У этой статьи есть продолжение — там мы рассказываем про работу с сервером и передачу параметров в коллбэк-функции

При изучении программирования мы привыкаем мыслить последовательно: строки кода выполняются по порядку. Для многих языков это утверждение верно на 100%, но всё начинает меняться, когда речь заходит про асинхронное программирование.

Это статья о том, как работают и зачем нужны колбэк-функции в JavaScript. Это одна из важнейших тем программирования на JavaScript, и ни одна более-менее серьёзная программа не обойдется без применения колбэк-функций.

Что такое колбэк-функция

Колбэк-функция или функция обратного вызова — функция, предназначенная для отложенного выполнения. Проще говоря, она должна быть выполнена после завершения работы другой функции. Чтобы стало понятнее, разберём пример с заказом пиццы.

Колбэк (callback) переводится как «Перезвоните». Действительно, принцип работы колбэков схож с заказом обратного телефонного звонка. Представьте, что вы звоните оператору для заказа пиццы, но срабатывает автоответчик, где приятный голос просит оставаться на линии, пока не освободится оператор, или предлагает заказать обратный звонок. Когда оператор освободится — он перезвонит и примет заказ.

Это прекрасная аналогия для понимания принципов работы колбэков и асинхронности. Вместо ожидания ответа оператора, мы можем заказать обратный звонок и заниматься другими делами. Как только произойдёт колбэк (нам перезвонили), мы сможем выполнить задуманное — заказать пиццу.

Как писать код для колбэков

Посмотрим на колбэки с практической стороны.

Выше мы сказали, что колбэки неразрывно связаны с асинхронностью и позволяют «запланировать» действие, которое будет совершено после выполнения какого-то другого, возможно длительного действия. Пример с заказом пиццы это прекрасно илюстрирует. Давайте посмотрим, как это может выглядеть в коде, но для начала взглянем на синхронный код:

// Приготовление пиццы. Длительный процесс
const newPizza = makePizza('pepperoni');
// Читаем книгу пока готовят пиццу
readBook();

// Съедаем пиццу
eatPizza(newPizza);

Что в этом коде больше всего бросается в глаза? Правильно — последовательность. Здесь представлен синхронный код, который будет выполнятся последовательно:

  1. Мы ждём, пока для нас приготовят пиццу «Пепперони».
  2. Затем мы читаем книгу.
  3. Наконец-таки откладываем книгу в сторону и ужинаем пиццей.

Проблема видна невооруженным глазом — пока готовится пицца, мы вынуждены ждать и ничего не делать. Строка readBook() будет выполнена только после приготовления пиццы. Фактически мы начнём читать книгу после приготовления пиццы, а не во время готовки.

Само собой, в реальном мире вместо выпекания пиццы может быть любой долгий процесс, например, запрос на получение данных с сервера.

Такой запрос не выполняется мгновенно: браузеру понадобится время, чтобы найти IP-адрес сервера, установить соединение, передать запрос, дождаться ответа и т. д. Все эти действия занимают разное количество времени. Временные задержки будут постоянно отличаться и зависеть от скорости соединения с сетью, времени выполнения запроса на сервере и некоторых других факторов.

Синхронные запросы к серверу будут блокировать дальнейшее выполнение веб-приложения, и это уже очень плохо. Представьте, что каждый раз при отправке запроса к серверу интерфейс вашего приложения становится полностью недоступным.

Эту проблему решает асинхронность, и длительные операции лучше выполнять именно асинхронно. В этом варианте мы как бы откладываем длительную операцию «на потом» и вместо ожидания завершения выполняем другой код. В этой схеме прозрачно всё, кроме вопроса: «Как выполнить код после завершения асинхронной операции?». Ответ прост — функции обратного вызова.

В JavaScript функции являются объектами высшего порядка. Это означает, что функции можно передавать в другие функции в виде параметров или возвращать в виде результата выполнения.

Рассмотрим пример:

const foo = function () {
 return 'Hello, world!';
}

// Вызываем функцию и выводим результат в консоль
console.log(foo()); // Hello, world

// Выводим функцию в консоль без вызова
console.log(foo); // ƒ () { return 'Hello, world!'; }

В первом случае мы вызываем функцию foo при помощи круглых скобок и выводим результат выполнения в консоль. Во втором примере мы не делаем вызов функции (обратите внимание на отсутствие круглых скобок), и в консоль выводится содержимое функции. Выходит, нам ничего не мешает передать функцию в виде параметра для других функций:

const runIt = function (fn) {
  return fn(); // Вызываем функцию, переданную в качестве параметра
}

console.log(runIt(foo)); // Hello, world

Мы передали функцию foo в виде параметра и вызывали её внутри функции runIt. Вызов функции мы сделали стандартным образом — применяя круглые скобки.

Что в итоге? Мы передали ссылку на функцию в виде параметра и вызвали её внутри другой функции. В этом и заключается идея колбэков: мы передаем в виде параметров функции, которые будут вызваны «когда-нибудь потом».

И снова пицца

Вернёмся к примеру с приготовлением пиццы. Попробуем поэкспериментировать с кодом и перевести его на асинхронные рельсы. Напомню, наша задача — попросить приготовить пиццу, и читать книгу, пока пицца не будет готова.

const makePizza = function (title, cb) {
 console.log(`Заказ на приготовление пиццы «${title}» получен. Начинаем готовить…`);
 setTimeout(cb, 3000);
}

const readBook = function () {
 console.log('Читаю книгу «Колдун и кристалл»…');
}

const eatPizza = function () {
  console.log('Ура! Пицца готова, пора подкрепиться.');
}

makePizza('Пеперонни', eatPizza);
readBook();

Это рабочий код, попробуйте выполнить его в консоли и посмотреть на результат вывода. Он будет таким:

Заказ на приготовление пиццы «Пепперони» получен. Начинаем готовить…
Читаю книгу «Колдун и кристалл»…

// Здесь будет пауза

Ура! Пицца готова, пора подкрепиться.

Функция makePizza выполняется мгновенно, и сразу за ней последовал вызов readBook. Пока мы читали книгу, приготовилась пицца, и произошёл вызов функции eatPizza из функции makePizza. Задержку выполнения мы сделали искусственно с помощью setTimeout.

Как видите, ничего сверхъестественного в колбэках нет. Это обычная функция, которая будет выполнена не сейчас, а когда-нибудь потом. «Когда-нибудь» — не преувеличение. Мы не можем сказать, в какой момент времени это случится, но можем сказать, после какой именно функции — после выполнения функции приготовлении пиццы.


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023
Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.

Это можно описать с помощью оператора if.

let weather = "sunny";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
}

А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.

Этот сценарий можно описать с помощью if-else.

let weather = "rainy";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
  console.log("Возьму зонт");
}

Условный оператор if-else if-else

Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:

И всё это очень легко описывается кодом:

let weather = "sunny";
let time = "morning";

if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
  console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
  console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
  console.log("Еду на машине");
}

Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.

🐈

JS
  • 30 августа 2023