Функции в JavaScript можно объявить тремя способами: через декларативное объявление, функциональное выражение или с помощью стрелок. Звучит сложно, но на самом деле всё совсем не так.

Декларативное объявление

Для чего использовать: для любой функции, если вы не планируете записывать её в переменную или передавать в качестве аргумента другим функциями.

Синтаксис и пример использования:

function имяФункции(параметры ) {
  // Тело функции
};

// Пример декларативного объявления
function greet(name) {
  console.log("Привет, " + name + "!");
};

Мы сначала указываем ключевое слово function. За ним идёт имя функции — в нашем случае greet. В круглых скобках пишем параметры, если они есть. Если параметров нет, оставляем просто — (). В фигурных скобках содержится код, который будет выполняться при вызове функции.

🖊️ Тело функции — это код, который выполняется при её вызове.

Плюсы:

  • Простой и понятный синтаксис.
  • Функцию можно использовать в любом месте в коде, даже до её объявления. Это называется «всплытием функции» (function hoisting).

Что такое всплытие?

Минусы:

  • Такую функцию нельзя присвоить переменной или передать в качестве аргумента другой функции.
  • Функцию можно использовать до её объявления — преимущество легко превращается в недостаток, потому что код сложнее читать и про функцию можно забыть.

Функциональное выражение

Для чего использовать: для функции, которую нужно записать в переменную. А ещё способ полезен, когда функция должна быть доступна только после её объявления.

Синтаксис и пример использования:

const имяПеременной = function(параметры) {
  // Код функции
};

// Пример функционального выражения
const greet = function(name) {
  console.log("Привет, " + name + "!");
};

Сначала мы объявляем переменную — у нас это greet. Затем присваиваем ей значение — функцию. Эта функция пишется так же, как и при декларативном объявлении. Но в отличие от него здесь имя функции чаще всего опускается — то есть она является анонимной.

🖊️ Анонимная функция — это функция без имени.

Плюсы:

  • Так как функция присваивается переменной, её легко передавать в другие функции.
  • Можно создавать функции, которые используются только внутри определённого контекста.

Минусы:

  • Нельзя использовать функцию до её объявления, если она анонимна — а так чаще всего и есть.

Стрелочная функция

Для чего использовать: для любых функций, в которых нет контекста this.

Что такое this. Контекст выполнения функций

Синтаксис и пример использования:

const имяФункции = (параметры) => {
  // Код функции
};

// Пример стрелочной функции
const sum = (a, b) => {
  return a + b;
};

Стрелочные функции компактны. У них нет имени и ключевого слова function. Вместо них в круглых скобках сразу же пишутся параметры — (a, b), за которыми идёт стрелка =>, а после неё — фигурные скобки с телом функции.

Стрелочную функцию можно записать ещё короче. Если её тело состоит из одного выражения (действия), фигурные скобки и ключевое слово return не нужны:

// Этот пример...
const sum = (a, b) => {
  return a + b;
};

// ...можно сократить до одной строки
const sum = (a, b) => a + b;

// А этот пример сократить нельзя — здесь уже несколько действий
const sum = (a, b) => {
  let c = 0;
  if (a > b) {
    c = a + b;
  }
  return c;
};

Если у функции только один параметр, круглые скобки тоже можно отбросить:

// Этот пример...
const square = (a) => {
  return a * a;
};

//...можно сократить до одной строки

const square = a => a * 2;

Но так лучше не делать — скобки визуально отделяют параметры от тела функции и с ними код читать проще. А ещё теряется единообразие в коде, так как это единственный случай, когда скобки можно раскрыть:

const sum = (a, b) => a + b;
const square = a => a * 2;
const multiplication = () => 2 * 2;

Плюсы:

  • Компактный синтаксис.

Минусы:

  • Порой из-за сокращения ухудшается читаемость кода.
  • Не подходит для использования в качестве методов объектов или конструкторов объектов.
  • Нельзя использовать функцию до её объявления.

Что использовать

Всё зависит от ваших задач и стандартов оформления кода на вашей работе. Например, в некоторых компаниях принято писать стрелочные функции вместо стандартных функциональных выражений, а где-то наоборот. Главное, чтобы ваш код был единообразным.

Напоследок сравним все способы, чтобы вы могли выбрать подходящий под ваши задачи.

Время создания

  • Декларативное объявление: функция создаётся и доступна в любом месте кода до её объявления.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: создаётся в момент выполнения кода. Если вызвать до объявления, появится ошибка.

Присваивание переменной

  • Декларативное объявление: функция не присваивается переменной. Её нельзя передать другой функции в качестве аргумента.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: создаётся и сразу присваивается переменной. Эту переменную можно использовать, чтобы вызывать функцию или передавать в другие функции.

Видимость

  • Декларативное объявление: функция становится видимой внутри текущего и будущих блоков кода (функции, циклы, условные операторы и так далее). Это означает, что функцию можно вызывать из любого места внутри блока.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: видимость функции ограничена областью видимости переменной, которой она присвоена. Функцию можно вызывать только после присваивания её переменной.

Материалы по теме


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

AOT против JIT-компилятора: что лучше для разработки на Angular?

Angular — один из самых популярных фреймворков для фронтенда — предлагает два подхода к компиляции: предварительная компиляция и динамическая компиляция во время выполнения. Оба метода играют важную роль в оптимизации приложений на Angular и повышении их производительности. В этом материале мы рассмотрим различия между ними, их преимущества и разберёмся, когда стоит использовать каждый из подходов.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025
Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство

Динамические формы в Angular 19: пошаговое руководство

Формы — неотъемлемая часть большинства веб-приложений: будь то регистрация, ввод данных или опросы. Модуль реактивных форм в Angular отлично подходит для создания статичных форм, но во многих случаях требуется, чтобы форма могла динамически адаптироваться в зависимости от действий пользователя или внешних данных.

В этой статье мы рассмотрим, как создавать динамические формы с использованием автономных компонентов в Angular 19, применяя модульный подход, который избавляет от необходимости использовать традиционные модули Angular. В сопроводительном репозитории на GitHub для оформления форм используется Tailwind CSS, однако в статье внимание сосредоточено исключительно на логике динамических форм. Tailwind и связанные с ним настройки намеренно не включены в примеры, чтобы сохранить акцент на основной теме.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2025
Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция

Как обнаружить изменения в Angular: пошаговая инструкция

Как разработчики на Angular, мы нередко задумываемся, как фреймворк отслеживает изменения в данных и затем отображает их во вьюхе. Этот процесс называется стратегией обнаружения изменений в Angular. В этом материале мы разберёмся, как это работает, и научимся выбирать подходящую стратегию для разных сценариев.

Читать дальше
JS
  • 24 мая 2025
Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство

Компоненты в Angular 18: пошаговое руководство

Angular развивается стремительно, и с выходом версии 18 появились новые возможности, которые разработчики могут использовать в своей работе. Одним из ключевых изменений в Angular 18 стало удаление традиционного файла app.module.ts — ему на смену пришли standalone-компоненты. Если вы только начинаете работать с Angular или переходите с более ранней версии, это пошаговое руководство поможет вам разобраться в базовых принципах компонентов в Angular 18. Независимо от вашего уровня — новичок вы или опытный разработчик — этот туториал покажет, как создавать, управлять и эффективно использовать компоненты в Angular.

Читать дальше
JS
  • 19 мая 2025
Полное руководство по Angular @if

Полное руководство по Angular @if

Одно из самых заметных нововведений в Angular — это встроенный синтаксис для управляющих конструкций, который появился в версии 17. Он решает одну из самых частых задач, с которой сталкивается каждый разработчик: показывать или скрывать элементы на странице в зависимости от условия. Раньше для этого использовали привычную структурную директиву *ngIf. Теперь у нас есть более современная альтернатива — синтаксис @if, часть нового подхода к управлению шаблоном.

В этом гайде мы сравним оба варианта, разберёмся, чем @if лучше, и покажем, как можно перейти на него автоматически. Также поговорим об одной распространённой ошибке — о том, как не стоит использовать @if вместе с пайпом async.

Читать дальше
JS
  • 18 мая 2025
Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки

Модули Angular для организации кода и ленивой загрузки

Модули — один из ключевых инструментов Angular для построения масштабируемых и поддерживаемых приложений. В этой статье мы подробно рассмотрим:

  • что такое модули в Angular;
  • зачем они нужны;
  • как их использовать для структурирования кода;
  • как реализовать «ленивую» загрузку модулей;
  • и чем отличаются Feature, Core и Shared модули.

Если вы только начинаете изучать Angular или хотите углубить свои знания, эта статья поможет вам лучше понять, как правильно организовать архитектуру Angular-приложения.

Читать дальше
JS
  • 12 мая 2025
Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl

Навигация в Angular: RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl

Директива RouterLink позволяет настраивать переходы между маршрутами прямо в шаблоне Angular. А методы Router.navigate и Router.navigateByUrl, доступные в классе Router, дают возможность управлять навигацией программно — прямо из кода компонентов.

Разберёмся, как работают RouterLink, Router.navigate и Router.navigateByUrl.

Читать дальше
JS
  • 11 мая 2025
Полное руководство по Lazy Loading в Angular

Полное руководство по Lazy Loading в Angular

Если вы создаёте большое Angular-приложение, вам наверняка важно, чтобы оно загружалось быстро. Представьте, что вы устраиваете вечеринку и хотите подавать закуски не сразу, а по мере прихода гостей, чтобы не перегрузить кухню. «Ленивая» загрузка в Angular работает примерно так же: вместо того чтобы загружать всё приложение целиком сразу, вы подгружаете только те части, которые нужны — и только когда они нужны.

В этом пошаговом руководстве мы разберём, как реализовать lazy loading в Angular.

Читать дальше
JS
  • 10 мая 2025
Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд

Все (ну или почти все) способы автоматически перезагрузить страницу раз в N секунд

Иногда страницу нужно просто перезагрузить. Полностью. Не компонент, не блок, а именно целиком. Без обсуждений, без лишней логики. Например, чтобы:

  • экран с результатами обновлялся каждые 10 секунд;
  • интерфейс на стенде показывал последние данные без кнопок;
  • страницы в интранете не устаревали, пока никто не смотрит.

Это можно сделать в любой связке: HTML, JS, Python, PHP, Go, Node.js — не важно. Ну и если говорить совсем прямо, то совсем разных способов всего три, а остальное просто вариации.

Читать дальше
JS
  • 5 мая 2025