Автоматизация — передача рутинных задач разработки, которые могут быть выполнены вручную, в руки компьютера. Автоматизация переводит файлы, написанные и понятные разработчику, в сжатые коды, понятные браузеру, и формирует финишный пакет приложения.

Что дает автоматизация. Автоматизация экономит время разработчика, помогает найти и исправить ошибки. При этом создаются коды, которые экономят время браузера и ускоряют загрузку сайта.

Какие задачи могут быть автоматизированы. Например, минификация файлов (html, css, js), сжатие изображений, получение изображения определенных форматов (webp), сборка файла sprite.svg, сборка пакета приложения.

С помощью каких инструментов осуществляется автоматизация. Сообществом программистов созданы целые библиотеки программ для автоматизации. Также есть системы для лёгкого доступа к этим библиотекам и использования их в разработке новых программ и приложений. Одной из таких систем является система Node.js.

Что такое Node.js

Node.js — интерпретатор языка JavaScript, который часто используют для автоматизации сборки проектов. Кроме Node.js нам понадобятся менеджер пакетов npm и менеджер задач Gulp.

Менеджер пакетов Npm (node package manager) устанавливается автоматически при установке на компьютер Node.js. Npm работает в консоли и выполняет команды, которые мы вводим в соответствии с синтаксисом, предлагаемым Node.js

Что делает npm для автоматизации

  • Устанавливает пакеты программ из сторонних библиотек на наш компьютер прямо внутрь проекта.
  • С помощью команд в консоли передает для выполнения на нашем компьютере задачи, написанные нами для менеджера задач Gulp.
  • По нашему желанию переносит/публикует пакеты с нашего компьютера в библиотеку

Но как npm узнаёт, какие программы мы хотим использовать в нашей работе и как их скачать на наш компьютер? Есть два пути — скачать программы по одной или установить все сразу.

Первый путь. Мы скачиваем нужные программы по одной.

Мы через консоль сами задаем ему команду, какую программу/библиотеку/пакет мы хотим скачать. Например, после ввода команды npm скачает пакет gulp-less.

npm install –d gulp-less

Второй путь. Мы скачиваем все требующиеся для работы программы за раз. В этом случае Npm берет эти данные из файла package.json.

Где взять package.json

Два варианта — взять готовый или написать самостоятельно.

Например, в корневой папке проектов в Академии уже лежит готовая версия такого файла. Позже вы научитесь составлять и модифицировать его самостоятельно под ваши задачи.

Что входит в файл package.json

В файл package.json помещают информацию о приложении, которое мы разрабатываем.

Название, версия и другие базовые данные. Это на случай, если мы захотим опубликовать приложение, которое мы создаём. (Любая директория, в которой есть этот файл, интерпретируется как Node.js-пакет, даже если вы не собираетесь публиковать его).

Вот самый простой пример с базовой информацией:

{
  "name": "my_package",
  "description": "",
  "version": "1.0.0",
  "scripts": {
    "test": "echo \"Error: no test specified\" && exit 1"
  },
  "repository": {
    "type": "git",
    "url": "https://github.com/monatheoctocat/my_package.git"
  },
  "keywords": [],
  "author": "",
  "license": "ISC",
  "bugs": {
    "url": "https://github.com/monatheoctocat/my_package/issues"
  },
  "homepage": "https://github.com/monatheoctocat/my_package"
}

Зависимости. Это программы из внешних библиотек, которые мы будем использовать или уже использовали в нашем приложении. Теперь, когда мы используем эти программы внутри своих программ, наши программы становятся зависимыми от них.

Зависимости для разработчиков (devDependencies). Это программы сторонних разработчиков, которые мы используем при разработке в качестве инструментов, в том числе для оптимизации или автоматизации.

npm scripts. Короткие команды для npm, которые мы сможем задавать через консоль.

Список требований к браузерам, на которые рассчитано наше приложение.

Как установить программы из в package.json

Если положить в пустую папку файл package.json и в терминале набрать

npm install 

или короткую версию команды

npm i

npm скачает все программы, которые указаны в package.json. После выполнения команды внутри папки проекта появится папка node_modules, в которую и будут помещены все программы, перечисленные в package.json.

Что делать дальше, когда всё подключено

Теперь npm отходит на второй план и в дело вступает менеджер задач Gulp. Это небольшая программ на JavaScript, которая позволяет нам подключать для решения задач нашей разработки сторонние программы из внешних библиотек.

Свои задачи (или таски — tasks), мы должны прописать в файле gulpfile.js. В первоначальном виде этот файл также размещается корне вашего проекта. Как изменить gulpfile.js под ваш проект или даже написать заново вы узнаете из лайвов на курсе «Адаптивная вёрстка и автоматизация».


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

FormControl и FormGroup в Angular

FormControl и FormGroup в Angular

Если вы разрабатываете веб-приложение, вам рано или поздно придётся собирать данные от пользователя. К счастью, реактивные формы в Angular позволяют делать это без лишней сложности — без нагромождения директив и с минимальным количеством шаблонного кода. Более того, их просто валидировать, так что можно обойтись даже без end-to-end тестов.

Говоря проще, form control’ы в Angular дают полный контроль разработчику — ничего не происходит автоматически, и каждое решение по вводу и управлению принимается явно и осознанно. В этом руководстве мы покажем, как объединять form control’ы в form group’ы, чтобы структурировать форму и упростить доступ к её элементам — как к логическим блокам. Чтобы лучше понять, как работают form group’ы в Angular, мы шаг за шагом соберём реактивную форму.

Для работы с примером скачайте стартовый проект с GitHub и откройте его в VS Code. Если ещё не обновляли Angular, поставьте актуальную на момент написания версию — Angular v18.

Читать дальше
JS
  • 1 июня 2025
AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025
Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство

Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство

Формы — неотъемлемая часть большинства веб-приложений: будь то регистрация, ввод данных или опросы. Модуль реактивных форм в Angular отлично подходит для создания статичных форм, но во многих случаях требуется, чтобы форма могла динамически адаптироваться в зависимости от действий пользователя или внешних данных.

В этой статье мы рассмотрим, как создавать динамические формы с использованием автономных компонентов в Angular 19, применяя модульный подход, который избавляет от необходимости использовать традиционные модули Angular. В сопроводительном репозитории на GitHub для оформления форм используется Tailwind CSS, однако в статье внимание сосредоточено исключительно на логике динамических форм. Tailwind и связанные с ним настройки намеренно не включены в примеры, чтобы сохранить акцент на основной теме.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025
Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция

Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция

Как разработчики на Angular, мы нередко задумываемся, как фреймворк отслеживает изменения в данных и затем отображает их во вьюхе. Этот процесс называется стратегией обнаружения изменений в Angular. В этом материале мы разберёмся, как это работает, и научимся выбирать подходящую стратегию для разных сценариев.

Читать дальше
JS
  • 24 мая 2025
Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство

Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство

Angular развивается стремительно, и с выходом версии 18 появились новые возможности, которые разработчики могут использовать в своей работе. Одним из ключевых изменений в Angular 18 стало удаление традиционного файла app.module.ts — ему на смену пришли standalone-компоненты. Если вы только начинаете работать с Angular или переходите с более ранней версии, это пошаговое руководство поможет вам разобраться в базовых принципах компонентов в Angular 18. Независимо от вашего уровня — новичок вы или опытный разработчик — этот туториал покажет, как создавать, управлять и эффективно использовать компоненты в Angular.

Читать дальше
JS
  • 19 мая 2025
Полное руководство по Angular @if

Полное руководство по Angular @if

Одно из самых заметных нововведений в Angular — это встроенный синтаксис для управляющих конструкций, который появился в версии 17. Он решает одну из самых частых задач, с которой сталкивается каждый разработчик: показывать или скрывать элементы на странице в зависимости от условия. Раньше для этого использовали привычную структурную директиву *ngIf. Теперь у нас есть более современная альтернатива — синтаксис @if, часть нового подхода к управлению шаблоном.

В этом гайде мы сравним оба варианта, разберёмся, чем @if лучше, и покажем, как можно перейти на него автоматически. Также поговорим об одной распространённой ошибке — о том, как не стоит использовать @if вместе с пайпом async.

Читать дальше
JS
  • 18 мая 2025
Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки

Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки

Модули — один из ключевых инструментов Angular для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. В этой статье мы подробно рассмотрим:

  • что такое модули в Angular;
  • зачем они нужны;
  • как их использовать для структурирования кода;
  • как реализовать «ленивую» загрузку модулей;
  • и чем отличаются Feature, Core и Shared модули.

Если вы только начинаете изучать Angular или хотите углубить свои знания, эта статья поможет вам лучше понять, как правильно организовать архитектуру Angular-приложения.

Читать дальше
JS
  • 12 мая 2025
Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl

Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl

Директива RouterLink позволяет настраивать переходы между маршрутами прямо в шаблоне Angular. А методы Router.navigate и Router.navigateByUrl, доступные в классе Router, дают возможность управлять навигацией программно — прямо из кода компонентов.

Разберёмся, как работают RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl.

Читать дальше
JS
  • 11 мая 2025
Полное руководство по Lazy Loading в Angular

Полное руководство по Lazy Loading в Angular

Если вы создаёте большое Angular-приложение, вам наверняка важно, чтобы оно загружалось быстро. Представьте, что вы устраиваете вечеринку и хотите подавать закуски не сразу, а по мере прихода гостей, чтобы не перегрузить кухню. «Ленивая» загрузка в Angular работает примерно так же: вместо того чтобы загружать всё приложение целиком сразу, вы подгружаете только те части, которые нужны — и только когда они нужны.

В этом пошаговом руководстве мы разберём, как реализовать lazy loading в Angular.

Читать дальше
JS
  • 10 мая 2025
Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд

Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд

Иногда страницу нужно просто перезагрузить. Полностью. Не компонент, не блок, а именно целиком. Без обсуждений, без лишней логики. Например, чтобы:

  • экран с результатами обновлялся каждые 10 секунд;
  • интерфейс на стенде показывал последние данные без кнопок;
  • страницы в интранете не устаревали, пока никто не смотрит.

Это можно сделать в любой связке: HTML, JS, Python, PHP, Go, Node.js — не важно. Ну и если говорить совсем прямо, то совсем разных способов всего три, а остальное просто вариации.

Читать дальше
JS
  • 5 мая 2025