Мы тонем в зависимостях, и нам это нравится
- 10 июля 2020

Дату основания города принято считать с первого заложенного камня. Начало фронтенд проекта в 2020 можно считать с выполнения npm install
. И точно так же, как и в бурно растущем городе, обрастающем как крупными проспектами, так и мелкими переулками, в проект попадают новые пакеты, за которыми следуют пакеты поновее. Вот только если местные жители знают каждую улочку рядом с домом, большинство из нас понятия не имеет, что попадает в папку node_modules/
.
Мы можем бесконечно спорить о стилях и архитектуре, но остаёмся беспомощными и беззащитными, когда сборка свежеобновленного проекта падает из-за протеста одного разработчика или же просто из-за ошибки автора пакета. Куда хуже, когда одна из зависимостей оказывается с неприятным сюрпризом в виде бэкдора.
Насколько вкусный сыр в мышеловке?
Программисты очень сильно любят готовый код. Не тот, что они писали ночами к горящему дедлайну (хотя к нему у них тоже отношение по-особому теплое), а тот, который уже давно написан и протестирован кем-то другим, и в довесок усыпан звездочками на гитхабе.
А ещё программисты не любят велосипеды и при первой же возможности переводят их на другой фреймворк или даже язык (но это всё равно байки).
Особенно популярные пакеты кроме уже готового кода предоставляют в подарок пропуск в собственную экосистему, что резко увеличивает шансы найти решение очередной проблемы или нанять разработчика, который уже знаком с немалой частью проекта, описанной в package.json
.
Поэтому в теории npm — идеальное место для идеального кода.
Но это не так
Эта фраза вынесена в заголовок и выделена жирным, хотя ни для кого не секрет, что идеального кода там нет, а я просто нагоняю пафос. Однако насколько именно этот код далёк до совершенства и должен ли он к нему стремиться?
Всё же, что не так с нашим списком зависимостей?
Мы теряем контроль
Количество пакетов в node_modules/
уже исчисляется тысячами, порой для этого достаточно установить всего один. Верить в то, что обновление одной библиотеки на n-ном уровне вложенности не уронит проект с каждым выполненным npm install
всё труднее. И когда это произойдет, нам останется только смотреть на падающие сборки и комментарии на гитхабе.
Порой необходимая функциональность нашей библиотекой просто не поддерживается. Ещё хуже, если она вообще не входит в планы и/или идеологию ее мейнтейнеров. Остается только заполнять пулреквест, который может так и не попасть в мастер, или делать форк и поддерживать его самостоятельно, теряя плюсы готового кода (кстати, форк почему-то выбирают реже).
Мы грузим слишком много
Мегабайтные бандлы уже не пугают так сильно, как должны. При этом весь код, что туда запакован, не решает всех проблем нашего проекта. Более того, часть кода решает проблемы вообще не нашего проекта. Так как про наши проблемы автор библиотеки не знает, да и знать не должен, за гибкость в использовании приходиться платить лишними килобайтами.
Как сделать лучше?
Подключая новый пакет, стоит понимать, какую именно проблему мы собираемся решить перед тем, как создать несколько новых. Если добавление зависимости обусловлено в основном тем, что про неё много пишут в Твиттере — это плохой подход.
Узнать что именно мы грузим
Код lodash/debounce
занимает около 130 строк и поддерживает 3 параметра, про которые в большинстве случаев можно даже и не знать. Этот метод покрывает как можно больше случаев и настолько раздут, что lodash/throttle
использует его же. В основной массе проектов потребность в отложенном выполнении кода можно закрыть простой реализацией в 7 строк.
В добавок, кроме действительно полезных функций, lodash
предоставляет методы map
, filter
, some
и многие другим, которые уже давно являются частью JavaScript и неизменно присутствуют в ежегодных топах «10 методов массивов, про которые вы не слышали». Вместо изучения документаций многочисленных библиотек стоит хорошо узнать возможности, предоставляемые браузерами.
Поиск значений через indexOf === -1
легко заменяется на includes/startsWith/endsWith
, а вместо lodash/get
можно использовать chaining-operator.
Настроить сборщик
Полезно заранее определить внутри команды, какой размер бандла считать приемлемо средним, а какой — неприлично большим, выставив соответствующий бюджет. Для обычных приложений будет более интересна другая характеристика — время загрузки, которую тоже можно ограничить:
"size-limit": [
{
"limit": "60 s",
"path": "dist/app.js"
}
]
Если приложение грузится дольше минуты, мы вовремя узнаем об этом!
Чтобы этот момент не наступал как можно дольше, стоит отслеживать крупные модули с помощью webpack-bundle-analyzer
:

Классические локали moment.js
, которые высасывают бюджет бандла просто потому, что мы забыли их отключить.
Также некоторые из зависимостей в проекте могут использовать одну и ту же библиотеку, но подключать ее по-разному, из-за чего код в бандле дублируется. Например, один пакет подключает lodash
, другой использует lodash-es
, в итоге в бандле — оба. Правильно настроив сборщик, можно избавиться от лишних килобайт.

Одна и та же зависимость может подключаться в нескольких версиях, в примере ниже выделены core-js 1.2.7, 2.5.3 и 3.3.4.

Большинство популярных библиотек имеют окно для оптимизаций, которые достаточно просто применить, чтобы минимизировать их вклад в размер бандла. Полный список — в репозитории Google Chrome Labs. Больше советов по увеличению производительности — на канале Ивана Акулова.
Как контролировать список зависимостей?
Стоит признаться самим себе, что нам не нужно столько оболочек и посредников между программистом и кодом.
- Нам не нужно тянуть весь
lodash
ради трёх условных функций, две из которых уже являются частью языка. - Нам не нужен
moment
со всеми его зонами только ради того, чтобы посчитать сколько времени прошло между двумя датами. - Нам не нужен jQuery для смены классов у нескольких элементов.
И нам точно не нужен лендинг на React.js, просто потому что всё остальное написано на нём же. Конечно, не стоит полностью изолироваться от мира и npm, но стоит чаще задумываться о том, что мы ставим в проект, и действительно ли нужно именно это.
Однако современный JavaScript достаточно выразителен, чтобы заменить им устаревшие библиотеки:
- GitHub избавился от jQuery, оставив нативные функции и полифилы.
- Недавно вышедший почтовый клиент hey раздаёт обычный HTML, лишь прогрессивно улучшая его.
Лоадеры не скроют бесконечную загрузку сайта в метро, а анимации не спрячут «прыгающий» контент. Если продукт не несёт ценности для пользователя, он так и не увидит, насколько плавно организованы переходы между страницами, так как не уйдёт дальше первой.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Случайное число из диапазона
Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min
до max
. Вот сниппет, который поможет:
function getRandomInRange(min, max) {
return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
- Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число
0.54
. - (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне.
10 - 0 + 1 = 11
. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10). - Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений:
0.54 * 11 = 5.94
. - Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так,
Math.floor(5.94) = 5
. - ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало
min
. Но в нашем примере, так какmin = 0
, это не изменит результат. Пример:5 + 0 = 5
. - Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.
Чтобы протестировать, запустите:
console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
- 7 сентября 2023

В чём разница между var и let
Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var
и let
, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.
var
и let
— это просто два способа объявить переменную. Вот так:
var x = 10;
let y = 20;
Переменная, объявленная через var
, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.
function myFunction() {
var z = 30;
console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError
Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i
осталась в этой функции. Если вы используете var
, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.
Переменные, объявленные с помощью let
доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.
if (true) {
let a = 40;
console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError
В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}
. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.
if (true) {
let blockScoped = "Я виден только здесь";
console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}
// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError
Если переменная j
объявлена в цикле с let
, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.
- 30 августа 2023

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript
Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.
Это можно описать с помощью оператора if
.
let weather = "sunny";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
}
А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.
Этот сценарий можно описать с помощью if-else
.
let weather = "rainy";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
console.log("Возьму зонт");
}
Условный оператор if-else if-else
Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:
И всё это очень легко описывается кодом:
let weather = "sunny";
let time = "morning";
if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
console.log("Еду на машине");
}
Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.
🐈
- 30 августа 2023

Как исправить ошибки SyntaxError в JavaScript
Ошибки SyntaxError появляются, если разработчик нарушил правила синтаксиса JavaScript, например, пропустил закрывающую скобку или точку с запятой. Давайте посмотрим, что означает каждая ошибка и в чём может быть проблема.
- 14 июля 2023

Ошибка TypeError: что это и как её исправить
Ошибки TypeError появляются, когда разработчики пытаются выполнить операцию с неправильным типом данных. Давайте разберём несколько примеров: почему появилась ошибка и как её исправить.
- 7 июля 2023

3 способа объявить функцию в JavaScript
Функции в JavaScript можно объявить тремя способами: через декларативное объявление, функциональное выражение или с помощью стрелок. Звучит сложно, но на самом деле всё совсем не так.
- 30 июня 2023

Как сделать простой слайдер на HTML и JavaScript
Вы сверстали сайт и сделали его красивым с помощью CSS. Осталось добавить интерактива, и можно добавлять проект в портфолио.
«Оживить» на сайте можно что угодно: меню, модальные окна, корзину, пагинацию… В этой статье мы разберём слайдер — посмотрим, как его сделать на чистом JavaScript. Слайдер пригодится для раздела с отзывами, фотографиями сотрудников, изображениями товаров или чего-нибудь ещё — всё зависит только от вашей фантазии и проекта.
☝ Мы покажем лишь один из возможных вариантов. Это не эталонное решение, да в разработке и не бывает единственно верного способа решить задачу. Но код точно работает, поэтому можете скопировать его в свой проект.
- 20 июня 2023

Полезные команды для работы с Node.js
Перед тем как рассматривать полезные команды при работе с Node.js, её необходимо установить.
Команды помогают узнать версию Node.js,
node -h
— показывает список всех доступных команд Node.js.
node -v
, node --version
— показывает установленную версию Node.js.
npm -h
— показывает список всех доступных команд пакетного менеджера npm
.
npm -v
, npm --version
— показывает установленную версию npm
.
Команда npm update npm -g
позволяет обновить версию npm
.
npm list --depth=0
показывает список установленных пакетов.
Команда npm outdated --depth=0
покажет список установленных пакетов, которые требуют обновления. Если все пакеты обновлены, список будет пустым.
npm install package
— позволяет установить любой пакет по его имени. Если при этом к команде добавить префикс -g
пакет будет установлен глобально на весь компьютер.
Команда npm i package
является укороченной альтернативой предыдущей команды.
Если вы хотите установить конкретную версию пакета, воспользуйтесь префиксом @
с номером версии. Например, npm install package@1.0.1
.
npm uninstall package
— удаляет установленный пакет по имени.
Команда npm list package
— покажет версию установленного пакета, а команда npm view package version
— последнюю версию пакета, которая существует.
Для работы с пакетным менеджером также пригодится файл package.json
, который должен лежать в директории, с которой происходит работа в консоли.
Он содержит различные мета-данные, например, имя проекта, версия, описания и автор. Также он содержит список зависимостей, которые будут установлены, если вызвать из этой папки команду npm install
.
Кроме этого он ещё имеет скрипты, которые вызывают другие команды консоли. Например, для этого файла вызов команды npm start
вызовет запуск задачи Grunt с именем dev
. А команда npm run build
вызовет скрипт build
, который запустит задачу в Grunt с именем build
.
Во время работы часто возникает необходимость установить некоторые пакеты. Если установить пакет с префиксом --save
, то он автоматически запишется в package.json
в раздел dependencies
. Такая же команда с префиксом --save-dev
запишет пакет в раздел devDependencies
.
Что такое nvm
nvm (илиNode Version Manager) — утилита, которая позволяет быстро менять версии Node.js.
Чтобы её установить, достаточно запустить скрипт
curl -o- https://raw.githubusercontent.com/creationix/nvm/v0.31.0/install.sh | bash
Теперь можно установить последнюю версию Node.js, например,5.0
с помощью команды nvm install 5.0
. Чтобы начать использовать её, введите команду nvm use 5.0
. Таким образом, можно быстро переключаться между версиями, например, для тестирования.
- 8 июня 2023

Как составлять регулярные выражения
Регулярное выражение — это последовательность символов (селекторов). Оно используется для поиска и обработки строк, слов, чисел и других текстовых данных.
Регулярные выражения выручают при решении разных задач. Например, с их помощью легко искать и менять строки в коде. Но чаще всего регулярные выражения используют для валидации форм. Давайте посмотрим, как это делать.
- 5 июня 2023

Проверка типа интерфейса в TypeScript
Проверка типов интерфейса — одна из ключевых возможностей TypeScript. Она помогает убедиться, что объект или класс содержат необходимый набор свойств и методов, указанных в интерфейсе. Благодаря проверке типов вы можете писать более надёжный код, ведь часть ошибок будет найдена ещё на этапе компиляции.
- 30 мая 2023