Автоматизация — передача рутинных задач разработки, которые могут быть выполнены вручную, в руки компьютера. Автоматизация переводит файлы, написанные и понятные разработчику, в сжатые коды, понятные браузеру, и формирует финишный пакет приложения.

Что дает автоматизация. Автоматизация экономит время разработчика, помогает найти и исправить ошибки. При этом создаются коды, которые экономят время браузера и ускоряют загрузку сайта.

Какие задачи могут быть автоматизированы. Например, минификация файлов (html, css, js), сжатие изображений, получение изображения определенных форматов (webp), сборка файла sprite.svg, сборка пакета приложения.

С помощью каких инструментов осуществляется автоматизация. Сообществом программистов созданы целые библиотеки программ для автоматизации. Также есть системы для лёгкого доступа к этим библиотекам и использования их в разработке новых программ и приложений. Одной из таких систем является система Node.js.

Что такое Node.js

Node.js — интерпретатор языка JavaScript, который часто используют для автоматизации сборки проектов. Кроме Node.js нам понадобятся менеджер пакетов npm и менеджер задач Gulp.

Менеджер пакетов Npm (node package manager) устанавливается автоматически при установке на компьютер Node.js. Npm работает в консоли и выполняет команды, которые мы вводим в соответствии с синтаксисом, предлагаемым Node.js

Что делает npm для автоматизации

  • Устанавливает пакеты программ из сторонних библиотек на наш компьютер прямо внутрь проекта.
  • С помощью команд в консоли передает для выполнения на нашем компьютере задачи, написанные нами для менеджера задач Gulp.
  • По нашему желанию переносит/публикует пакеты с нашего компьютера в библиотеку

Но как npm узнаёт, какие программы мы хотим использовать в нашей работе и как их скачать на наш компьютер? Есть два пути — скачать программы по одной или установить все сразу.

Первый путь. Мы скачиваем нужные программы по одной.

Мы через консоль сами задаем ему команду, какую программу/библиотеку/пакет мы хотим скачать. Например, после ввода команды npm скачает пакет gulp-less.

npm install –d gulp-less

Второй путь. Мы скачиваем все требующиеся для работы программы за раз. В этом случае Npm берет эти данные из файла package.json.

Где взять package.json

Два варианта — взять готовый или написать самостоятельно.

Например, в корневой папке проектов в Академии уже лежит готовая версия такого файла. Позже вы научитесь составлять и модифицировать его самостоятельно под ваши задачи.

Что входит в файл package.json

В файл package.json помещают информацию о приложении, которое мы разрабатываем.

Название, версия и другие базовые данные. Это на случай, если мы захотим опубликовать приложение, которое мы создаём. (Любая директория, в которой есть этот файл, интерпретируется как Node.js-пакет, даже если вы не собираетесь публиковать его).

Вот самый простой пример с базовой информацией:

{
  "name": "my_package",
  "description": "",
  "version": "1.0.0",
  "scripts": {
    "test": "echo \"Error: no test specified\" && exit 1"
  },
  "repository": {
    "type": "git",
    "url": "https://github.com/monatheoctocat/my_package.git"
  },
  "keywords": [],
  "author": "",
  "license": "ISC",
  "bugs": {
    "url": "https://github.com/monatheoctocat/my_package/issues"
  },
  "homepage": "https://github.com/monatheoctocat/my_package"
}

Зависимости. Это программы из внешних библиотек, которые мы будем использовать или уже использовали в нашем приложении. Теперь, когда мы используем эти программы внутри своих программ, наши программы становятся зависимыми от них.

Зависимости для разработчиков (devDependencies). Это программы сторонних разработчиков, которые мы используем при разработке в качестве инструментов, в том числе для оптимизации или автоматизации.

npm scripts. Короткие команды для npm, которые мы сможем задавать через консоль.

Список требований к браузерам, на которые рассчитано наше приложение.

Как установить программы из в package.json

Если положить в пустую папку файл package.json и в терминале набрать

npm install 

или короткую версию команды

npm i

npm скачает все программы, которые указаны в package.json. После выполнения команды внутри папки проекта появится папка node_modules, в которую и будут помещены все программы, перечисленные в package.json.

Что делать дальше, когда всё подключено

Теперь npm отходит на второй план и в дело вступает менеджер задач Gulp. Это небольшая программ на JavaScript, которая позволяет нам подключать для решения задач нашей разработки сторонние программы из внешних библиотек.

Свои задачи (или таски — tasks), мы должны прописать в файле gulpfile.js. В первоначальном виде этот файл также размещается корне вашего проекта. Как изменить gulpfile.js под ваш проект или даже написать заново вы узнаете из лайвов на курсе «Адаптивная вёрстка и автоматизация».


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023