В начале карьеры разработчикам бывает трудно представить, зачем нужны алгоритмы во фронтенде, потому что большинство задач джунов можно решить и без них. Но когда дело доходит до серьёзных задач, грейдов и зарплат, знание алгоритмов выходит на первое место.

Что такое алгоритмы?

Алгоритм — это набор инструкций для решения какой-то задачи. Всё, что мы делаем: готовим утром кофе, идём на работу, пишем код — это исполнение определённых алгоритмов.

У каждого алгоритма есть исполнитель. Например, код, который мы пишем — это набор инструкций, а исполняет его компьютер. Быть исполнителем можете и вы сами, когда занимаетесь любыми повседневными задачами. Например, когда собираетесь на работу:

Знание алгоритмов помогает писать более эффективный код, правильно выстраивать архитектуру проекта и отдельных модулей, а также отсеивать операции, ненужные для решения задачи.

💡 Изучите алгоритмы

Понимание алгоритмов и структур данных поможет писать более эффективный код, правильно выстраивать архитектуру проекта и отдельных модулей.

Востребованы ли алгоритмы на рынке фронтенд-разработки?

Согласно нашему исследованию, работодатели редко требуют понимания алгоритмов от джунов с опытом работы до года. По мере повышения грейда требования к соискателям растут. Так от будущих мидлов ожидают понимания алгоритмов и структур данных, а от сеньоров требуют их уверенного использования.

Кроме того, алгоритмы — частые гости на технических собеседованиях на мидловские и сеньорские позиции. Особенно любят добавлять в интервью алгоритмические секции крупные компании вроде Яндекса или Google.

В рамках исследования мы также проверили, как часто упоминаются алгоритмы в вакансиях. Результаты оказались любопытными:

  • Лишь 2% вакансий с опытом до года требуют знания алгоритмов и структур данных.
  • В вакансиях для разработчиков с опытом до шести лет этот навык упоминается в 10% случаев.
  • Почти каждая третья вакансия для фронтендеров с опытом более 6 лет содержит этот навык в требованиях к соискателю.

Какие задачи решают с помощью алгоритмов?

Алгоритмы помогают решать большинство задач разработчика более оптимальным по времени и производительности способом. Они позволяют более эффективно взаимодействовать с данными: искать, фильтровать и хранить в верном формате. Их можно использовать для разных задач, например, для:

  • парсинга данных,
  • фильтрации дубликатов,
  • отрисовки динамических списков,
  • хранения и вывода оповещений для пользователя,
  • и многих других задач.

С помощью алгоритмов можно делить сложные задачи на более простые и складывать из их решений итоговый ответ. Они позволяют эффективнее искать по отсортированным данным или делать сортировку.

Разберём подробнее некоторые типовые задачи, в которых используют алгоритмы.

Сортировка данных

Сортировка — базовая задача разработчика. Упорядочивать приходится совершенно любые данные, например, пользователей по именам, документы по годам или игроков по рейтингу.

Зная алгоритмы, можно выбрать наиболее оптимальный по времени и производительности метод сортировки. Например, если нам нужно вывести десять пользователей с наиболее высоким рейтингом, нет смысла упорядочивать всю многомиллионную базу: это загрузит сервер и займёт немало времени. Достаточно выбрать подходящий метод и, не прибегая к полной сортировке, получить нужные данные.

Сортировка вставкой помогает поддерживать отсортированность в уже существующем массиве при поступлении новых элементов.

При использовании этого метода мы сначала получаем новый элемент, который нужно вставить в массив. Затем проходим по массиву слева направо, пока не встретим элемент, который больше вставляемого. Как только это произойдёт — добавляем новый элемент на нужную позицию.

Посмотрим на самый простой случай вставки в маленький связный список из чисел. Сначала проходим по нему, пока не встретим элемент, который больше вставляемого:

А затем обновляем связи в списке:

Quicksort — одна из самых быстрых сортировок для использования на больших объёмах данных.

Как она работает: сначала мы выбираем в массиве любой «опорный» элемент. Затем сравниваем каждый из элементов с опорным. По результатам сравнений переставляем элементы в массиве так, чтобы слева от опорного были все элементы меньше него, а справа — больше или равны. После этого запускаем этот же алгоритм рекурсивно на левую и правую части массива, пока не придём к массиву из одного элемента.

Посмотрим на сортировку массива из девяти элементов. Сначала выбираем опорный элемент — 5. Затем перемещаем элементы меньше слева от него, а элементы больше — справа.

Теперь берём часть слева и выбираем новый опорный элемент — 3. Затем вновь перемещаем элементы меньше слева от него, а элементы больше — справа. Делаем так, пока полностью не отсортируем левую часть:

Когда закончим, повторим всё то же самое с правой частью:

Пример сортировки:

function quickSort(array, left, right) {
  left = left ?? 0;
  right = right ?? array.length - 1;

  const pivotIndex = partition(array, left, right);
  logIteration(array, array[pivotIndex], left, right);

  if (left < pivotIndex - 1) {
    quickSort(array, left, pivotIndex - 1);
  }

  if (pivotIndex < right) {
    quickSort(array, pivotIndex, right);
  }

  return array;
}

function random(min, max) {
    const interval = max - min;
    const shift = min;

    return Math.round(Math.random() * interval + shift);
}

function partition(array, left, right) {
  const pivot = array[random(left, right)];

  while (left < right) {
    while (array[left] < pivot) {
        left++;
    }

    while (array[right] > pivot) {
      right--;
    }

    if (left <= right) {
        [array[left], array[right]] = [array[right], array[left]];
        left++;
        right--;
    }
  }

  return left;
}

Есть множество других видов сортировок. Какой из них использовать — зависит от конкретной задачи.

Поиск в массиве

Найти что-то в массиве — довольно распространённая задача. Это может быть поиск целого объекта по его признаку. Например, когда нам нужно найти объект банковской карточки по id. Или это может быть проверка на вхождение. К примеру, мы можем узнать, разрешено ли показывать определённый контент пользователю. Для этого достаточно проверить его права в массиве прав, разрешающих просмотр.

Линейный поиск — самый распространённый, хотя и медленный, способ поиска в массивах и других коллекциях. Это довольно простой алгоритм, он перебирает все элементы до тех пор, пока не встретит нужный или не дойдёт до конца массива.

Как он работает: к примеру, мы хотим проверить, есть ли слово 'скрипт' в массиве ['веб', 'деплой', 'сервер']. Сначала мы посмотрим на 'веб' и сравним его с искомым словом. Они не равны, поэтому двигаемся дальше — к слову 'деплой'. С ним и 'сервер' ситуация такая же: сравнение их со 'скрипт'-ом вернёт false. А затем мы придём в конец массива. Это значит, искомого элемента в нём нет.

Проверка на вхождение слова с помощью include:

const words = ['веб', 'деплой', 'сервер'];
function checkIfInclude(word) {
  return words.includes(word);
}
checkIfInclude('скрипт'); // false

Если бы мы искали в массиве слово веб, то нашли бы его при сравнении с первым элементом массива и на этом закончили поиск:

Бинарный поиск — поиск, который можно вызывать только на отсортированных массивах данных. Он работает по методу indexOf: принимает элемент, который нужно найти в массиве, и возвращает либо его позицию, либо -1, либо null.

Бинарный поиск быстрее линейного за счёт того, что он не перебирает каждый элемент. Вместо этого он делит массив пополам и проверяет, в какой части, справа или слева, должен находиться искомый элемент. После этого он делит остаток ещё раз пополам — и так далее, пока не найдёт этот элемент:

Бинарный поиск удобен для работы с большими отсортированными массивами. Представьте, что вам нужно найти пользователя в базе данных из миллиона человек. Если перебирать каждый элемент последовательно, вы потратите немало времени. Гораздо быстрее и проще сузить поиск, отбросив сразу половину элементов.

Простой пример бинарного поиска:

function binarySearch(numbers, target) {
  let left = 0;
  let right = numbers.length - 1;

  while (left <= right) {
    const center = Math.floor((right + left) / 2);

    if (numbers[center] === target) {
      return center;
    }

    if (numbers[center] > target) {
      right = center - 1;
    } else {
      left = center + 1;
    }
  }

  return null;
}

Есть и другие виды поиска: алгоритм поиска пути и интерполяционный — оба работают с отсортированными массивами. Первый перескакивает вперёд на фиксированные шаги или пропускает при поиске некоторые элементы. Второй очень похож на бинарный поиск, но вместо деления области поиска на две части он оценивает новую область поиска по расстоянию между ключом и текущим значением элемента.

Оптимизация кода

В своей работе мы так или иначе работаем с DOM-деревом. Подбор правильных алгоритмов для работы с деревьями помогает ускорить работу страницы при обработке больших фрагментов дерева.

Переобходить DOM-дерево можно разными способами. Самый простой — поиск в ширину. Он хорошо подходит для поиска, если искомый элемент лежит «сверху» и дерево довольно широкое.

Особенность поиска в ширину в том, что мы сначала просматриваем все элементы на одном уровне вложенности, затем переходим на следующий — и так далее, пока не обойдём всё:

const root = document.body;
const resultElement = document.getElementById('result');

function traverse(node) {
  const result = [];
  const queue = [];

  queue.push(node);

  while(queue.length) {
    const currentNode = queue.shift();

    result.push(currentNode.localName);
    queue.push(...currentNode.children);
  }

  resultElement.innerHTML = result.join(' -> ');
}

traverse(root);

Если дерево узкое и элемент находится внизу, подойдёт поиск в глубину. Ниже показан его пример: мы сначала обрабатываем узел, на которой находимся, а затем рекурсивно вызываем операцию обхода на всех потомках.

const root = document.body;
const resultElement = document.getElementById('result');

function traverse(node) {
  const result = [];

   function recursive(node) {
    result.push(node.localName);
    for (const child of node.children) {
      recursive(child);
    }
  }

  recursive(node);

  resultElement.innerHTML = result.join(' -> ');
}

traverse(root);

Отрисовка динамических списков и парсинг

Порой разработчикам приходится отрисовывать динамические вложенные списки — чаще всего это подобие директорий, в которых хранятся другие директории или файлы. Обычно на решение такой задачи уходит немало времени. Но процесс можно ускорить с помощью такого алгоритмического концепта, как рекурсия — вызова функции внутри самой функции.

Рекурсия также позволяет справиться с другой распространённой задачей — распарсить текст из HTML-документа без использования регулярных выражений. Например, если у нас есть такой текст:

<p>
Рекурсия заключается в том, что благодаря ей мы от <i>сложных задач</i> переходим к всё более и более <i>простым</i>, пока не найдём решение <b>каждой</b> конкретной маленькой частицы задачи.
</p>

С помощью рекурсии можно быстро перевести его в такой:

Рекурсия заключается в том, что благодаря ей мы от сложных задач переходим к всё более и более простым, пока не найдём решение каждой конкретной маленькой частицы задачи.

Всё, что для этого нужно сделать — переобойти DOM, рекурсивно вызывая парсинг.

Добавление данных в очередь

В вебе бывает нужно поставить несколько процессов в очередь на обработку. Взять, к примеру, запросы на бэкенд по клику на кнопку. Бывают случаи, когда перед следующим запросом нужно дождаться выполнения предыдущего. Или другой пример — удаление из списка взаимосвязанных элементов. То есть когда нам нужно дождаться удаления элемента и всех его зависимостей перед тем, как разрешить пользователю удалять другой элемент.

Такие задачи очень просто реализуется очередью — структурой данных, «мимикрирующей» под очередь из реальной жизни, когда элементы попадают в конец массива-очереди и достаются из её начала.

Мы перечислили лишь небольшую часть задач, которые можно решать с помощью алгоритмов. Но на самом деле их возможности гораздо шире.

Вывод

Алгоритмы — важный инструмент для повышения грейда фронтенд-разработчика. Умение применять их в работе не только помогает быстрее решать типовые задачи, но и открывает возможность трудоустройства на высокооплачиваемые позиции.

При этом по алгоритмам не существует отдельных документов и спецификаций. Разобраться с ними помогут обучающие статьи, видео или курсы.

Один из самых простых способов начать изучение алгоритмов — книги. Начать можно с «Грокаем алгоритмы», в ней Адитья Бхаргава простыми словами пишет о популярных концептах алгоритмостроения, хотя и не всегда применимых к фронтенду. А тем, кто не боится сложного академического языка, советуем прочитать книгу Дональда Кнута «Искусство программирования» о важнейших и базовых алгоритмах, которые мы используем. Можно сказать, что это своего рода «Библия» алгоритмов.

Больше материалов


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Ошибка JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot read property of undefined». Что делать?

Описание проблемы
Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь получить доступ к свойству объекта, который в данный момент имеет значение undefined. Например:


let obj = undefined;
console.log(obj.property); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'property' of undefined
  

Возможные причины

  • Объект не был инициализирован. Возможно, переменная еще не была объявлена или ей не присвоено значение.
  • Неправильный путь к данным. Вы пытаетесь обратиться к свойству объекта, но объект отсутствует в цепочке.
  • Асинхронность. Данные могли еще не загрузиться или быть доступны в момент обращения.
  • Опечатка в названии свойства. Вы могли неверно написать имя свойства объекта.

Шаги по исправлению

1. Проверка объекта перед доступом к свойствам

Убедитесь, что объект существует, прежде чем пытаться получить его свойства.

if (obj !== undefined && obj !== null) {
    console.log(obj.property);
}

// Или современный способ:
console.log(obj?.property); // Вернет undefined, если obj равен null или undefined
  

2. Инициализация объекта перед использованием

Если переменная должна содержать объект, убедитесь, что он инициализирован.

Неверный код:

let data;
console.log(data.user.name); // Ошибка
  

Исправление:


let data = { user: { name: "Иван" } };
console.log(data.user.name); // "Иван"
  

3. Проверка API или данных с сервера

Если данные загружаются с сервера, добавьте проверку, что ответ корректен.

fetch('https://api.example.com/data')
    .then(response => response.json())
    .then(data => {
        if (data?.user?.name) {
            console.log(data.user.name);
        } else {
            console.error('Данные пользователя отсутствуют');
        }
    });

4. Использование значений по умолчанию

Для предотвращения ошибок можно задавать значения по умолчанию.

let user = undefined;
let userName = user?.name || "Гость";
console.log(userName); // "Гость"

5. Отладка с помощью console.log

Проверяйте промежуточные значения переменных в консоли браузера.

console.log(obj); // Убедитесь, что объект определен 

Пример из жизни
Вы пишете код для отображения имени пользователя из объекта user:

let user = null; // Данные еще не загружены
console.log(user.name); // Uncaught TypeError: Cannot read property 'name' of null

Исправление:

let user = null;
console.log(user?.name || "Имя пользователя не найдено"); // "Имя пользователя не найдено"

Итог
Следуя этим рекомендациям, вы сможете избежать ошибок, связанных с доступом к свойствам undefined или null. Если ошибка продолжает появляться, убедитесь, что данные корректно загружаются, и используйте инструменты отладки.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught ReferenceError: variable is not defined»

Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь обратиться к переменной, которая не была объявлена в текущей области видимости. Например:

console.log(myVariable); // Uncaught ReferenceError: myVariable is not defined

Возможные причины

  • Вы пытаетесь обратиться к переменной до ее объявления.
  • Переменная объявлена внутри функции и недоступна за ее пределами.
  • Ошибка в написании имени переменной (опечатка).

Шаги по исправлению

1. Проверка объявления переменной

Убедитесь, что переменная объявлена перед ее использованием.

Неверный код:

console.log(myVariable); // Ошибка

Исправление:

let myVariable = 10;
console.log(myVariable); // 10

2. Правильное определение области видимости переменной

Если переменная объявлена внутри функции, она недоступна за ее пределами.

Неверный код:

function myFunction() {
    let localVariable = "Привет";
}
console.log(localVariable); // Ошибка

Исправление:

function myFunction() {
    let localVariable = "Привет";
    console.log(localVariable); // "Привет"
}
myFunction();

3. Использование глобальных переменных

Если переменная должна быть доступна везде, объявляйте ее глобально (но избегайте этого, если возможно).

let globalVariable = "Глобальная переменная";
function showVariable() {
    console.log(globalVariable);
}
showVariable(); // "Глобальная переменная"

4. Проверка имени переменной на ошибки

Проверьте, нет ли опечаток в имени переменной.

Неверный код:

let myVariable = "Данные";
console.log(myVarible); // Ошибка

Исправление:

let myVariable = "Данные";
console.log(myVariable); // "Данные"

5. Использование typeof для проверки существования переменной

Вы можете использовать оператор typeof, чтобы проверить, объявлена ли переменная.

if (typeof myVariable !== "undefined") {
    console.log(myVariable);
} else {
    console.log("Переменная не определена");
}

Пример из жизни
Вы пишете функцию для проверки данных пользователя:

function checkUser() {
    if (userName) {
        console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
    }
}
checkUser(); // Ошибка: userName не определен

Исправление:

let userName = "Иван";
function checkUser() {
    if (userName) {
        console.log(`Добро пожаловать, ${userName}!`);
    }
}
checkUser(); // "Добро пожаловать, Иван!"

Итог
Эта ошибка часто возникает из-за опечаток или неверной области видимости. Убедитесь, что переменные объявлены и доступны в нужных местах. Если необходимо, используйте typeof для проверки их существования.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught TypeError: Cannot set property of undefined»

Эта ошибка возникает, когда вы пытаетесь присвоить значение свойству объекта, который не существует (имеет значение undefined или null). Например:

let obj;
obj.property = "value"; // Uncaught TypeError: Cannot set property 'property' of undefined

Возможные причины

  • Объект не был инициализирован.
  • Вы обращаетесь к объекту, который уже удален или еще не создан.
  • Ошибка в цепочке данных, например, промежуточное свойство объекта равно undefined.

Шаги по исправлению

1. Инициализация объекта перед использованием

Убедитесь, что объект объявлен и инициализирован перед тем, как вы присваиваете его свойствам значения. Неверный код:

let obj;
obj.property = "value"; // Ошибка

Исправление:

let obj = {};
obj.property = "value"; // Работает

2. Проверка существования объекта перед доступом

Проверяйте объект на null или undefined, чтобы избежать ошибок. Пример:

let obj;
if (obj) {
    obj.property = "value";
} else {
    console.log("Объект не определен");
}

3. Использование опциональной цепочки

Если ошибка возникает в глубоко вложенных объектах, используйте опциональную цепочку. Пример:

let obj;
obj?.nestedProperty?.subProperty = "value"; // Не вызовет ошибку

4. Проверка асинхронных данных

Если объект формируется после загрузки данных, убедитесь, что данные доступны перед их использованием.

let obj;
setTimeout(() => {
    obj = { property: "value" };
    console.log(obj.property); // Работает
}, 1000);

// Нельзя обращаться к obj до инициализации:
console.log(obj.property); // Ошибка

Пример из жизни
Вы загружаете данные пользователя с сервера и пытаетесь установить свойство объекта:

let user;
user.name = "Иван"; // Ошибка

Исправление:

let user = {};
user.name = "Иван"; // Работает

Итог
Чтобы избежать ошибки «Cannot set property of undefined», убедитесь, что объект существует и инициализирован. Используйте проверки на null, опциональную цепочку или инициализируйте объект перед работой с его свойствами.

JS
  • 15 ноября 2024

Как исправить ошибку JavaScript «Uncaught SyntaxError: Unexpected token»

Эта ошибка возникает, когда интерпретатор JavaScript сталкивается с неожиданным токеном (символом) в коде, который нарушает синтаксические правила. Например:

let obj = { key: "value", }; // Uncaught SyntaxError: Unexpected token }

Возможные причины

  • Лишние или пропущенные символы, такие как запятые, точки с запятой, кавычки или скобки.
  • Неправильное использование синтаксиса, например, забытые конструкции или операторы.
  • Смешение разных типов кавычек (например, двойных и одинарных) без соблюдения правил их вложенности.

Шаги по исправлению

1. Проверка корректности синтаксиса

Убедитесь, что все запятые, точки с запятой и кавычки находятся на своих местах. Неверный код:

let obj = { key: "value", }; // Лишняя запятая

Исправление:

let obj = { key: "value" }; // Правильный синтаксис

2. Проверка закрытия скобок

Проверьте, закрыты ли все фигурные, круглые и квадратные скобки. Неверный код:

if (true {
    console.log("Ошибка!");
}

Исправление:

if (true) {
    console.log("Исправлено!");
}

3. Проверка типов кавычек

Не смешивайте одинарные и двойные кавычки. Неверный код:

let str = "Привет'; // Ошибка

Исправление:

let str = "Привет"; // Или let str = 'Привет';

4. Использование отладчика

Откройте консоль браузера или отладчик в вашей IDE, чтобы найти строку с ошибкой. Она будет указана в сообщении об ошибке.

// В консоли может быть указано:
Uncaught SyntaxError: Unexpected token } at script.js:10

Исправьте строку, где произошла ошибка.

5. Проверка работы кода в строгом режиме

Добавьте "use strict"; в начало вашего файла или функции, чтобы браузер проверял ваш код на соответствие строгому синтаксису.

"use strict";
let obj = { key: "value" };
console.log(obj);

Пример из жизни
Вы пытаетесь использовать стрелочную функцию, но забыли закрыть скобки:

const add = (a, b => {
    return a + b;
};

Исправление:

const add = (a, b) => {
    return a + b;
};

Итог
Чтобы избежать ошибок «Unexpected token», всегда проверяйте синтаксис вашего кода на наличие лишних или пропущенных символов, используйте инструменты отладки и следите за правильным использованием конструкций JavaScript.

JS
  • 15 ноября 2024
9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

9 книг по JavaScript для начинающих в 2024

Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.

Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.

Читать дальше
JS
  • 6 марта 2024
Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023