Паттерны проектирования
- 5 октября 2022
Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся при разработке, уже кто-то решил за нас. Поэтому не нужно придумывать новые решения или создавать костыли — лучше использовать в проекте готовые паттерны.
👉🏻 Паттерны проектирования — это алгоритмы решения типовых задач при создании программ.
Иногда разработчики используют их в своей работе не задумываясь — просто могут не знать об этом. Например, когда вы создаёте механизм для получения разных вариантов карточек товаров, то невольно используете паттерн «Фабрика».

Паттерны упрощают разработку. Предположим, вы создаёте проект с нуля. Если вы используете для него самописную архитектуру, то потратите на работу больше времени. А если, например, используете архитектуру MVC, то сократите время на разработку и снизите вероятность появления ошибок в программе, к тому же новые сотрудники смогут быстрее присоединиться к работе и вникнуть в детали.
Для многих задач есть свой паттерн — нужно лишь выбрать подходящий шаблон проектирования и правильно его использовать.
☝ Паттерны помогут быстрее и эффективнее проектировать, писать и заниматься отладкой программного кода.
Какие бывают паттерны
Паттернов проектирования много, и каждый решает свои задачи. Основных групп три — поведенческие, структурные и порождающие паттерны.
Порождающие паттерны помогают создавать объекты без добавления в программу лишних зависимостей. Структурные отвечают за построение иерархий классов, которые удобно поддерживать. Поведенческие паттерны нужны для безопасного взаимодействия между объектами программы.
Порождающие паттерны
Зачем нужны. Чтобы получить группу объектов, которые оптимально дополняют друг друга. Затем эту группу можно переиспользовать в других проектах.
Пример из жизни. Мебельная фабрика, которая конструирует шкафы-купе, встроенные и распашные шкафы. Хотя модели отличаются, по своему назначению всё это один вид мебели — шкафы.
В разработке. Порождающие паттерны используют, если нужно создать объекты, которые относятся к одной группе, но решают разные задачи. Например, при создании интернет-магазина создаётся личный кабинет для разных пользователей: администратора, редактора и покупателей. Функциональность будет разной, но назначение остаётся одним — это всё личный кабинет.
Подробнее:
Структурные паттерны
Зачем нужны. Они объединяют сложные структуры и помогают создавать из них большие сложные системы.
Пример из жизни. Инфраструктура города — сложная система. Чтобы создать в городе парковую зону, нужно объединить несколько сложных структур: мост через реку, фонтан, скамьи и столы.
В разработке. Допустим, вам нужно подключить к проекту несколько плагинов JQuery, которые не могут работать вместе. В таких случаях удобно использовать структурные паттерны — они наладят взаимодействие между несовместимыми независимыми модулями.
Подробнее:
Поведенческие паттерны
Зачем нужны. Они снижают уровень связности программы и упрощают взаимодействие между её объектами — это делает программу более гибкой.
Ещё их используют, когда нужно гибко настроить поведение объектов при определённых обстоятельствах, например, в зависимости от пола и возраста пользователя, погодных условий или изменения курса рубля.
Пример из жизни. Работа продавцов напитков. Они ориентируются на погодные условия: летом предлагают квас и лимонад, а зимой — горячий чай и пунш.
В разработке. Поведенческие паттерны используют для программ, которые работают с внешними независимыми системами и меняют поведение, основываясь на полученных данных. Например, приложение получает данные фондовых рынков из какого-то источника. Если что-то пойдёт не так, мы можем по цепочке запрашивать данные из других источников, пока не получим нужный ответ.
Этот приём делает приложение устойчивее к внешним изменениям, защищает от ошибоки и обеспечивает запасными вариантами получения информации.
Подробнее:
MV*-паттерны
Зачем нужны. Для построения программы — они предлагают разработчику архитектурные варианты для приложения. Такие паттерны разделяют логику приложения: отделяют модель, которая скрыта от пользователя, от представления — видимой части.
Пример из жизни. Товары в продовольственном магазине — это и есть «вид» в моделях MV, мы можем их рассмотреть. А вот информация о том, как и при каких условиях создан товар, от нас скрыта. Это «модель», она отвечает за создание объекта, который мы можем увидеть.
В разработке. Многие разработчики используют в проектах паттерн MVC — это одно из самых распространённых архитектурных решений для веб-сайтов и мобильных приложений.
Подробнее:
- Паттерн MVC — «Модель-Вид-Контроллер»
- Паттерн MVP — «Модель-Вид-Представление»
- Паттерн MVVM — «Модель-Представление-Модель представления»
Когда использовать паттерны проектирования
Если количество задач растёт, а времени писать код под однотипные и повторяющиеся задачи все меньше и меньше — пора задуматься о паттернах. Используя опыт других разработчиков и применяя их наработки в своих проектах, вы станете быстрее создавать программы. К тому же проверенные решения сделают приложение более надёжным, и вам будет проще его расширять.
Использовать паттерны проектирования нужно осмысленно, иначе можно столкнуться с проблемами. Например, если бездумно объединить в приложении несовместимые версии библиотек, всё может сломаться.
Каждому разработчику, независимо от языка программирования и сферы его применения, важно понимать паттерны и грамотно использовать сложные объекты в больших системах.
Больше статей
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Случайное число из диапазона
Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min
до max
. Вот сниппет, который поможет:
function getRandomInRange(min, max) {
return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
- Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число
0.54
. - (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне.
10 - 0 + 1 = 11
. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10). - Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений:
0.54 * 11 = 5.94
. - Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так,
Math.floor(5.94) = 5
. - ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало
min
. Но в нашем примере, так какmin = 0
, это не изменит результат. Пример:5 + 0 = 5
. - Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.
Чтобы протестировать, запустите:
console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
- 7 сентября 2023

В чём разница между var и let
Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var
и let
, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.
var
и let
— это просто два способа объявить переменную. Вот так:
var x = 10;
let y = 20;
Переменная, объявленная через var
, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.
function myFunction() {
var z = 30;
console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError
Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i
осталась в этой функции. Если вы используете var
, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.
Переменные, объявленные с помощью let
доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.
if (true) {
let a = 40;
console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError
В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}
. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.
if (true) {
let blockScoped = "Я виден только здесь";
console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}
// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError
Если переменная j
объявлена в цикле с let
, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.
- 30 августа 2023

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript
Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.
Это можно описать с помощью оператора if
.
let weather = "sunny";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
}
А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.
Этот сценарий можно описать с помощью if-else
.
let weather = "rainy";
if (weather === "sunny") {
console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
console.log("Возьму зонт");
}
Условный оператор if-else if-else
Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:
И всё это очень легко описывается кодом:
let weather = "sunny";
let time = "morning";
if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
console.log("Еду на машине");
}
Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.
🐈
- 30 августа 2023

Как исправить ошибки SyntaxError в JavaScript
Ошибки SyntaxError появляются, если разработчик нарушил правила синтаксиса JavaScript, например, пропустил закрывающую скобку или точку с запятой. Давайте посмотрим, что означает каждая ошибка и в чём может быть проблема.
- 14 июля 2023

Ошибка TypeError: что это и как её исправить
Ошибки TypeError появляются, когда разработчики пытаются выполнить операцию с неправильным типом данных. Давайте разберём несколько примеров: почему появилась ошибка и как её исправить.
- 7 июля 2023

3 способа объявить функцию в JavaScript
Функции в JavaScript можно объявить тремя способами: через декларативное объявление, функциональное выражение или с помощью стрелок. Звучит сложно, но на самом деле всё совсем не так.
- 30 июня 2023

Как сделать простой слайдер на HTML и JavaScript
Вы сверстали сайт и сделали его красивым с помощью CSS. Осталось добавить интерактива, и можно добавлять проект в портфолио.
«Оживить» на сайте можно что угодно: меню, модальные окна, корзину, пагинацию… В этой статье мы разберём слайдер — посмотрим, как его сделать на чистом JavaScript. Слайдер пригодится для раздела с отзывами, фотографиями сотрудников, изображениями товаров или чего-нибудь ещё — всё зависит только от вашей фантазии и проекта.
☝ Мы покажем лишь один из возможных вариантов. Это не эталонное решение, да в разработке и не бывает единственно верного способа решить задачу. Но код точно работает, поэтому можете скопировать его в свой проект.
- 20 июня 2023

Полезные команды для работы с Node.js
Перед тем как рассматривать полезные команды при работе с Node.js, её необходимо установить.
Команды помогают узнать версию Node.js,
node -h
— показывает список всех доступных команд Node.js.
node -v
, node --version
— показывает установленную версию Node.js.
npm -h
— показывает список всех доступных команд пакетного менеджера npm
.
npm -v
, npm --version
— показывает установленную версию npm
.
Команда npm update npm -g
позволяет обновить версию npm
.
npm list --depth=0
показывает список установленных пакетов.
Команда npm outdated --depth=0
покажет список установленных пакетов, которые требуют обновления. Если все пакеты обновлены, список будет пустым.
npm install package
— позволяет установить любой пакет по его имени. Если при этом к команде добавить префикс -g
пакет будет установлен глобально на весь компьютер.
Команда npm i package
является укороченной альтернативой предыдущей команды.
Если вы хотите установить конкретную версию пакета, воспользуйтесь префиксом @
с номером версии. Например, npm install package@1.0.1
.
npm uninstall package
— удаляет установленный пакет по имени.
Команда npm list package
— покажет версию установленного пакета, а команда npm view package version
— последнюю версию пакета, которая существует.
Для работы с пакетным менеджером также пригодится файл package.json
, который должен лежать в директории, с которой происходит работа в консоли.
Он содержит различные мета-данные, например, имя проекта, версия, описания и автор. Также он содержит список зависимостей, которые будут установлены, если вызвать из этой папки команду npm install
.
Кроме этого он ещё имеет скрипты, которые вызывают другие команды консоли. Например, для этого файла вызов команды npm start
вызовет запуск задачи Grunt с именем dev
. А команда npm run build
вызовет скрипт build
, который запустит задачу в Grunt с именем build
.
Во время работы часто возникает необходимость установить некоторые пакеты. Если установить пакет с префиксом --save
, то он автоматически запишется в package.json
в раздел dependencies
. Такая же команда с префиксом --save-dev
запишет пакет в раздел devDependencies
.
Что такое nvm
nvm (илиNode Version Manager) — утилита, которая позволяет быстро менять версии Node.js.
Чтобы её установить, достаточно запустить скрипт
curl -o- https://raw.githubusercontent.com/creationix/nvm/v0.31.0/install.sh | bash
Теперь можно установить последнюю версию Node.js, например,5.0
с помощью команды nvm install 5.0
. Чтобы начать использовать её, введите команду nvm use 5.0
. Таким образом, можно быстро переключаться между версиями, например, для тестирования.
- 8 июня 2023

Как составлять регулярные выражения
Регулярное выражение — это последовательность символов (селекторов). Оно используется для поиска и обработки строк, слов, чисел и других текстовых данных.
Регулярные выражения выручают при решении разных задач. Например, с их помощью легко искать и менять строки в коде. Но чаще всего регулярные выражения используют для валидации форм. Давайте посмотрим, как это делать.
- 5 июня 2023

Проверка типа интерфейса в TypeScript
Проверка типов интерфейса — одна из ключевых возможностей TypeScript. Она помогает убедиться, что объект или класс содержат необходимый набор свойств и методов, указанных в интерфейсе. Благодаря проверке типов вы можете писать более надёжный код, ведь часть ошибок будет найдена ещё на этапе компиляции.
- 30 мая 2023