersome и многие другим, которые уже давно являются частью JavaScript и неизменно присутствуют в ежегодных топах «10 методов массивов, про которые вы не слышали». Вместо изучения документаций многочисленных библиотек стоит хорошо узнать возможности, предоставляемые браузерами.

Поиск значений через indexOf === -1 легко заменяется на includes/startsWith/endsWith, а вместо lodash/get можно использовать chaining-operator.

Настроить сборщик

Полезно заранее определить внутри команды, какой размер бандла считать приемлемо средним, а какой — неприлично большим, выставив соответствующий бюджет. Для обычных приложений будет более интересна другая характеристика — время загрузки, которую тоже можно ограничить:

"size-limit": [
    {
      "limit": "60 s",
      "path": "dist/app.js"
    }
  ]

Если приложение грузится дольше минуты, мы вовремя узнаем об этом!

Чтобы этот момент не наступал как можно дольше, стоит отслеживать крупные модули с помощью webpack-bundle-analyzer:

Классические локали moment.js, которые высасывают бюджет бандла просто потому, что мы забыли их отключить.

Также некоторые из зависимостей в проекте могут использовать одну и ту же библиотеку, но подключать ее по-разному, из-за чего код в бандле дублируется. Например, один пакет подключает lodash, другой использует lodash-es, в итоге в бандле — оба. Правильно настроив сборщик, можно избавиться от лишних килобайт.

Одна и та же зависимость может подключаться в нескольких версиях, в примере ниже выделены core-js 1.2.7, 2.5.3 и 3.3.4.

Большинство популярных библиотек имеют окно для оптимизаций, которые достаточно просто применить, чтобы минимизировать их вклад в размер бандла. Полный список — в репозитории Google Chrome Labs. Больше советов по увеличению производительности — на канале Ивана Акулова.

Как контролировать список зависимостей?

Стоит признаться самим себе, что нам не нужно столько оболочек и посредников между программистом и кодом.

  • Нам не нужно тянуть весь lodash ради трёх условных функций, две из которых уже являются частью языка.
  • Нам не нужен moment со всеми его зонами только ради того, чтобы посчитать сколько времени прошло между двумя датами.
  • Нам не нужен jQuery для смены классов у нескольких элементов.

И нам точно не нужен лендинг на React.js, просто потому что всё остальное написано на нём же. Конечно, не стоит полностью изолироваться от мира и npm, но стоит чаще задумываться о том, что мы ставим в проект, и действительно ли нужно именно это.

Однако современный JavaScript достаточно выразителен, чтобы заменить им устаревшие библиотеки:

Лоадеры не скроют бесконечную загрузку сайта в метро, а анимации не спрячут «прыгающий» контент. Если продукт не несёт ценности для пользователя, он так и не увидит, насколько плавно организованы переходы между страницами, так как не уйдёт дальше первой.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023