Математика для программиста
- 14 сентября 2017
Спрашивает нас Антон: нужна ли математика программисту? Антон, нужна. А, кроме неё, нужна сферическая геометрия, география, музыка и банковское дело. И я сейчас не шучу.
Дело в том, что программисты редко решают задачи для самих себя: мы работаем в банковских сервисах, сервисах бронирования отелей, картографических сервисах и прочих Яндекс.Почтах. Получается, что мы решаем задачи наших пользователей.
Для решения чисто программистских задач у нас есть алгоритмы и паттерны: если посмотреть на код интернет-магазина цветов и банковского сайта он будет очень похож. Будут использоваться одинаковые условия, одинаковые циклы и даже паттерн MVC будет один и тот же.
Важнее то, что стоит за этими вещами: понимание как работает система в целом. Если посмотреть на вещи с этой стороны, то станет понятно, что программист — это младший специалист в области, в которой работает сайт.
Ещё пять лет назад Артём Поликарпов доказал, что каждый фронтендер немного дизайнер. Нам нужно понимать как устроены шрифты: что такое гротеск, чем он отличается от антиквы, что такое интерлиньяж, кернинг, разрядка, капитель. Понимать, что такое сетки и что такое композиция. Кроме этого, разбираться в UX — мы должны знать что такое оптимистичный UI, где поставить прелоадер и зачем это всё нужно пользователю.
Но быть только дизайнером — мало. Дело в том, что пользователи взаимодействуют с нашими сайтами: в интернет-магазинах они вводят данные своих банковских карт, на картографических сервисах прокладывают маршруты и измеряют расстояния, на музыкальных сайтах они транспонируют тональность песен и настраивают гитару по тюнеру. И всё это должен кто-то запрограммировать. Получается, что у программиста должны быть специальные знания.
Например, правильность номера банковской карты определяется по алгоритму Луна — это теория кодирования.
Чтобы найти расстояние между двумя точками на карте, заданными широтой и долготой, нужно воспользоваться формулой дуги большого круга — это сферическая геометрия. Ещё этой формулой очень часто пользуются в морской навигации.
С картами, вообще, связано очень много интересного. Например, Яндекс.Карты используют эллиптическую проекцию Меркатора, а все остальные географические сервисы — сферическую, поэтому если вы захотите наложить слой Яндекс.Пробок на любую другую карту у вас не сойдутся улицы и вам нужно будет знать, как трансформировать одну проекцию в другую.
Кстати, о трансформациях. Помните CSS-фильтр matrix
? Те самые числа в странном порядке, которые непонятно как влияют на поведение вашего блока? Это матрицы перехода из линейной алгебры. Если разобраться что такое матрицы и как перемножать их между собой, то вы сможете очень эффективно писать трансформации не пользуясь алиасами.
.neo {
transform: matrix(0, -1, 1, 0, 50px, 50px);
}
С кругозором понятно — изучайте всё, что хотите, потому что в любом случае это вам пригодится. Но есть ли какая-то общая область, которая нужна всем программистам? Да, такая область есть, она называется «дискретная математика». Наука, которая лежит в основе информатики.
Я не говорю, что нужно учить диксретку досконально. Для программиста важнее широта взглядов и понимание, где посмотреть, чем узкие знания в какой-то отдельной области. Но помнить несколько основных тем не помешает.
Во-первых, изучите булеву логику. Вы пишете условия каждый день и хорошо бы понимать, как они работают, например, для того, чтобы эффективно их упрощать.
Ещё одна хорошая тема из дискретки — это графы. Очень многие программистские задачи решаются с помощью графов. Даже скучный и привычный DOM — это дерево, частный случай графа. И здесь неплохо бы понимать хотя бы как по деревьям можно ходить.
Например, вы знаете, что querySelector
использует поиск в глубину? Это значит, что когда он заходит на узел DOM-дерева, он пытается посмотреть сначала его дочерние узлы и только потом соседние. Это значит если вы будете искать с помощью querySelector
первый элемент на странице, то необязательно это будет элемент верхнего уровня, найденный элемент может находиться на любой вложенности.
<main>
<section>
<div id="underdog"></div>
</section>
<div id="favorite"></div>
</main>
const firstDiv = document.querySelector('div');
firstDiv.id === 'underdog';
Ещё одна тема из дискретной математики — алгоритмы. Теория алгоритмов изучает что такое алгоритмы и оценку их эффективности. Представьте, у вас есть список людей, у которых вам нужно посчитать средний рост. Список задан в виде массива объектов.
const people = [
{ name: 'Иван', height: 183 },
{ name: 'Марья', height: 155 },
];
Первое решение, которое может прийти в голову — это с помощью метода map
собрать другой массив, массив ростов этих людей, а потом с помощью метода reduce
посчитать их сумму и поделить на количество.
const averageHeight = people
.map(it => it.height)
.reduce((acc, it) => acc + it) / people.length;
Но это решение будет неэффективным, потому что вы будете использовать два прохода по массиву, вместо одного. Вы могли бы сразу использовать reduce
для того, чтобы сложить сразу все показатели по росту.
const averageHeight = people
.reduce((acc, it) => acc + it.height) / people.length;
На деле оценка эффективности алгоритмов это немного более сложная тема, она учитывает и какой алгоритм вы используете и объём входных данных, но направление мысли вы поняли. Умение оценить эффективность алгоритмов поможет вам писать код, который будет хорошо работать или на старых телефонах и компьютерах или который не будет тормозить при работе со сложными алгоритмами, например, с большими визуализациями.
Итого: учите всё подряд, что попадётся вам под руку. Для начала изучите дискретку, потому что она будет вашим основным инструментом в работе, а потом сосредоточьтесь на задачах вашего бизнеса и вы откроете для себя очень много нового в бизнесе, математике, строительстве и медицине.
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

FormControl и FormGroup в Angular
Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.
Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.
Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.
- 1 июня 2025

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?
Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.
- 25 мая 2025

Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство
Формы — неотъемлемая часть большинства веб-приложений: будь то регистрация, ввод данных или опросы. Модуль реактивных форм в Angular отлично подходит для создания статичных форм, но во многих случаях требуется, чтобы форма могла динамически адаптироваться в зависимости от действий пользователя или внешних данных.
В этой статье мы рассмотрим, как создавать динамические формы с использованием автономных компонентов в Angular 19, применяя модульный подход, который избавляет от необходимости использовать традиционные модули Angular. В сопроводительном репозитории на GitHub для оформления форм используется Tailwind CSS, однако в статье внимание сосредоточено исключительно на логике динамических форм. Tailwind и связанные с ним настройки намеренно не включены в примеры, чтобы сохранить акцент на основной теме.
- 25 мая 2025

Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция
Как разработчики на Angular, мы нередко задумываемся, как фреймворк отслеживает изменения в данных и затем отображает их во вьюхе. Этот процесс называется стратегией обнаружения изменений в Angular. В этом материале мы разберёмся, как это работает, и научимся выбирать подходящую стратегию для разных сценариев.
- 24 мая 2025

Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство
Angular развивается стремительно, и с выходом версии 18 появились новые возможности, которые разработчики могут использовать в своей работе. Одним из ключевых изменений в Angular 18 стало удаление традиционного файла app.module.ts — ему на смену пришли standalone-компоненты. Если вы только начинаете работать с Angular или переходите с более ранней версии, это пошаговое руководство поможет вам разобраться в базовых принципах компонентов в Angular 18. Независимо от вашего уровня — новичок вы или опытный разработчик — этот туториал покажет, как создавать, управлять и эффективно использовать компоненты в Angular.
- 19 мая 2025

Полное руководство по Angular @if
Одно из самых заметных нововведений в Angular — это встроенный синтаксис для управляющих конструкций, который появился в версии 17. Он решает одну из самых частых задач, с которой сталкивается каждый разработчик: показывать или скрывать элементы на странице в зависимости от условия. Раньше для этого использовали привычную структурную директиву *ngIf
. Теперь у нас есть более современная альтернатива — синтаксис @if
, часть нового подхода к управлению шаблоном.
В этом гайде мы сравним оба варианта, разберёмся, чем @if
лучше, и покажем, как можно перейти на него автоматически. Также поговорим об одной распространённой ошибке — о том, как не стоит использовать @if
вместе с пайпом async
.
- 18 мая 2025

Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки
Модули — один из ключевых инструментов Angular для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. В этой статье мы подробно рассмотрим:
- что такое модули в Angular;
- зачем они нужны;
- как их использовать для структурирования кода;
- как реализовать «ленивую» загрузку модулей;
- и чем отличаются Feature, Core и Shared модули.
Если вы только начинаете изучать Angular или хотите углубить свои знания, эта статья поможет вам лучше понять, как правильно организовать архитектуру Angular-приложения.
- 12 мая 2025

Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl
Директива RouterLink
позволяет настраивать переходы между маршрутами прямо в шаблоне Angular. А методы Router.navigate
и Router.navigateByUrl
, доступные в классе Router
, дают возможность управлять навигацией программно — прямо из кода компонентов.
Разберёмся, как работают RouterLink
, Router.navigate
и Router.navigateByUrl
.
- 11 мая 2025

Полное руководство по Lazy Loading в Angular
Если вы создаёте большое Angular-приложение, вам наверняка важно, чтобы оно загружалось быстро. Представьте, что вы устраиваете вечеринку и хотите подавать закуски не сразу, а по мере прихода гостей, чтобы не перегрузить кухню. «Ленивая» загрузка в Angular работает примерно так же: вместо того чтобы загружать всё приложение целиком сразу, вы подгружаете только те части, которые нужны — и только когда они нужны.
В этом пошаговом руководстве мы разберём, как реализовать lazy loading в Angular.
- 10 мая 2025

Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд
Иногда страницу нужно просто перезагрузить. Полностью. Не компонент, не блок, а именно целиком. Без обсуждений, без лишней логики. Например, чтобы:
- экран с результатами обновлялся каждые 10 секунд;
- интерфейс на стенде показывал последние данные без кнопок;
- страницы в интранете не устаревали, пока никто не смотрит.
Это можно сделать в любой связке: HTML, JS, Python, PHP, Go, Node.js — не важно. Ну и если говорить совсем прямо, то совсем разных способов всего три, а остальное просто вариации.
- 5 мая 2025