Функции в JavaScript можно объявить тремя способами: через декларативное объявление, функциональное выражение или с помощью стрелок. Звучит сложно, но на самом деле всё совсем не так.

Декларативное объявление

Для чего использовать: для любой функции, если вы не планируете записывать её в переменную или передавать в качестве аргумента другим функциями.

Синтаксис и пример использования:

function имяФункции(параметры ) {
  // Тело функции
};

// Пример декларативного объявления
function greet(name) {
  console.log("Привет, " + name + "!");
};

Мы сначала указываем ключевое слово function. За ним идёт имя функции — в нашем случае greet. В круглых скобках пишем параметры, если они есть. Если параметров нет, оставляем просто — (). В фигурных скобках содержится код, который будет выполняться при вызове функции.

🖊️ Тело функции — это код, который выполняется при её вызове.

Плюсы:

  • Простой и понятный синтаксис.
  • Функцию можно использовать в любом месте в коде, даже до её объявления. Это называется «всплытием функции» (function hoisting).

Что такое всплытие?

Минусы:

  • Такую функцию нельзя присвоить переменной или передать в качестве аргумента другой функции.
  • Функцию можно использовать до её объявления — преимущество легко превращается в недостаток, потому что код сложнее читать и про функцию можно забыть.

Функциональное выражение

Для чего использовать: для функции, которую нужно записать в переменную. А ещё способ полезен, когда функция должна быть доступна только после её объявления.

Синтаксис и пример использования:

const имяПеременной = function(параметры) {
  // код функции
};

// Пример функционального выражения
const greet = function(name) {
  console.log("Привет, " + name + "!");
};

Сначала мы объявляем переменную — у нас это greet. Затем присваиваем ей значение — функцию. Эта функция пишется так же, как и при декларативном объявлении. Но в отличие от него здесь имя функции чаще всего опускается — то есть она является анонимной.

🖊️ Анонимная функция — это функция без имени.

Плюсы:

  • Так как функция присваивается переменной, её легко передавать в другие функции.
  • Можно создавать функции, которые используются только внутри определённого контекста.

Минусы:

  • Нельзя использовать функцию до её объявления, если она анонимна — а так чаще всего и есть.

Стрелочная функция

Для чего использовать: для любых функций, в которых нет контекста this.

Что такое this. Контекст выполнения функций

Синтаксис и пример использования:

const имяФункции = (параметры) => {
  // код функции
};

// Пример стрелочной функции
const sum = (a, b) => {
  return a + b;
};

Стрелочные функции компактны. У них нет имени и ключевого слова function. Вместо них в круглых скобках сразу же пишутся параметры — (a, b), за которыми идёт стрелка =>, а после неё фигурные скобки с телом функции.

Стрелочную функцию можно записать ещё короче. Если её тело состоит из одного выражения (действия), фигурные скобки и ключевое слово return не нужны:

// Этот пример...
const sum = (a, b) => {
  return a + b;
};

// ...можно сократить до одной строки
const sum = (a, b) => a + b;

// А этот пример сократить нельзя — здесь уже несколько действий
const sum = (a, b) => {
  let c = 0;
  if (a > b) {
    c = a + b;
  }
  return c;
};

Если у функции только один параметр, круглые скобки тоже можно отбросить:

// Этот пример...
const square = (a) => {
  return a * a;
};

//...можно сократить до одной строки

const square = a => a * 2;

Но так лучше не делать — скобки визуально отделяют параметры от тела функции и с ними код читать проще. А ещё теряется единообразие в коде, так как это единственный случай, когда скобки можно раскрыть:

const sum = (a, b) => a + b;
const square = a => a * 2;
const multiplication = () => 2 * 2;

Плюсы:

  • Компактный синтаксис.

Минусы:

  • Порой из-за сокращения ухудшается читаемость кода.
  • Не подходит для использования в качестве методов объектов или конструкторов объектов.
  • Нельзя использовать функцию до её объявления.

Что использовать

Всё зависит от ваших задач и стандартов оформления кода на вашей работе. Например, в некоторых компаниях принято писать стрелочные функции вместо стандартных функциональных выражений, а где-то наоборот. Главное, чтобы ваш код был единообразным.

Напоследок сравним все способы, чтобы вы могли выбрать подходящий под ваши задачи.

Время создания

  • Декларативное объявление: функция создаётся и доступна в любом месте кода до её объявления.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: создаётся в момент выполнения кода. Если вызвать до объявления, появится ошибка.

Присваивание переменной

  • Декларативное объявление: функция не присваивается переменной. Её нельзя передать другой функции в качестве аргумента.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: создаётся и сразу присваивается переменной. Эту переменную можно использовать, чтобы вызывать функцию или передавать в другие функции.

Видимость

  • Декларативное объявление: функция становится видимой внутри текущего и будущих блоков кода (функции, циклы, условные операторы и так далее). Это означает, что функцию можно вызывать из любого места внутри блока.
  • Функциональное выражение и стрелочная функция: видимость функции ограничена областью видимости переменной, которой она присвоена. Функцию можно вызывать только после присваивания её переменной.

Материалы по теме


«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.

ТелеграмПодкастБесплатные учебники

Читать дальше

Случайное число из диапазона

Случайное число из диапазона

Допустим, вам зачем-то нужно целое случайное число от min до max. Вот сниппет, который поможет:

function getRandomInRange(min, max) {
  return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min;
}
  1. Math.random () генерирует случайное число между 0 и 1. Например, нам выпало число 0.54.
  2. (max — min + 1): определяет количество возможных значений в заданном диапазоне. 10 - 0 + 1 = 11. Это значит, что у нас есть 11 возможных значений (0, 1, 2, ... 10).
  3. Math.random () * (max — min + 1): умножает случайное число на количество возможных значений: 0.54 * 11 = 5.94.
  4. Math.floor (): округляет число вниз до ближайшего целого. Так, Math.floor(5.94) = 5.
  5. ... + min: смещает диапазон так, чтобы минимальное значение соответствовало min. Но в нашем примере, так как min = 0, это не изменит результат. Пример: 5 + 0 = 5.
  6. Итак, в нашем примере получилось случайное число 5 из диапазона от 0 до 10.

Чтобы протестировать, запустите:

console.log(getRandomInRange(1, 10)); // Тест
JS
  • 7 сентября 2023
В чём разница между var и let

В чём разница между var и let

Если вы недавно пишете на JavaScript, то наверняка задавались вопросом, чем отличаются var и let, и что выбрать в каждом случае. Объясняем.

var и let — это просто два способа объявить переменную. Вот так:

var x = 10;
let y = 20;

Переменная, объявленная через var, доступна только внутри «своей» функции, или глобально, если она была объявлена вне функции.

function myFunction() {
  var z = 30;
  console.log(z); // 30
}
myFunction();
console.log(z); // ReferenceError

Это может создавать неожиданные ситуации. Допустим, вы создаёте цикл в функции и хотите, чтобы переменная i осталась в этой функции. Если вы используете var, эта переменная «утечёт» за пределы цикла и будет доступна во всей функции.

Переменные, объявленные с помощью let доступны только в пределах блока кода, в котором они были объявлены.

if (true) {
  let a = 40;
  console.log(a); // 40
}
console.log(a); // ReferenceError

В JavaScript блок кода — это участок кода, заключённый в фигурные скобки {}. Это может быть цикл, код в условном операторе или что-нибудь ещё.

if (true) {
  let blockScoped = "Я виден только здесь";
  console.log(blockScoped); // "Я виден только здесь"
}

// здесь переменная blockScoped недоступна
console.log(blockScoped); // ReferenceError

Если переменная j объявлена в цикле с let, она останется только в этом цикле, и попытка обратиться к ней за его пределами вызовет ошибку.

Читать дальше
JS
  • 30 августа 2023
Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Быстрый гайд по if, else, else if в JavaScript

Допустим, вы собираетесь идти на прогулку. Если на улице солнечно, вы возьмёте с собой солнечные очки.

Это можно описать с помощью оператора if.

let weather = "sunny";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
}

А если погода не солнечная, а, скажем, дождливая, вы возьмете зонт.

Этот сценарий можно описать с помощью if-else.

let weather = "rainy";

if (weather === "sunny") {
  console.log("Возьму солнечные очки");
} else {
  console.log("Возьму зонт");
}

Условный оператор if-else if-else

Теперь представим, что у вас есть несколько вариантов транспорта для дороги на работу: машина, велосипед, общественный транспорт. Выбор будет зависеть от различных условий, например, погоды и времени суток. Логично, что в дождь безопаснее ехать на автобусе, а в хорошую погоду можно прокатиться на машине или велосипеде, если утро и пробки. То есть схема такая:

И всё это очень легко описывается кодом:

let weather = "sunny";
let time = "morning";

if (weather === "rainy") { // если дождь, то только так
  console.log("Еду на автобусе");
} else if (time === "morning") { // если не дождь и утро
  console.log("Еду на велике мимо пробок");
} else { // если второе не дождь и не утро
  console.log("Еду на машине");
}

Ветвление только может показаться сложным, но вообще оно очень логичное, если понять, какие действия после каких условий выполняются. Разберитесь один раз и поймёте на всю жизнь, 100%.

🐈

JS
  • 30 августа 2023
Как исправить ошибки SyntaxError в JavaScript

Как исправить ошибки SyntaxError в JavaScript

Ошибки SyntaxError появляются, если разработчик нарушил правила синтаксиса JavaScript, например, пропустил закрывающую скобку или точку с запятой. Давайте посмотрим, что означает каждая ошибка и в чём может быть проблема.

Читать дальше
JS
  • 14 июля 2023
Как сделать простой слайдер на HTML и JavaScript

Как сделать простой слайдер на HTML и JavaScript

Вы сверстали сайт и сделали его красивым с помощью CSS. Осталось добавить интерактива, и можно добавлять проект в портфолио.

«Оживить» на сайте можно что угодно: меню, модальные окна, корзину, пагинацию… В этой статье мы разберём слайдер — посмотрим, как его сделать на чистом JavaScript. Слайдер пригодится для раздела с отзывами, фотографиями сотрудников, изображениями товаров или чего-нибудь ещё — всё зависит только от вашей фантазии и проекта.

☝ Мы покажем лишь один из возможных вариантов. Это не эталонное решение, да в разработке и не бывает единственно верного способа решить задачу. Но код точно работает, поэтому можете скопировать его в свой проект.

Читать дальше
JS
  • 20 июня 2023
Полезные команды для работы с Node.js

Полезные команды для работы с Node.js

Перед тем как рассматривать полезные команды при работе с Node.js, её необходимо установить.

Команды помогают узнать версию Node.js,

node -h — показывает список всех доступных команд Node.js.

node -vnode --version — показывает установленную версию Node.js.

npm -h — показывает список всех доступных команд пакетного менеджера npm.

npm -vnpm --version — показывает установленную версию npm.

Команда npm update npm -g позволяет обновить версию npm.

npm list --depth=0 показывает список установленных пакетов.

Команда npm outdated --depth=0 покажет список установленных пакетов, которые требуют обновления. Если все пакеты обновлены, список будет пустым.

npm install package — позволяет установить любой пакет по его имени. Если при этом к команде добавить префикс -g пакет будет установлен глобально на весь компьютер.

Команда npm i package является укороченной альтернативой предыдущей команды.

Если вы хотите установить конкретную версию пакета, воспользуйтесь префиксом @ с номером версии. Например, npm install package@1.0.1.

npm uninstall package — удаляет установленный пакет по имени.

Команда npm list package — покажет версию установленного пакета, а команда npm view package version — последнюю версию пакета, которая существует.

Для работы с пакетным менеджером также пригодится файл package.json, который должен лежать в директории, с которой происходит работа в консоли.

Он содержит различные мета-данные, например, имя проекта, версия, описания и автор. Также он содержит список зависимостей, которые будут установлены, если вызвать из этой папки команду npm install.

Кроме этого он ещё имеет скрипты, которые вызывают другие команды консоли. Например, для этого файла вызов команды npm start вызовет запуск задачи Grunt с именем dev. А команда npm run build вызовет скрипт build, который запустит задачу в Grunt с именем build.

Во время работы часто возникает необходимость установить некоторые пакеты. Если установить пакет с префиксом --save, то он автоматически запишется в package.json в раздел dependencies. Такая же команда с префиксом --save-dev запишет пакет в раздел devDependencies.

Что такое nvm

nvm (илиNode Version Manager) — утилита, которая позволяет быстро менять версии Node.js.

Чтобы её установить, достаточно запустить скрипт

curl -o- https://raw.githubusercontent.com/creationix/nvm/v0.31.0/install.sh | bash

Теперь можно установить последнюю версию Node.js, например,5.0 с помощью команды nvm install 5.0. Чтобы начать использовать её, введите команду nvm use 5.0. Таким образом, можно быстро переключаться между версиями, например, для тестирования.

JS
  • 8 июня 2023
Как составлять регулярные выражения

Как составлять регулярные выражения

Регулярное выражение — это последовательность символов (селекторов). Оно используется для поиска и обработки строк, слов, чисел и других текстовых данных.

Регулярные выражения выручают при решении разных задач. Например, с их помощью легко искать и менять строки в коде. Но чаще всего регулярные выражения используют для валидации форм. Давайте посмотрим, как это делать.

Зачем нужны регулярные выражения

Читать дальше
JS
  • 5 июня 2023
Проверка типа интерфейса в TypeScript

Проверка типа интерфейса в TypeScript

Проверка типов интерфейса — одна из ключевых возможностей TypeScript. Она помогает убедиться, что объект или класс содержат необходимый набор свойств и методов, указанных в интерфейсе. Благодаря проверке типов вы можете писать более надёжный код, ведь часть ошибок будет найдена ещё на этапе компиляции.

В чём разница между интерфейсами и типами

Читать дальше
JS
  • 30 мая 2023
9 книг по JavaScript для начинающих в 2023

9 книг по JavaScript для начинающих в 2023

Все вокруг говорят, что книги — прошлый век. Но вовремя прочитанная хорошая книжка может здорово помочь в изучении нового языка или технологии, а то и вообще целиком объяснить какую-нибудь важную штуку. Например, какие бывают алгоритмы, или зачем нужен рефакторинг. К тому же, хоть фреймворки меняются каждый год, основы обычно долго не меняются.

Мы опросили знакомых разработчиков, узнали, что читают они сами, и предлагаем вам подборку хороших книг по JavaScript.

Читать дальше
JS
  • 25 мая 2023