Шансы получить хорошую должность возрастают, если у вас есть опыт работы. Работодатель охотнее возьмёт того, кто не только знает теорию, но и выполнял реальные задачи. Поэтому при обучении студентов HTML Academy отводит особую роль практике — производству, ведь нам важно подготовить людей к реальной разработке.

Производственный этап

Производство состоит из трёх ступеней.

Грейдирование — здесь студенты самостоятельно выполняют проект согласно критериям качества — тем, что были на защите учебных проектов. Эта ступень помогает оценить уровень своих навыков и узнать, что можно улучшить.

«Акселератор» — на этом этапе студенты учатся работать в команде, развивают навыки и скорость работы. Здесь добавляются дополнительные критерии, чтобы студенты научились подстраиваться под требования рынка — ведь у каждой компании свои правила, и нужно уметь к ним приспосабливаться.

Стажировка во фронтенд-аутсорсе «Лига А.» — здесь студенты работают над коммерческими проектами от настоящих заказчиков и получают за это деньги.

Студенты проходят ступени последовательно. Сначала нужно закончить грейдирование, потом успешно завершить «Акселератор», а затем — пройти стажировку.

В этой статье мы подробно разберём практику в «Акселераторе».

Как устроен «Акселератор»

В «Акселераторе» студентов ждёт командная работа над несколькими проектами. Перед каждым из них студент получает техническое задание, макет и срок, к которому нужно закончить работу. Завершить проект нужно вовремя, соблюдая критерии и ориентируясь на замечания наставника и тестировщика.

Команда

Рабочий процесс максимально приближен к реальным условиям, поэтому студент работает в команде с менеджером, наставником и тестировщиком.

Менеджер контролирует общий ход работы, следит за дедлайнами и напоминает о них, а ещё помогает разобраться в документации.

Наставник отвечает за техническую часть и проводит итоговую проверку проекта. К нему можно обратиться, если возникают вопросы по выполнению конкретных задач.

Тестировщик внимательно проверяет работу и готовит список исправлений.

Менеджер Даша работает за ноутбуком
Менеджер Даша проверяет, что со сроками всё в порядке

Работа над проектом

Важно не только грамотно писать код, но и правильно вести документацию. В самом начале менеджер открывает для студента доступ к карточке проекта.

Карточка — основной документ, в нём хранится информация о сроках, макеты и ссылка на репозиторий, а также имена участников команды. В карточку вносятся список правок и количество часов, затраченных на каждый этап работы.

По карточке проекта понятно, с какими этапами у студента возникали сложности и как улучшить работу над следующими проектами.

Рабочий чат команды в Discord
Рабочий чат команды в Discord

Чтобы работа была более наглядной, команда использует план — он тоже хранится в карточке проекта. В плане видны сроки завершения каждой фазы проекта, поэтому всем участникам команды понятно, в каком темпе движется работа. Такой график помогает студенту планировать время и распределять нагрузку.

План работы
План работы

Дедлайн проекта рассчитан из эталонной скорости младших разработчиков в «Лиге А.». К этой скорости нужно стремиться, чтобы работать на коммерческих проектах.

Ревью кода

Когда проект готов, наставник проверяет код по критериям качества. Если какой-то критерий не выполнен, наставник отмечает это в карточке проекта, добавляет комментарий и при необходимости скрин ошибки. После проверки студент исправляет все замечания, и проект переходит к тестировщикам.

Замечания наставника в карточке проекта
Замечания наставника в карточке проекта

Тестирование

Тестировщики смотрят, соблюдено ли техническое задание и нет ли в проекте ошибок. Проект проверяют на выделенном тестовом сервере, чтобы процесс не отличался от тех, что есть в реальной работе.

Критерии проверки на каждой профессии свои. Например, у фронтенд-разработчиков тестировщик смотрит, соответствует ли проект макету, как сайт отображается в разных браузерах и операционных системах. Тестируется «резиновость» вёрстки — на промежуточных разрешениях сетка не должна ломаться, а пропорции отрисованной версии не должны меняться. А ещё проверяются показатели доступности, SЕО и производительности — важно убедиться, что сайт быстрый и удобный для каждого пользователя, вне зависимости от физических возможностей человека.

Замечания тестировщика в карточке проекта
Замечания тестировщика в карточке проекта

В проектах JavaScript-разработчиков тестировщик смотрит, сделано ли всё из технического задания. Если в проекте есть слайдеры, табы, фильтры, сортировка или пагинация — они должны работать корректно и без ошибок.

Также нужно проверить сборку и подключение к серверу. Порой в вёрстке встречаются баги — кликабельные элементы меняют состояние или блокируются, когда студент добавляет какие-то функции — такие элементы тоже нужно протестировать.

После проверки тестировщик заносит замечания в баг-лист, и студент исправляет ошибки.

Тестировщик Женя проверяет проект
Тестировщик Женя проверяет проект

Критерии оценки проектов

В «Акселераторе» мы оцениваем качество кода и скорость работы студента по следующим показателям:

Общий балл за проект — складывается из двух параметров. Первый — оценка код-ревью, когда наставник проверяет качество кода и выполнение критериев. Второй — оценка тестировщика, где мы смотрим соответствие проекта техническому заданию. Максимальная сумма баллов — 100.

Скорость работы в часах и днях при окончательной сдаче проекта — в тот момент, когда проект готов и исправлены все замечания от наставника и тестировщика. Дальше скорость переводится в проценты относительно эталонной скорости младшего разработчика в «Лиге А.» Например, если проект сдан вовремя, скорость составляет 100%. Если срок превышен в 1,5 раза, она равна 75%. При превышении срока в два раза скорость составляет 50%.

Что даёт «Акселератор»

Мы проанализировали результаты студентов и получили такую картину.

С каждым новым проектом скорость работы студента возрастает
С каждым новым проектом скорость работы студента возрастает

Если первый проект студенты делают в среднем на 42% медленнее эталона, то при работе над третьим проектом их скорость увеличивается почти в два раза.

Кроме скорости, «Акселератор» повышает качество работы. Студенты начинают видеть, в каких местах можно допустить ошибку, и относятся к ним внимательнее. Ещё «Акселератор» учит решать новые задачи прямо по ходу работы — всё как в реальной разработке.

Работа в команде и с чёткими дедлайнами также улучшает софт-скиллы. Студенты учатся общаться с коллегами, правильно задавать вопросы, писать отчёты и планировать своё время.

Таким образом, «Акселератор» помогает людям, которые только что прошли обучение на профессии, набить руку на своих первых проектах. После него студенты могут отправляться на оплачиваемую стажировку в «Лигу А.»

Одно лишь теоретическое обучение без связки с практикой ничего не даёт, поэтому производственный этап необходим для закрепления знаний и отработки навыков. После прохождения грейдирования, «Акселератора» и «Лиги А.» у выпускников есть опыт командной работы с коммерческими проектами и кейсы в портфолио, а потому студенты успешно находят работу.

Ещё про Академию