Регулярное выражение — это последовательность символов (селекторов). Оно используется для поиска и обработки строк, слов, чисел и других текстовых данных.

Регулярные выражения выручают при решении разных задач. Например, с их помощью легко искать и менять строки в коде. Но чаще всего регулярные выражения используют для валидации форм. Давайте посмотрим, как это делать.

Зачем нужны регулярные выражения

Шаблон регулярного выражения

Создать шаблон можно двумя способами. Выбирайте тот, что больше нравится:

Первый способ — через new RegExp():

regularExpression = new RegExp("регулярное выражение", "флаги");

Второй способ — через слеши:

regularExpression = /регулярное выражение/флаги;

Основные символы в регулярных выражениях

Посмотрим, чем наполнять шаблон регулярного выражения: какие селекторы использовать и что такое флаги.

Символы текста

Буквы и цифры — самые простые символы. Например, регулярное выражение оса найдет совпадение даже в слове «автосалон».

Символы начала и конца строки

Каретка ^ используется для обозначения начала строки, а доллар $ — для конца. К примеру, если мы напишем ^оса$, то совпадением будет только со словом «оса».

Классы символов

С их помощью указываются диапазоны символов. То есть вы можете уточнить, какие буквы, цифры или знаки могут встречаться в регулярном выражении, а какие нет.

[^] — отрицание диапазона символов. Если коротко, вы можете исключить поиск конкретных символов. Например, [^оса] не найдёт совпадений со словом «оса», а вот с «осадками» совпадение будет.

Цифры:

  • [0-9] — любая цифра от нуля до девяти;
  • \d — тоже любая цифра, это эквивалент [0-9].

Буквы:

  • [а-яё] — любая буква кириллицы в нижнем регистре;
  • [а-яёА-ЯЁ] — любая буква кириллицы в нижнем и верхнем регистре;
  • [a-z] — любая буква на латинице в нижнем регистре;
  • [a-zA-Z] — любая буква на латинице в нижнем и верхнем регистре;
  • \w — любая цифра, латинская буква или знак подчёркивания.

Символы и знаки препинания:

  • [.,:;?!-] — знаки препинания.
  • \s — пробел.

Квантификаторы

Эти селекторы проверяют количество повторений предыдущего символа или группы символов:

  • {n} — совпадение с точным количеством, где n — это положительное целое число. Например, конструкция [1-3]{1} будет искать одну цифру от одного до трёх.
  • {min,max} — диапазон совпадений от минимального до максимального. Например, так можно указать минимальное и максимальное количество символов для ввода — {2,15}. А ещё одно из значений можно пропустить — {min,} или {,max}.
  • — одно или бесконечное количество совпадений. Этот селектор равнозначен записи`.
  • + — одно или более повторений. Этот селектор равнозначен записи {1,}.
  • ? — ни одного или одно повторение. Селектор равнозначен записи {0,1}.

Модификаторы

Их ещё называют флагами. Это определённые параметры, которые задают настройки для поиска или замены текста.

Модификаторов много, мы перечислим лишь самые популярные:

  • i — не учитывать регистр букв;
  • g — искать все совпадения;
  • u — поддержка юникод-символов.

Альтернация

Проще говоря, это условие. Альтернация обозначается символом | и указывает несколько вариантов, которые могут соответствовать регулярному выражению. Например, регулярное выражение (яблоко|банан) будет искать строки, содержащие либо слово «яблоко», либо «банан».

Символы группируются в скобках. При этом вы можете добавить условие «или» для любого количества символов: (a|b|c|d).

💡 Это лишь часть селекторов. Полный список вы найдёте на сайте MDN.

Как составить регулярное выражение

Сформулируйте условие. Например, вы хотите составить регулярное выражение для проверки логина. Этот логин должен быть длиннее трёх символов. Он может содержать буквы на кириллице и латинице или цифры. Регистр неважен.

Составьте выражение. Наполните шаблон селекторами, подходящими под ваши условия:

  • Логин содержит буквы или цифры — /^[a-zа-яё0-9]/.
  • Слово должно быть не короче трёх символов, максимальной длины нет — /^[a-zа-яё0-9]{3,}/.
  • Регистр неважен — /^[a-zа-яё0-9]{3``,}$/i.

Протестируйте регулярное выражение. Напишите собственные тесты или воспользуйтесь одним из онлайн-сервисов, например, regex101.

Регулярные выражения можно составить разными способами — даже два разработчика-коллеги напишут для одной и той же задачи что-то своё. Кому-то важна лаконичность — чем выражение короче, тем лучше. Кто-то хочет предусмотреть все варианты — например, вдруг пользователь введёт в логине нижнее подчёркивание. А кто-то просто хорошо знает возможности регулярок и гибко использует этот инструмент.

Примеры регулярных выражений

Регулярное выражение для номера телефона

Допустим, мы хотим проверить, что пользователь ввёл телефон в формате (XXX) XXX-XXXX. Можно составить следующее регулярное выражение: /^\d{3}-\d{3}-\d{4}$/. Здесь \d соответствует любой цифре, а фигурные скобки { и } указывают количество повторений.

Такое регулярное выражение будет соответствовать строкам, которые начинаются с открывающей скобки. За скобкой следуют три цифры, затем пробел, ещё три цифры, дефис и четыре цифры. Последним идёт символ конца строки.

✅ При проверке 123-456-7890 будет соответствовать шаблону, а (123) 456 7890 — нет.

Регулярное выражение для электронной почты

Составим регулярное выражение, которое проверяет формат почты username@domain.com — /^\w+([.-]?\w+)@\w+([.-]?\w+)(.\w)$/. Выражение сложное, поэтому давайте посимвольно разбирать, что здесь происходит:

  • ^ — начало строки.
  • \w — любая буква, цифра или символ подчёркивания.
  • + — указывает, что предыдущий символ (любая буква, цифра или символ подчёркивания) должен повторяться один или более раз.
  • ([.-]?\w+)* — группа символов. Она начинается с точки, дефиса или ни одного из них (?). За ними следует одна или более буквы, цифры или символы подчёркивания (\w+). Звёздочка указывает, что эта группа может встречаться нуль или более раз.
  • @ — символ собаки, он обязателен в адресе электронной почты.
  • \w — любая буква, цифра или символ подчёркивания.
  • ([.-]?\w+)* — аналогичная группа символов, как описано выше.
  • . — просто точка.
  • \w — любые буквы, цифры или символ подчёркивания.
  • $ — конец строки.

Если коротко, это регулярное выражение будет соответствовать строкам, которые начинаются с одной или более буквы, цифры или символа подчёркивания. За ними следует символ @. Затем идёт одна или более группа символов — она состоит из букв, цифр или подчёркивания, разделённых точкой. В конце — буквы, цифры или знак подчёркивания.

✅ При проверке example.email@mail.com будет соответствовать этому шаблону, а example.emailmail.com — нет.

Регулярное выражение для проверки имени человека

Предположим, мы хотим проверить, что введённое имя содержит только буквы и начинается с заглавной буквы. Для этого можно составить такое выражение: /^[А-Я][а-яё]*$/. Здесь [А-Я] соответствует любой заглавной букве, а [а-яё] — любой букве в нижнем регистре. Звёздочка указывает, что предыдущий символ может повторяться нуль или более раз.

✅ При проверке имя Иван будет соответствовать шаблону, а иван — нет.

Заключение

Мы затронули лишь небольшую часть — основы регулярных выражений. Тема регулярок слишком обширна, чтобы рассказать обо всём в одной статье. Есть другие селекторы, модификаторы, да и сами регулярные выражения могут быть сложнее и интереснее.

💡 Чтобы углубиться в тему, пройдите курс «Регулярные выражения для фронтенда». Он научит вас составлять регулярные выражения, чтобы писать меньше кода и работать быстрее.

Материалы по теме


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023