Многие проблемы, с которыми мы сталкиваемся при разработке, уже кто-то решил за нас. Поэтому не нужно придумывать новые решения или создавать костыли — лучше использовать в проекте готовые паттерны.

👉🏻 Паттерны проектирования — это алгоритмы решения типовых задач при создании программ.

Иногда разработчики используют их в своей работе не задумываясь — просто могут не знать об этом. Например, когда вы создаёте механизм для получения разных вариантов карточек товаров, то невольно используете паттерн «Фабрика».

Паттерны упрощают разработку. Предположим, вы создаёте проект с нуля. Если вы используете для него самописную архитектуру, то потратите на работу больше времени. А если, например, используете архитектуру MVC, то сократите время на разработку и снизите вероятность появления ошибок в программе, к тому же новые сотрудники смогут быстрее присоединиться к работе и вникнуть в детали.

Для многих задач есть свой паттерн — нужно лишь выбрать подходящий шаблон проектирования и правильно его использовать.

☝ Паттерны помогут быстрее и эффективнее проектировать, писать и заниматься отладкой программного кода.

Какие бывают паттерны

Паттернов проектирования много, и каждый решает свои задачи. Основных групп три — поведенческие, структурные и порождающие паттерны.

Порождающие паттерны помогают создавать объекты без добавления в программу лишних зависимостей. Структурные отвечают за построение иерархий классов, которые удобно поддерживать. Поведенческие паттерны нужны для безопасного взаимодействия между объектами программы.

Порождающие паттерны

Зачем нужны. Чтобы получить группу объектов, которые оптимально дополняют друг друга. Затем эту группу можно переиспользовать в других проектах.

Пример из жизни. Мебельная фабрика, которая конструирует шкафы-купе, встроенные и распашные шкафы. Хотя модели отличаются, по своему назначению всё это один вид мебели — шкафы.

В разработке. Порождающие паттерны используют, если нужно создать объекты, которые относятся к одной группе, но решают разные задачи. Например, при создании интернет-магазина создаётся личный кабинет для разных пользователей: администратора, редактора и покупателей. Функциональность будет разной, но назначение остаётся одним — это всё личный кабинет.

Подробнее:

Структурные паттерны

Зачем нужны. Они объединяют сложные структуры и помогают создавать из них большие сложные системы.

Пример из жизни. Инфраструктура города — сложная система. Чтобы создать в городе парковую зону, нужно объединить несколько сложных структур: мост через реку, фонтан, скамьи и столы.

В разработке. Допустим, вам нужно подключить к проекту несколько плагинов JQuery, которые не могут работать вместе. В таких случаях удобно использовать структурные паттерны — они наладят взаимодействие между несовместимыми независимыми модулями.

Подробнее:

Поведенческие паттерны

Зачем нужны. Они снижают уровень связности программы и упрощают взаимодействие между её объектами — это делает программу более гибкой.

Ещё их используют, когда нужно гибко настроить поведение объектов при определённых обстоятельствах, например, в зависимости от пола и возраста пользователя, погодных условий или изменения курса рубля.

Пример из жизни.  Работа продавцов напитков. Они ориентируются на погодные условия: летом предлагают квас и лимонад, а зимой — горячий чай и пунш.

В разработке. Поведенческие паттерны используют для программ, которые работают с внешними независимыми системами и меняют поведение, основываясь на полученных данных. Например, приложение получает данные фондовых рынков из какого-то источника. Если что-то пойдёт не так, мы можем по цепочке запрашивать данные из других источников, пока не получим нужный ответ.

Этот приём делает приложение устойчивее к внешним изменениям, защищает от ошибоки и обеспечивает запасными вариантами получения информации.

Подробнее:

MV*-паттерны

Зачем нужны. Для построения программы — они предлагают разработчику архитектурные варианты для приложения. Такие паттерны разделяют логику приложения: отделяют модель, которая скрыта от пользователя, от представления — видимой части.

Пример из жизни. Товары в продовольственном магазине — это и есть «вид» в моделях MV, мы можем их рассмотреть. А вот информация о том, как и при каких условиях создан товар, от нас скрыта. Это «модель», она отвечает за создание объекта, который мы можем увидеть.

В разработке. Многие разработчики используют в проектах паттерн MVC — это одно из самых распространённых архитектурных решений для веб-сайтов и мобильных приложений.

Подробнее:

Когда использовать паттерны проектирования

Если количество задач растёт, а времени писать код под однотипные и повторяющиеся задачи все меньше и меньше — пора задуматься о паттернах. Используя опыт других разработчиков и применяя их наработки в своих проектах, вы станете быстрее создавать программы. К тому же проверенные решения сделают приложение более надёжным, и вам будет проще его расширять.

Использовать паттерны проектирования нужно осмысленно, иначе можно столкнуться с проблемами. Например, если бездумно объединить в приложении несовместимые версии библиотек, всё может сломаться.

Каждому разработчику, независимо от языка программирования и сферы его применения, важно понимать паттерны и грамотно использовать сложные объекты в больших системах.

Больше статей


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023