Функции в JavaScript можно объявить тремя способами: через декларативное объявление, функциональное выражение или с помощью стрелок. Звучит сложно, но на самом деле всё совсем не так.

Декларативное объявление

Для чего использовать: для любой функции, если вы не планируете записывать её в переменную или передавать в качестве аргумента другим функциями.

Синтаксис и пример использования:

function имяФункции(параметры ) {
  // Тело функции
};

// Пример декларативного объявления
function greet(name) {
  console.log("Привет, " + name + "!");
};

Мы сначала указываем ключевое слово function. За ним идёт имя функции — в нашем случае greet. В круглых скобках пишем параметры, если они есть. Если параметров нет, оставляем просто — (). В фигурных скобках содержится код, который будет выполняться при вызове функции.

🖊️ Тело функции — это код, который выполняется при её вызове.

Плюсы:

  • Простой и понятный синтаксис.
  • Функцию можно использовать в любом месте в коде, даже до её объявления. Это называется «всплытием функции» (function hoisting).

Что такое всплытие?

Минусы:

  • Такую функцию нельзя присвоить переменной или передать в качестве аргумента другой функции.
  • Функцию можно использовать до её объявления — преимущество легко превращается в недостаток, потому что код сложнее читать и про функцию можно забыть.

Функциональное выражение

Для чего использовать: для функции, которую нужно записать в переменную. А ещё способ полезен, когда функция должна быть доступна только после её объявления.

Синтаксис и пример использования:

const имяПеременной = function(параметры) {
  // код функции
};

// Пример функционального выражения
const greet = function(name) {
  console.log("Привет, " + name + "!");
};

Сначала мы объявляем переменную — у нас это greet. Затем присваиваем ей значение — функцию. Эта функция пишется так же, как и при декларативном объявлении. Но в отличие от него здесь имя функции чаще всего опускается — то есть она является анонимной.

🖊️ Анонимная функция — это функция без имени.

Плюсы:

  • Так как функция присваивается переменной, её легко передавать в другие функции.
  • Можно создавать функции, которые используются только внутри определённого контекста.

Минусы:

  • Нельзя использовать функцию до её объявления, если она анонимна — а так чаще всего и есть.

Стрелочная функция

Для чего использовать: для любых функций, в которых нет контекста this.

Что такое this. Контекст выполнения функций

Синтаксис и пример использования:

const имяФункции = (параметры) => {
  // код функции
};

// Пример стрелочной функции
const sum = (a, b) => {
  return a + b;
};

Стрелочные функции компактны. У них нет имени и ключевого слова function. Вместо них в круглых скобках сразу же пишутся параметры — (a, b), за которыми идёт стрелка =>, а после неё фигурные скобки с телом функции.

Стрелочную функцию можно записать ещё короче. Если её тело состоит из одного выражения (действия), фигурные скобки и ключевое слово return не нужны:

// Этот пример...
const sum = (a, b) => {
  return a + b;
};

// ...можно сократить до одной строки
const sum = (a, b) => a + b;

// А этот пример сократить нельзя — здесь уже несколько действий
const sum = (a, b) => {
  let c = 0;
  if (a > b) {
    c = a + b;
  }
  return c;
};

Если у функции только один параметр, круглые скобки тоже можно отбросить:

// Этот пример...
const square = (a) => {
  return a * a;
};

//...можно сократить до одной строки

const square = a => a * 2;

Но так лучше не делать — скобки визуально отделяют параметры от тела функции и с ними код читать проще. А ещё теряется единообразие в коде, так как это единственный случай, когда скобки можно раскрыть:

const sum = (a, b) => a + b;
const square = a => a * 2;
const multiplication = () => 2 * 2;

Плюсы:

  • Компактный синтаксис.

Минусы:

  • Порой из-за сокращения ухудшается читаемость кода.
  • Не подходит для использования в качестве методов объектов или конструкторов объектов.
  • Нельзя использовать функцию до её объявления.

Что использовать

Всё зависит от ваших задач и стандартов оформления кода на вашей работе. Например, в некоторых компаниях принято писать стрелочные функции вместо стандартных функциональных выражений, а где-то наоборот. Главное, чтобы ваш код был единообразным.

Напоследок сравним все способы, чтобы вы могли выбрать подходящий под ваши задачи.

Время создания

  • Декларативное объявление: функция создаётся и доступна в любом месте кода до её объявления.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: создаётся в момент выполнения кода. Если вызвать до объявления, появится ошибка.

Присваивание переменной

  • Декларативное объявление: функция не присваивается переменной. Её нельзя передать другой функции в качестве аргумента.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: создаётся и сразу присваивается переменной. Эту переменную можно использовать, чтобы вызывать функцию или передавать в другие функции.

Видимость

  • Декларативное объявление: функция становится видимой внутри текущего и будущих блоков кода (функции, циклы, условные операторы и так далее). Это означает, что функцию можно вызывать из любого места внутри блока.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: видимость функции ограничена областью видимости переменной, которой она присвоена. Функцию можно вызывать только после присваивания её переменной.

Материалы по теме


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript: полный разбор

Объект URL в JavaScript представляет URL-адрес и предоставляет удобные методы для работы с ним. Он позволяет анализировать, конструировать и декодировать URL-адреса.

Создать объект URL можно двумя способами:

Конструктор URL() — самый распространённый способ, в котором вы передаёте любой URL в виде строки в качестве аргумента.

const url = new URL("https://www.example.com/path?query=123#hash");

Использование window.location — это глобальный объект в браузерах, который содержит информацию о текущем URL.

const currentUrl = new URL(window.location.href);
Читать дальше
JS
  • 23 января 2024
Знакомство с JavaScript

Знакомство с JavaScript

Теперь, когда вы знаете, как создать структуру веб-страницы с помощью HTML и оформить ее стилями с помощью CSS, пришло время оживить её с помощью JavaScript (JS). JavaScript — это мощный язык программирования, который используется для создания интерактивных и динамических веб-сайтов.

Вы можете добавить JavaScript в ваш HTML-документ двумя способами:

Встроенный JavaScript: непосредственно в HTML-документ, в тегах <script>:

<script>
  alert("Привет, мир!");
</script>

Внешний JavaScript: подключение внешнего .js файла к HTML-документу:

<script src="script.js"></script>
Читать дальше
JS
  • 1 ноября 2023
Событие onclick в JS на примерах

Событие onclick в JS на примерах

Интерактивность — ключевой компонент любого современного сайта. И одним из наиболее часто используемых событий для создания интерактивности является событие onclick. В этой статье мы подробно разберёмся, что такое событие onclick, как его использовать и приведем примеры применения.

Событие onclick — это событие JavaScript, которое активируется, когда пользователь кликает на определенный элемент страницы. Это может быть кнопка, ссылка, изображение или любой другой элемент, на который можно нажать.

Читать дальше
JS
  • 30 октября 2023
Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Как перевернуть сайт. Самая короткая инструкция

Не представляем, зачем это может понадобиться, но не могли пройти мимо.

Никакой магии. Мы вызываем JavaScript-функцию rotateBody(), которая применяет свойство transform с значением rotate(180deg) к элементу <body>. Когда вы нажмете на кнопку «Перевернуть», всё, что находится внутри <body> будет повернуто на 180 градусов (то есть, встанет вниз головой)

function rotateBody() {
  document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
}

<button onclick="rotateBody()">Перевернуть</button>

Но такой код повернёт страницу только один раз. Если нужно, чтобы она возвращалась обратно при втором клике, усложним код:

let isRotated = false;

function rotateBody() {
  if (isRotated) {
    document.body.style.transform = 'rotate(0deg)';
    document.body.style.direction = "ltr";
  } else {
    document.body.style.transform = 'rotate(180deg)';
    document.body.style.direction = "rtl";
  }
  isRotated = !isRotated;
}

Надеемся, вы прочитали это описание до того, как нажать на кнопку.

JS
  • 25 октября 2023
Как узнать геолокацию: Geolocation API

Как узнать геолокацию: Geolocation API

Geolocation API позволяет сайтам запрашивать, а пользователям предоставлять свое местоположение веб-приложениям. Геолокация может использоваться для выбора города в интернет-магазине, отображения пользователя на карте или навигации в ближайший гипермаркет.

Основной метод Geolocation API — getCurrentPosition(), но есть и другие методы и свойства, которые могут пригодиться.

Читать дальше
JS
  • 16 октября 2023
Что такое localStorage и как им пользоваться

Что такое localStorage и как им пользоваться

localStorage — это место в браузере пользователя, в котором сайты могут сохранять разные данные. Это как ящик для хранения вещей, которые не исчезнут, даже если вы выключите компьютер или закроете браузер.

До localStorage разработчики часто использовали cookies, но они были не очень удобны: мало места и постоянная передача данных туда-сюда. LocalStorage появился, чтобы сделать процесс более простым и эффективным.

Читать дальше
JS
  • 12 октября 2023
Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023