Как работать с Redux
- 19 февраля 2022
Всё, что находится в оперативной памяти компьютера и относится к работе программы, можно назвать состоянием приложения. Приложения могут быть составлены из блоков, модулей и компонентов. У каждого блока может быть своё собственное состояние. У выпадающего списка собственным можно считать состояние признака видимости опций. Это следствие того, что пока значение выпадающего списка не поменялось, поведение остальных частей приложения не изменится.
Глобальное состояние приложения — это часть состояния приложения, которое используется, учитывается и изменяется в разных частях, модулях, компонентах этого приложения.
Будем считать, что остальные части приложения меняют свое поведение в зависимости от того, какой пункт списка выбран. Это и есть пример глобального состояния.
Глобальное состояние должно быть доступно из любой части приложения, а при его изменении компоненты приложения должны произвести необходимые вычисления. Следовательно, нам необходимо правильно управлять глобальным состоянием.
Из чего состоит Flux-архитектура
Оглядимся вокруг и посмотрим на объекты материального мира. Взять хотя бы котика. Он разбудит хозяина, когда голодный. Он наступит на клавиатуру, если хочет, чтобы с ним поиграли. Он гуляет сам по себе.
Действия котика и его состояние составляют сущность его существа. Мы можем смоделировать такое поведение и в наших программах с помощью компонентов. Каждый компонент содержит необходимые данные и определяет методы их изменения. Такой компонентный подход может быть реализован в архитектуре MVC.
Когда объектов становится много, наступает хаос. В программе так тоже бывает. Когда компонентов в архитектуре MVC много, и каждый из них что-то сообщает остальным, а все в ответ на это что-то изменяют в своих состояниях и снова сообщают об этом другим компонентам — наступает хаос. А всё потому что у каждого компонента хранится часть состояния, которая важна не только ему, но и другим компонентам.
Во Flux-архитектуре такое глобальное состояние предложено вынести в хранилища, отделить его от компонентов. А изменение состояния производить через специальные ворота, называемые диспетчерами. В этом случае поток управления меняет направление: изменение состояния переходит от представлений к диспетчеру, а новое состояние предоставляется всем представлениям сразу.

Во Flux-архитектуре состояние является общим для многих представлений.
Вот небольшая иллюстрация этой идеи. В хранилище можно сохранить список сообщений с признаками — название чата и флаг «прочтено».
- Одно представление может выбирать из этого списка и агрегировать только названия чатов — это будет компонент Chats.
- Второе представление может выбирать и подсчитывать из этого списка количество непрочитанных сообщений для каждого чата и изображать бейджик.
- Третье представление может фильтровать сообщения одного из чатов и показывать их, и это будет Messages компонент.
При этом, если пользователь отметит, что сообщения в конкретном чате «прочитаны», соседние представления обновятся не потому что их уведомил компонент Messages, а потому что изменилось глобальное состояние приложения.
Что такое Redux?
Flux-архитектура — это идея. Идею можно реализовать разными способами, и один из них — Redux.
Redux — это реализация Flux на JavaScript. Эту реализацию удобно применять в веб-приложениях для управления общим глобальным состоянием. У неё есть специальная привязка для использования с React, о которой мы поговорим позднее.
Redux удобно использовать, когда
- Требуется синхронизировать состояние между многими компонентами;
- Постоянно приходится контролировать изменение состояния во времени — time travel debug;
- Приходится перехватывать и вмешиваться в процесс изменения состояния используя middleware.
Использовать Redux можно и в vanila javascript приложениях. Для этого надо подключить библиотеку, например, из CDN.
Познакомимся поближе с составными частями Redux.
Анатомия Redux — action, store, reducer, dispatch.
В этом разделе соберём небольшое приложение, чтобы посмотреть на то, как части Redux взаимодействуют между собой. Предположим, нашему приложению требуется следить за нажатиями мыши на экране и вести журнал.
Action
Как и в оригинальной идее Flux, у Redux есть понятие действия — Action
. Action
это обычный объект JavaScript. Этот объект попадается на глаза разработчику дважды. В первый раз, когда JavaScript реагирует на событие, а во второй раз, когда сведения из объекта встраиваются в хранилище.
В нашем приложении объект, описывающий действие, будет содержать дату, время и координаты мыши. Этот объект можно создать с помощью функции-фабрики.
const MOUSE_CLICK = "MOUSE_CLICK";
function createMouseClickAction(evt) {
return {
type: MOUSE_CLICK,
payload: {
time: new Date().toISOString(),
clientX: evt.clientX,
clientY: evt.clientY,
}
}
}
reducer
Написанная нами функция createMouseClickAction
возвращает объект с двумя полями — type
и payload
. Мы можем использовать полученный объект, чтобы обновить наш список. Реализуем это обновление в специальной функции. Допустим, что в параметрах она будет получать текущий список и наш объект и добавлять payload в конец списка.
function reducer(state=[], action){
if(action.type === MOUSE_CLICK){
const newState = [...state];
newState.push(action.payload);
return newState;
}
return state;
}
Мы назвали функцию обновления состояния reducer
, но это просто дань традиции. Всё же функция имеет определенные особенности. Она
- Не обновляет полученный массив, а копирует его;
- Проверяет тип аргумента
action;
- Возвращает исходное состояние, если
action
не понятен.
store
В составе библиотеки redux.js
есть функция создания хранилища createStore
. Используем её для создания хранилища и подключим к нему несколько представлений, которые создадим такой функцией.
function createView(element){
store.subscribe(()=>{
element.innerHTML = '';
const state = store.getState();
state.forEach((e)=>{
const li = document.createElement('li');
li.innerText = `time: ${e.time}, x: ${e.clientX}, y: ${e.clientY}`;
element.appendChild(li);
});
});
}
dispatch
Закончим приложение определением обработчика click
. В нём мы будем использовать ещё одну составляющую часть Redux — dispatch
— именно этот метод позволяет отправить действие диспетчеру и изменить состояние приложения.
document.addEventListener('click',(evt) => {
store.dispatch(createMouseClickAction(evt));
})
На этом приложение закончено. Работающий пример и полный код примера можно найти на JSFiddle.
Всё то же самое, но в связке с React
Redux создавали для использования вместе с React, а сама связка помещена создателями в пакет react-redux. В нём содержатся сервисные функции для удобства использования store.subscribe
, store.dispatch
. Доступны два стиля их использования:
- Функция
connect
создает обертку вокруг вашего компонента и подключает его к хранилищу. - Хуки
useDispatch, useSelector
делают ту же работу, но для функциональных компонентов.
Реализуем в React ту же функциональность, что и в предыдущем разделе. Дополнительно нам потребуется библиотека react-redux
.
Функции createMouseClickAction
и reducer
остаются без изменений.
Вместо createView
мы создадим компонент View:
const itemToString = (item)=>`time:${item.time}, x: ${item.clientX}, y: ${item.clientY}`;
const View=()=>{
const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
return (<ul>
{state.map((item)=>(<li key={item.time}>{itemToString(item)}</li>))}
</ul>)
}
В этом коде сравните строки
const state = ReactRedux.useSelector((state)=>state);
const state = store.getState();
из предыдущего примера.
Вместо прямого подключения обработчика событий используем useEffect
для своевременного снятия обработчика.
const App = ()=>{
const dispatch = ReactRedux.useDispatch();
React.useEffect(()=>{
const handleClick = (evt)=>{
dispatch(createMouseClickAction(evt));
}
document.addEventListener('click', handleClick);
return ()=>{
document.removeEventListener('click', handleClick);
};
});
return (<div className="container">
<View/>
<View/>
</div>);
}
Обратите внимание на способ получения функции dispatch
.
Функции useSelector
и useDispatch
могут выполнять свою роль, только если мы правильно присоединим React-приложение к хранилищу store
нашего Redux.
Вы помните, что в предыдущем приложении мы создавали хранилище так:
const store = Redux.createStore(reducer)
.
В этот раз ничего не поменялось. А вот созданное хранилище мы подключим к приложению React с помощью ReactRedux.Provider
.
ReactDOM.render(
(<ReactRedux.Provider store={store}>
<App />
</ReactRedux.Provider>),
document.querySelector("#root")
)
На этом всё — мы сделали такое же приложение, только на React. Собранное работающее приложение можно найти на JSFiddle.
В качестве самостоятельной работы попробуйте модифицировать пример так, чтобы в левой части страницы перечислялись записи от нажатии мыши в левой части экрана, а в правом view — правые клики.
Альтернативы Redux
Redux — далеко не единственная возможность управления глобальным состоянием.
В банковском приложении один из атрибутов глобального состояния — баланс клиентского счета. Очевидно, что источник этого значения не может находиться на стороне браузера, потому что правильное значение баланса — ответственность банковского сервера.
Правильно ли использовать в таком случае использовать Redux для хранения остатков по счетам? Похоже, что нет.
Redux — не лучшее решение для ситуации, когда глобальное состояние — более глобальное, чем окно браузера.
Поэтому следует знать о альтернативных возможностях управления состоянием
Mobx
— скрывает функциональное программирование для управления состояниемSWR
— реализует стратегию кеширования по HTTP RFC 5861GraphQL
— язык и его реализация для запросов данных с сервера- И некоторые другие варианты.
Выбирайте с умом и используйте тот способ, который лучше подходит для ваших задач.
⭐ Научитесь собирать интерфейсы с нуля в экосистеме React и создавать интерактивные React-компоненты на профессиональном онлайн-курсе.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство
Angular развивается стремительно, и с выходом версии 18 появились новые возможности, которые разработчики могут использовать в своей работе. Одним из ключевых изменений в Angular 18 стало удаление традиционного файла app.module.ts — ему на смену пришли standalone-компоненты. Если вы только начинаете работать с Angular или переходите с более ранней версии, это пошаговое руководство поможет вам разобраться в базовых принципах компонентов в Angular 18. Независимо от вашего уровня — новичок вы или опытный разработчик — этот туториал покажет, как создавать, управлять и эффективно использовать компоненты в Angular.
- 19 мая 2025

Полное руководство по Angular @if
Одно из самых заметных нововведений в Angular — это встроенный синтаксис для управляющих конструкций, который появился в версии 17. Он решает одну из самых частых задач, с которой сталкивается каждый разработчик: показывать или скрывать элементы на странице в зависимости от условия. Раньше для этого использовали привычную структурную директиву *ngIf
. Теперь у нас есть более современная альтернатива — синтаксис @if
, часть нового подхода к управлению шаблоном.
В этом гайде мы сравним оба варианта, разберёмся, чем @if
лучше, и покажем, как можно перейти на него автоматически. Также поговорим об одной распространённой ошибке — о том, как не стоит использовать @if
вместе с пайпом async
.
- 18 мая 2025

Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки
Модули — один из ключевых инструментов Angular для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. В этой статье мы подробно рассмотрим:
- что такое модули в Angular;
- зачем они нужны;
- как их использовать для структурирования кода;
- как реализовать «ленивую» загрузку модулей;
- и чем отличаются Feature, Core и Shared модули.
Если вы только начинаете изучать Angular или хотите углубить свои знания, эта статья поможет вам лучше понять, как правильно организовать архитектуру Angular-приложения.
- 12 мая 2025

Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl
Директива RouterLink
позволяет настраивать переходы между маршрутами прямо в шаблоне Angular. А методы Router.navigate
и Router.navigateByUrl
, доступные в классе Router
, дают возможность управлять навигацией программно — прямо из кода компонентов.
Разберёмся, как работают RouterLink
, Router.navigate
и Router.navigateByUrl
.
- 11 мая 2025

Полное руководство по Lazy Loading в Angular
Если вы создаёте большое Angular-приложение, вам наверняка важно, чтобы оно загружалось быстро. Представьте, что вы устраиваете вечеринку и хотите подавать закуски не сразу, а по мере прихода гостей, чтобы не перегрузить кухню. «Ленивая» загрузка в Angular работает примерно так же: вместо того чтобы загружать всё приложение целиком сразу, вы подгружаете только те части, которые нужны — и только когда они нужны.
В этом пошаговом руководстве мы разберём, как реализовать lazy loading в Angular.
- 10 мая 2025

Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд
Иногда страницу нужно просто перезагрузить. Полностью. Не компонент, не блок, а именно целиком. Без обсуждений, без лишней логики. Например, чтобы:
- экран с результатами обновлялся каждые 10 секунд;
- интерфейс на стенде показывал последние данные без кнопок;
- страницы в интранете не устаревали, пока никто не смотрит.
Это можно сделать в любой связке: HTML, JS, Python, PHP, Go, Node.js — не важно. Ну и если говорить совсем прямо, то совсем разных способов всего три, а остальное просто вариации.
- 5 мая 2025

Поиск с конца массива в JavaScript: findLast и findLastIndex в JavaScript
С недавних пор в JavaScript появились два полезных метода для массивов: findLast
и findLastIndex
. Они делают то же, что и привычные find
и findIndex
, только проходят массив с конца.
- 5 мая 2025

Vite 6: Новый этап в развитии фронтенд-разработки
Vite — это современный инструмент сборки, который значительно ускоряет процесс разработки фронтенда, благодаря своим невероятно быстрым и удобным функциям. И вот, наконец, вышел новый релиз Vite 6, который приносит массу улучшений и новых возможностей для разработчиков. Давайте посмотрим, что нового появилось в Vite 6 и как это может повлиять на вашу работу.
- 16 января 2025

Всё, что нужно знать о работе с API в JavaScript: пошаговый разбор
Работа с API — это основа веб-разработки. Если вы хотите получать данные с сервера, отправлять информацию или взаимодействовать с внешними сервисами (например, картами Google, платёжными системами или погодными сервисами), вам не обойтись без этого навыка. Разберём работу с API на практике: от базовых запросов до обработки ошибок и аутентификации.
- 14 января 2025
Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?
Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined
. Например:
let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
Возможные причины
- Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
- Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
- Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
- Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.
Шаги по исправлению
1. Проверка объекта перед доступом к свойствам
Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.
if (obj !== undefined && obj !== null) {
console.log(obj.property);
}
// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
2. Инициализация объекта перед использованием
Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.
Неверный код:
let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
Исправление:
let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
3. Проверка API или данных с сервера
Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.
fetch('https://api.example.com/data')
.then(response => response.json())
.then(data => {
if (data?.user?.name) {
console.log(data.user.name);
} else {
console.error('Данные пользователя отсутствуют');
}
});
4. Использование значений по умолчанию
Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.
let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"
5. Отладка с помощью console.log
Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.
console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен
Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user
:
let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null
Исправление:
let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"
Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined
или null
. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.
- 15 ноября 2024