Как устроен «Акселератор» в HTML Academy
- 9 декабря 2022
Шансы получить хорошую должность возрастают, если у вас есть опыт работы. Работодатель охотнее возьмёт того, кто не только знает теорию, но и выполнял реальные задачи. Поэтому при обучении студентов HTML Academy отводит особую роль практике — производству, ведь нам важно подготовить людей к реальной разработке.
Производственный этап
Производство состоит из трёх ступеней.
Грейдирование — здесь студенты самостоятельно выполняют проект согласно критериям качества — тем, что были на защите учебных проектов. Эта ступень помогает оценить уровень своих навыков и узнать, что можно улучшить.
«Акселератор» — на этом этапе студенты учатся работать в команде, развивают навыки и скорость работы. Здесь добавляются дополнительные критерии, чтобы студенты научились подстраиваться под требования рынка — ведь у каждой компании свои правила, и нужно уметь к ним приспосабливаться.
Стажировка во фронтенд-аутсорсе «Лига А.» — здесь студенты работают над коммерческими проектами от настоящих заказчиков и получают за это деньги.
Студенты проходят ступени последовательно. Сначала нужно закончить грейдирование, потом успешно завершить «Акселератор», а затем — пройти стажировку.
В этой статье мы подробно разберём практику в «Акселераторе».
Как устроен «Акселератор»
В «Акселераторе» студентов ждёт командная работа над несколькими проектами. Перед каждым из них студент получает техническое задание, макет и срок, к которому нужно закончить работу. Завершить проект нужно вовремя, соблюдая критерии и ориентируясь на замечания наставника и тестировщика.
Команда
Рабочий процесс максимально приближен к реальным условиям, поэтому студент работает в команде с менеджером, наставником и тестировщиком.
Менеджер контролирует общий ход работы, следит за дедлайнами и напоминает о них, а ещё помогает разобраться в документации.
Наставник отвечает за техническую часть и проводит итоговую проверку проекта. К нему можно обратиться, если возникают вопросы по выполнению конкретных задач.
Тестировщик внимательно проверяет работу и готовит список исправлений.

Работа над проектом
Важно не только грамотно писать код, но и правильно вести документацию. В самом начале менеджер открывает для студента доступ к карточке проекта.
Карточка — основной документ, в нём хранится информация о сроках, макеты и ссылка на репозиторий, а также имена участников команды. В карточку вносятся список правок и количество часов, затраченных на каждый этап работы.
По карточке проекта понятно, с какими этапами у студента возникали сложности и как улучшить работу над следующими проектами.

Чтобы работа была более наглядной, команда использует план — он тоже хранится в карточке проекта. В плане видны сроки завершения каждой фазы проекта, поэтому всем участникам команды понятно, в каком темпе движется работа. Такой график помогает студенту планировать время и распределять нагрузку.

Дедлайн проекта рассчитан из эталонной скорости младших разработчиков в «Лиге А.». К этой скорости нужно стремиться, чтобы работать на коммерческих проектах.
Ревью кода
Когда проект готов, наставник проверяет код по критериям качества. Если какой-то критерий не выполнен, наставник отмечает это в карточке проекта, добавляет комментарий и при необходимости скрин ошибки. После проверки студент исправляет все замечания, и проект переходит к тестировщикам.

Тестирование
Тестировщики смотрят, соблюдено ли техническое задание и нет ли в проекте ошибок. Проект проверяют на выделенном тестовом сервере, чтобы процесс не отличался от тех, что есть в реальной работе.
Критерии проверки на каждой профессии свои. Например, у фронтенд-разработчиков тестировщик смотрит, соответствует ли проект макету, как сайт отображается в разных браузерах и операционных системах. Тестируется «резиновость» вёрстки — на промежуточных разрешениях сетка не должна ломаться, а пропорции отрисованной версии не должны меняться. А ещё проверяются показатели доступности, SЕО и производительности — важно убедиться, что сайт быстрый и удобный для каждого пользователя, вне зависимости от физических возможностей человека.

В проектах JavaScript-разработчиков тестировщик смотрит, сделано ли всё из технического задания. Если в проекте есть слайдеры, табы, фильтры, сортировка или пагинация — они должны работать корректно и без ошибок.
Также нужно проверить сборку и подключение к серверу. Порой в вёрстке встречаются баги — кликабельные элементы меняют состояние или блокируются, когда студент добавляет какие-то функции — такие элементы тоже нужно протестировать.
После проверки тестировщик заносит замечания в баг-лист, и студент исправляет ошибки.

Критерии оценки проектов
В «Акселераторе» мы оцениваем качество кода и скорость работы студента по следующим показателям:
Общийбалл за проект — складывается из двух параметров. Первый — оценка код-ревью, когда наставник проверяет качество кода и выполнение критериев. Второй — оценка тестировщика, где мы смотрим соответствие проекта техническому заданию. Максимальная сумма баллов — 100.
Скорость работы в часах и днях при окончательной сдаче проекта — в тот момент, когда проект готов и исправлены все замечания от наставника и тестировщика. Дальше скорость переводится в проценты относительно эталонной скорости младшего разработчика в «Лиге А.» Например, если проект сдан вовремя, скорость составляет 100%. Если срок превышен в 1,5 раза, она равна 75%. При превышении срока в два раза скорость составляет 50%.
Что даёт «Акселератор»
Мы проанализировали результаты студентов и получили такую картину.

Если первый проект студенты делают в среднем на 42% медленнее эталона, то при работе над третьим проектом их скорость увеличивается почти в два раза.
Кроме скорости, «Акселератор» повышает качество работы. Студенты начинают видеть, в каких местах можно допустить ошибку, и относятся к ним внимательнее. Ещё «Акселератор» учит решать новые задачи прямо по ходу работы — всё как в реальной разработке.
Работа в команде и с чёткими дедлайнами также улучшает софт-скиллы. Студенты учатся общаться с коллегами, правильно задавать вопросы, писать отчёты и планировать своё время.
Таким образом, «Акселератор» помогает людям, которые только что прошли обучение на профессии, набить руку на своих первых проектах. После него студенты могут отправляться на оплачиваемую стажировку в «Лигу А.»
Одно лишь теоретическое обучение без связки с практикой ничего не даёт, поэтому производственный этап необходим для закрепления знаний и отработки навыков. После прохождения грейдирования, «Акселератора» и «Лиги А.» у выпускников есть опыт командной работы с коммерческими проектами и кейсы в портфолио, а потому студенты успешно находят работу.
Ещё про Академию
«Доктайп» — журнал о фронтенде. Читайте, слушайте и учитесь с нами.
Читать дальше

Из Angular в React: Карина Королева рассказывает о программе роста до мидла
Как Карина выиграла грант Академии и теперь бесплатно развивает хард- и софт-скиллы.
- 12 мая 2023

Всё о стажировке в «Лиге А.»
Всё, что вы хотели знать о стажировке после Академии.
- 19 апреля 2023


Что такое «Старт в программировании»
Тренажёр? Курс? Навык? Сейчас разберёмся.
- 28 декабря 2022


Профессиональная разработка интерфейсов #27
Обновления, наставники, выпускники.
- 24 декабря 2022

Если вы тоже запутались в тарифах HTML Academy
Разобраться с максимальным тарифом проще, чем вы думаете.
- 21 декабря 2022

Профессиональная вёрстка сайтов #35
Обновления курса и отзывы студентов по 35 потоку.
- 16 декабря 2022

