Всё, что находится в оперативной памяти компьютера и относится к работе программы, можно назвать состоянием приложения. Приложения могут быть составлены из блоков, модулей и компонентов. У каждого блока может быть своё собственное состояние. У выпадающего списка собственным можно считать состояние признака видимости опций. Это следствие того, что пока значение выпадающего списка не поменялось, поведение остальных частей приложения не изменится.

Глобальное состояние приложения — это часть состояния приложения, которое используется, учитывается и изменяется в разных частях, модулях, компонентах этого приложения.

Будем считать, что остальные части приложения меняют свое поведение в зависимости от того, какой пункт списка выбран. Это и есть пример глобального состояния.

Глобальное состояние должно быть доступно из любой части приложения, а при его изменении компоненты приложения должны произвести необходимые вычисления. Следовательно, нам необходимо правильно управлять глобальным состоянием.


Из чего состоит Flux-архитектура

Оглядимся вокруг и посмотрим на объекты материального мира. Взять хотя бы котика. Он разбудит хозяина, когда голодный. Он наступит на клавиатуру, если хочет, чтобы с ним поиграли. Он гуляет сам по себе.

Действия котика и его состояние составляют сущность его существа. Мы можем смоделировать такое поведение и в наших программах с помощью компонентов. Каждый компонент содержит необходимые данные и определяет методы их изменения. Такой компонентный подход может быть реализован в архитектуре MVC.

Когда объектов становится много, наступает хаос. В программе так тоже бывает. Когда компонентов в архитектуре MVC много, и каждый из них что-то сообщает остальным, а все в ответ на это что-то изменяют в своих состояниях и снова сообщают об этом другим компонентам — наступает хаос. А всё потому что у каждого компонента хранится часть состояния, которая важна не только ему, но и другим компонентам.

Во Flux-архитектуре такое глобальное состояние предложено вынести в хранилища, отделить его от компонентов. А изменение состояния производить через специальные ворота, называемые диспетчерами. В этом случае поток управления меняет направление: изменение состояния переходит от представлений к диспетчеру, а новое состояние предоставляется всем представлениям сразу.

Во Flux-архитектуре состояние является общим для многих представлений.

Вот небольшая иллюстрация этой идеи. В хранилище можно сохранить список сообщений с признаками — название чата и флаг «прочтено».

  • Одно представление может выбирать из этого списка и агрегировать только названия чатов — это будет компонент Chats.
  • Второе представление может выбирать и подсчитывать из этого списка количество непрочитанных сообщений для каждого чата и изображать бейджик.
  • Третье представление может фильтровать сообщения одного из чатов и показывать их, и это будет Messages компонент.

При этом, если пользователь отметит, что сообщения в конкретном чате «прочитаны», соседние представления обновятся не потому что их уведомил компонент Messages, а потому что изменилось глобальное состояние приложения.

Что такое Redux?

Flux-архитектура — это идея. Идею можно реализовать разными способами, и один из них — Redux.

Redux — это реализация Flux на JavaScript. Эту реализацию удобно применять в веб-приложениях для управления общим глобальным состоянием. У неё есть специальная привязка для использования с React, о которой мы поговорим позднее.

Redux удобно использовать, когда

  • Требуется синхронизировать состояние между многими компонентами;
  • Постоянно приходится контролировать изменение состояния во времени — time travel debug;
  • Приходится перехватывать и вмешиваться в процесс изменения состояния используя middleware.

Использовать Redux можно и в vanila javascript приложениях. Для этого надо подключить библиотеку, например, из CDN.

Познакомимся поближе с составными частями Redux.


Анатомия Redux — action, store, reducer, dispatch.

В этом разделе соберём небольшое приложение, чтобы посмотреть на то, как части Redux взаимодействуют между собой. Предположим, нашему приложению требуется следить за нажатиями мыши на экране и вести журнал.

Action

Как и в оригинальной идее Flux, у Redux есть понятие действия — ActionAction это обычный объект JavaScript. Этот объект попадается на глаза разработчику дважды. В первый раз, когда JavaScript реагирует на событие, а во второй раз, когда сведения из объекта встраиваются в хранилище.

В нашем приложении объект, описывающий действие, будет содержать дату, время и координаты мыши. Этот объект можно создать с помощью функции-фабрики.

const MOUSE_CLICK = "MOUSE_CLICK";

function createMouseClickAction(evt) {
  return {
    type: MOUSE_CLICK,
    payload: {
      time: new Date().toISOString(),
      clientX: evt.clientX,
      clientY: evt.clientY,
    }
  }
}

reducer

Написанная нами функция createMouseClickAction возвращает объект с двумя полями — type и payload. Мы можем использовать полученный объект, чтобы обновить наш список. Реализуем это обновление в специальной функции. Допустим, что в параметрах она будет получать текущий список и наш объект и добавлять payload в конец списка.

function reducer(state=[], action){
  if(action.type === MOUSE_CLICK){
    const newState = [...state];
    newState.push(action.payload);
    return newState;
  }
  return state;
}

Мы назвали функцию обновления состояния reducer, но это просто дань традиции. Всё же функция имеет определенные особенности. Она

  • Не обновляет полученный массив, а копирует его;
  • Проверяет тип аргумента action;
  • Возвращает исходное состояние, если action не понятен.

store

В составе библиотеки redux.js есть функция создания хранилища createStore. Используем её для создания хранилища и подключим к нему несколько представлений, которые создадим такой функцией.

function createView(element){
  store.subscribe(()=>{
    element.innerHTML = '';
    const state = store.getState();
    state.forEach((e)=>{
      const li = document.createElement('li');
      li.innerText = `time: ${e.time}, x: ${e.clientX}, y: ${e.clientY}`;
      element.appendChild(li);
    });
  });
}

dispatch

Закончим приложение определением обработчика click. В нём мы будем использовать ещё одну составляющую часть Redux — dispatch — именно этот метод позволяет отправить действие диспетчеру и изменить состояние приложения.

document.addEventListener('click',(evt) => {
  store.dispatch(createMouseClickAction(evt));
})

На этом приложение закончено. Работающий пример и полный код примера можно найти на JSFiddle.

Всё то же самое, но в связке с React

Redux создавали для использования вместе с React, а сама связка помещена создателями в пакет react-redux. В нём содержатся сервисные функции для удобства использования store.subscribestore.dispatch. Доступны два стиля их использования:

  • Функция connect создает обертку вокруг вашего компонента и подключает его к хранилищу.
  • Хуки useDispatch, useSelector делают ту же работу, но для функциональных компонентов.

Реализуем в React ту же функциональность, что и в предыдущем разделе. Дополнительно нам потребуется библиотека react-redux.

Функции createMouseClickAction и reducer остаются без изменений.

Вместо createView мы создадим компонент View:

const itemToString = (item)=>`time:${item.time}, x: ${item.clientX}, y: ${item.clientY}`;

const View=()=>{
  const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
  return (<ul>
    {state.map((item)=>(<li key={item.time}>{itemToString(item)}</li>))}
  </ul>)
}

В этом коде сравните строки

const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
const state = store.getState();

из предыдущего примера.

Вместо прямого подключения обработчика событий используем useEffect для своевременного снятия обработчика.

const App = ()=>{
  const dispatch = ReactRedux.useDispatch();
  React.useEffect(()=>{
    const handleClick = (evt)=>{
      dispatch(createMouseClickAction(evt));
    }
    document.addEventListener('click', handleClick);
    return ()=>{
      document.removeEventListener('click', handleClick);
    };
  });
  return (<div className="container">
    <View/>
    <View/>
  </div>);
}

Обратите внимание на способ получения функции dispatch.

Функции useSelector и useDispatch могут выполнять свою роль, только если мы правильно присоединим React-приложение к хранилищу store нашего Redux.

Вы помните, что в предыдущем приложении мы создавали хранилище так:

const store = Redux.createStore(reducer).

В этот раз ничего не поменялось. А вот созданное хранилище мы подключим к приложению React с помощью ReactRedux.Provider.

ReactDOM.render(
  (<ReactRedux.Provider store={store}>
    <App />
  </ReactRedux.Provider>),
  document.querySelector("#root")
 )

На этом всё — мы сделали такое же приложение, только на React. Собранное работающее приложение можно найти на JSFiddle.

В качестве самостоятельной работы попробуйте модифицировать пример так, чтобы в левой части страницы перечислялись записи от нажатии мыши в левой части экрана, а в правом view — правые клики.


Альтернативы Redux

Redux — далеко не единственная возможность управления глобальным состоянием.

В банковском приложении один из атрибутов глобального состояния — баланс клиентского счета. Очевидно, что источник этого значения не может находиться на стороне браузера, потому что правильное значение баланса — ответственность банковского сервера.

Правильно ли использовать в таком случае использовать Redux для хранения остатков по счетам? Похоже, что нет.

Redux — не лучшее решение для ситуации, когда глобальное состояние — более глобальное, чем окно браузера.

Поэтому следует знать о альтернативных возможностях управления состоянием

  • Mobx — скрывает функциональное программирование для управления состоянием
  • SWR — реализует стратегию кеширования по HTTP RFC 5861
  • GraphQL — язык и его реализация для запросов данных с сервера
  • И некоторые другие варианты.

Выбирайте с умом и используйте тот способ, который лучше подходит для ваших задач.

⭐ Научитесь собирать интерфейсы с нуля в экосистеме React и создавать интерактивные React-компоненты на профессиональном онлайн-курсе.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023